Определение экономического показателя
Экономический показатель – это величина, характеризующая состояние экономической системы, ее субъектов или объектов, а также процессов и явлений, происходивших в прошлых, настоящих и будущих периодах.
Теоретическая экономика представляет собой базу для обоснования принятия управленческих решений в сфере производства, а также регулирования деятельности крупных хозяйственных систем. Показатели экономики являются одним из способов интерпретации событий, происходящих в экономике.
Экономический показатель состоит из:
- Наименования.
- Числового значения.
- Единицы измерения.
Оперируя показателями, исследователь может прогнозировать будущее состояние систем, анализировать их текущее положение, сопоставлять данные с базисными значениями, для отслеживания динамики развития системных показателей. Система экономических показателей представляет собой совокупность отдельных показателей, которые находятся во взаимосвязи друг с другом. Системы показателей используются для описания общей экономики страны, так же уточнения процессов и явлений в отдельных отраслях народного хозяйства, в регионах, экономических группах, различных сферах хозяйственной деятельности.
Экономические показатели могут использоваться как для макроэкономических систем, так и для микроэкономических. В каждой из областей они призваны решать соответствующие задачи. На макроуровне с их помощью характеризуется сама экономика и ее крупные структурные составляющие. На микроуровне показатели позволяют анализировать и прогнозировать деятельность предприятий, индивидуальных предпринимателей, домашних хозяйств.
Виды показателей, применяемых в экономике
Вся совокупность используемых в экономике показателей делится на две группы:
- Натуральные.
- Стоимостные.
Группировка зависит от измерителей, используемых для исчисления этих показателей. Наиболее удобной формой интерпретации экономических событий являются стоимостные показатели. С их помощью можно обобщать объекты и явления, имеющие разную природу. Примером может послужить расчет себестоимости продукции на предприятии, использующем большое число различных материалов и полуфабрикатов. Натуральные показатели позволяют оценить количество блага или ресурса. Как правило, они представлены в количественных единицах, например, в тоннах, метрах, штуках и литрах.
Условно-натуральные показатели помогают обобщить разрозненные элементы однородной продукции или ресурсов. То есть, для массового производства средством измерения может стать единица продукции, например, консервная банка. Она обладает определенными параметрами, которые закладываются еще на этапе производства. Получается, что эффективность производства можно оценить в количестве выпускаемых консервных банок.
Для описания хозяйственной деятельности могут использоваться показатели, описывающие количественную составляющую исследования. Качественную оценку проводят с помощью качественных показателей. Очень часто для описания хозяйственных процессов и их конкретизации применяются объемные и удельные показатели. Первые описывают процессы хозяйственной жизни. Вторые рассчитываются на основе первых для конкретизации определенного события или явления. Примером может послужить себестоимость выпускаемой продукции, которая является объемным показателем. Удельные показатели в себестоимости – это затраты на 1 рубль товарной продукции и другое.
Удельные экономические показатели
Удельные показатели являются вторичными, уточняющими показатели первого порядка, которыми являются объемные показатели. Применение удельных показателей основывается на том, что основной параметр-аргумент и зависимый параметр находятся в прямом взаимодействии друг с другом.
Таким образом, применение метода удельных показателей можно сравнить со статистическим методом парной корреляции. Примером может послужить использование удельных показателей для оценки социально-экономических параметров жизни общества и отдельных индивидов. Объемным показателем станет общая численность населения. С его помощью можно рассчитать валовый продукт региона, приходящийся на одного человека. Этот удельный показатель обозначает уровень доходов этого региона. Знание валового регионального продукта может стать отправной точкой для принятия определенных решений в области экономической политики. Товарооборот на душу населения может показать тенденции, отображающие ситуации в сфере торговой жизни общества.
Удельные показатели широко используются для планирования производственной деятельности предприятия. В зависимости от специфики фирмы могут использоваться разные наборы показателей, но существует перечень наиболее часто применяемых. К ним относят:
- Производственная площадь, приходящаяся на одного сотрудника в квадратных метрах.
- Производственная площадь на одну приведенную единицу.
- Выработка на одного рабочего в человеко-часах.
- Трудоемкость единицы продукции, выражаемая в часах на производственную единицу.
- Площадь пола для производства в производственных единицах на квадратный метр.
- Оборудование на одного рабочего или его стоимость.
Для расчета удельных показателей сначала определяются первичные объемные, а затем, происходит их детализация в зависимости от цели исследования.