Понятие конституционного права
Конституционное право является составным элементом системы права, которое входит в состав общественных наук. Среди юридических или правовых наук принято деление на исторические, общетеоретические прикладные, сравнительно-правовые и отраслевые науки. Конституционное право относится к наукам отраслевым, которое отличается от остальных изучением такой отрасли права как конституционной.
Конституционное право реализует стоящие перед этой наукой задачи при помощи осуществления своих функций.
Определение функций конституционного права
Под функциями конституционного права как науки подразумевают основные направления проводимых исследований в науке, которые должны решать поставленные перед наукой задачи.
Функции в конституционном праве задаются предметом и целями науки.
Предметом конституционного права как науки являются все стороны социальных взаимоотношений, которые должны регулироваться с помощью конституционно-правовых механизмов.
При анализе социальных отношений наука обязана регламентировать пределы правового регулирования, с целью обеспечения необходимого объема научного познания.
Предмет конституционного права как науки наполняют следующие составляющие: конституционно-правовые институты, нормы, отношения, система государственных институтов власти.
Цели конституционного права
Цели конституционного права как отрасли научного знания имеют следующее деление.
- Изучение последних тенденций в социальной сфере, которая подчинена нормам регулирования конституционного права.
- Прогнозирование развития науки.
- Составление предложений совершенствования данной отрасли научного знания.
Классификация функций конституционного права
В научной литературе достаточно много классификаций функций конституционного права. Рассмотрим наиболее известные из них. Отталкиваясь от предмета конституционного права выделяют следующие функции данной науки.
- Методологическая функция, которая предполагает глубокое понимание проблем взаимоотношений, подконтрольных данной науке.
- Теоретико-познавательная функция отвечает за разработку понятийного аппарата в конституционном праве, изучении тенденций и закономерностей развития взаимоотношений между субъектами права.
- Воспитательная функция обязуется влиять на социальное и индивидуальное сознание, формируя морально-нравственные ценности, заложенные первоначально в конституционном праве.
- Духовно-идеологическая функция обязуется претворять в жизнь принципы развития и существования гражданского общества, демократических свобод, прав и свобод личности.
- Прогностическая функция нацелена на познание закономерностей и тенденций развития социальных отношений.
В науке конституционного права принято разделять функции на общие и специальные.
Общими принято считать функции, которые свойственны не только конституционному праву, но и другим направлениям научного познания. К общим функциям можно отнести методологическую, сравнительную, прогностическую, коммуникативную, сравнительно-прикладную и другие. Часть из этих функций относится к фундаментальным, то есть базовым, такие как гносеологическая, прогностическая, методологическая и сравнительная.
К специальным функциям конституционного права как науки принято относить научные направления, которые применимы только в данной науке. Среди специальных функций можно выделить конституционную функцию как системообразующую, а так же идеологическую и политическую.
Помимо этой классификации функций выделяют следующую градацию.
- Функции по определению правового статуса государства, его функций, а так же статуса и функции составляющих его субъектов и органов.
- Функция структурирования государства с правовой точки зрения в качестве единой государственной власти.
- Функция продвижения и укрепления всеобщих мер свободы личности в рамках общества и государства.
- Функция по расстановке приоритетов права перед законом и закрепления понятие закона как формы права.
- Функции по выстраиванию и контролю за законодательной структурой.
Закрепление и претворение в жизнь данных функций определяет подчиненность всех остальных отраслей права конституционному, выстраивание их правовой субординации. Это предполагает, что Федеральное законодательство выше регионального и должно с ним согласовываться.