Значимые сходства композиционного состава множества конституций, общности вопросов, ими регуляционных, внешних формализованных признаков данных актов задают возможность их классификации. В этом случае подразумевается классифицирование основным образом юридических конституций, хоть обращение к действительным фактам так же должно иметь место, к примеру, если заходит речь о фиктивных,нефиктивных или фактических конституциях.
Классифицирование конституций, их разделение по разным классам на основании общих свойств позволяет сориентироваться в множественности конституций, оказывают помощь в установлении закономерных существующих связей меж ними, выделению места какого-либо акта во всей их общности, способствуют лучше их различить, сопоставить друг с другом, уяснить особенности их структуры и содержания. Классифицирование упрощает восприятие совмещенной картины конституционного законодательства в мировом пространстве. В это же время классификация конституций, как и всякая классификация вообще, обладает довольно условным характером, потому как конституции имеют отличия друг от друга спецификой восприятия, особенностями отношений политических сил во время их выработки, национальными и историческими традициями и пр.
При помощи классификации, воссоздания систем представлений с родовидовым подчинением выявляют общие, существенные признаки конституций; классификация помогает наиболее точно определить их особенности и природу, наиболее глубоко проникнуть в их содержание. Она приводит к четкому закреплению наших знаний о конституции.
Временные и постоянные конституции
По времени действия конституции разделены на:
- имеющие ограниченный срок действия (временные);
- неограниченный срок действия (постоянные).
Временные конституции могут быть приняты на утвержденный срок или ранее до свершения конкретного события. К примеру, Конституция Таиланда 1959 г., которая включает всего лишь 20 статей, действовала до разработки проекта постоянной Конституции Учредительным собранием.
Постоянными по времени действия представляются большая часть конституций. Факт установления без ограничений срока их воздействия совершенно не является гарантом их вечности, а только показывает на намерения законодателя-создателя в период принятия. Существуют государства, конкретно в Латинской Америке, в которых «конституционная чехарда» до недавнего временного периода являла собой обыкновенное явление. Перемена конституций происходила там основным образом в последствие многочисленных военных переворотов. Таким образом, к середине 60-х годов Боливия за всю свою историю имела 20 конституций, Колумбия – 11, Доминиканская Республика – 15, Гаити – 23, Венесуэла – 22 конституции.
В ближайшей к нам Европе множество стран также не могут похвастаться конституционной стабильностью. К настоящему временному периоду в Португалии с начала прошлого столетия существовало 7 конституций, во Франции с 1789 года действовали 11 конституций, множества являясь разработанными, так не вступили в свою силу, в Греции со времен приобретения независимости существовало 11 конституций, а в Испании с 1812 года – также 11. С иной стороны, существуют страны, где конституции представляют образец стабильности. Не говоря уже о США, в Норвегии сохраняет действие единственная конституция с 1814 года, в Бельгии – с 1831 года, но с множественными поправками, в особенности в 60-е–80-е годы настоящего столетия, в Люксембурге – тоже единственная с 1868 года.
Известными являются конституции, которые устанавливают собственную неотменяемость. Конституция Мексики 1917 года, которая содержит к нашему времени, наиболее большое количество поправок, является «нерушимой» (ст. 136): она не утрачивает силы, не прекращает свое действие, даже в случае нарушения ее восстанием, потому как лишь «народ вновь обретает свободу», действие Конституции подлежит восстановлению. По-иному разрешает данный вопрос действующая Конституция Греции: соблюдение ее положений гарантировано патриотизмом греков, правомочных оказать сопротивление любыми средствами какой-либо попытке ее отмены насильственным путем (ч. 4 ст. 120).
Классификация по содержанию и характеру конституций
Она является многообразной, отражает разнообразные признаки определенного конституцией строя.
По оформляемому режиму политики конституции подразделяются на:
- демократические;
- авторитарные;
- тоталитарные.
Демократические конституции объявляют в кругу своих гарантий широчайший круг свобод и прав, реализуют допуск к свободному образованию и деятельности политических партий, являют выборный способ учреждений власти и т. д.
Авторитарные конституции запрещают либо ограничивают деятельность политических партий или же закрепляют власть единственной партии, являют широчайшие возможности для существенного ограничения либо ликвидации вынужденно провозглашенных свобод и прав, сокращают круг полномочий представительных органов. Для авторитарных, в особенности тоталитарных конституций характерной является увеличенная в сравнении с демократическими идеологическая насыщенность вплотную до признания приверженностей единственной утвержденной идеологии, к примеру, ислама, коммунизма и т. д. В авторитарных конституциях провозглашены другие принципы организации государственной власти, чем в демократических, к примеру, образование государственных органов на основе корпоративности. Следует иметь в виду, что демократические конституции в некоторые моменты являются прикрытием авторитарного политического режима, а иногда, наоборот, демократический режим оставляет на какой-либо временной период авторитарную конституцию.
По форме правления, которая определяется в конституциях, в зависимости от порядка замещения должности главы государства их можно подразделить на республиканские и монархической, по утверждаемой форме политико-территориального устройства – на унитарные и федеративные. В федеративных государствах существуют конституции национальные или федеральные, и традиционно также конституции субъектов государства, то есть штатов, земель, провинций и т. д.