Понятие издательского договора
Лицензионный издательский договор – это тип договора, который заключает автор или другой правообладатель с физическим или юридическим лицом, которое на основании такого договора берет на себя обязанность осуществления издания произведения.
Согласно основному требованию, возлагаемому на издателя на основании статьи 1287 ГК РФ, при заключении издательского лицензионного договора, издатель обязан использовать произведение, то есть издать его в оговоренные сроки.
В соответствии с договором о предоставлении прав на использование произведения, который заключили автор и издатель, последнему необходимо начать использовать произведение не позднее того срока, который установлен договором.
При невыполнении издательством обязанностей по изданию произведения, автор имеет право отказаться от договора и не возмещать причиненные убытки.
При отсутствии в договоре конкретных сроков начала использования произведения, оно должно быть начато в срок, предусмотренный законом для данного типа произведения и способа его использования.
При расторжении издательского договора, автор имеет право потребовать выплатить ему вознаграждение, предусмотренное в данном договоре, в полном размере.
Если единственно возможный способ использовать произведение – это публичное исполнение, может возникнуть вопрос о заключении постановочного договора, предмет которого – драматические произведения, музыка или либретто оперы, балета, оперетты и пр., которые могут быть использованы театрально-зрелищными организациями, такими как театры, филармонии, цирки и пр., через их постановку на сцене. При этом нужно обращать внимание на то, что произведения, в отношении которых заключили постановочный договор, могут не обнародоваться, и быть представлены публике, но при этом не быть опубликованы.
Иными словами, постановочный договор – это тип авторского договора, в котором закреплена передача неопубликованного произведения для использования его через публичное исполнение – в театре, кино и пр.
Содержание издательского договора
В издательском договоре обязательно должны быть предусмотрены:
- способы использования произведения – конкретный ряд прав, который передается на основании данного договора;
- сроки и территория, на которые передано право, а также размер вознаграждения и порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки выплаты вознаграждения, и ряд других условий, которые стороны посчитают важными для рассматриваемого договора.
Если в издательском договоре отсутствует условие, касающееся территорий, на которых будет передано право, действие права, передаваемого по договору, ограничено территорией Российской Федерации.
Все права на использование произведения, которые не были прямо переданы на основании издательского договора, считаются не переданными.
Итог согласования условий, которые считаются сторонами значительными, - заключение издательского договора.
Содержание любого издательского договора предполагает передачу имущественных прав, а объект и предмет такого договора – имущественные авторские права.
Способы прекращения издательского договора
Договорные отношения издателя и автора могут быть прекращены в следующих случаях:
- по взаимному соглашению. Каждый договор возникает в связи с взаимным соглашением, которое может быть прекращено при обоюдном желании контрагентов. Если издатель уже получил рукопись, она должна быть возвращена автору;
- за исполнением договора. После достижения цели, которая предполагалась в момент заключения договора, между ними прекращаются все связи, закрепленные в соглашении. Если весь тираж распродан, то цель распространения в предполагаемом объеме достигнута, а стороны получают свободу по отношению друг к другу. Если издательский договор заключается с установлением определенного срока, до которого издатель может использовать издание, то при наступлении этого момента, договор утрачивает свою силу, несмотря на то, что распродали не все экземпляры;
- в связи с невозможностью исполнения. Рукопись может быть испорчена автором или издателем раньше, чем была воспроизведена в печати. Также в связи с пожаром или затоплением может быть испорчен склад издательства с рукописью, еще не выпущенной в свет. Если рукопись погибла у автора, до того, как она была передана издателю, то отношения прекращаются и не влекут за собой никаких последствий для контрагентов. Если рукопись погибла после передачи ее издателю, то, несмотря на невозможность выполнить условия издательского договора, издатель должен выполнить обязанность по выплате автору условленного гонорара и вознаграждению его за весь ущерб, если автору удастся доказать, что им был понесен дополнительный ущерб;
- по одностороннему отказу. Договор, как правило, связывает контрагентов настолько сильно, что расторгнуть его можно только по обоюдному согласию, помимо возникновения высших обстоятельств. В отдельных случаях может быть допущено одностороннее отступление. Автор имеет право отступиться от договора в любой момент, отказавшись выдавать рукопись издателю. В таком случае издатель может потребовать возместить расходы и упущенную выгоду, если позже автором его рукопись будет передана другому издателю. Во всех остальных случаях возможно безнаказанное отступление каждого контрагента без обязанности вознаграждать вред. Это может произойти, если автором передана рукопись, написанная крайне неразборчиво, и он отказывается от корректуры, либо когда представленная рукопись сильно отличается от условленной по объему. Также автор может расторгать договор, если издателем в значительной степени нарушаются обязанности по внешнему виду издания, цены, принятых мер к распространению тиража;
- смерть контрагентов. В связи с личным характером издательского договора, смерть одного контрагента влияет на дальнейшее отношение, не безусловно. Пока автор не окончил своего труда, договор будет прекращен, так как издатель не обязан принимать работу, которая была дополнена другим лицом, или совсем не была закончена. Наступление смерти автора после окончания сочинения и вручения рукописи издателю не влияет на договорные отношения. Смерть издателя, наступившая до того, как сочинение было напечатано, дает право автору считать отношения потерявшими силу. Такое же право есть у автора и после того, как книга поступила в продажу, если наследники не желают продолжать торговое дело. Если же предприятие продолжает пользоваться такой же известностью, как и ранее, автор не имеет права разрыва отношений. Право отступления возможно только при возвращении полного объема гонорара;
- несостоятельность издателя. Несостоятельность одного контрагента также оказывает определенное воздействие на договорные отношения. Несостоятельность автора влияет в меньшей степени, так как он не лишается возможность использовать свои физические и умственные силы, то есть, если сочинение не было закончено, договор сохраняет свою силу, автор может закончить работу, и издатель приступит к выполнению своей части договора. В обратной ситуации, рукописи, приобретенные для издания, то есть право на их печатание, передаются не иначе, как с обязательством исполнения всех условий, заключенных прежним их хозяином.