Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 3. Знаниевая модель обучения, проблемное и развивающее обучение
Знания - теоретические сведения, отражающие систематизированный и обобщённый опыт,
накопленный человечеством
Опыт отношений к
различным
сторонам
окружающего
мира, к самому
себе
Формируется в
результате
осмысления и
эмоциональ-ного
переживания
приобретае-мых
личностью знаний
и опыта
Умения и навыки применения знаний на
практике - по готовым алгоритмам в
стандартных ситуациях
Умения – владение
осмысливаемым
действием,
выполняемым под
контролем
сознания
Навыки – действия,
доведённые до
автоматизма
Опыт творческой
деятельности (ОТД)
ОТД - способность
личности
применять
усвоенные знания,
умения и навыки
(ЗУНы) в новых
для себя
ситуациях,
алгоритм действий
в которых заранее
не известен
Рисунок 6. Содержание образования, согласно знаниевой модели
Таблица 12 . Сравнение знаниевой и компетентностной моделей образования
Критерии
Знаниевая модель
Цель обучения В
данной
модели
обучение
направлено на то, чтобы освоить
систему «готовых» знаний, умений,
навыков.
Результаты
В ходе обучения учащимися
образования
осваивается
система
ЗУНов,
которые
рассматриваются
в
качестве алгоритма деятельности
в рамках профессиональных или
жизненныхситуациях, являющихся
типичными. Также у учащихся
формируется «ориентировочный
компонент творческой
активности».
Содержание
обучения
Компетентностная модель
Модель
направлена на
усвоение
системы
знаний,
умений и навыков. Получение
опыта
применения
данных знаний в рамках различных ситуациях. Развитие
компетенций учащихся.
Обучение способствует формированию у учащихся
социально-профессиональной компетентности:
- опыт успешного решения проблем в профессиональной,
социальной и личностной сфере;
- умения находить решение задач с высокой степенью
неопределенности;
- умения разрабатывать междисциплинарные, прикладные
проекты.
Кроме
того,
результатом
обучения
является
сформированный
«деятельностно-творческий
аспект
образованности», развитая мотивационная,
ценностносмысловая и эмоционально-волевая сферы личности
учащихся, а также их духовно-нравственные и гражданские
качества.
Предметоцентричный
характер Усилены практикоориентированный, междисциплинарный, а
обучения.
«Декларированные» также прикладной
аспекты
содержания обучения.
являются ценностно-смысловые и
знания являются преобладающими. Преобладающими
деятельностные знания.
Окончание таблицы 12
Способы
обучения
Преобладают такие методы, как Преобладают активные, проектные, исследовательские
объяснительно- иллюстративные и формы и методы обучения. Используются проблемнорепродуктивные.
модульные, а также личностно-ориентированные
технологии, которые основаны на способах будущей
профессиональной деятельности.
Позиции
У преподавателя можно отметить Увеличена
доля
самостоятельной
учебной
и
преподавателя и усиленные
обучающая, исследовательской работы учащихся, важное значение
обучающихся в контролирующая
и оценочная имеет развитая самооценка и самоконтроль учащихся в
учебном
функции.
организации учебного процесса.
процессе
Преимущества знаниевой модели обучения:
• глубокая фундаментальная подготовка студентов
• систематический характер обучения
• упорядоченная, логически правильная, структурированная четкость в подаче материала с глубоким его
изучением
• организационная четкость образовательного процесса
• возможность передачи теоретического материала одновременно большим группам обучаемых, что позволяет
формировать в ходе учебного процесса большие лекционные потоки
Виды обучения
Проблемное
Исследовательское
Развивающее
Рисунок 7. Виды обучения
Проблемное обучение – это дидактическая система, в которой преподаватель, систематически создавая
проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает
оптимальное сочетание самостоятельной поисковой деятельности. В основе проблемного обучения лежит идея
отечественного психолога С. Л. Рубинштейна о способе развития сознания человека через разрешение
познавательных проблем, содержащих в себе противоречия.
«Проблемная ситуация»
По определению А.М. Матюшкина – это «особый
вид мыслительного взаимодействия субъекта и
объекта; характеризуется таким психическим
состоянием, возникающим у субъекта (учащегося)
при выполнении им задания, которое требует
найти (открыть или усвоить) новые, ранее не
известные субъекту знания или способы действия.
Она включает:
а) познавательную потребность, побуждающую
человека к интеллектуальной деятельности;
б) неизвестное достигаемое знание или способ
действия;
в) интеллектуальные возможности человека,
включающие его творческие способности и опыт».
Таблица 13. Основные понятия проблемного обучения
«Учебная проблема»
Основными элементами учебной проблемы являются
«известное» и «неизвестное» для обучающегося.
Психологическая суть учебной проблемы состоит в том,
что она является содержанием проблемной ситуации,
возникающей
в
процессе
учебной
деятельности
школьника. Она несет в себе новые для обучающегося
знание и способы усвоения этого знания и определяет
структуру мыслительного процесса. Учебная проблема
формулируется в виде задачи, задания, вопросов. При
каких условиях задача или вопрос являются учебной
проблемой? При наличии противоречий между знанием и
незнанием; когда содержание указывает направление
поиска; при наличии достаточных опорных знаний для
решения проблемы.
Проблемное
изучение
учебного
материала в
монологическом
режиме лекции
или
диалогическом
режиме семинара
Самостоятельная
исследовательская
деятельность, когда
студенты
формулируют
проблему и решают
ее (в курсовой или
дипломной работе) с
помощью
преподавателя
Частично-поисковая деятельность
в процессе проведения
эксперимента, во время
проблемных семинаров,
эвристических бесед.
Преподаватель заранее обозначает
проблему с целью
интеллектуального затруднения у
студентов и создания потребности
целенаправленного
интеллектуального поиска
Проблемное изложение
учебного материала на
лекции, когда
преподаватель ставит
проблемные вопросы.
Выдвигает проблемные
задания и сам их решает;
при этом студенты
только в воображении
подключаются к их
решению
Рисунок 8. Основные формы проблемного обучения
сообщение
информации
(опорные знания)
сопоставление
фактов
постановка
вопросов
предъявление
задания
Рисунок 9. Основные способы создания проблемных ситуаций
Таблица 14. Условия создания проблемных ситуаций
1. Преподаватель дает студентам практическое или теоретическое задание, в ходе выполнения которого они
должны получить новое знание или способы действий по теме. При этом задание должно базироваться на
известном материале; знание, которое должны усвоить студенты, должно содержать общую закономерность или
способ действия, без выяснения которого задание выполнить невозможно;
2. Проблемное задание должно отвечать интеллектуальным возможностям студентов, опираться на
сформированные навыки мышления и способности к обобщению;
Окончание таблицы 14
3. Во время изложения учебного материала необходимо учитывать уровень знаний студентов. Следует
подтверждать правильность решения, в случае необходимости, продемонстрировать новую закономерность или
способ действия, чтобы помочь студентам справиться с проблемной ситуацией;
4. Проблемная ситуация может быть оформлена в вопрос или практическое задание разных типов:
‒ когда необходимо теоретически объяснить реальные факты или освещенные в литературе;
‒ когда невозможно выполнить практическое задание с помощью известных способов и возникает потребность в
выработке новых приемов.
5. Если проблемное задание слишком сложное для определенной группы студентов, его можно разделить на ряд
частичных проблемных заданий, чтобы их разрешение стало доступным для студентов;
6. Если студенты не могут выйти из проблемной ситуации, преподаватель должен ее четче сформулировать и
объяснить необходимый для разрешения ситуации материал. Такие объяснения должны даваться только в ответ
на вопросы студентов, чтобы добиться познавательного интереса.
Таблица 15. Достоинства и недостатки проблемного обучения
Достоинства
Недостатки
1. Способствует формированию определенного мировоззрения 1. В меньшей мере, чем другие
учащихся, поскольку высокая самостоятельность усвоения знаний обучения, применим при формировании
обуславливает возможность трансформации их в убеждения.
практических навыков и умений.
2. Формирует
личностную
мотивацию
учащегося,
его 2. Требует больших затрат времени
познавательные интересы.
для усвоения одного и того же объема
3. Развивает мыслительные способности учащихся.
