История конституции Франции, ее структура
Конституцией Франции обычно принято считать основной закон 1958 года, точнее сказать, она составлена из следующих документов:
- Декларация прав человека и гражданина (1789 г.), принятая во временной период Великой французской революции, она содержит в себе в некоторые аспекты правового статуса личности, в связи с этим в конституции 1958 года нет соответствующего раздела;
- Преамбула конституции (1946 г.), принятая во временной период подъема демократического движения после прохождения второй мировой войны, вона включает возможность социальных, экономических реформ, некоторые социальные, экономические личностные права;
- Конституция(1958 г.), которая содержит ссылки на перечисленные выше документы, она, прежде всего, регулирует отношения меж верховными государственными органами.
Конституция 1958 года включает ссылки на определенные международные акты, в которых принимает участие Франция, например договор «о Европейском союзе»(1992 г.), и иные основополагающие законы, к примеру, «об ассоциациях»(1901 г.), в связи с этим некоторые юристы французского происхождения относят их к «конституционному блоку».
Конституция Франции 1958 года является небольшой по своему объему:
- краткая преамбула;
- 93 статьи, соединенные в 15 разделов, раздел 13 «О Сообществе», 17 «Переходные постановления» были отменены в 1995 году. Она представляется семнадцатой конституцией со времен Декларации 1789 года.
Конституция подготавливалась, принималась в условиях строго внешнеполитического и внутриполитического кризисного состояния, которое было связано, прежде всего, с противоборством Алжира за высвобождение от зависимости колониального типа. В таких условиях президент де Голль, во времена второй мировой войны руководящий вооруженной борьбой французского народа с фашистскими оккупантами, имея стремление в укреплении политической стабильности и своей личной власти, в соответствии с полномочиями, ему предоставленными парламентом посредством специального закона, возглавил выработку новой конституции на замену конституции 1946 года. Делегируя ему такие полномочия, парламент оговаривал множество условий, которые касаются содержания новой конституции:
- парламент принимает участие в ее разработке, обладая двумя третями мест в Консультативном комитете по ее подготовке; сохранился принцип разделения властей;
- правительство является ответственным перед парламентом; источник власти - всеобщее голосование и пр.
Проект конституции обсуждался в Консультативном совете и Совете министров, был одобрен на референдуме 28.10.1958 г. Делегированный способ выработки конституции и ее принятие на основе референдума впервые использовался во Франции, все предыдущие конституции были приняты парламентами.
Основные черты конституции Франции
- французская конституция 1958 года не включает положения о социальной, экономической структурированности общества;
- в ней практически отсутствуют положения о политической системе, исключая статьи о партиях;
- отсутствует раздел о правовом статусе личности;
- некоторые положения социального, экономического характера включены в Декларацию 1789 года, касающиеся собственности, равного налогообложения при учете состояния граждан;
- определенные политические, экономические и социальные принципы содержатся в преамбуле конституции 1946 года, к примеру, обращение в коллективную собственность объектов, приобретающих характер национальных общественных служб или фактических монополий, участие трудящихся в руководительстве предприятиями, свободный труд и обязанность трудиться, свободы профсоюзов, социальное обслуживание населения, отказ от войны с завоевательной целью, возможность ограничения суверенитета государства в целях защиты мира и при условии взаимности.
- в Декларации 1789 года, а так же в преамбуле конституции 1946 года перечисляется также общность личных гражданских прав, социальных, экономических прав, а именно: на образование, здравоохранение и пр;
- Конституция 1958 года регулирует взаимные отношения между органами государства. Провозглашается принцип национального суверенитета, осуществляющегося народом посредством представителей и на референдуме, а также формирование французского Сообщества на основе свободного самостоятельного определения народов колоний. Сообщество фактическим образом перестало существовать десятки лет назад, и ликвидировано юридическим образом посредством реформы конституции в 1995 году;
- Конституция 1958 году утвердила республиканский девиз: «Свобода, равенство и братство», который возник еще в 18 веке во временной период революции, провозглашала республиканский принцип: «Правление народа, по воле народа и для народа», определяла главные условия для образования политических партий и их роль, провозгласила, что форма правления республиканского типа не может являться предметом пересмотра;
- в конституции выделено соотношение международного и внутреннего права: соглашения и договоры, которые были ратифицированы Францией, обладают приоритетом над внутренним законодательством при условиях взаимности. На основании с принципа взаимности в 1992 году осуществилась интеграция Франции в Европейский союз.
По форме правления Франция является полупрезидентской, полупарламентарной республикой, по форме политического устройства — унитарное государство. Во Франции действует демократический государственный режим.
Референдум для внесения изменений в конституцию применялся в 1962 году, когда он переменил способ выбора президента, и в 1992 году, когда в конституцию включился раздел о Европейских сообществах и Европейском союзе. В основном поправки внесены конгрессом, обладали несущественным характером, кроме увеличения права запроса в Конституционный совет и некоторых иных. Существенные поправки вносились конгрессом в 1995 году:
- о перечне вопросов, выносимых на референдум:
- о порядке проведения референдума;
- о проведении сессии парламента единожды в год;
- об отмене принципа неприкосновенности депутатов при совершении ими уголовных преступлений;
- об отмене разделов конституции «о французском Сообществе» и «о переходных положениях».