Понятие и общая характеристика административно-правовой политики
В специальной литературе, посвященной изучению юридических и криминологических проблем часто можно встретить обоснованную точку зрения о том, что задача противодействия преступности, привлечение виновных к уголовной ответственности, и т.д. является важнейшим направлением деятельности правового демократического государства.
В продолжение данной точки зрения получают свое развитие самые разнообразные концепции и подходы к изучению уголовной политики государства, и ее отдельных компонентов, основными из которых признаются уголовно-правовая политика, уголовно-процессуальная политика, и, наконец, уголовно-исполнительная политика, направленная на исполнение итогового приговора суда и реализацию мер уголовной ответственности.
Несмотря на безусловную правильность приведенного подхода, представляется необоснованным нередкое игнорирование проблем борьбы с административными правонарушениями, поскольку, несмотря на значительно меньшую общественную опасность таких деяний (общественную вредность), противодействие им выступает необходимым условием обеспечения общественной безопасности и правопорядка.
В этой связи, особую актуальность приобретает анализ вопросов, связанных с государственной политикой в сфере борьбы с административными правонарушениями – административно-правовой или административно-деликтной политики.
В общем виде определение административно-правовой политики может быть сформулировано следующим образом:
Административно-правовая (деликтная) ответственность – это элемент общегосударственной политики, в рамках которого находит отражение деятельность государства и общества по выработке и осуществлению мер, направленных на противодействие и предупреждение административным правонарушениям.
При этом следует отметить, что в качестве предмета соответствующей политики предлагается понимать так называемую административную деликтность – то есть исторически изменчивое социально-правовое явление, включающее в себя всю совокупность административно-противоправных деяний, совершенных на определенной территории за определенное время.
Направления административно-правовой политики
Основным признаком административно-деликтной политики выступает то, что именно ее содержание в наибольшей степени отражает отношение государства к административно наказуемым деяниям, выраженное в установлении соответствующих норм административного законодательства.
При этом отмечается, что в силу сложности феномена административной деликтности в целом, определенной многоаспектностью отличается и государственная политика в рассматриваемой сфере, содержание которой представлено целой совокупностью относительно самостоятельных направлений государственно-властной деятельности. Основными из таких направлений следует признавать:
- Процесс социально и научно обоснованного признания определенных деяний общественно-вредными, и установление, в этой связи, вида и меры административного наказания виновных в их совершении лиц;
- Обеспечение оперативного, полного и качественного выявления и раскрытия административного правонарушения, правильная квалификация соответствующих деяний и назначение наказания виновным;
- Своевременное и неукоснительное соблюдение административных наказаний;
- Общепревентивная и частнопревентивная деятельность, направленная на предупреждение совершения административных правонарушений как лицами, уже подвергавшимися административному наказанию, так и всеми иными лицами.
Соотношение административно-правовой и уголовно-правовой политики
В рамках анализа признаков и особенностей административно-правовой политики в специальной литературе отмечается, что государственная правоохранительная политика, направленная на защиту граждан от разного рода противоправных посягательств, обеспечение законности и правопорядка представляет собой органичное целое. В этой связи, особую актуальность приобретает вопрос о соотношении и взаимозависимости элементов уголовно-правовой и административно-деликтной политики.
В частности, в числе критериев по которым проводится соответствующее соотношение, выделяют:
- В действующем уголовном и административном законодательстве содержатся составы противоправных деяний с практически идентичными отдельными признаками объективной стороны. Например: кража (ст. 158 УК РФ) и мелкое хищение (ст. 7.27 КоАП РФ), осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (ст. 14.1 КоАП РФ) и незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ), и т.д. В этой связи, особую актуальность приобретает выработка единообразных критериев их отграничения и обеспечение правильной квалификации содеянного в каждом конкретном случае. Достижению соответствующих задач, в первую очередь, способствует совершенствование отраслевой государственно-правовой политики;
- В результате осуществления криминализации и декриминализации, отдельных общественно-опасных посягательств, имеет процесс «перемещения» соответствующих составов из числа административных правонарушений в число преступлений, и наоборот. При этом отмечается, что в рамках соответствующей деятельности отчетливо выражаются основные тенденции изменения внутригосударственной или международной политики, в частности, например, в связи с резко обозначившейся необходимостью противодействия определенным видам общественно-вредных посягательств, количество случаев совершения которых приобретает колоссальные масштабы;
- Административно-деликтная политика в известной степени выступает эффективным средством превентивной государственной политики в сфере предупреждения преступлений. Поскольку даже однократное привлечение к административной ответственности в отдельных случаях способно оказать корректирующее воздействие на поведение потенциального преступника;
- В определенных условиях, взаимосвязь рассматриваемых направлений деятельности проявляется также в наличии и функционировании института административной преюдиции, предполагающей возможность привлечения к уголовной ответственности при неоднократном совершении определенных административных правонарушений.