Вопросы, которые изучает медицинское и фармацевтическое товароведение
Медицинское и фармацевтическое товароведение (МФТВ) — это комплексная научная дисциплина, в сферу деятельности которой входят:
- закономерности формирования ассортимента товаров, его изменения в процессе обращения;
- потребительская стоимость, ассортимент и качество товаров;
- органолептические методы оценки качества товара;
- оценка конкурентоспособности товара;
- разработка методик конкурентоспособности товара, сохранности качества товара в процессе обращения;
- товароведческий анализ товаров;
- организация хранения товаров на всех этапах обращения;
- маркетинговые исследования товаров и услуг.
Предметом МФТВ являются потребительские стоимости товаров, применяемых по отдельности или в сочетании между собой для:
- диагностики, лечения, профилактики заболеваний, реабилитации, проведения медицинских процедур, модификации или замены органов и тканей человека;
- компенсации и/или восстановления нарушенных, утраченных функций, контроля над зачатием;
- исключения воздействия, включающего фармакологическое, химическое, метаболическое или иммунологическое влияние на структуры организма человека.
Медицинское и фармацевтическое товароведение изучает:
- основы товароведения, перспективы и закономерности развития и формирования потребительских качеств и свойств медицинских товаров;
- систематизацию товаров с использованием рационального применения методов классификации и кодирования;
- показатели и свойства ассортимента для формирования и анализа ассортиментной политики фармацевтического учреждения или предприятия;
- факторы, формирующие и сберегающие качество медицинских товаров;
- информационное обеспечение движения товара от изготовителя до потребителя;
- наиболее эффективные способы обеспечения сохранности товаров в процессе хранения, транспортировки и эксплуатации;
- товароведная характеристика товаров, реализуемых посредством сети аптек и используемых в лечебно-профилактических учреждениях.
Научные основы товароведения основаны на общеэкономических законах, естественно-научных дисциплинах (физики, химии, математики), которые необходимы для понимания и оценки потребительских свойств товаров, их изменений при производстве, хранении и эксплуатации.
Субъекты товароведной деятельности
Обширная номенклатура медицинских и фармацевтических товаров, взаимозависимый и сложный характер их свойств, особенности формирования потребительских нужд определяют объективную необходимость в товароведах, обеспечивающих продвижение товаров от изготовителей до потребителей.
Направления медицинского и фармацевтического товароведения:
- Медико-технологическое направление. Обеспечивает максимальную адаптацию потребительских показателей и свойств типовых изделий к требованиям конкретных потребителей. Данное направление реализуют представители фирм-производителей медтехники, инженерно-технический персонал, проводящий ее техническое обслуживание.
- Логистическое направление. Деятельность по организации перемещения медицинских товаров от производителя к потребителю. К логистикам-товароведам относятся руководители аптечных учреждений и фармацевтических предприятий, сотрудники отделов сбыта, коммерческих отделов промышленных предприятий, организаций оптовой и розничной торговли медицинскими товарами.
Товароведная деятельность является одной из профессиональных обязанностей фармацевтических работников, которые должны знать:
- нормативные документы, регламентирующие правила приемки, хранения и реализации медицинских товаров;
- классификацию и кодирование разных видов медицинских товаров;
- организацию поставки медицинских и фармацевтических товаров от поставщиков;
- факторы, влияющие на формирование и сохранение качества товаров в процессе их производства, транспортировки, хранения, применения или эксплуатации;
- методы оценки основных показателей качества товаров;
- особенности маркировки медицинских и фармацевтических товаров.
Медицинский и фармацевтический товаровед должен уметь:
- классифицировать медицинские товары;
- проводить маркетинговые исследования и товароведческий анализ фармацевтических и медицинских товаров;
- определять показатели ассортимента, формировать наиболее оптимальный ассортимент для фармацевтических предприятий и медицинских учреждений;
- обеспечивать сохранность медицинских товаров с учетом принципов хранения, особенностей потребительских и экологических свойств;
- рекомендовать методы контроля потребительских свойств товаров медицинского назначения;
- проводить товароведческую оценку качества медицинских товаров;
- выбирать методы стерилизации и дезинфекции в зависимости от исходных материалов, химического состава, функционального назначения медицинских товаров;
- консультировать медицинских и фармацевтических работников и население по вопросам выбора условий хранения, применения и эксплуатации медицинских товаров, режима их стерилизации и дезинфекции;
- прогнозировать влияние внешней среды на качество медицинских товаров в процессе их транспортировки, хранения, применения и эксплуатации.
К субъектам фармацевтического и медицинского товароведения относятся покупатели — потребители, приобретающие медицинские товары через предприятия розничной торговли (аптеки, магазины оптики, медицинской техники), медицинские учреждения, использующие медицинские товары для оказания услуг населению. Медицинские учреждения могут закупать товары у производителей и предприятий разных видов торговли.
Провизор должен владеть знаниями основ товароведения, проводить анализ рынка, формировать наиболее эффективную ассортиментную политику организации для удовлетворения потребностей медицинских учреждений и населения.
Провизор принимает участие в процессе оздоровления и реабилитации граждан путем обеспечения медицинских учреждений необходимыми товарами для диагностики, лечения и профилактики разных заболеваний, в процессе поддержания экологии посредством соблюдения правил хранения товаров, применения экологически чистых видов упаковки и тары, в развитии фармацевтической науки, способствуя внедрению современных технологий и средств диагностики, лечения и профилактики.