Понятие источника права
Источник права как понятие в юридической литературе несет две основные смысловые нагрузки:
- Источник права является базой правового производства, когда государство в источниках права закрепляет свою волю и защищает интересы общества.
- Источник права, воплощающий свою юридическую основу.
Таким образом, понятие источник права с правовой точки зрения следует понимать как форму выражения, способ закрепления правовых норм, которые исходят от государства или структур его представляющих.
В российском законодательстве основным источником права являются нормативно-правовые акты.
Понятие источников права социального обеспечения
Социальное обеспечение в юридической литературе определяется как отрасль российского права, которая регулирует отношения в области социального обеспечения населения.
Под источниками права социального обеспечения принято понимать такие нормативно-правовые акты, которые регулируют социальные отношения в данной отрасли права.
Источники данной правовой отрасли в Российской Федерации отражают условия жизни отдельных социальных прослоек, их материальное выражение. С изменением этих материальных условий меняется и законодательная база социального обеспечения. В современном российском обществе, в связи с динамичными социально-экономическими условиями жизни, часто меняется законодательство в данной сфере.
Классификация источников права социального обеспечения
В юридической литературе представлено много классификаций источников права социального обеспечения по различным основаниям, рассмотрим некоторые из них. Многие исследователи предлагают классифицировать источники данной отрасли права по их значимости или, как они указывают, по юридической силе.
- Нормы международного права, к которым присоединилась Российская Федерация. Они обладают большей юридической силой, чем внутренние законы страны.
- Законы, обладающие вышей юридической силой. Они принимаются главными законодательными органами власти страны и ее субъектов. Законы также можно разделить на конституционные, кодифицированные, текущие.
- Подзаконные акты. Среди них можно особенно выделить Указы Президента РФ, которые вносят конкретику, разъяснения в спорные вопросы, которые закреплены законами. Дополнительные меры социальной защиты, сроки их выполнения обычно оговариваются в Постановлениях Правительства РФ.
Здесь необходимо указать, что согласно положениям Конституции РФ вопросы в области социального обеспечения подпадают под совместную компетенцию центральных органов власти и ее субъектов.
Более подробной является классификация по сфере действия источников права, в зависимости от этого можно представить следующее деление:
- Нормативно-правовые акты федерального значения;
- Нормативно-правовые акты субъектов федерации;
- Нормативно-правовые акты отдельных отраслей;
- Муниципальные акты;
- Нормативно-правовые акты локального характера.
- Популярной среди правоведов является классификация источников права социального обеспечения в зависимости от формы нормативно-правового акта, она включает:
- Законы Российской Федерации;
- Указы, исходящие от Президента РФ, а также его распоряжения;
- Постановления, исходящие от Правительства РФ, а так же его распоряжения;
- Разъяснения, постановления таких ведомственных учреждений как Министерства труда, Миграционная служба РФ и прочих.
Отдельные исследователи, считают необходимым выделять источники права в зависимости от органа, который этот нормативно-правовой акт принял, но поскольку аппарат социального обеспечения чрезвычайно обширный, то подробно рассматривать эту классификацию нет необходимости.