Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Ценообразование в микроэкономике

Ценообразование на микроуровне

Определение 1

Микроэкономикой называется раздел экономический теории, в центре внимания которого находится функционирование экономических агентов.

Вопросы ценообразования в микроэкономике охватывают принятие решений о ценообразовании на уровне отдельных фирм (организаций, предприятий).

Выделяют следующие виды цен, устанавливаемых предприятиями:

  • свободные оптовые цены (при расчетах с потребителями кроме конечных потребителей – с различными посредниками, в том числе со снабженческо-сбытовыми и снабженческо-закупочными);
  • свободные отпускные цены (при расчетах с конечными потребителями – как с населением, так и с организациями, в зависимости от вида товара).
Замечание 1

Свободные цены устанавливаются с учетом НДС, если продавец является плательщиком НДС (не применяет специальные налоговые режимы).

Факторы, являющиеся определяющими при установлении свободных цен:

  • включенные в себестоимость продукции затраты;
  • соотношение спроса и предложения на продукцию;
  • качество и потребительские свойства продукции, а также потребительские ожидания (ценность бренда).

Способы ценообразования зависят от рыночной структуры и отличаются в условиях свободной конкуренции, монополистической конкуренции, монополии и олигополии.

Ценообразование фирм-совершенных конкурентов

В условиях совершенной конкуренции рыночная власть отдельной фирмы ничтожна. Принимаемые конкретной фирмой ценовые решения не способны повлиять на установившуюся рыночную цену. Соответственно, если фирма попробует продавать продукцию по цене выше рыночной, у нее никто не будет ничего покупать. Устанавливать же цену ниже рыночной у предприятия нет никакого интереса, поскольку оно и по установленной цене (рыночной, равновесной) может продавать любой объем продукции.

«Ценообразование в микроэкономике» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Таким образом, фирма-совершенный конкурент не принимает решение о цене продукции, а принимает рыночную цену как данность.

Ценообразование фирм-монополий

Монополист обладает значительной рыночной властью, оказывает определяющее влияние на цену в своей отрасли. Поэтому фирма-монополист стоит перед выбором: ограничить объем продаж, поддерживая высокую цену, или снизить цену и увеличить объем продаж. Каждый раз, принимая решение об увеличении выпуска, монополист должен анализировать потери из-за снижения цены (которые касаются всего объема выпуска) и увеличение дохода за счет добавления единицы продукции. Чтобы добиться максимизации прибыли, монополист должен определить такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам. При этом цена не совпадает с предельным доходом (превышает его) и определяется исходя из спроса в отрасли.

Ценообразование максимизирующей прибыль монополии представлено на рис. 1.

Ценообразование максимизирующей прибыль монополии. Автор24 — <a href=интернет-биржа студенческих работ">

Рисунок 1. Ценообразование максимизирующей прибыль монополии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замечание 2

Монополия может применять ценовую дискриминацию по отношению к своим покупателям.

Ценообразование в условиях монополистической конкуренции и олигополии

Монополия и совершенная конкуренция – две крайние рыночные структуры. На практике большая часть рынков является промежуточными. Рассмотрим две модели таких промежуточных рынков.

Монополистическая конкуренция характеризуется большим числом продавцов дифференцированного товара.

В рамках узкого сегмента фирма является монополистом (т.к. ее продукция отличается), однако отличия не столь велики, чтобы потребитель не мог заменить товар аналогом, предлагаемым конкурентами. В связи с этим кривая спроса приобретает ломаный характер – при цене выше некоторого значения потребители отказываются в пользу товаров конкурента, при цене ниже другой критической точки – напротив, становятся клиентами данной фирмы (рис. 2). В коротком периоде такая фирма ведет себя как монополист; в длительном периоде – как совершенный конкурент (т.к. барьеров для входа в отрасль нет).

Кривая спроса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Кривая спроса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

На рынке олигополии фирмы могут влиять на рыночную цену, особенно если они вступят в сговор. При условии отсутствия сговора на ценообразование в значительной степени влияет реакция, которую одни фирмы ждут от других на изменение цены.

Дата последнего обновления статьи: 07.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot