Протокол об административном правонарушении – это документ, обладающий силой доказательства по делу и составляемый на стадии возбуждения производства по административному правонарушению уполномоченным должностным лицом.
Исключительные случаи отсутствия необходимости составления протокола при административных правонарушениях
Протокол является обязательным практически при любом правонарушении в административной отрасли права, однако, есть несколько, закрепленных на законодательном уровне исключений:
- При назначении штрафа и/или наказания на месте совершения правонарушения, так же происходит оформление всей необходимой официальной документации, которая не требует составления протокола.
- При возбуждении дел по отдельным категориям правонарушений в административной отрасли права прокурором, который возбуждает дело на основании соответствующего постановления.
- Составление протокола не предусмотрено при фиксации правонарушений в области дорожного движения средствами автоматической регистрации.
Данные, вносимые в протокол об административном правонарушении
Данные, которые являются обязательными при составлении протокола о правонарушении в сфере административного права, закреплены в ст. 28.2 КоАП. Таким образом в протоколе должны быть отражены следующие сведения:
- дата, место и время составления протокола;
- должность и ФИО лица, которое составляет протокол;
- подробное описание событий;
- ссылки на статьи нормативно-правовых актов административной отрасли права, в соответствии с которым составляется протокол;
- сведения о лице, в отношении которого составляется протокол, а именно: ФИО, адрес регистрации и проживания и т.д.;
- ФИО, адреса иные сведения свидетелей правонарушения, потерпевших, если таковые имеются.
Сведения о правонарушителе устанавливаются из документов удостоверяющих личность, а так же по официальным источникам информации.
Наличие потерпевших, свидетелей и сведений о них не являются обязательными при составлении протокола.
Уточнение места совершения правонарушения являются необходимыми, поскольку рассмотрения данных дел происходит по месту совершения правонарушения.
Указание в протоколе точного времени необходимо с целью соблюдения сроков вынесения решения по делу об административном правонарушении, так как по общему правилу оно не должно превышать двух месяцев.
Протокол может содержать объяснение лица, либо его представителя, в отношении которых составлен документ, которые необходимы для разъяснения обстоятельств совершенного деяния, выяснения наличий смягчающих обстоятельств, вменяемости лица.
Правонарушителям, потерпевшим, свидетелям и иным лицам, проходящим по делу об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, о чем в протокол вносится соответствующая запись.
Лицу или представителю лица, которое совершило правонарушение, дается возможность ознакомиться с составленным документом, оно может сделать по нему замечания, которые оформляются в виде приложений к протоколу.
Составленный протокол заверяется подписями должностного лица, который его составил, лицом либо его представителем, в отношении которого составлен протокол.
В случае, если лицо либо его представитель, в отношении которого составлен протокол, отказались его подписывать или не явились, то в протоколе делается об этом соответствующая запись.
Копия протокола остается у лица или его законному представителю, в отношении которого был составлен протокол, а так же при наличии – потерпевшему, под их расписку.