Энергосберегающие технологии автотранспорта нефти и газа
Энергосберегающие технологии – это комплекс решений и мер, которые направлены на уменьшение объема потерь энергии.
По статистическим данным доля энергозатрат в себестоимости продукции в Российской Федерации достигает 40 процентов. Основной причиной этого является эксплуатация устаревших машин, механизмов, инструментов и оборудования. Решение данной проблемы может решаться следующими способами:
- Использование электроприводов.
- Автоматизация производственных процессов.
- Использование специальных материалов при изготовлении оборудования.
Доля автомобильного транспорта в транспортировке нефти, природного газа и нефтепродуктов составляет около 7 – 9%. Однако, несмотря на небольшой процент транспортировки нефти и газа автомобилями, автотранспорт играет важную роль в их доставке на небольшие расстояния или труднодоступные места. Экономия энергии на автомобильном транспорте может достигаться с помощью уменьшения веса машин. 75 процентов потери энергии на автотранспорте происходит из-за веса машин. Раньше уменьшение веса машин достигалось за счет использования алюминия и магния. Позже для изготовления автомобилей начали использовать сверхлегкая сталь, которая повышает эффективность и уменьшает потери энергии машин более, чем в два раза. В настоящее время для производства машин часто используют композитные материалы – углепластик и стекло, которые не уступают в прочности и теплостойкости марочной стали. Еще одним распространенным способом уменьшения потерь энергии на автомобильном транспорте является использование «зеленых шин». Эти шины состоят из специальных резин и протектора. Им свойственны пониженный объем выброса вредных веществ в окружающую среду, а также длительный срок службы. Также энергоэффективность автомобилей можно повысить с помощью внедрения систем ГЛОНАСС.
Энергосберегающие технологии в трубопроводном транспорте нефти и газа
Трубопровод – это сооружение из труб, которое предназначено для транспортировки сыпучих, газообразных или жидких веществ.
Доля трубопроводного транспорта составляет около 56 процентов при доставке природного газа, 41 процент при перемещении нефти и 4 % при транспортировке нефтепродуктов. Основными способами снижения потерь энергии на трубопроводном транспорте природного газа и нефти являются:
- Оптимизация производственных режимов перекачки нефти или газа. Это достигается за счет качественного подбора и замены насосов, проведение регламентных работ, внедрение частотно-регулируемого привода.
- Повышение эффективности очистки внутренней полости магистральных нефтегазопроводов. Данное мероприятие осуществляется с помощью прокачки горячей жидкости или пара. Подогрев в этом случае осуществляется с помощью агрегата для депарафинизации скважин и труб.
- Своевременная чистка грязеуловителей.
- Модернизация насосного парка трубопроводов.
- Использование цифровых регуляторов возбуждения синхронных электродвигателей для увеличения коэффициента мощности нефте- и газоперекачивающих станций.
- Внедрение систем автоматического контроля в процесс транспортировки нефти и природного газа.
Энергосбережение на железнодорожном транспорте нефти и газа.
Доля железнодорожного транспорта нефти и природного газа составляет около 25 – 30 процентов. Основными направлениями по энергосбережению на железнодорожном транспорте являются: использование высокотемпературной проводимости в приводах или реакторах локомотива, электрификация железных дорог, повышение напряжения передачи, использование современных локомотивов, централизация снабжения теплом станций, использования более совершенной системы охлаждения (для повышения коэффициента полезного действия двигателя), использование вагонов с более высокой грузоподъемностью, внедрение технологии рекуперативного торможения, увеличение бесстыковых путей, и т.п.
Одним из самых эффективных способов экономии энергии на железнодорожном транспорте является эксплуатация газотурбинных двигателей. В Российской Федерации активно начинают снабжать локомотив газотурбинными двигателями, которые способны заменить три дизельных. Обычно такие двигатели снабжены энергетической или механической передачей, но также возможно использование гидромеханической передачи. Главным его преимуществом является способность развивать боле высокую скорость при потреблении топлива. Также такой двигатель способен работать на более дешевом виде топлива, ему также свойственен маленький расход смазочного масла.
Энергосбережение в нефтегазовой отрасли приобретает все большее значение, так как способствует уменьшению себестоимости конечного продукта предприятий, что положительно сказывается на их экономических показателях.