Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психоэмоциональное состояние пациентов на стоматологическом приеме

Сущность и признаки психоэмоционального состояния человека

Определение 1

Психоэмоциональное состояние представляет собой сложный комплекс изменений, которые происходят в психике и в теле человека и включают в себя различные чувства, физиологическое возбуждение, поведенческие реакции, когнитивные процессы, возникающие в ответ на ситуацию, представляющую важность для конкретного человека.

Ильин Е.П. в 2005 г. выделил следующие особенности, характерные для психоэмоциональных состояний:

  1. Целостность. Это означает, что психоэмоциональные состояния определяют в целом психическую деятельность организма в конкретныйвременной промежуток, а не отдельно какую-либо ее сферу (познавательную, волевую, эмоциональную и т.д.).
  2. Относительная устойчивость и подвижность. В сравнении с психическими процессами, которые постоянно происходят в организме и достаточно часто сменяются, психоэмоциональные состояния более устойчивы и относятся к большим промежуткам времени, при этом они также имеют начало, конец и динамику развития.
  3. Непосредственная и прямая взаимосвязь со свойствами личности и психическими процессами. В структуре психики человека психоэмоциональные состояния находятся между свойствами личности и психическими процессами. Возникают они как результат отражательной деятельности головного мозга. При этом, возникнув, психоэмоциональные состояния, оказывают влияние на психические процессы (избирательность ощущений, определяют темп и тонус отражательной деятельности, избирательность восприятий, продуктивность мышления и т.п.), с одной стороны, и являются «строительным материалом» для формирования и становления свойств личности, с другой стороны.
  4. Типичность и индивидуальное своеобразие. Психоэмоциональные состояния своеобразны для каждого человека, так как они находятся в неразрывной связи с индивидуальными особенностями конкретной личности, и являются типичными для его характера и темперамента.
  5. Многообразие. В то же время одной личности присуще огромное многообразие психоэмоциональных состояний в зависимости от ситуации (недоумение и удивление, сосредоточенность и растерянность, бодрость и уныние, спокойствие и напряженность т.п.).
  6. Полярность. Данное качество вытекает из предыдущего, но отражает быстрый переход от одного психоэмоционального состояния в полярно противоположное. Наиболее ярко это проявляется в каких-либо экстремальных, нетипичных для данного человека ситуациях.

Проблема психоэмоционального состояния пациента в стоматологии

Лечение по поводу стоматологических заболеваний является одним из самых массовых видов оказываемой населению специализированной медицинской помощи.

Согласно статистическим данным стоматологической ассоциации Российской Федерации, за год проводится около 160-180 миллионов амбулаторных стоматологических приемов, то есть это около 500 тысяч ежедневно. При этом стоматолога посещают пациенты самых разных возрастных категорий, часто с наличием сопутствующих заболеваний.

В стоматологии существует достаточно большое количество болезненных и неприятных лечебных, диагностических и профилактических процедур, которые могут вызвать у пациента сильные эмоционально-личностные переживания. Обычно это чувство тревоги, страха и психическая напряженность. Все эти моменты оказывают весомое влияние на восприятие и оценку пациентом болевых ощущений и приводят к усилению болевых реакций.

Поэтому проблемы исследований вклада психологических и эмоциональных компонентов реакции пациента на медицинские манипуляции в стоматологической практике стоят наиболее остро.

«Психоэмоциональное состояние пациентов на стоматологическом приеме» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Поэтому, чтобы оказать пациенту полноценную лечебную помощь, требуется комплексный подход к каждому конкретному стоматологическому больному с учетом представлений об индивидуальной эмоционально-личностной целостности пациента для формирования у него адекватного отношения к лечению и диагностике заболеваний.

Замечание 1

Считается, что 50-75% стоматологических пациентов перед врачебным приемом нуждаются в успокоительных медикаментах, при этом психологическая подготовка требуется в 70-100%.

Выделяют три степен выраженности тревоги пациентов в зависимости от клинических проявлений:

  • низкая;
  • средняя;
  • высокая.

Трезубов В.Н. подробно описал каждую из них и дал рекомендации касаемо их снятия.

Низкая степень тревожности.

Низкая степень тревожности внешне никак не проявляется, но при целенаправленном опросе пациент может признаться, что ему некомфортно, волнительно, не по себе. Реакции таких пациентов на манипуляции врача никак не мешают проведению процедур.

В таких случаях обычно достаточно проведения разъяснительных бесед, применение успокоительных медикаментов здесь не является целесообразным (кроме случаев, когда у пациента имеются сопутствующие патологии, такие как ИБС, гипертоническая болезнь, нарушение мозгового кровообращения, некоторые эндокринные заболевания).

Средняя степень тревожности.

В данном случае пациент ощущает внутреннее беспокойство, напряжение, страх перед процедурой. Внешне это может проявляться выступанием капель пота над верхней губой, потливостью ладоней, изменением диаметра зрачков, двигательным беспокойством, мышечной напряженностью, тремором, который пациент пытается скрыть, сцепляя руки на груди, или крепко держась за подлокотники, или держа одну руку другой.

При средней степени тревожности необходимо применение успокаивающих препаратов (одного из перечисленных: фенибут 25 мг, тазепам 1 мг, мебикар 300 мг, элениум 10 мг). Пациент должен принять его до начала процедуры за 45-60 минут.

Высокая степень тревожности.

При сильно выраженной тревожности пациенты испытывают сильный страх, кожные покровы бледные, выступает холодный пот, лицо приобретает страдальческое выражение, может быть тошнота. При этом пациенты очень напряжены, могут без причины вздрагивать, кусать ногти, барабанить пальцами, теребить край одежды.

В таких случаях необходимо применение сильных транквилизаторов (фенозепам, диазепам). Если они не оказывают должной эффективности, возможно добавление небольших доз нейролептиков (например, галоперидол 0,75-1.5 мг) или антидепрессантов (амитриптилина 6-12.5 мг).

Правильный подбор индивидуальной психотерапевтической тактики и премедикации в совокупности с адекватной анестезией приводит к нормализации основных вегетативных и двигательных функций организма, снижению значимости источников эмоционального напряжения, что является гарантом благоприятного исхода лечения.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 02.04.2020
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot