Понятие антимонопольного права
Антимонопольное право – это совокупность норм права и нормативно-правовых актов, регламентирующих ограничение свободы предпринимательской деятельности, свободы договора экономически влиятельных компаний.
Чаще всего антимонопольные ограничения затрагивают создание картелей, крупных предпринимательских организаций, регламентируют вопросы крупных слияний, действий, существенно увеличивающих возможность продавцов влиять на цену. В настоящее время антимонопольное законодательство существует в большинстве стран мира.
Антимонопольное законодательство направлено на защиту экономических интересов потребителей, а также способствует экономическому развитию ряда субъектов. Антимонопольные законы выступают в качестве основы для защиты прав собственности. Некоторые ученые считают, что антимонопольные законы приводят к негативным последствиям, в том числе для всей экономики в целом. Так, в современной юридической доктрине считается, что применение антимонопольного законодательства может привести к негативным последствиям для потребителей.
В настоящее время наметилась тенденция к обособлению данной отрасли права. Некоторые специалисты говорят о формировании отрасли антимонопольного права. Отделение конкурентного права от предпринимательского осуществляется, в том числе, в образовательной сфере.
В некоторых странах в настоящее время антимонопольное законодательство отсутствует, к их числу относятся:
- Афганистан;
- Бангладеш;
- Бахрейн;
- Бирма;
- Бруней;
- Гонконг;
- Катар;
- Кувейт;
- Макао;
- ОАЭ;
- Грузия т.д.
В России антимонопольное законодательство представлено ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции». Закон содержит информацию о свободе предпринимательской деятельности, в том числе регламентирует свободу хозяйственной деятельности предпринимательских компаний, занимающих доминирующее положение. Наличие последних устанавливает по общей совокупности долей компании в общих продажах на рынке. Основную долю рынка могут занимать несколько компаний, в смысле объема продаж.
В соответствии с законодательными нормами, для субъектов антимонопольного законодательства действуют следующие ограничения:
- Запрет на установление монопольно высоких или низких цен на определенную продукцию.
- Запрет на изъятие товара из обращения, если результатом данного изъятия является повышение цен на товар.
- Запрет на навязывание сложных, невыгодных, не относящихся к договору условий.
- Запрет на необоснованное сокращение или прекращение производства товаров, если на товары имеется спрос или их производство рентабельно.
- Запрет на экономически или технологически необоснованный отказ или уклонение от заключения договоров с рядом покупателей (заказчиками), если имеется возможность производства товара.
- Запрет на необоснованное технологическими, экономическими, иными условиями установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено законом.
- Запрет на установление необоснованно высоких цен на услуги.
- Запрет на создание условий для дискриминации других предпринимателей.
- Запрет на создание препятствий доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка другим субъектами.
- Нарушение норм действующего антимонопольного законодательства.
Рисунок 1. Антимонопольное законодательство. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Экономический контроль
Экономический контроль состоит в надзоре антимонопольных органов за приобретением активов некоторыми категориями компаний. Подобная форма контроля входит в сферу действия антимонопольного законодательства. Министерство юстиции США проводило исследование, в ходе которого изучалось антимонопольное законодательство 80 стран. Примерно в 60 из них существует законодательство, которое позволяет контролировать слияние компаний, однако режим контроля, функции контролирующих органов различаются.
Формы контроля за исполнением антимонопольного законодательства могут быть следующими:
- Предварительный – контролируются сведения о сделках, которые совершаются крупными компаниями.
- Последующий – осуществляется контроль за компаниями после совершения ими сделок.
Подача уведомлений о сделках для компаний может быть как обязательной, так и добровольной. Например, в такой стране, как Австралия, нет процедуры обязательного уведомления, но возможно судебное преследование. Поэтому некоторые компании заранее подают информацию о совершенных сделках с целью избегания судебного преследования.
Критика антимонопольного законодательства
Многие специалисты в области экономики и правоведы считают, что антимонопольное законодательство во многих странах – это беспорядочная смесь экономических правил. Кто-то называет антимонопольные правила «хищническим законодательством», ряд специалистов именует данное явление «неявным сговором», полагая, что оно приносит больше вреда, чем пользы.
Так, Моррей Ротбард, американский политик и философ, говорил об антимонопольном законодательстве, что оно ограничивает торговлю со стороны тех субъектов, которые не имеют к ней никакого отношения. По его мнению, ужесточение антимонопольных норм направлено на ограничение конкуренции, что в принципе недопустимо, ибо именно конкуренция побуждает предпринимателей делать товары дешевле и лучше, чтобы они имели спрос у потребителей. Однако антимонопольное законодательство ограничивает данное правило, запрещая снижение цен ниже определенного предела.
Фактически происходит искусственное сдерживание конкуренции, предполагающее наказание наиболее эффективных производителей. Цель антимонопольного законодательства благая, так как таким образом поощряется развитие малого бизнеса. Однако применяемые способы не всегда эффективны.