Принципы фармацевтического консультирования
Согласно определению ВОЗ от 1998 года, самолечение является собственным выбором и использованием пациентами лекарственных средств с целью лечения и профилактики заболеваний и отдельных симптомов, которые были распознаны ими самостоятельно.
Самолечение включает в себя понятия «самопомощь» и «самопрофилактика».
Для повышения эффективности систем здравоохранения в мае 1994 года на 3-ем Ежегодном Совещании Европейского Форума фармацевтических ассоциаций и ВОЗ в Копенгагене (Дания) были приняты следующие принципы:
- лекарственное средство не должно рассматриваться исключительно как товар;
- население должно снабжаться лекарствами только путем отпуска из аптечных учреждений;
- контроль распределения ЛС на всех стадиях должен осуществляться только профессионалами;
- фармацевт в работе обязан руководствоваться нормами профессионального поведения и строгими этическими правилами и лично контролировать распределение лекарственных средств среди населения;
- фармацевт не должен быть подвержен экономическому влиянию со стороны нефармацевтов при осуществлении своей деятельности;
Благодаря специальному фармацевтическому образованию провизор обладает исключительным правом:
- Отвечать лично за реализацию фармацевтической продукции на рынке.
- В интересах безопасности и сохранения здоровья населения гарантировать адекватный контроль качества, хранения, безопасности и вопросов снабжения населения лекарственными средствами.
- Управлять аптекой.
Роль фармацевта в системе самопомощи и самопрофилактики
Понятие самопомощи по большей части относится к случаям, когда пациенту требуются средства симптоматического лечения, которые не воздействуют на причину и патогенетические звенья болезни, а только на ее конкретные проявления (симптомы).
К наиболее распространенным таким состояниям относятся: зубная и головная боль, различные расстройства ЖКТ (диспепсические явления, изжога, метеоризм, диарея, запор), простудные явления (кашель, температура, боль и першение в горле, насморк), боли в мышцах и суставах, ушибы, растяжения, небольшие ссадины, раны, ожоги, некоторые изменения слизистых оболочек и кожных покровов и т. д.
Отсюда можно сделать вывод, что к наиболее популярным группам средств из безрецептурного списка при самолечении относятся: ненаркотические анальгетики, назальные спреи и, жаропонижающие, леденцы и таблетки от боли в горле, ферменты, антациды и т. д. Также самолечение может предполагать фитотерапию, прием витаминов и витаминно-минеральных комплексов.
Основные аспекты взаимодействия пациента и фармацевта при оказании самопомощи и проведении самопрофилактики:
- В связи с тем, что самолечение является самостоятельным выбором пациента, фармацевт не должен отпускать ему препараты, реализация которых возможна только при предъявлении соответствующего рецепта. Однако, иногда больной все же может использовать для лечения такие средства, например, если они остались от прошлых приемов или были взяты у родственников или знакомых. Понятно, что существование таких ситуаций не зависит от фармацевта.
- Первым делом фармацевт при обращении к нему человека с просьбой порекомендовать какой-либо препарат должен его внимательно выслушать и задать необходимые вопросы с целью уточнения его состояния. Это необходимо, чтобы максимально точно определить, больному следует посоветовать обратиться за помощью в лечебное учреждение или же можно самостоятельно дать ему рекомендации по выбору средств самолечения.
- Если жалобы посетителя являются показаниями для безотлагательной врачебной помощи, фармацевт не должен выходить за рамки своей компетенции и самостоятельно пытаться помочь ему, даже если больной очень настойчиво просит, ему не хочется тратить время на поход к врачу, он говорит о невозможности посетить врача по различным обстоятельствам и т.д. Такая же тактика распространяется и на ситуации, когда картина заболевания является неясной.
- Если же состояние пациента не требует обязательного врачебного вмешательства, фармацевт может проконсультировать больного. Консультация заключается в предоставлении посетителю необходимой информации для успешного самолечения, оказании помощи в правильном выборе конкретных наименований в оптимальной для конкретного человека лекарственной форме (сироп, таблетки, свечи, спрей, капли и т. д.) и дозировке (при этом учитывается возраст, масса тела и другие индивидуальные особенности и сопутствующие заболевания больного), а также разъяснении режима приема, мер предосторожности и правил хранения препаратов.
- Фармацевт должен помнить, что не бывает абсолютно безвредных препаратов, даже те средства, которые продаются без рецепта, имеют противопоказания для применения и могут привести к развитию нежелательных побочных реакций. Поэтому, если они будут употреблены по неверному назначению, в неправильной дозировке и/или с нарушением курса лечения (недостаточная или чрезмерная его продолжительность), их прием может наносить порой весомый вред самочувствию и здоровью пациента. В связи с этим, прежде чем рекомендовать человеку какой-либо препарат, фармацевт должен учесть вероятность возникновения нежелательных индивидуальных реакций (включая аллергические), род повседневной деятельности человека и возрастной фактор, а также разъяснить больному особенности взаимодействия лекарственного вещества с другими принимаемыми препаратами и компонентами пищи, алкоголем.
- Немаловажным моментом также является разъяснение больным недопустимость преждевременного прекращения курса лечения после появления первых же признаков положительной динамики, до полного завершения назначенного курса и абсолютного выздоровления. Не следует также и самостоятельно продлевать курс лечения.
- Важным отличием фармацевта от врача является тот факт, что он не назначает, а только рекомендует человеку какой-либо препарат. Поэтому за рекомендацию и отпуск безрецептурного препарата он не несет юридической ответственности, однако все равно имеет место этическая и профессиональная ответственность за качество предоставленной консультации. Из самого термина «самолечение» благодаря приставке «само» становится ясно, что ответственность полностью лежит на том, кто лечится. Но этот момент никоим образом не должен становиться причиной снижения качества консультативной помощи, предоставляемой в аптеке, с целью обеспечения ответственного самолечения.