Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Достижения и вклад М.Я. Мудрова в медицину

Определение 1

М. Я. Мудров – это один из основателей русской терапевтической школы.

Достижения М. Я. Мудрова в медицине

М.Я. Мудров. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. М.Я. Мудров. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Именно этот ученый впервые рассказал о клятве Гиппократа, развивал военную хирургию и гигиену, воспитал целую плеяду своих талантливых последователей, из которых «выросли» профессиональные специалисты. Как и многие медики своего времени Мудров был разносторонним человеком, который трудился в многочисленных областях медицины, а также в рамках междисциплинарного знания.

Также он впервые ввел в практику метод опроса больного и составления истории его болезни. Матвей Яковлевич разрабатывал учение о внутренних болезнях, гомеостазе организма, влиянии окружающей среды на возникновение патологий.

Мудров одним из первых начал применять перкуссию и аускультацию. Такие методы диагностики значительно расширили возможности первичной и ранней диагностики многих нарушений в организме человека.

Определение 2

Перкуссия – это метод медицинской диагностики, заключающийся в простукивании отдельных участков тела и анализе звуковых явлений, возникающих при этом.

Определение 3

Аускультация — это физический метод медицинской диагностики, заключающийся в выслушивании звуков, образующихся в процессе функционирования внутренних органов.

За время собственной активной практике М.Я. Мудров собрал более 40 томов историй болезней, которые стали величайшим богатством, поскольку содержали очень подробные сведения. Среди них:

«Достижения и вклад М.Я. Мудрова в медицину» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  • особенности постановки диагнозов;
  • характерные черты течения болезней;
  • информация об актуальных препаратах для лечения тех или иных отклонений в организме и пр.

Сведения, содержащиеся в историях болезней, обусловили развитие систематического подхода в лечении многих заболеваний и учета разнообразных факторов, которые провоцировали отклонения.

Кроме того, Мудров вел очень активную просветительскую работу среди своих студентов, призывал их проявлять милосердие и сострадание к пациентам. В начале 19 века Мудров фактически стал самым популярным врачом – практиком в Москве. Он бесплатно лечил больных, старался помочь им лекарствами и всем необходимым, проявлял участие к каждому человеку.

М.Я. Мудров развивал весьма важную область медицины и жизнедеятельности – гигиену. В 1808 году в университете он начал читать курс лекций: «О гигиене и болезнях обыкновенных в действующих войсках, а также терапия болезней в лагерях и госпиталях, наиболее бывающих». Ученый подчёркивал тот факт, что гигиеническая наука должна базироваться на достижениях физиологии, химии, физики.

Матвей Яковлевич Мудров был членом центральной комиссии, которая вела активную борьбу с холерой. Он находился в Саратове – эпицентре распространения заболевания, чтобы помогать больным. Предпринятые им меры позволили существенно сократить число заболевших людей, обеспечивать увеличение процента выживаемости.

Система врачебного расспроса, предложенная М.Я. Мудровым, на длительное время стали актуальными методами организации эффективной врачебной помощи пациентам. Он создал «скорбные билеты», которые фактически и стали прообразами актуальной медицинской документации.

Мысль ученого шла по естественно-научному пути и он отводил особенную роль в развитии медицины такой отрасли, как патологическая анатомия. Медик проводил вскрытие умерших самостоятельно в присутствии своих слушателей. Кроме того, ученый пропагандировал идею о профилактике и предотвращении заболеваний. Не последнюю роль в этом процессе он отводил пониманию организма человека, как единой системы. Ученый описывал роль окружающей среды и условий жизни человека в возникновении болезней. Мудров справедливо считал, что залогом успешной борьбы с заболеваниями являются не только лечебные мероприятия, но и гигиеническая обстановка, чистота воздуха, правильное чередование бодрствования и сна.

Физиологические исследования и вклад в развитие медицинского образования

Интересны были также и физиологические исследования ученого. Например, он очень подробно описывал формирование и развитие пульса человека. Его он определял по силе, диаметру артерий, ритму, напряжению. Он выявил два типа пульса:

  • кризисный;
  • симптоматический.

Также ученый достаточно подробно описал около тринадцати видов аритмий.

Мудрова можно назвать медицинский систематиком, поскольку именно он составил классификацию болезней, разделив их на восемь групп. В основу подобной дифференцировки ученый заложил физиологический и патологоанатомический критерий. Так все болезни он делил на:

  • воспаления с лихорадками;
  • ангиозы – заболевания сосудистой системы;
  • лимфозы – отклонения в работе лимфатической системы;
  • неврозы и спланхнозы.

Классификацией болезней, предложенной М.Я. Мудровым, пользовались многие русские врачи, некоторые ее аспекты учитываются и в современной медицине.

Велики заслуги М.Я Мудрова и в области организации обучения медиков. Ученый написал и направил в Москву программу реорганизации обучения, которая основывалась на опыте работы лучших учебных заведений Германии, Австрии. Он пропагандировал идею приближения процесса обучения современных студентов к практике медицины. Несомненной заслугой Мудрова является значительное расширение клинической практики в системе преподавания медицинских наук.

Он ввел разнообразные практические занятия для студентов по патологии и сравнительной анатомии. К концу профессорской деятельности М. Я. Мудрова преподавание практической медицины в Московском университете, действительно, стало клиническим и подкреплённым практикой. Мудров сумел воспитать сотни русских врачей. Под его руководством написано много актуальных научных работ, которые имеют ценности до сих пор.

В кругу коллег ученый пользовался колоссальным авторитетом, его считали честным и прямолинейным человеком. Жизнь ученого трагически оборвалась во время эпидемии холеры.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 31.08.2020
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot