Общая характеристика контроля интеллектуальной собственности
Вопросы связанные с охраной, защитой и использованием интеллектуальной собственности, несомненно, будучи объектом внимания мирового сообщества, в первую очередь регулируются национальным законодательством, а соответствующие действия в области правоприменения осуществляются внутригосударственными юрисдикционными органами.
В отношении контроля за объектами интеллектуальной собственности, ситуация несколько иная, поскольку основной круг возможностей, а в связи с этим и круг компетенции в данной сфере принадлежит таможенным органам, а соответствующие контрольные мероприятия реализуются в процессе перемещения материальных объектов, выступающих внешним выражением результата интеллектуальной деятельности, признаваемого объектом интеллектуальной собственности.
Вызвана такая ситуация активным развитием процессов международного экономического взаимодействия и мировой торговли, особенно актуализировавшихся в современных условиях глобализации.
Таким образом, вопросы связанные с контролем за объектами интеллектуальной собственности в современных условиях хозяйствования, приобретают особое значение с точки зрения необходимости их научно-обоснованного исследования, и последующего за ним совершенствования нормативных законодательных механизмов, в целях недопущения распространения контрафактной продукции, как одной из мер защиты правообладателей объектов интеллектуальной собственности.
Деятельность таможенных органов по контролю за объектами интеллектуальной собственности
Говоря о конкретных мерах реализуемых в рамках таможенного контроля за объектами интеллектуальной собственности можно говорить о том, что в РФ, соответствующая деятельность осуществляется по трем основным направлениям:
- Выявление и контроль за объектами интеллектуальной собственности в процессе их перемещения через границу Таможенного Союза;
- Выявление и контроль за объектами интеллектуальной собственности включенных в подаваемые в установленном порядке таможенные декларации на товары;
- Контроль за перемещением объектов интеллектуальной собственности на внутреннем рынке РФ.
Так, при выявлении должностным лицом таможенного органа в процессе осуществления нормативно установленных контрольных мероприятий, таких объектов интеллектуальной собственности, в отношении которых имеются подозрения о контрафактном характере последних, то есть в отношении которых отсутствуют выданные и оформленные в установленном порядке разрешения правообладателей, выпуск таких объектов приостанавливается на срок до 10 рабочих дней, с возможностью продления на такой же срок, по заявлению правообладателя или его представителя.
При этом основным нововведением последних лет в сфере контроля за объектами интеллектуальной собственности, является расширение полномочий таможенных органов, путем включения в них так называемых полномочий ex officio (от лат. – «по должности, по обязанности»).
Реализация таких полномочий в отношении перемещаемых носителей объектов материальной собственности означает, что должностные лица таможенных органов имеют право принимать меры связанные с приостановлением выпуска товаров, во всех случаях наличия в них признаков контрафактности.
Таможенными органами не применяются контрольные полномочия в отношении объектов интеллектуальной собственности, выраженных в перемещаемых через границу Таможенного Союза физическими лицами товарах, при условии их предназначения для личного пользования. Это правило, также распространяется на перемещаемые через границу международные почтовые отправление, адресованные физическим лицам.
Также, нормы действующего законодательства исключают из сферы ведения Таможенных органов контрольные полномочия в отношении объектов промышленной собственности, регулирование которых осуществляется патентным законодательством, а правоприменение законодательно установленными органами государственной власти РФ.