Понятие цивилистического процесса
Цивилистический процесс — это совокупность отраслей процессуального права (гражданского, исполнительного, арбитражного, нотариата), процессуальных институтов и норм, включенных в отдельные отрасли частного права (порядок рассмотрения и разрешения трудовых споров, трудовой дисциплинарный процесс, процедурно-процессуальные нормы наследственного, семейного права и др.).
В России судебная защита гражданских прав традиционно реализуется посредством гражданской процессуальной формы. После преобразований, произошедших после 1991 года с государственными и ведомственными арбитражными органами, в связи с расширением судебной подведомственности, было принятое специальное законодательство, определяющее порядок судопроизводства в судах.
Суды общей юрисдикции продолжают рассматривать гражданские дела согласно правилам гражданского процессуального законодательства. В результате выделились два вида единого по своей сути производства по гражданским делам — гражданский и арбитражный процессы.
С 2014 года единое процессуальное пространство в РФ становится законодательной реальностью — Государственная Дума одобряет Концепцию единого ГПК РФ. В феврале 2015 года принимается Кодекс административного судопроизводства.
При всем многообразии судебных процедур разработка единого ГПК базируется на идее онтологического единства цивилистического процесса. Унификация процессуальной формы защиты в судах при дифференциации процессуальных способов и средств, воплощаемых в судебных процедурах, является двуединой тенденцией современного цивилистического процесса. Данная унификация получила наглядное отражение в правовых реформах XXI века в разных государствах. Законодательные очертания стала приобретать горизонтальная гармонизация цивилистического процесса.
Основа предмета регулирования цивилистического процессуального права — собственно гражданский процесс. Предмет регулирования также составляют отношения процессуального характера, не входящие в цивилистическую процессуальную форму, но представляющие собой способ осуществления судебной власти в процедурно-цивилистической сфере.
Законодательное допущение аналогии права и аналогии закона, конституционализация цивилистического процесса позволяют включить в предмет цивилистического процессуального права отношения, не урегулированные нормами процессуального законодательства, но имеющие цивилистический процессуальный характер.
Проблемы единого цивилистического процессуального законодательства
Цивилистическая процессуальная форма — это не комплекс судебных процедур, она имеет свои основополагающие признаки и принципы, разработанные в процессе развития всего цивилистического процесса в качестве социального феномена. Основу цивилистической процессуальной формы представляет исковый процесс.
В 2014 году произошло объединение высших судебных инстанций, что стало предпосылкой разработки концепта единого ГПК. Закон о поправке к Конституции ознаменовал коренное изменение в организации и деятельности судебной системы РФ — единственной, единой и высшей судебной инстанцией стал Верховный Суд. Это позволило преодолеть дуализм судебной системы.
Предполагается, что при этом сохранится система судов общей юрисдикции, арбитражных судов, будет проведена их дальнейшая специализация. В соответствии с редакцией ст. 71 Конституции, к ведению РФ относится все процессуальное законодательство, а не отдельно гражданско-процессуальное или арбитражно-процессуальное законодательство.
Законодательно и доктринально признается концепция единства цивилистического процесса, функционального единства судебной системы, что предполагает судебную специализацию и многообразие судебных процедур. Процессуальная форма, форма защиты определяются сущностью и функциями методов судебной защиты, а не разновидностью юрисдикционных органов. Наличие множества специализированных судов не предусматривает множественности форм защиты, корреспонденции определенному типу судопроизводства.
Единый ГПК должен стать процессуальным отражением Конституции в сфере судебной защиты. В тоже время одновременно с разработкой нового единого ГПК идет создание Кодекса административного судопроизводства (КАС), который по своей структуре является дублированием ГПК.
Особенности Кодекса административного судопроизводства
Основное содержание КАС составили нормы, изымаемые из ГПК:
- регулирующие административные дела и административные правоотношения;
- присуждение компенсации за нарушение права на производство;
- право на исполнение судебного акта;
- дела о госпитализации в медицинские учреждения для оказания психиатрической помощи, в недобровольном порядке, в стационарных условиях;
- психиатрическое освидетельствование.
В КАС введены понятия «административный истец», «административный ответчик», «административное исковое заявление», «административный иск».
Все это не изменило концепцию единого цивилистического процесса. Несмотря на противоречивость в подходах законодателя, речь идет о процедурной дифференциации цивилистичексого процесса при сохранении единой процессуальной формы, сущностной универсализации цивилистического процесса.
Принятие КАС не создает новой процессуальной формы или судебной формы защиты. Механический перенос правовых норм из ГПК в КАС не способен в корне изменить их природу.
Содержание КАС составляют процедуры, представляющие частный случай цивилистических процедур — административное судопроизводство.
Вопросы соотношения гражданского и административного судопроизводства постоянно порождали дискуссии. Конституция РФ (ст. 118) не предусматривала самостоятельного концептуального основания внедрения административного судопроизводства. Это привело к двусмысленности толкования:
- административное судопроизводство как составная часть цивилистического процесса (элемент горизонтальной дифференциации производства);
- административное судопроизводство как особый порядок рассмотрения административных дел по положениям КоАП (не относится к цивилистическому процессу), особый судебный порядок.