Экономический кризис 2008-2014 гг. – это масштабная дестабилизация мировой экономической системы, которая, в первую очередь, выразилась в «крахе» мировых финансовых рынков, а затем затронула и реальный сектор (закрытие производств, увольнение работников и т.д.).
Основные сведения об экономическом кризисе 2008-2014 гг.
Характерными чертами мировой экономики постиндустриального типа считаются стремительное технологическое развитие, ускорение информационного обмена и передвижения людей и капиталов. Поэтому любые кризисные явления, возникающие в мире, моментально становятся глобальными, непредсказуемыми, технологически сложными, с большой скоростью распространения.
Именно это и произошло с кризисом ипотечного кредитования, который разразился в США в 2007-2008 г. В считанные месяцы он трансформировался в мировой финансовый кризис, охвативший подавляющее большинство стран мира и имел большие последствия, которые полностью были преодолены лишь к 2014 г.
Экономический кризис, в первую очередь, проявился в следующем:
- Сокращение числа заказов на товары промышленности и сельского хозяйства;
- Повышение безработицы;
- Снижение объемов международной торговли;
- Падение рынков;
- Глобальная экономическая рецессия.
Ведущую роль в преодолении последствий мирового экономического кризиса 2008-2014 гг. играли наиболее экономически развитые страны мира (в то же время, сильно пострадавшие от него), а именно – США и Германия.
Аспекты экономического взаимодействия США и Германии
США и Германия занимают ключевые позиции в мире с точки зрения развития глобальной политики и экономики. США представляют собой крупнейшую национальную экономическую державу, которая сохраняет свое лидерство с окончания Второй мировой войны. Федеративная Республика Германия – это главная движущая сила европейской интеграции, которая отличается очень устойчивым средним классом и развитой промышленностью, ориентированной на экспорт.
Между США и Германией установились тесные отношения (в том числе в экономике). Это было предопределено тем, что на немецкой территории после окончания войны остались базироваться американские войска (они продолжают там находиться и сегодня), а ФРГ вступила в НАТО – организацию, созданную и, фактически, управляемую США.
Высокий уровень экономического взаимодействия США и Германии подтверждается внешнеторговыми и инвестиционными показателями. США являются крупнейшим торговым партнером Германии за пределами Европейского Союза – в 2008 г. в США отправилось 7,2% немецкого экспорта, а из США пришло 4,2% импорта. Германия, в свою очередь, является крупнейшим торговым партнером США в Европе и пятым торговым партнером в мире – на Германию в 2008 г. пришлось 4,5% внешнеторгового баланса США.
Обе страны являются также крупнейшими инвесторами в экономики друг друга. На США приходится четверть всех иностранных инвестиций в Германии (около 110 млрд. долларов). В то же время Германия инвестировала в американскую экономику более 210 млрд. долларов.
Кроме того, стоит сказать, что немецкие компании, которые работают в США, обеспечивают работой более 670 тыс. американцев. А американские компании, которые работают в Германии, создали более 800 тыс. рабочих мест.
Антикризисная политика США и Германии
Вопрос преодоления последствий экономического кризиса 2008-2014 гг. был в то время самой главной темой в двусторонних экономических отношениях США и Германии. При этом их подход к разработке и реализации антикризисной экономической политики достаточно сильно отличался.
Германия предпринимала попытки простимулировать национальную экономику через рост расходов в рамках реализации государственных социальных программ. В частности, в 2009-2010 гг. 71 млрд. евро был истрачен государством на закупки медикаментов и оборудования для больниц, на оказание адресной помощи, на субсидирование кредитов для малоимущих и т.д. Этим путём в экономику страну поступило больше государственных расходов (1,5% ВВП).
Помимо этого, немецкими властями был принят пакет симулирующих мер, который заключался в поддержке частных инвесторов и предпринимателей (например, через налоговые льготы), развитии инфраструктуры и стабилизации экспорта. Еще был усилен контроль государства над деятельностью финансового сектора и ужесточен потолок государственного долга.
Антикризисные меры в США заключались в поддержке спроса. Для этого была продолжена реализация политики «количественного смягчения», которая предполагала постоянное увеличение денежной массы в экономике страны (посредством эмиссии долларов и снижения процентных ставок по кредитам).
Восстановление финансовой стабильности в США пытались осуществить через упорядочивание регулирования за финансовым сектором национальной экономики. Предполагалось, что будет создана новая структура, которая будет осуществлять мониторинг финансовой системы, а федеральное правительство получит новые полномочия, что позволит ему активнее вмешиваться во внутренние дела частных компаний.
Преодоление негативных последствий экономического кризиса правительства Германии и США видели в устранении между собой торговых барьеров, в осуществлении более глубокой интеграции экономик двух стран (в частности, путем изменения формата сотрудничества и увеличения интенсивности обмена информацией и идеями).
На достижение данных целей была направлена «Инициатива по увеличению рабочих мест и поддержке трансатлантической экономики», разработанная американскими конгрессменами и немецкими депутатами. Данная инициатива предлагала устранить максимальное число преград для американских и немецких инвесторов и бизнесменов (прежде всего, преград в виде тарифов). Также между двумя странами были достигнуты договоренности об унификации стандартов отчётности и о создании совместной системы раннего предупреждения о финансовых опасностях.