Салернская медицинская школа
Самыми первыми медицинскими школами были медицинские школы Италии. Старейшей среди них является Салернская медицинская школа. Она была основана в IX веке недалеко от Неаполя, в Салерно, продолжала традиции античной медицины и носила светский характер.
Салернская школа была так широко известна в масштабах мира того времени, что Салерно называли городом Гиппократа (civitas Hippocratica), даже после того, как в нем появились также выдающиеся школы философов и юристов. В Салернскую школу приезжали учиться и лечиться люди со всей Европы.
Салернская школа была единственной школой Священной Римской империи, которой обладала правом присваивать звание врача. Такая привилегия была дана школе императором Фридрихом II (1212-1250 гг.), без лицензии Салернской школы ведение медицинской деятельности было запрещено.
Арнольд из Виллановы (1235-1311 гг.), ученый, химик и врач, в дальнейшем - магистр университета в Монпелье, стал автором небольшой поэмы «Салернский кодекс здоровья», посвященной предупреждению болезней и диететике. В ней ученым также были приведены некоторые данные, касающиеся строения тела человека (например, сведения о количестве зубов, костей и крупных кровеносных сосудов).
Эта поэма стала одним из основных достижений Салернской школы, она внесла огромный вклад в развитие медицинской науки средневековой Европы.
В 1213 году Салернская школа получила статус университета. Продолжительность обучения в Салерно составляла пять лет, после чего врачи, прежде чем приступить к самостоятельной деятельности, обязательно должны были в течение одного года практиковаться под руководством опытного врача.
Первые медицинские университеты
Другие медицинские школы Средневековья, получившие статус университета:
- школа в Болонье (Италия) – в 1158 году;
- школы в Кембридже и Оксфорде (Британия) - в 1209 году;
- школа в Париже (Франция) – в 1215 году;
- школа в Саламанке (Испания) - в 1218 году;
- школа в Падуе (Италия) – в 1222 году;
- школа в Неаполе (Италия) – в 1224 году;
- школа в Монпелье (Франция) – в 1289 году;
- школа в Лиссабоне (Португалия) – в 1290 году;
- школа в Праге (Чехия) – в 1348 году;
- школа в Кракове (Польша) – в 1364 году;
- школа в Вене (Австрия) – в 1365 году;
- школа в Гейдельберге (Германия) - в 1386 году;
- школа в Кёльне (Германия) - в 1388 году;
- школа в Лейпциге (Германия) -в 1409 году.
В средневековых университетах, как правило, обучение имело следующую структуру:
- Всего в университете обычно было образовано четыре факультета. Один из них был подготовительным, общим для всех, а выбор факультета из трех основных осуществлялся после освоения программы подготовительного этапа.
- Обучение на подготовительном (его еще называли артистическим, от латинского «artes»-искусства) факультете было обязательным для всех студентов. Здесь они обучались семи свободным искусствам (septem artes liberales).
- После усвоения (сдачи экзаменов) программы «trivium», включающей грамматику, риторику и диалектику, студенту присуждали степень бакалавра искусств.
- После того, как он овладеет курсом «quadrivium», включающим арифметику, геометрию, астрономию и теорию музыки, учащемуся присуждали степень магистра искусств, что давало ему право далее продолжить обучение на одном из трех основных факультетов: медицинском, богословском или юридическом.
- После успешного освоения программы основного факультета студент получал степень магистра (доктора) профиля, соответствующего оконченному факультету.
- Общее количество студентов обычно было небольшим, в рамках одной специальности одновременно редко обучались более 10 человек. Для руководства группой студентов из их состава избирался так называемый староста десятки, именуемый также деканом (от латинского «decem» - десять).
- Главой университета был rector magnificis-simus (от латинского «rector»- управитель).
- Оба поста (декана и ректора) могли занимать только лица, обладавшие высоким духовным саном.
- В церковных университетах, к числу которых относился, например, Парижский, назначение на эти должности и их оплата осуществлялась церковными властями, а в тех университетах, которые были основаны по указу короля, например, университет в Неаполе, - королевской властью.
Одним из самых прогрессивных медицинских университетов средневековой Европы был университет в Монпелье. Только в его программе обучения обязательным пунктом было прохождение врачебной практики за пределами города, продолжительность которой в 1240 году составляла шесть месяцев, а в 1309 году ее срок был увеличен до восьми месяцев. Кроме того, по некоторым сведениям, уже в XIII веке студенты Монпелье эффективно обучались методом «слушая и видя», посещая операции своих учителей-магистров.
О прогрессивности университета Монпелье (наряду с Салерно) также свидетельствует и тот факт, что именно в этих учебных учреждениях стали производиться первые в Западной Европе вскрытия умерших. Для этого потребовалось особое разрешение монарха.
В 1238 году Фридрихом II медицинскому факультету в Салерно было разрешено вскрывать один труп в пять лет. И только в 1376 году Людовик, правитель Лангедока и герцог Анжуйский, приказал отдавать один труп в год университету в Монпелье.
До этого времени церковью категорически запрещалось «пролитие крови», в том числе и вскрытие человеческих трупов, из-за чего представления студентов о строении человеческого тела долгое время оставались весьма поверхностными.
Первым в Западной Европе учебником по анатомии стал труд Мондино де Луцци, магистра Болонского университета (1275-1326гг.), составил он его в 1316 году. Данное сочинение было основано на сведениях, полученных при вскрытиях только двух трупов, однако следует заметить, что из-за крайне редкой возможности этого события в то время, изучение каждого из трупов производилось особенно тщательно и затягивалось на нескольких недель.
Многие моменты этой книги были представлены сведениями, заимствованными из работы Галена «О назначении частей человеческого тела».