Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Инкское право или законы инков

Понятие инкского права или законов инков

Определение 1

Законы инков (иначе – инкское право) - правовая система государства, возникшего на базе Андских культур. Они развивались вплоть до 1533 года - момента падения Империи Инков, но не исчезли вместе с нею, а нашли применение в Новоинкском государстве в Вилькабамбе, где просуществовали вплоть до 1572 года. Но даже эту дату нельзя считать окончательной, так как в отдельных высокогорных регионах, благодаря отлаженности исполнения старых правил и недовольству местного населения новыми европейскими порядками, эта правовая система просуществовала еще не одну сотню лет.

Законы Инков сохранились лишь частично, их содержание в основном нам известно из множества различных колониальных испанских текстов, составленных конкистадорами по устным источникам.

Замечание 1

У инков не было письменности в ее традиционном европейском понимании, поэтому их законы специально обученными чиновниками заносились в «кипу» (сложную узелковую вязь из веревочек, заменявшую инкам книги), а иные чиновники, которые назывались глашатаями, декламировали их на одной из площадей столицы империи Куско — Римак.

Инкскому праву характерен высочайший уровень строгостив вопросах применения наказания — в большей части случаев преступник карался смертной казнью, итогом чего стало практически полное искоренение определенных разновидностей преступлений среди индейцев, таких как:

  • мелкое воровство;
  • грабежи;
  • коррупция;
  • убийства.
Замечание 2

Следует отметить, что испанские миссионеры, чиновники и солдаты были поражены и искренне восхищены этим обстоятельством, хотя оно косвенным образом может свидетельствовать о тоталитарном и командно-административном характере государственного управления инками.

«Инкское право или законы инков» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Законы инков: письменные источники

Главными историческими источниками являются хроники испанских и перуанских историков, доклады испанских колониальных миссионеров, чиновников, полководцев и солдат.

«Сообщение кипукамайоков» 1551 года является одним из первых документов, которые описывают ряд законов Инков. Составлялось оно на основании сведений кипукамайоков, то есть знатоков кипу.

Наибольший вклад в дело изучения законов инков внесли:

  • Хуан де Бетансос, являющийся солдатом и переводчиком индейских языков – кечуа, привел законодательство, касающееся семейного и криминального права.
  • Сьеса де Леон, Педро де («Хроника Перу», 1553 года), являющийся солдатом и священником, собрал широчайший спектр законов, по отношению к религии и культу, управлению государством, криминальному и семейному праву в собственных больших по объёму книгах.
  • Сантильан, Фернандо де (1555), являющийся юристом и историком, епископом Чаркаса. Один из главнейших авторов по вопросу Инкского права, он сформировал официальный доклад по истории Инков, описал административную устроенность империи Инков, их законы и систему податей. Является автором популярной «Подати Сантильана», которая была внедрена в 1558 году в Чили, регулировавшая отношения меж мапуче и испанцами.
  • Матьенсо, Хуан де, являющийся юристом и экономистом, знатоком Инкского права и экономики Империи Инков. Является автором политико-экономического труда «Губернаторство Перу», а также разработчиком теории «свободного рынка», «справедливой цены», «стоимости».
  • Поло де Ондегардо, Хуан, являющийся единственным юристом, давшим юридическую оценку Законам Инков, выходя из реалий Испанского имперского права второй части 16 века, также подразделил множество законов инков на правовые отрасли. Множество докладов этого правоведа до сих пор содержатся в рукописях, полностью так и не изданы.
  • Сармьенто де Гамбоа, Педро, являющийся знаменитым испанским путешественником и астрономом, грамотно составившим генеалогию инков, где назвал некоторые законы инков.
  • Молина, Кристобаль де, являющийся священником; в основном освещал законодательство религии и культа.
  • Акоста, Хосе де - католический миссионер и, одновременным образом, являлся естествоиспытателем, не оставил в стороне ряд законодательства инков, описывая их.
  • Блас Валера, приведший максимум количества законов, которые бытовали у Инков, но множество его работ было утрачено, и частично перешли в сводный по государству Инков труд истории Гарсиласоде ла Веги.
  • Анонимный иезуит, являющийся единственным автором, который собрал предположительно на базисе сведений или рукописей Бласа Валеры — целиком законодательство инков в форме определенного свода, подразделяя их на статьи. Хорошо заметно, что в его свод попадали не целиком все законы, а только те, что касались: семейного и криминального права, языка, управления.
  • Франсиско де Авила, являющийся перуанским священником, который собрал у местных жителей (инков, кечуа, юнгов, мочика) уникальные мифы в конце 16 — начале 17 веков в провинции Варочири, что рядом от Лимы, также включая ряд древних законов и обычаев.
  • Инка Гарсиласо де ла Вега, являющийся историком, составившим собственную книгу из разнообразных источников, и сам не сильно овладевший верной информацией о законодательстве, потому как на момент написания собственной книги проживал в Испании вдалеке от родины Перу уже свыше сорока лет. Он не собрал законы вместе, а распределилих по всему тексту в разнообразных местах, но количество этих законов было слишком многочисленным.
  • Гуаман Пома де Айяла, Фелипе, в собственном труде «Первая Новая Хроника и Доброе Правление» 1615 года не обходил стороной некие законы инков.

Использование кипу для записи законов

Более чётко об использовании кипу в образе свода Законов Инков говорится в «Докладах» вице-короля Мартина Энрикеса де Альманса. Инкские судьи прибегли к знакам, содержавшимся в кипу и иным, которые имелись на нескольких цветных досках, из чего делали вывод, какой была вина конкретного преступника.

Главнейшими принципами Инкского права являлись чрезвычайная строгость и справедливость наказания. Во множестве случаев отмечены законы весьма нетипичные для европейских кодексов, особенно те, что упомянуты Анонимным Иезуитом, что устанавливает их в отделенный ряд, как заслуживающих внимания исследователями: историками и правоведами.

Дата написания статьи: 09.05.2018
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot