Понятие экономических санкций
Экономические санкции представляют собой ограничительные экономические меры, которые применяются страной или группой стран в отношении другой страны или же группы стран для воздействия на правительства стран-объектов. С помощью санкций может частично или полностью ограничиваться импорт товаров из стран санкционного списка, экспорт в эти страны, могут ограничиваться финансовые операции, инвестиции и трансграничные расчеты.
В последние десятилетия наблюдаются многосторонние механизмы введения санкций международными сообществами на отдельные государства.
Целью экономических санкций является воздействие через правительство того или иного государства на процесс принятия экономических решений различных уровней значимости. Это может быть и заключение индивидуальных договоров, и существенные изменения в государственной системе. Такие решениями могут быть: вывод войск из оккупированной страны, присоединение к Международному договору, нарушение человеческих прав, пресечение поддержки международного терроризма.
Международные документы не содержат точного и полного определения экономических санкций, поскольку каждый случай их применения подлежит отдельному рассмотрению.
Примером экономических санкций является периодический запрет со стороны стран, осуществляющих торговлю с Китаем, на ношение одежды из шелка, чтобы подорвать экономическое положение и снизить влияние Китая.
В войне с Англией, Наполеон Бонапарт устанавливал «континентальную блокаду», т.е. блокаду европейских государств. Использование подобных политических методов приводило к множеству конфликтов и войн. Со временем в мире закрепилось понимание того, что свободная торговля является выгодной для всех сторон: и для продавцов, и для покупателей.
Стратегия наложения торговых санкций на недружественные государства была разработана и впервые использована Британской империей в конце 19 века. Торговые санкции были частым явлением в политике Великобритании, с их помощью оказывалось давление на другие страны.
Санкции как составляющая внешнеэкономической политики
В теории экономические санкции анализируются в контексте изучения механизма обеспечения определенных норм и правил. Любой договор международного типа, который регулирует хозяйственную деятельность, так же, как и любая экономическая организация международного масштаба, имеют весьма ограниченный потенциал по сравнению с государством в «принуждении к выполнению контракта».
Государства решают такую задачу с помощью легитимного применения насильственных мер по отношению к объектам собственного регулирования. У международных же экономических организаций таких прав нет, поэтому они вынуждены с большей степени полагаться на свое материальное преимущество.
Даже МВФ и Всемирный Банк, которые имеют возможность оказывать финансовое воздействие на определенные субъекты мирового сообщества, часто не способны эффективно влиять на поведение данных субъектов. Это обусловлено тем, что с ростом объемов прямых иностранных инвестиций МВФ и ВБ в качестве источников финансовых средств маргинализировались.
В связи с этим единственный инструмент насильственного принуждения в сфере мирового хозяйства – это экономические санкции, применяемые в отношении физических и юридических лиц одной страны для изменения им каких-либо значимых аспектов деятельности.
В более радикальной форме под санкциями подразумевается частичный или же полный запрет экономических отношений со странами-виновниками. В данном случае употребляется понятие «эмбарго».
Объясняются подобные меры достаточно просто. При санкциях государство несет экономические потери, что отражается на его населении. Это провоцирует недовольство внутри страны в отношении проводимой правительством политики, которая привела к данной ситуации. В связи с этим руководство данной страны вынуждено идти на уступки, чтобы добиться отмены введенных мер. Санкции могут накладываться и для ограничения доступа к определенным финансовым и материальным ресурсам, что ослабевает возможности разработки и реализации отдельных программ.
Санкции в международных экономических отношениях
В современном мире санкции – это относительно новый инструмент внешней государственной политики. Вопросы эффективности санкций и их влияния на политическую и экономическую жизнь государств, которые подвергаются таким мерам, являются дискуссионными.
Санкции могут преследовать такие цели:
- Защита прав граждан;
- Поддержание мира и повышение международной безопасности;
- Оказание содействия международному сотрудничеству.
Санкции являются также и политическим инструментом, поскольку вводятся не только по экономическим причинам, но и с надеждой на то, что с ухудшением экономического положения в стране возрастет народное возмущение, что приведет к свержению действующего политического режима.
Санкции – это привлекательный инструмент внешней политики, поскольку в отличие от войн, они позволяют решать международные разногласия и конфликты с наименьшими затратами и баз человеческих жертв.
Интенсивность санкций зависит от степени ущерба, наносимого ими:
- Экономике государства;
- Действующему политическому режиму, частным интересам государственных чиновников;
- Конкурентоспособности и интересам отдельных экономических и промышленных отраслей;
- Интересам финансово-промышленных компаний, групп, корпораций.
В функциональном плане санкции могут применяться для ограничения экспорта страны, что ослабит ее национальный доход, поступления твердой валюты, в результате чего уменьшатся возможности закупок на мировом рынке необходимых ей товаров. В большинстве случаев такие меры повышают прибыльность бизнеса страны-объекта, поскольку имеют похожий с тарифными ограничениями экономический эффект.