Административное правонарушение от преступления отличает меньшая степень общественной опасности. Административная ответственность может наступать за правонарушения только тогда, когда такие правонарушения не влекут за собой ответственности по уголовному кодексу.
В административном порядке преследуются такие нарушения как превышение скорости дорого движения, появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения и т.д.
Понятие правонарушения
Административное правонарушение имеет четыре базовых признака:
- общественная опасность,
- противоправность,
- виновность,
- наказуемость.
Раскроем их подробнее:
- общественно-опасный характер, то есть правонарушение наносит вред или создает опасность нанесения вреда для личности, его собственности, а также государства или общества вообще;.
- противоречит нормам права. Стоит иметь в виду, что не все деяния, могут быть противоправными. Так, например, конкуренция может умалять чьи-то частные интересы, но при этом не является правонарушением;
- совершается физическими лицами, а в случае ответственности организаций - их должностными лицами, хотя ответственность может накладываться и на предприятие;
- виновное поведение субъекта права. Если в действиях лица отсутствует вина, то деяние не может быть признано правонарушением, хотя оно противоречит существующему порядку;
- наказуемость - совершение административного правонарушения влечет наложения санкций, предусмотренных соответствующей статьей КоАП РФ.
Состав правонарушения
Если рассматривать административное правонарушение как основание для административной ответственности, то оно подразумевает юридический состав, то есть наличие таких элементов, существование которых влечет за собой возникновение ответственности.
В состав административного правонарушения входят:
- объект правонарушения;
- объективная сторона деяния;
- субъект правонарушения;
- субъективная сторона деяния.
Объект юридического правонарушения - это то, на что направлено противоправное деяние. Юридическое правонарушение причиняет вред общественным отношениям (личности, порядку движения на дороге и др.), представляющими собой объекты проступка.
Объективная сторона административного правонарушения характеризуется наличием таких факторов как:
- деяние (действие, бездействие),
- его опасные последствия,
- причинно-следственная связь,
- место, время, способ, средства совершения правонарушения.
В зависимости от формулирования в законе объективной стороны составы административного правонарушения могут быть формальными и материальными.
Субъективная сторона в административном правонарушении заключается в наличии таких признаков как вина, мотив и цель совершенного нарушения.
Под виной понимают отношение субъекта правонарушения к противоправному деянию.
То есть оно может быть совершенно как умышленно, так и по неосторожности. Мотив и цель правонарушения являются факультативными признаками субъективной стороны. Под мотивом понимают осознанное лицом внутреннее убеждение, которым оно руководствуется в своей деятельности при совершении правонарушения. Цель - некий конечный результат, которого хочет достичь субъект, совершающий административное правонарушение.
Согласно нормам КоАП к субъектами административной ответственности могут относиться как физические, так и юридические лица.
По общему правилу административная ответственность наступает с шестнадцати лет для граждан, а для организаций с момента возникновения у них правоспособности, то есть с момента организации до ликвидации.