Изменение национально-государственного устройства России (80-90-е гг. XX в.)
С 1989 г., когда стало возможным обсуждать открыто различные общественные явления, одной из основных проблем внутриполитической жизни Советского Союза стал национальный вопрос.
«Народные фронты», оформившиеся осенью 1988 г., опирались на массовые сепаратистские настроения населения. Республики Прибалтики потребовали разъяснить события 1939-1940 гг., обусловленные присоединением к СССР. На протяжении 1988 и 1989 гг. в республиках Прибалтики были приняты Декларации о государственном суверенитете и законы о придании статуса государственных местным языкам. Руководство страны было не готово решать национальные вопросы, по всем направлениям национальной политики необходимые решения принимались с опозданием или вовсе не принимались.
I съезд народных депутатов 12 июня 1990 г. утвердил Декларацию о государственном суверенитете. 24 октября 1990 г., спустя почти четыре месяца, Верховный Совет издал закон, который давал российским органам власти право приостанавливать действие союзных актов, если они нарушали суверенитет СССР. Закон предусматривал, что решения высших органов власти СССР могли вступить в силу только после их ратификации Верховным Советом. Параллельно союзным органам стали создаваться государственные институты и структуры.
Распад СССР
«Парад суверенитетов» совпал со вступлением страны в кризисную фазу развития. Проявлявшиеся ранее негативные тенденции в экономической сфере с 1990 г. приобрели угрожающий характер, который вел к разрушению всего государственного механизма.
Распаду страны способствовали:
- отрицательная динамика развития всех отраслей народного хозяйства;
- стремительный рост инфляции;
- падение уровня жизни населения;
- национальные разногласия.
Наблюдался стремительный рост конфликтов на межнациональной основе. Все больше людей эмигрировало в другие страны из-за экономического кризиса и межэтнической нестабильности.
Руководство страны предпринимало отдельные попытки для сохранения целостности страны. Съезд народных депутатов поручил Президенту СССР М.С. Горбачеву совместно с высшим руководством республик разработать до конца 1990 г. Временное соглашение по экономическим вопросам на 1991 г.
Съезд народных депутатов принял постановление, рассматривающее концепции нового Союзного договора (25 декабря 1990 г.), однако только 8 союзных республик из 15 согласились его подписать. Принятие Союзного договора означало бы переход к Союзу государств (вместо союзного государства). Часть центрального руководства страны решило, что возможно путем введения чрезвычайных мер восстановить государственное единство страны.
Последней попыткой сохранить Советский Союз в традиционном статусе стали события 19—21 августа 1991 г. Отдельные высшие руководители государства 19 августа 1991 г. осуществили ряд мер, которые должны были сохранить прежнее государственное устройство:
- население было извещено о том, что президент М. С. Горбачев больше не может выполнять свои обязанности по состоянию здоровья, поэтому исполнять его обязанности временно доверено вице- президенту СССР Г. И. Янаеву;
- в обращении к советскому народу объявлялось, что перестройка, начатая М.С. Горбачевым, зашла в тупик и требовались срочные чрезвычайные меры для выхода из него;
- на отдельных территориях вводилось чрезвычайное положение сроком до 6 месяцев;
- верховенство на всей территории страны по-прежнему принадлежало Конституции СССР и законам Союза ССР;
- был создан ГКЧП - Государственный комитет по чрезвычайному положению, решения комитета были обязательны для исполнения на всей территории страны.
На действия ГКЧП российское руководство отреагировало достаточно продуманно, оперативно и комплексно. В обращении к гражданам России члены ГКЧП были объявлены заговорщиками, призывали организовать бессрочную всеобщую забастовку, следовать Указам Президента России и Законам РСФСР.
В поддержку руководства СССР выступили народные массы. Силовые структуры получили приказ ГКЧП штурмовать «Белый дом», в котором на тот момент находились правительство, президент, Верховный Совет РСФСР. Путч был провален, а членов ГКЧП арестованы. В последствии члены путча были амнистированы.
События августа 1991 года окончательно дискредитировали органы власти, оказавшиеся после кризиса полностью парализованными. Некоторые органы власти ликвидировали. У президента не осталось реальных рычагов власти. Деятельность КПСС была приостановлена. Указом президента М. С. Горбачева от 25 августа ликвидировался Совет Министров, вместо него создали Комитет оперативного управления народным хозяйством. Комитет возглавил премьер И. С. Силаев.
Свою деятельность прекратили высшие органы власти Светского Союза - Верховный Совет, Съезд народных депутатов, Президиум Верховного Совета, упразднялась должность вице-президента. Вместо них был создан Госсовет СССР, в состав которого вошли президент и высшие должностные лица республик. К ним перешли все функции управления государством. Тем не менее распад СССР остановить уже было невозможно.
Окончательно судьба Советского Союза была решена на Беловежской встрече 8 декабря 1991 г. руководителями России, Беларуси и Украины.
Образование СНГ
Соглашение о создании СНГ было подписано 8 декабря 1991 г. в Белоруссии на Беловежской встрече. Соглашение предусматривало роспуск СССР, ликвидацию высших органов, прекращение действия советских законов.
В Ашхабаде на встрече руководителей республик Казахстана и Средней Азии было принято решение поддержать инициативу, предложенную на Беловежской встрече.
21 декабря 1991 г. в Алма-Ате состоялась встреча президентов 11 республик. На встрече распад СССР признали свершившимся фактом. В принятой на встрече Декларации указывалось, что дальнейшее взаимодействие участников содружества будет происходить на принципах равноправия через специальные координирующие институты, полномочия и функции которых определялись соглашением между участниками Содружества. В Декларации объявлялось об образовании СНГ.
Для координации деятельности стран СНГ были созданы высшие органы Содружества — Совет глав правительств и Совет глав государств.