Функции муниципального права
Муниципальное право как отрасль права имеет совокупность функций, которые присущи публичному, частному праву. Также муниципальное право имеет собственные и примыкающие функции.
Функция муниципального права понимают как главные направления действия нормативно-правовых норм на общественные правоотношения, которые складываются в системе местного самоуправления.
Система муниципального права подразделена на следующие обширные группировки функций: общую и специальную.
Общая группировка включает в себя:
- финансово-экономическую (установление муниципальной формы собственности; бюджетно-финансовой системы муниципального образования; упорядочивание экономических отношений органов местного самоуправления с юр. лицами множества форм собственности); организационно-политическую (установление форм реализации публичной власти на местах, порядка создания и организации органов местного самоуправления; определение способов организации контроля и осуществления управления на территории; определение статусов субъектов муниципальных правоотношений и пределов их компетенции);
- организационно-идеологическую (формирование идеологии реализации публичной власти на местах, а также правовую культуру субъектов муниципальных правоотношений; привлечение навыков формирования гражданского общества и правовой системы государства);
- коммуникативную (обеспечение связи между субъектами и объектами управления в муниципальной сфере).
Специальные функции включают в себя регулятивную и охранительную.
Эти две функции надежно переплетены между собой, так как одна из них - первичная, а вторая является производной. Регулятивная является первичной, так как муниципальное право предназначается содействовать деятельности и приведению к совершенству социальных, экономических, управленческих и организационных правоотношений.
В этом случае право наводит порядок не только в отношении власти, но и во взаимоотношениях органов местного самоуправления, а также муниципальных служащих с субъектами, осуществляющими хозяйствование и гражданами Российской Федерации. В конкретно в этом и состоит особенность функции регулятивности муниципального права. Регулятивная функция фактически воздействует на все общие функции.
В системе муниципального права регулятивная функция задаёт начала самоуправления и подает субъектам муниципальных правоотношений осуществимые на возможности для самостоятельной организации и самостоятельного регулирования. Граждане Российской Федерации имеют право самостоятельно и независимо осуществлять местное самоуправление на территории Российской Федерации, об этом прямо сказано в Конституции РФ. Из этого можно сделать вывод, что правовые нормы муниципального права устанавливают разновидность местной власти (выполняя организационно-политическую функцию) и оказывают воздействие на порядок ее осуществления (граждане самостоятельно властвуют).
Муниципальное право содержит в себе диспозитивные правовые нормы, в связи с этим можно сделать вывод, что регулирующая функция допускает самостоятельное регулирование в системе управления на местах: избрание народом или же представительным органом главы муниципального образования, формирование представительным органом муниципального района всенародного избрания главы поселения, депутатов этих поселений и т.п.
Охранительная функция предусматривает установление основных направлений в воздействии на обеспечение следующих гарантий местного самоуправления: в экономической, политической сферах и т.д., а также судебную защиту субъектов муниципальных правоотношений. Субъекты муниципальных правоотношений вправе осуществлять защиту своих интересов через суды общей юрисдикции и арбитражные суды, в соответствии с гражданским законодательством и З-ном «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Более того, органы местного самоуправления, осуществляя свои полномочия, должны руководствоваться законодательством Российской Федерации, охранять законные интересы остальных субъектов правоотношений. Охранительная функция обладает профилактическим и репрессивным характером.
Функции муниципального права основаны на функциях общей правовой теории, как и функции остальных отраслей права, имеют свои особенные черты, которые заключаются в специфике публичной власти на местах, способах ее создания и осуществления деятельности.
Особенности муниципального права
Среди особенностей муниципального права выделены:
- комплексный характер муниципального права;
- муниципальное право - довольно-таки молодая, быстро развивающаяся отрасль права Российской Федерации. Законодательство развивается в быстром темпе, также быстро развивается и наука, в связи с этим появляются проблемы;
- муниципальное право является публичной отраслью права. Публичными отраслями называются отрасли, которые занимаются регулированием отношений, которые вытекают из властных отношений. Источником власти является местное население. Поэтому наиболее сильную связь муниципальное право имеет с конституционным, административным и другими отраслями российского права.
Муниципальное право представлено совокупностью норм, которые регулируют жизнедеятельность органов местного самоуправления, а с другой стороны представляется научной и учебной дисциплину, изучающей практику реализации правовых предписаний данной сферы общественных правоотношений. Именно этот двойственный характер во многом определил особенности муниципального права.
Муниципальное право как научная дисциплина и как совокупность законодательных норм, имеет ряд своих специфических черт.
Стоит отметить, что, все же, главной особенностью муниципального права является ее комплексный метод правового регулирования общественных правоотношений, тесно связанный со смежными отраслями права: конституционным, административным и другими.