Структура органов управления здравоохранением
Органы управления здравоохранением – это совокупность органов исполнительной власти в сфере здравоохранения различного уровня (федерального, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления) и органов управления медицинскими службами, установленными ФЗ «О здравоохранении в Российской Федерации».
Система органов управления здравоохранением состоит из двух основных элементов (подсистем):
- подсистемы государственного управления здравоохранением, которая включает органы управления здравоохранением федерального уровня и уровня субъектов РФ;
- подсистемы муниципального управления здравоохранением, которая состоит из муниципальных органов местного самоуправления.
Органы управления здравоохранением помимо признаков, которыми обладают все органы управления любой направленности, за исключением объекта их управления, которыми в данном случае являются учреждения и организации отрасли здравоохранения, также имеют и некоторые специфические особенности.
Специфические признаками органов управления здравоохранением:
- наличие структуры, территориального масштаба деятельности;
- ими могут быть организации или политические учреждения, части государственного аппарата, создаваемые государством;
- главным их назначением является осуществление исполнительно-распорядительной и управленческой деятельности в отношении руководства отраслью здравоохранения, соответственно установленными для них функциями и профилем;
- соблюдение их прав гарантируется Конституцией РФ, уставами и конституциями ее субъектов, а также другими нормативными актами, призванными устанавливать их статус;
- наличие своей компетенции (задач, целей, функций, прав и обязанностей, форм и методов деятельности), закрепленной правовыми актами;
- защита их прав может выступать предметом судебных разбирательств;
- организационными гарантами органов управления данной группы выступают Президент РФ, органы прокуратуры, а также органы, решающие вопросы, касающиеся образования этих органов.
Цели, задачи и признаки деятельности органов управления здравоохранением
Главной задачей деятельности органов управления здравоохранением является постоянное развитие и совершенствование системы оказания медицинской помощи, а именно повышение ее качества и доступности для населения, а также защита интересов медицинских работников и граждан-потребителей медицинских услуг в сфере здравоохранения.
Для достижения данных целей необходимо, чтобы деятельность органов управления здравоохранением соответствовала основным своим принципам, то есть важнейшим, основополагающим началам, на основе которых должны реализовываться их действия.
К основным принципам деятельности органов управления здравоохранением (далее – органов) относятся:
- Законность. Деятельность органов должна основываться на требованиях и положениях, установленных федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. При этом деятельность органов не должна вступать в противоречия и с подзаконными нормативными актами, которые издали сами органы государственного управления здравоохранением. Другими словами, деятельность органов должна осуществляться исключительно в рамках своей компетенции и предоставленных им полномочий.
- Приоритет свобод и прав гражданина и человека. Это принцип вытекает из ст. 2 Конституции РФ, согласно которой человек, его свободы и права являются высшей ценностью. Поэтому деятельность органов не должны ущемлять законных интересов и прав физических лиц.
- Единство системы органов управления. В соответствии со ст. 77 Конституции РФ, совокупность органов исполнительной власти является единой системой исполнительной власти РФ в пределах полномочий и предметов ведения РФ по предметам совместного ведения ее субъектов и РФ в целом.
- Федерализм. Федерализм является основой конституционного строя РФ, сочетающей общефедеративные и региональные интересы. В отношении отрасли здравоохранения этот принцип предопределяет следующие моменты. Во-первых, вопросы координации в сфере здравоохранения являются предметом совместного ведения РФ и ее субъектов. Во-вторых, к системе органов управления здравоохранением относятся органы местного самоуправления, имеющие ряд полномочий. Поэтому полномочия в области охраны здоровья отдельно устанавливаются для федеральных органов государственной власти, для органов государственной власти субъектов РФ, а также устанавливаются компетенции для органов местного самоуправления.
- Сочетание централизации и децентрализации. Централизация в сфере здравоохранения предполагает подчинение органов управления нижестоящего уровня вышестоящим, которые обеспечивают направление и контроль их деятельности. При этом исполнение решений вышестоящих органов является обязательным для нижестоящих. Децентрализация предполагает наличие у каждого органа управления собственного правового статуса в пределах подведомственной ему территории.
- Координация и взаимодействие с другими субъектами. Согласно этому принципу государственные органы не должны действовать изолированно, вне целостной государственной системы и всего общества в целом. Такое взаимодействие органов управления с органами местного самоуправления, другими государственными структурами, гражданами и их объединениями обеспечивает гласность, учет и согласование различных интересов и обозначение конкретных приоритетов.
- Гласность. Согласно этому принципу процесс и результаты работы органов исполнительной власти подлежат широкому обнародованию через средства массовой информации. Это способствует повышению уровня государственного управления здравоохранением. Предполагается: наличие свободного доступа к принятым нормативным актам, а также их проектам, находящимся в процессе подготовки; публикация статистических данных, касающихся состояния здравоохранения в течение определенного периода времени; проведение консультаций юридических и физических лиц по вопросам охраны здоровья, что особенно важно в случае реформирования отрасли здравоохранения.