Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Анализ противотуберкулезных мероприятий, проводимых медицинской сестрой в санаторной школе-интернате

Классификация обязанностей медицинской сестры в санаторной школе-интернате фтизиатрического профиля

Все обязанности медицинской сестры фтизиатрического профиля условно можно подразделить на две группы:

  1. Неспецифические манипуляционные процедуры, которые выполняются медицинскими сестрами во всех учреждениях, независимо от их профиля. К таким обязанностям относится, например, постановка инъекций, раздача лекарств, проведение внутривенных вливаний, налаживание капельницы, наложение повязок, промывание желудка и кишечника, уход за больными и т.п.
  2. Специфические мероприятия, выполняемые только в учреждениях противотуберкулезной службы. К ним относятся: организация и контроль соблюдения санитарно-гигиенического режима пребывания детей в школе-интернате, организация рационального питания детей, организация лечебно-профилактических мероприятий совместно с врачом-фтизиатром (химиотерапия и химиопрофилактика туберкулеза (контроль), ежеквартальный осмотр детей, проведение антропометрии, туберкулинодиагностики).

Специфические обязанности медицинской сестры в санаторной школе-интернате фтизиатрического профиля

Характеристика основных специфических мероприятий, осуществляемых медицинской сестрой в санаторной школе-интернате фтизиатрического профиля:

  1. Контроль приема детьми противотуберкулезных лекарственных препаратов (ПТП). В лечении туберкулеза важен своевременный прием ПТП, поэтому медицинская сестра должна напоминать детям о времени приема лекарства, а они должны принимать их в ее присутствии, при этом поведение медсестры должно быть тактичным и корректным, но не настойчивым. Также важно объяснять детям необходимость своевременного приема ПТП, так как в случае допущения перерывов в их приеме микробактерии туберкулеза привыкают к ним, а также ухудшается переносимость самих ПТП.
  2. Оказание неотложной помощи при возникновении экстренных ситуаций. Например, при осложненном туберкулезе легких может возникнуть легочное кровотечение или спонтанный пневмоторакс. Нередко медицинская сестра в таких ситуациях оказывается рядом с больным раньше врача, что требует от нее проведения самостоятельных грамотных действий, ведь от рациональности и полноты оказанной ею первой помощи будет зависеть дальнейшее здоровье и жизнь пациента.
  3. Проведение туберкулиновой пробы Манту и дальнейших мероприятий, определяемых по ее результатам. Раствор туберкулина ППД-Л вводится специальным однограммовым шприцом внутрикожно, реакция оценивается спустя 48-72 часа путем измерения прозрачной линейкой диаметра инфильтрата, поперечного предплечью. Туберкулинодиагоностика должна проводиться регулярно 1 раз в год, а у подростков от 14 лет - не реже 1 раза в 2 года.
  4. Организация санитарно-гигиенического режима. Основным моментом этого мероприятия является учет различной степени учебной нагрузки и возрастных особенностей учащихся различных классов (1-4 классы, 5 класс и 6-9 классы). Продолжительность урока должна составлять 40 минут, из которых 3 минуты отводится на физкультурную паузу, после третьего урока организуется прогулка на свежем воздухе около 40 минут. Учащимся первого класса для облегчения адаптации в первый месяц (в сентябре) проводится по три урока в день, а в феврале устраиваются дополнительные каникулы продолжительностью в одну неделю. В режим дня обязательно включаются различные формы физического воспитания: уроки физкультуры; утренняя гимнастика; занятия в спортивных секциях; физкультурные паузы; организация подвижных игр на переменах и во время пребывания детей на свежем воздухе, продолжительность которого в целом должна составлять около 3 часов в день; лечебная физкультура; закаливающие процедуры. Режим дня должен предоставлять достаточное количество времени для сна, при этом для учащихся начальных классов должен быть предусмотрен дополнительный сон в послеобеденное время. Не менее важна организация правильного чередования учебных занятий, отдыха и проведения комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий.
  5. Организация рационального питания. В школе-интернате организуется пятиразовое питание, включающее 2 полдника, завтрак, обед и ужин, при этом учитываются нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей различных возрастных групп. В рационе питания увеличивается содержание белка животного происхождения, способствующего повышению сопротивляемости организма к туберкулёзу, а также количество фруктов, овощей, соков.
  6. Плановые и профилактические медицинские осмотры проводятся с целью своевременного выявления заболевших детей. Осмотры детей и подростков в санаторной школе проводятся 4 раза в год. Обязательно измеряются антропометрические показатели учеников (рост, масса тела, окружность грудной клетки на вдохе и выдохе), проводится спирометрия.
  7. Проведение инструментальных и лабораторных обследований: развёрнутого анализа крови, анализа мочи, бактериологического и бактериоскопического исследования мокроты, детям до 15 лет - рентгенологического обследования органов грудной клетки, детям старше 15 лет – флюорографии. Медицинская сестра должна объяснять детям и их родственникам, что флюорографических обследований не стоит бояться, так как в настоящее время применяется цифровое рентгенодиагностическое оборудование, дающее лучевую нагрузку в 30-50 раз меньшую, чем пленочные флюорографы.
  8. Просветительская деятельность заключается в разъяснении ученикам доступным языком причин, факторов риска, провоцирующих агентов развития туберкулеза, важности регулярного обследования и своевременности начала лечения в случае выявления заболевания. При этом для наглядности и улучшения запоминания материала должны активно использоваться санбюллетени, плакаты, памятки, презентации и пр.

Главными показателями эффективности проводимых медицинской сестрой противотуберкулезных мероприятий среди детей и подростков, пребывающих в санаторной школе-интернате являются:

  • достаточная степень нарастания веса и наличие положительных сдвигов в общем физическом развитии детей;
  • изменение результатов пробы Манту с 2ТЕ в сторону улучшения.
Замечание 1

В конце каждого учебного года медицинская сестра и врач-педиатр решают вопрос относительно выписки из санаторной школы-интерната каждого из детей или продления их лечения. Окончательное решение на основе их заключения принимает врач противотуберкулезного диспансера.

Дата написания статьи: 11.10.2020
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot