Международная унификация права
Международная унификация права – это одна из ведущих проблем сравнительного правоведения.
Во второй половине XIX века нашли свое отражение первые унификаторские начинания. Их основой были практические потребности, развитие торговли и международных отношений. Одним из начинателей правовой унификации считают Леона Леви, который в Средневековье предпринял попытку сравнить торговое право Великобритании и романской системы с кодексами и законами 50 других стран. Впервые им была продемонстрирована связь сравнительных исследований и унификации права.
В 1865 году первым конгрессом по торговому праву были изучены возможности унифицировать некоторые разделы морского права. В 1877 году Международной ассоциацией права была осуществлена первая, ставшая знаменитой унификация в сфере морского права – принятие Йорк-Антверпенских правил об общей аварии. Далее последовала волна заключений конвенций разного рода.
Гаагские конвенции, которые были приняты и подписаны перед Первой мировой войной, имели объект – область коллизии законов. Это движение было продолжено и позже привело к принятию Женевских конвенций 1930 и 1931 годов касательно простых и переводных векселей, а также двух Гаагских конвенций 1964 года о единообразных законах в международной купле-продаже товаров и заключении договоров такого рода.
Таким образом, унификационное движение охватило широкий круг вопросов и существует уже продолжительное время.
Объективный фактор, обусловливающий унификацию, - стремление обеспечить ряд четких гарантий в сфере международной торговли, а также избежать посредством принятия единообразных актов тех сложностей и неопределенностей, которые порождает коллизия законов.
Различают национальную и международную унификацию. Национальная унификация – итог сопоставления нескольких правовых порядков в рамках рассматриваемой страны и выбор между ними.
Международная унификация осуществляется независимыми странами, может быть спонтанной, либо преднамеренной и желаемой.
Спонтанную международную унификацию порождают практические потребности, а осуществляется она в результате конкретных действий, занятых в данной сфере лиц. Сходные условия и потребности порождают сходные последствия, в связи чем, после эпохи кодификации XIX века, когда торговое право заключили в жесткие рамки национальной регламентации, снова было возрождено стремление создавать торговое право международного плана.
Унификация в правовой сфере представляется преднамеренной, реализуемой посредством трех основных способов:
- заключение конвенции (классическая форма), включающей единообразный закон. Такой конвенцией все подписавшие ее государства обязуются привести нормы национального законодательства в соответствие с нормами единообразного закона;
- совместная выработка правовых норм, инкорпорирующихся далее в национальное право стран, которые принимают участие в совместной выработке этих норм. При этом такие страны не связаны какими-либо априорными обязательствами, а каждое государство само может решить, когда и в каком объеме будет происходить эта инкорпорация;
- подготовка какой-либо официальной или частной организацией типового закона или закона-модели, который далее будет предложен законодателям из разных государств. Законодатели могут принимать предлагаемый закон полностью, частично или в модифицированном виде, то есть так, как посчитают нужными.
Виды международной унификации
По охвату участников унификация может быть двусторонней или многосторонней (более частый вариант). Двусторонняя предполагает только два государства-участника, например, франко-итальянский закон об обязательствах 1929 года.
Многосторонняя унификация предполагает участие многих государств, действующих на основании общепринятой международно-правовой регламентации, например, принятие Варшавской конвенции о воздушных перевозках и Женевских конвенций о векселях и чеках.
Также принято различать региональную и универсальную унификацию.
Региональная затрагивает несколько соседствующих стран или стран, которые образуют определенную политико-экономическую группу.
Универсальная унификация затрагивает самые разные страны, она открыта для государств, которые относятся к разным общественным системам.
В зависимости от целей выделяют тотальную и частичную унификации:
- Тотальная унификация – ситуация, когда пришедшие к соглашению страны осуществляют требуемое единообразие как во внутренней сфере, так и в международной, то есть реализуют все юридические последствия, которые должны последовать за унификацией.
- Частичная унификация предполагает действие единообразных норм только в сфере международных отношений, а внутренний правопорядок стран-участниц не испытывает влияния унификационной конвенции.
С позиции унификации, факты существования межправительственных и межгосударственных региональных организаций связаны с рядом очевидных преимуществ. Их создание и структуру определяют сами государства, которые должны активно работать в направлении унификации, в единых геополитических рамках и решать схожие проблемы похожими способами. Сообщества базируются на единстве или на близости правовых концепций, что дает возможность предварительного установления пределов унификации и облегчения ее последующего осуществления.
М. Анселем были сформулированы следующие выводы относительно унификации права:
- унификация перестала быть главным объектом сравнительного права и главной проблемой компаративиста;
- по отдельным вопросам, в отношении которых трудно добиваться унификации правовых норм, между отдельными системами возможна гармонизация, координация или униформизация;
- при переходе к новой гармонизации от старой унификации, можно обнаружить, что наука должна отойти от норм права и обратиться к целостной правовой системе.