Понятие источника права
Источник права как понятие в юридической литературе несет две основные смысловые нагрузки:
- Источник права является базой правового производства, когда государство в источниках права закрепляет свою волю и защищает интересы общества.
- Источник права, воплощающий свою юридическую основу. В данном случае источник права является результатом правотворческой деятельности.
Таким образом, понятие источник права с правовой точки зрения следует понимать как форму выражения, способ закрепления правовых норм, которые исходят от государства или структур его представляющих.
В российском законодательстве основным источником права являются нормативно-правовые акты.
Понятие муниципального права и его источников
В юридическое литературе понятие муниципального право определяется как отрасль права, которая регулирует правоотношения в сфере отношений, возникающих в рамках данной отрасли права.
Под источниками муниципального права принято понимать юридическое выражение воли государства и социума, которое имеет установленную форму, и содержащее нормы регулирования правоотношений относительно предмета муниципального права.
Особенности источников муниципального права
Источники муниципального права имеют ряд, присущих им характеристик:
- Нормативность, то есть закрепленность в определенных нормах права;
- Определенность, которая предполагает четкость прописанных позиций, невозможность двойной трактовки;
- Обязательность применения для всех участников правоотношений;
- Всеобщность, то есть охватывает все субъекты и объекты муниципального права;
- Устойчивость или неизменность в зависимости от времени и обстоятельств;
- Прочность или как некоторые ученые указывают непоколебимость.
Классификация норм муниципального права
В юридической литературе представлено много классификаций источников муниципального права по различным основаниям, рассмотрим некоторые из них.
Нормативно-правовые акты в сфере муниципального права можно разделить в зависимости от их юридической силы.
- Нормы международного права, к которым присоединилась Российская Федерация. Они обладают большей юридической силой, чем внутренние законы страны.
- Законы, обладающие большей юридической силой. Основным законом, который устанавливает базу муниципального права в России, является ее Конституция. Они принимаются главными законодательными органами власти страны и ее субъектов. Законы также можно разделить на конституционные, кодифицированные, текущие.
- Подзаконные акты, которые дополняют и уточняют положения, закрепленные в законах. Среди них можно особенно выделить Указы Президента РФ, которые вносят конкретику, разъяснения в спорные вопросы, которые закреплены законами. Дополнительные меры социальной защиты, сроки их выполнения обычно оговариваются в Постановлениях Правительства РФ.
В зависимости от уровня правового регулирования источники избирательного права можно разделить по следующим видам:
- Законы регионального уровня власти;
- Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.
Многие исследователи разделяют источники данной отрасли права в зависимости от территориального охвата действия на:
- Нормативно-правовые акты регионального действия, которые применимы для территории отдельного субъекта России.
- Акты местного уровня, которые применимы для территории конкретного муниципального образования.
Еще одной устоявшейся классификацией источников муниципального права является деление источников в зависимости от характера правового регулирования.
- Материальные, которые регулируют правоотношения в рамках муниципального права, устанавливают ответственность субъектов правоотношений.
- Процессуальные, которые регулируют правоотношений субъектов муниципального права в рамках судопроизводства.
Также можно привести классификацию, которая делит источники права в зависимости от круга субъектов муниципальных правоотношений на общие, которые применимы ко всем субъектам права, и специальные, которые применимы лишь для отдельных субъектов правоотношений.