Транспортное машиностроение: сущность и структура
Транспортное машиностроение является одной из важнейших отраслей промышленности. Данная отрасль занимается металлообработкой и производством оборудования и машин для любой отрасли народного хозяйства.
Машиностроение данного типа существует уже более 200 лет, за это время оно претерпело немало изменений, были взлеты и падения, но в последнее время данная отрасль набирает темпы роста, что создает предпосылки для экономического развития страны.
Транспортное машиностроение включает в себя производство железнодорожного транспорта, судов, самолетов, автомобилей и др.
В состав транспортного машиностроения входят предприятия различных форм, которые занимаются выпуском не только автомобилей, но и любой продукции связанной с ними. 10% рабочих мест от мирового количества заняты на данной отрасли машиностроения.
Основные потребители продукции транспортного машиностроения:
- Железнодорожный транспорт общего пользования
- Промышленный транспорт
- Городской транспорт
Транспортное машиностроение РФ
На долю железнодорожной продукции приходится около 70%. В состав железнодорожной отрасли входит производство железнодорожных составов, городского рельсового транспорта, комплектующих для составов, путевое и механическое оборудование и тп. Так же в этот комплекс входит ремонт и обслуживание железнодорожного транспорта.
В Российской федерации насчитывается более 500 предприятий в данной отрасли. Наиболее крупными по праву считаются «Трансмашхолдинг», «Уралвагонзавод» и др.
Не смотря на большую популярность железнодорожного транспорта, ведущую роль в транспортном машиностроении отводят автомобилестроению. Продукция данного направления пользуется наибольшей популярностью среди населения. Сюда входят предприятия, на которых производят продукцию с двигателем внутреннего сгорания, моторостроение, прицепов, а также другого оборудования и комплектующих к нему.
В России история автомобилестроения начинается еще с 19 Века. Большую популярность сегодня приобрели легковые автомобили, детали к ним, и их обслуживание, даже не смотря на кризис. Лидерами Российского автомобилестроения по праву можно считать «АвтоВАЗ», «ГАЗ» и др.
Не смотря на патриотизм российской комплектации, в наши дни заключено не мало договоров о сотрудничестве с другими странами, для выпуска с конвейера иномарок. Так концерн «Соллерс» заключил договор и компанией «Фиат», а концерн «Камаз» работает совместно с немецкой компанией «Daimler AG».
Еще одной развитой отраслью транспортного машиностроения можно считать судостроение. Существует около 400 предприятий выпускающие продукцию любого тоннажа, типа и класса. Так же изготовляются комплектующие для судов (двигатели, палубное и гидроакустическое оборудование и тп).
Наиболее крупным заводом, выпускающим малотоннажные и средне тоннажные суда, считается Выборгский завод. А волгоградским заводом выпускаются много тоннажные суда и танкеры.
Так же, как и в автомобилестроении, в судостроительной отрасли стало появляться много совместных с зарубежными компаниями работ. Например, голландско-российская фирма «Timmerman Yachts» выводит на современный уровень отечественное яхтостроение.
По показателям 2009 года, объем производимой продукции увеличился на 50%.
Еще одной не маловажной ветвью транспортного машиностроения является авиация. Все более часто для выпуска продукции авиастроения используются новые технологии. Современный авиапром соединяет конструкторские бюро и комплексы, на который изготавливаются двигатели и необходимые комплектующие, оборудование.
В период кризиса, вместо отечественной продукции, стали закупаться иностранные лайнеры. Но недавно была создана «Объединенная Авиационная Корпорация», в которой объединились несколько авиационных предприятий, для модернизации линейки самолетов.
Наиболее крупным научным центром является «Технология».
Не смотря на кризис в пассажирском авиастроении, военное производство находится на втором месте в мире, а вертолетостроение на третьем, выпуская 6% от всей продукции.
В 2010 году велись переговоры с бразильской аэрокосмической корпорацией «Эмбраэр», о совместном производстве самолета для региональной авиации. По предварительным расчетам, данный союз позволит образовать третий по значимости авиапром, после США и Западной Европы.
Еще одним подразделом транспортного машиностроения является, выпуск подъемно-транспортной продукции. Не смотря на это подъемно-транспортное машиностроение часто относят к разным отраслям, из-за его многогранности.
Изначально подъемно-транспортное оборудование поставлялось только с иностранных рынков, однако уже к 1940 году оно достигло достаточно высокого уровня. В нынешнее время центром производства подъемно-транспортной спецтехники является Иваново. На этом заводе выпускается «Ивановец», данная модель отличается большей функциональностью и грузоподъемностью.
В 2014 году транспортное машиностроение испытывало очередную волну кризиса. Сократились заказы на производство основной продукции, повысилась цена на продукцию, из-за подорожания расходных материалов. Все это повлекло как правило сокращение рабочих мест, снижение затрат на научно-исследовательские разработки. К тому же уменьшилось число инвестиций.
Основным потребителем железнодорожной продукции является ОАО РЖД, объем заказываемой ими продукции сократился на 22%, что не могло не сказаться на всей отрасли. Еще одной из причин можно считать переход РЖД на закупку тягового подвижного состава, с лучшими эксплуатационными характеристиками, но большего по стоимости.
В сфере пассажирского вагоностроения ситуация не однозначная, из-за отказа от перекрестного финансирования между пассажирскими и грузовыми продукциями, нет возможности инвестирования пассажирского вагоностроения как отдельной отрасли, что значительно усложняет заказ данной продукции.