Задачи паллиативной медицины
Паллиативная помощь - это комплекс мероприятий квалифицированной медицинской помощи, проводимых в отношении терминальных больных и заключающихся в купировании и по возможности - предупреждении болевого и других тягостных симптомов и синдромов, неизбежно сопровождающих процесс умирания.
Помимо собственно медицинских мероприятий работа с паллиативными пациентами заключается также и в оказании психологической и социальной поддержки им и членам их семей.
Главная цель паллиативной медицины заключается в достижении качества жизни терминального больного, которое было бы максимально приближено к качеству жизни здорового человека.
Основным принципом паллиативной помощи является облегчение страданий больного, даже если излечить его невозможно.
Обязанности врача при работе с терминальными больными заключаются в облегчении страданий больного одновременно с максимальным продлением жизни человека с помощью жизнеподдерживающего лечения.
К основным методам жизнеподдерживающего лечения относятся:
- искусственная вентиляция легких;
- антибиотикотерапия;
- искусственное питание;
- экстракорпоральный диализ с помощью аппарата «искусственная почка»;
- гидратация.
Однако у пациента есть право на отказ от медицинской помощи, что неизбежно ускоряет наступление его смерти. Эвтаназия в Российской Федерации запрещена в любых формах, однако отказ больного от медицинской помощи, при условии, что ему разъяснили все возможные последствия этого решения, и он их понял, по сути, и есть форма пассивной добровольной эвтаназии.
Роль социального работника в оказании психологической помощи терминальным больным
Физические страдания терминальных пациентов неотделимы от душевных мук. Умирающие больные испытывают страх боли и смерти, они находятся в зависимости от других лиц даже при удовлетворении элементарных физиологических нужд (приеме пищи, поддержании чистоты, осуществлении физиологических отправлений и т.п.), что только усиливает психологические страдания по поводу своего беспомощного положения.
Поэтому одним из основных моментов работы с умирающим человеком является создание вокруг него условий, в которых он будет чувствовать себя защищенным. Необходимо устранять различные раздражители, которые могут мешать больному, например, яркий свет или, наоборот, темнота, шум, громкие звуки, резкие и/или неприятные запахи и т.п.
Подсознательно все терминальные больные хотят, чтобы их успокоили, в том числе убедили в том, что в момент умирания они не будут испытывать страданий.
В работе с умирающими пациентами нужно всеми силами стремиться к тому, чтобы они высказались. После рассказа о своих переживаниях у больных могут рассеяться страхи и сомнения, а замкнутость и изолированность - значительно снизиться.
Важная роль в облегчении душевных страданий умирающих больных помимо медицинского персонала и лиц, непосредственно осуществляющих за ними уход, принадлежит также и социальным работникам.
Основные принципы работы сотрудника социальных служб с умирающим человеком:
- Внимательно выслушивать жалобы пациента, стараться удовлетворять его просьбы и потребности, быть готовым к оказанию необходимой помощи.
- При общении с больным проявлять терпение, не показывать раздражения, спокойно относиться к его негативным эмоциям, в том числе гневу, так как в его положении они вполне объяснимы и совершенно нормальны.
- Направление усилий всех окружающих пациента людей на благо умирающему.
- При общении умирающим больным следует избегать неуместного поверхностного оптимизма, это, наоборот, вызовет только недоверие и подозрительность.
- Речь терминальных больных часто символична. Чтобы лучше ее понимать, необходимо, в том числе с помощью родственников пациента, попытаться расшифровывать смысл символов, которые он использует. Обычно показательны воспоминания, которыми больной делится, его рассказы и жесты.
- Нельзя относиться к умирающему человеку исключительно как к объекту сочувствия и забот. Тем более запрещено показывать такое отношение при самом пациенте. Иногда окружающие пытаются самостоятельно определить и решить, как будет лучше для человека. Хоть это чаще всего делается исключительно с самыми лучшими намерениями, тем не менее чрезмерное принятие на себя ответственности за больного значительно уменьшает диапазон его самостоятельности, что неизбежно негативно скажется на его и без того крайне тяжелом психологическом состоянии. Вместо этого необходимо узнать мнение пациента, внимательно его выслушать и позволить ему принять участие в решении вопросов, касающихся лечения, времени и продолжительности посещений и т.п.
- Грамотная работа с членами семьи пациента и его ближайшим окружением. Правильно выстроенная работа с родственниками больного часто позволяет значительно приблизиться к решению его психологических проблем. В частности, есть понятие служения больному «присутствием», что означает присутствие в палате или комнате, где располагается больной, близких ему людей. Они не обязательно должны всегда находиться непосредственно у постели больного, они могут тихо сидеть в комнате несколько поодаль и заниматься своими делами. Тем не менее, когда больной просыпается и видит недалеко от себя знакомое родное лицо, это его умиротворяет и успокаивает. Это оказывает мощный положительный психологический эффект, в то время как психологическая дезадаптация пациента и членов его семьи неизбежно окажет неблагоприятное влияние как на результаты лечения, так и на качество жизни.
- Типичной ошибкой в общении с умирающими больными является неосознанное, а иногда и сознательное стремление окружающих свести контакты с ними к минимуму. Чаще всего это объясняется внутренним состоянием неуверенности родственников и медицинского персонала. Больному же обычно достаточно простого присутствия близких или приятных ему людей у своей постели, которые при необходимости развеют его страхи и помогут успокоиться.