Система гражданского права в современной России
Современный этап развития гражданско-правовой законодательной системы России характеризуется актуализацией преобразовательных тенденций, обусловленных меняющимися обстоятельствами самой жизни.
Предстоящая модернизация гражданско-правовой законодательной системы определяет вектор дальнейшего регулирования не только в сфере гражданского права, но и в смежных областях. На этом этапе первостепенной задачей является не только сохранение, но и усиление роли Гражданского кодекса Российской Федерации как центра гражданско-правовой законодательной системы.
Поиск путей решения поставленной задачи должен основываться на взвешенном подходе к модернизации ГК РФ и бережном отношении к уже достигнутым результатам гражданско-правового регулирования.
Роль и значение Гражданского кодекса РФ
Поскольку ГК РФ не является федеральным конституционным законом, то при его применении постоянно возникают ситуации, связанные с приоритетным действием тех или иных гражданско-правовых норм. Отметим, что вопрос о системности российского гражданского законодательства имеет ряд ракурсов, одним из которых является определение места ГК РФ в гражданско-правовой законодательной системе.
Между тем, роль кодекса является основополагающей. Системность российского гражданского законодательства без приоритета ГК РФ обеспечить невозможно, а дальнейшее совершенствование должно сохранить кодифицированную гражданско-правовую модель. В свою очередь, именно повышение уровня системности является необходимым условием усиления регулирующего воздействия гражданского законодательства на общественные отношения.
Приоритет ГК РФ над другими нормативными актами, регулирующими гражданско-правовые отношения, выражает определенный уровень его юридической силы, позволяющий кодексу занять в законодательной системе место над федеральными законами.
Требует дальнейшего осмысления и вопрос об определении принципов взаимодействия ГК РФ и других кодификационных актов в гражданско-правовой сфере. Можно утверждать, что состояние дел в области кодификации современного гражданского законодательства России значительно усложняет проблему выстраивания иерархии нормативных актов.
Рассматриваемая сфера в настоящее время характеризуется «войной приоритетов» между различными видами кодексов. Достаточно сказать, что отдельные положения Жилищного кодекса РФ вступают в противоречия с ГК РФ. Например, при определении возможности использования жилого помещения для осуществления профессиональной или индивидуальной предпринимательской деятельности зарегистрированных граждан.
Рисунок 1.
Двухуровневая система гражданского законодательства
Воздействовать на регламентируемые отношения можно как непосредственно, так и через создание системы законов, соответствующих отраслевому кодексу. Именно такой прием избрал современный ГК РФ. И как показала нормотворческая практика, указанный подход себя полностью оправдал.
Переход к двухуровневой системе гражданского законодательства предполагает, что на первом уровне располагается ГК РФ, а на втором – специальные законы. В теории права разработаны принципиальные подходы относительно механизма взаимодействия законов и подзаконных нормативных правовых актов.
При определении уровней правового регулирования с неизбежностью приходится решать вопрос о том, в каком законодательном акте целесообразно разместить те или иные нормы, ведь устанавливается прямая линия: ГК РФ – специальный закон. Поэтому предмет имеющих место в ныне действующем нормативном массиве законов общего характера должен получить свое отражение либо непосредственно в ГК РФ, либо в специальном законе. Именно здесь возникают «точки соприкосновения» уровней правового регулирования и системы гражданских законов.
Следует обеспечить единство подходов к построению системной линии: ГК РФ – специальный закон. Для этого необходимо выработать некие критерии определения уровня закона и степени детализации правовой регламентации.
Способы защиты гражданских прав
Статья 12 Гражданского кодекса РФ предусматривает следующие способы защиты имущественных и личных прав:
- признание права;
- восстановление положения, существовавшего до нарушения права, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
- признание сделки недействительной и применение последствий ее недействительности;
- признание нормативного акта органа государственной или муниципальной власти недействительным;
- самозащита права;
- присуждение к исполнению обязанности;
- возмещение убытков;
- взыскание неустойки;
- компенсация морального вреда;
- прекращение или изменение правоотношения;
- неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
Защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в соответствии с процессуальным законодательством. Она может проходить в суде или быть реализована через обращения в административные органы.
Право на обращение в арбитражный суд для защиты нарушенных или оспоренных законных прав и интересов имеют юридические лица, граждане, прошедшие необходимую регистрацию в качестве предпринимателя без образования юридического лица, а в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти и управления, не являющиеся юридическими лицами.
Третейские суды действуют на основе Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров, утвержденном постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992 года. Различаются два вида третейских судов: созданные специально для разрешения конкретного спора и постоянно действующие. И те, и другие рассматривают дела на основе письменного соглашения спорящих сторон, позиции которых могут расходиться как по одному, так и сразу по нескольким вопросам.
Решение третейского суда принимается большинством голосов его членов. При достижении сторонами соглашения суд обязан его учитывать. Принятое решение исполняется сторонами добровольно.
Как сказано в пункте 2 статьи 11 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, допускается защита гражданских прав не только в судебном, но и в административном порядке, путем обращения к вышестоящему органу (должностному лицу). Принципиальное значение имеет то обстоятельство, что любое решение, вынесенное при разрешении спора в административном порядке, может быть оспорено в суде. Какое-либо изъятие из этого последнего правила, в том числе и в силу закона, ГК РФ исключает.
В одних случаях обращение в суд является альтернативой административному порядку. Право выбора здесь принадлежит гражданину. Так, дела по жалобам на действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан, можно либо возбуждать в суде, либо обращаться к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу или должностному лицу.