знаний, чем другие типы обучения.
4. Помогает формированию и развитию диалектического мышления
учащихся, обеспечивает выявление ими новых связей в изучаемых
явлениях и закономерностях.
Актуализация изученного материала
Создание проблемной ситуации
Постановка учебной проблемы
Построение проблемной задачи
Решение проблемы
Проверка решения проблемы и повторение
Рисунок 10. Этапы технологии проблемного обучения:
Развивающее обучение – направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие
физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путём использования их потенциальных
возможностей.
Принципы развивающего обучения
1
2
3
Обучение на высоком уровне трудности. Обучая, необходимо ориентироваться на «зону
ближайшего развития», активизируя мыслительный процесс учащихся
Принцип ведущей роли теоретических знаний. Повышение удельного веса теоретических
знаний активизирует психическую деятельность, знания переосмысливаются,
систематизируются. Это позволяет организовывать общение, поиск существенных
закономерностей
Принцип «идти вперед быстрым темпом». Высокий уровень трудности, призванный
развивать духовный потенциал обучающегося, требует постоянного движения вперед,
обогащения
4
Осознанность школьниками своего процесса учения; связана с рефлексией, помогающей
обучающемуся понять свои трудности
5
Принцип «дать простор индивидуальности» - предполагается индивидуализация и
дифференциация обучения
Рисунок 11. Принципы развивающего обучения
Таблица 16. Основополагающие развивающие системы
Развивающая система Л. В. Занкова
Система Эльконина-Давыдова
Одна из важнейших задач этой системы - воспитание
В 1996 году Решением Коллегии Министерства
отношения к себе как к ценности. Обучение ориентировано
образования РФ образовательная система
не столько на весь класс как единое целое, сколько на
Эльконина-Давыдова была признана одной из
каждого конкретного обучающегося. Самостоятельность
трех государственных систем, наравне с
обучающегося в освоении материала, творческий подход к
традиционной системой и системой
его постижению - вот основные принципы системы Л. В.
развивающего обучения Л.В. Занкова.
Занкова.
Цель обучения «по Занкову» формулирована более
В отличие от системы Л.В. Занкова, в этой
полувека назад как «достижение оптимального общего
системе понадобится внимание к мелочам,
развития каждого ребенка». Такое совпадение целей
основательность, способность обобщать. Одним
объясняется тем, что и новый Стандарт, и система
словом, торопиться не придется.
развивающего обучения Л. В. Занкова имеют общее
Эта система подойдет тем, кто хочет развивать
психолого-педагогическое основание, каким является,
умение глубоко и основательно мыслить, а
прежде всего, теория Л.С. Выготского, включающая идею о
также для тех, кто ориентируется не на
том, что обучение ведет за собой развитие и должно
результат (полученные знания), а на способы его
осуществляться не на уровне актуального развития, а в зоне
достижения.
ближайшего развития учащегося.
В отличие от традиционной системы учебный процесс здесь
Основной принцип этой системы - научить
идет не от теории к практике, а наоборот - сначала даются получать знания, искать их самостоятельно, а не
примеры, а потом учащиеся самостоятельно делают
заучивать школьные истины.
теоретические выводы. Усвоенный материал проверяется
как обычно - контрольными и отметками.
Таблица 17. Основные отличия развивающего обучения
1. Основная роль учителя в процессе развивающего обучения – организация учебной деятельности
обучающегося, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и
формирование способностей, идейных и нравственных убеждений, активной жизненной позиции.
2. Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения учащегося в различные виды деятельности,
использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также методов обучения, направленных на
обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи. Учитель должен знать, какими способами
деятельности учащийся овладел в ходе предыдущего обучения, какова психология этого процесса овладения,
степень осмысления учащимися собственной деятельности.
3. На основе полученных данных учитель конструирует педагогические воздействия на учащихся, располагая
их в зоне ближайшего развития ребенка.
30е гг.
Заложены основы теории развивающего обучения Л.С. Выготским при рассмотрении им
вопроса о соотношении обучения и развития.
30-50е гг.
Разрабатывались основы формирующего (обучающего) эксперимента как важного
метода решения проблем развивающего обучения (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, П.Я.
