Общая характеристика административно-правовых режимов
Административно-правовой режим — это базовый институт административного права, особый вид правового регулирования прав и обязанностей субъектов и процедур управленческой деятельности. Административно-правовой режим представляет собой комплекс правил поведения, деятельности юридических лиц и граждан, закрепленных в нормативно-правовых актах. Это особый порядок реализации прав и интересов граждан в сфере публичного управления, направленный на обеспечение общественного порядка и безопасности.
Структурные элементы административно-правовых режимов: целевое назначение, принципы, общественные отношения, регулируемые режимом; правовой статус участников режима, средства обеспечения.
Специфика административно-правового режима заключается в:
- комплексе мер, закрепленных в регулятивных нормах и устанавливающих определенные правовые стимулы, правила поведения, статутные нормы (предоставляющие специальные права субъектам и возлагающие особые обязанности), правоограничения (предписания, запреты, преференции и т. д.);
- охранительных нормах, предназначенных для обеспечения контроля и правопорядка.
Административно-правовые режимы вводятся, когда не могут быть достигнуты цели общего административного регулирования исполнительной властью в обычном повседневном режиме. Основаниями для установления такого режима являются различные ситуации социального, техногенного, природного характера, возникновение факторов, требующих режимного регулирования, создание специального объекта в качестве носителя административно-правового режима (пункт пропуска через границу, образование заповедника и др.).
Признаки административно-правовых режимов
Основное назначение административно-правовых режимов — обеспечение конституционной безопасности при возникновении разного рода угроз для независимости государства и его территориальной целостности (массовых беспорядков, вооруженных конфликтов и др.).
Признаки административно-правового режима:
- устанавливается, обеспечивается, контролируется государством;
- регламентируется нормами административного права;
- вводится для упорядочения конкретной деятельности, выявления факторов, способных нанести ущерб охраняемым интересам, для пресечения и предупреждения действий лиц, склонных или нарушающих режимные требования;
- детализирует, закрепляет правила поведения государственных органов, объединений, предприятий, граждан;
- предоставляет органам власти возможность эффективно функционировать в разных социальных условиях, обеспечить выполнение функций по охране и защите интересов граждан;
- применяет административные методы воздействия;
- вводит дополнительные ограничения и возлагает дополнительные обязанности;
- является важным правовым средством обеспечения правосубъектности организаций и граждан.
Все это организуется посредством разработки специальных правовых актов, создания органов управления, обеспечения общественной безопасности и применения повышенных мер охраны общественного порядка. В условиях административно-правовых режимов может изменяться административно-правовой статус граждан, находящихся в зоне его действия. В соответствии с обстановкой органы власти могут усиливать свое влияние за счет применения мер административного принуждения. Административно-правовые режимы оказывают значительное влияние на административную правосубъектность граждан, на которых распространяется специальный административно-правового режим.
Виды административно-правовых режимов
Чем более развита система административных и правовых средств, чем больше различных форм административной деятельности, тем важнее дифференциация режимов по признакам, имеющим юридическое значение. Административно-правовые режимы классифицируют по разным основаниям.
В зависимости от подведомственности административно-правовые режимы подразделяют на:
- федеральные режимы — устанавливаются, регулируются и контролируются федеральными органами власти;
- региональные режимы — устанавливаются органами государственной власти субъектов Федерации;
- местные режимы — устанавливаются на территории муниципальных образований органами местного самоуправления.
Отдельные режимы могут входить в несколько перечисленных групп (режимы особо охраняемых природных территорий, ситуации природно-техногенного характера и др.).
По объекту-носителю административно-правового режима выделяют:
- территориальные режимы (военное положение, режим закрытого административно-правового образования, режим континентального шельфа, исключительной экономической зоны, карантин, лечебно-оздоровительных местностей;
- объектовые режимы — режим водохранилища, объекта атомной энергетики и др.;
- функциональные режимы — эвакуационный режим, противопожарный режим, таможенный режим;
- режимы обращения с объектами и предметами, имеющими важное государственное значение или представляющими повышенную опасность — режим наркотических веществ, оружия, паспортный режим.
По юридическим свойствам административно-правовые режимы подразделяют на экстраординарные и ординарные. Экстраординарные режимы — это правовые режимы функционирования органов государственной власти, местного самоуправления на территориях, признанных зоной военных действий, вооруженного конфликта, чрезвычайной ситуации, территориях осуществления хозяйственной деятельности организациями и др. Экстраординарные режимы действуют только в период наличия чрезвычайной ситуации. Законодательство предусматривает конкретные сроки введения административно-правовых режимов.
Отличительные особенности экстраординарных административных режимов:
- введение мер, ограничивающих права и свободы граждан;
- предоставление чрезвычайных полномочий для поддержания режима;
- введение дополнительных административных и правовых запретов и обязанностей;
- введение форм и способов особого управления территориях, на которых установлен экстраординарный режим, в том числе, приостановление деятельности органов власти и создание специальных временных органов.
По предмету регулирования выделяют природоохранные режимы (национальных парков, природных парков, заповедников, лечебно-оздоровительных учреждений), режимы обеспечения безопасности государства (защита государственной тайны, границы, военных объектов и др.), режимы охраны общественного порядка.