Государственные служащие
Государственный служащий — это работник, исполняющий те или иные обязанности в соответствии с занимаемой им должностью на государственной службе
Государственные служащие имеют особый правовой статус, который характеризуется определенными правами и обязанностями.
Такие права и обязанности можно разделить на две группы, а именно:
- Служебные (также называемые общими), которые свойственны для всех государственных служащих;
- Специальные, которые характерны для определенной должности государственного служащего.
На сегодняшний день на законодательном уровне закреплены три категории государственных должностей:
- Должности, которые занимают лица, исполняющие полномочия государственных органов, например, Президент, депутаты, министры и прочие лица, перечень которых регламентируется специальным реестром государственных должностей РФ;
- Должности, которые занимают лица, занятые напрямую обеспечением исполнения полномочий служащих первой группы, например, их заместители, консультанты и т. д.;
- Должности, которые замещаются лицами, обеспечивающими исполнение возложенных на государственные органы полномочий, например, различного рода специалисты, оперативные работники и т. д.
Следует отметить, что к государственной службе относится только деятельность лиц, которые занимают должности, относящиеся ко второй и третьей группы. Лиц, относящихся к служащим первой категории, принято называть первыми лицами в государственном аппарате управления, они не несут госслужбу, т.е. формально не являются государственными служащими и на них соответствующее законодательство не распространяется.
Административно-правовой статус государственных служащих
Государственные служащие выступают в роли субъектов административного права. Им принадлежит особая роль в управлении социальной, экономической, административной сферами, укреплении отечественной экономики и государственности РФ, реформировании общественной жизни с учетом принципов демократии и права.
Так как функционирование государственного аппарата в условиях перехода к рыночной модели экономики и общественной жизни перестало в полной мере соответствовать поставленным задачам реализации таких реформ, возникла необходимость реформирования государственной службы.
Суть такого реформирования заключалась в создании государственного аппарата в полной мере соответствующего современным условиям, а также условиям дальнейших политических и экономических преобразований. При этом такой государственный аппарат управления в обязательном порядке должен быть высокопрофессиональным, компетентным, дисциплинированным. Решение такой задачи включает в себя и регламентирование соответствующего административно-правового статуса госслужащих.
На современном этапе развития значение государственной службы в большей степени определено тем, что среди проблем, которые решаются на уровне государства, важнейшим является вопрос о кадровом составе госслужащих.
Основной задачей государственного аппарата управления является претворение в жизнь реформ, новых идей, в полной мере соответствующих современным реалиям, при этом очевидно, что основная масса недостатков напрямую связана с неприятием новых изменений со стороны части государственных служащих, а еще хуже – с высоким уровнем коррумпированности среди них.
Административно-правовой статус государственных служащих продиктован принципами государственной службы, которые регламентируются на законодательном уровне федеральным законом «Об основах государственной службы РФ».
Рассмотрим подробнее каждый из них.
Первым из таких принципов является принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов над прочими актами нормативно-правового характера, различного рода должностными инструкциями при исполнении госслужащими возложенных на них должностных обязанностей и обеспечении их прав. Конституция РФ в действующей редакции подразумевает формирование такой системы, в которой наивысшей юридической силой обладает исключительно главный закон государства — его Конституция, а прочие законодательные и нормативные акты не должны ей противоречить.
Второй принцип – это принцип соблюдения и защиты госслужащими прав и свобод человека и гражданина.
Следующим принципом является принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между РФ и ее субъектами. В соответствии с пятой статьей действующей редакции Конституции РФ в РФ действует федеративное устройство, что подразумевает последовательное раскрытие в федеральном законодательстве единства основ организации государственной службы, а с другой — разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами, что должно оказывать положительное влияние на уровень эффективности государственной службы.
Последним из четырех важнейших принципов является принцип разделения властей — законодательной, исполнительной и судебной, который закреплен в десятой статьей действующей редакции Конституции и выражает прежде всего самостоятельность и независимость каждой из этих ветвей власти. В то же время из сущности этого принципа вытекает то, что государственный служащий не вправе быть депутатом законодательного (представительного) органа, и, наоборот, депутаты не могут находиться на государственной службе.