Гальперин, С.Я. Рубинштейн, Г.С. Костюк, Н.А. Менчинская и др.)
С конца
50гг.
Разные аспекты развивающего обучения исследовались в области дошкольного
воспитания, начального и среднего образования детей с задержками психического
развития (Л.А. Венгер и др.)
60-80е гг.
Гипотезу Л.С. Выготского о развивающем обучении на широкой экспериментальной
основе проверяют, обосновывают и доказывают два научно-практических коллектива,
созданных Л.В. Занковым и В.В. Давыдовым.
1
Рисунок 12. Этапы развития идей развивающего обучения
Под развивающим понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на
смену объяснительно-иллюстративному способу (типу).
2
Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к
уровню и особенностям индивидуума.
3
Педагогические воздействия опережают,
наследственных данных личности.
4
Ребенок является полноценным субъектом деятельности.
5
Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.
6
Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка.
7
Содержание развивающего обучения дидактически построено в логике теоретического мышления
(ведущая роль теоретических содержательных обобщений, дедукция, содержательная рефлексия и
8
Развивающее обучение осуществляется путем решения учебных задач.
9
Развивающее обучение осуществляется как целенаправленная учебная деятельности, в которой
ребенок сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает.
стимулируют,
направляют
и
Рисунок 13. Основные характеристики развивающего обучения
ускоряют
развитие
Таблица 18. Сравнение традиционного и развивающего обучения
Цель
Традиционное обучение
Развивающее обучение
Символическое название
Школа памяти
Школа мышления,
педагогика открытий
Главный девиз
Делай, как Я
Думай, как сделать
Роль педагога
Носитель информации,
Организатор деятельности
пропагандист знаний
Стиль преподавания
Авторитарный
Демократичный
Стиль взаимодействия
Монологический
Диалогический
учителя и обучающегося
Преобладающий метод
Информационный
Проблемно - поисковый
обучения
Преобладающие формы
Фронтальные, групповые
Индивидуальные,
организации занятий
групповые
Преобладающая
Слушание, участие в беседе,
Самостоятельная,
деятельность учащихся
заучивание, репродукция,
поисковая,
работа по алгоритму
познавательная,
творческая
Позиция обучающегося
Пассивная, при отсутствии
Активная, инициативная,
интереса
при наличии интереса
Основная литература:
1. Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров : учеб. пособие /
В.П. Симонов. — М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2019. — 320 с. + Доп. материалы [Электронный
ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/982777
2. Самойлова, И.В. Психология и педагогика высшей школы [Электронный ресурс] / И.Н. Мавлюдов, И.В.
Самойлова .— Пенза : РИО ПГСХА, 2015 .— 266 с. — Режим доступа: https://lib.rucont.ru/efd/488357
Дополнительная литература:
Варданян, А.Н. Педагогика высшей школы [Электронный ресурс] : метод. рекомендации / Варданян Асмик
3.
Нориковна, А.Н. Варданян .— М. : РГУФКСМиТ, 2013 .— 36 с. — Режим
доступа: https://lib.rucont.ru/efd/236411
4. Кокорева Е.А. Педагогика и психология труда преподавателя высшей школы [Электронный ресурс]:
учебное пособие в вопросах и ответах/ Кокорева Е.А., Курдюмов А.Б., Сорокина-Исполатова Т.В.—
Электрон. текстовые данные.— М.: Институт мировых цивилизаций, 2017.— 152 c.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/77634.html.— ЭБС «IPRbooks»
5.
Романов, Д. В. Педагогика высшей школы: методические рекомендации [Электронный ресурс] / Д. В.
Романов .— Самара : РИЦ СГСХА, 2014 .— 30 с. — Режим доступа: https://lib.rucont.ru/efd/349949
Солодова, Г.Г. Психология и педагогика высшей школы : [16+] / Г.Г. Солодова ; Министерство образования
6.
и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Кемеровский государственный университет», Институт образования, Межвузовская
кафедра общей и вузовской педагогики. – Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2017. –
55 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=481633 (дата
обращения: 27.11.2019). – ISBN 978-5-8353-2156-8. – Текст : электронный.