Жанры устной научной коммуникации
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Жанры устной научной коммуникации
Доклад. Структура доклада. Правила обсуждения доклада. Научная этика обсуждения доклада.
Научная аргументация в устной речи.
Актуальным жанром устной собственно научной речи является научный доклад. Доклад – это речевое произведение, содержащее новые научные сведения: о постановке проблемы, о ходе исследования , о его результатах. Доклад – речевое произведение, имеющее и письменную, и устную форму. Доклад нужно написать, и с докладом нужно выступить. При написании необходимо иметь в виду основные структурно-смысловые компоненты данного текста. К ним относятся:.. формулировка темы доклада, формулировка цели выступления (“ Изложить результаты…”, “представить взгляд на проблему…”, “ рассмотреть аспекты…” и под.), обоснование выбора темы, формулировка исходных теоретических положения ( закономерностей, правил, определений понятий и под.), формулировка положений, содержащих научную новизну, общие выводы по теме доклада. Учебный доклад ( или сообщение) обычно не содержит объективной новизны, его содержание представляет для слушателей интерес в связи с наличием интересных фактов, иллюстрирующих известные теоретические положения.
Доклад функционирует в особом коммуникативном пространстве – докладчику задают вопросы, которые могут начать научную искуссию.
Основные ошибки в ответах на вопросы:
1. Ответ на вопрос, который не понят или понят не полностью. Ответ "наугад".
2. Ответ шире поставленного вопроса.
3. Ответ длится во времени намного дольше, чем вопрос (максимальное соотношение – 1 к 4).
В процессе дискуссии доклад может быть подвергнут критике.
Основания критики доклада:
1) неоригинальность работы, изложенной в докладе (аналогичное уже было сделано ранее и дало сходные результаты);
2) отсутствие четкой постановки задачи и указаний на ограничения при решении;
3) отсутствие важных особенностей реальных объектов;
4) решение задачи произведено неадекватными средствами, упрощения и пренебрежения не мотивированы, не дана оценка погрешностей решения;
5) экспериментальные данные недопустимо расходятся с теорией;
6) выводы по работе чрезмерно общи.
Устным жанром научно-учебной коммуникации является объяснительный монолог. Объяснительный монолог включает следующие обязательные структурно-смысловые компоненты: формулировка учебной проблемы, формулировка правил (адаптированных к учебной ситуации формулировок закономерностей), формулировка положений, подтверждающих объективность, достоверность правила. Данные компоненты обусловлены аргументативной основой объяснения, цель которого -– подтверждение мысли, демонстрация ее правильности. В объяснении аргументами1 ( положениями, подтверждающими объективность, достоверность правила) обычно бывают сообщения об экспериментальных подтверждения свойств явлений, или примеры и их пояснения ( установленные научные факты), а также указания на причины тех или иных явлений.
Логическую основу объяснения можно назвать "нежесткой аргументацией", которая в научно-учебном общении оказывается убедительней, чем точность доказательства и опровержения. "Нежесткость" не означает расплывчатости или неточности. Она проявляется, например, в относительно свободном «наборе» и расположении формулируемых положений. Ведь чтобы сделать ясным тот или иной факт, нужно подвести его под известную закономерность, показать, что его свойства сходны со свойствами уже известных фактов. Чтобы сделать ясным определение или правило – нужно подтвердить их фактами, актуализируя их свойства и отношения.
Объяснение отличается необходимостью обращаться к фактологическим аргументам или аргументам экспериментального типа в каждом случае (иначе тезис может быть доказанным, но текст так и остается для слушающего непонятным), порядком доводов (аргументы выстраиваются в определенной последовательности, отражая путь от эмпирических предпосылок к теоретическим), а также наличием особых пояснительных высказываний, содержащих особую дополнительную информацию об анализируемых явлениях. Это дополнительные сведения, напоминания об известных фактах, признаках явлений, их отношениях, способах анализа. Чаще, чем в других разновидностях аргументативных текстов, в объяснении встречается метатекст – высказывания, комментирующие процесс реального речевого общения. Особенности структуры текстов-объяснений связаны с тем, что авторы таких высказываний в учебно-научном общении, кроме логической, реализуют дополнительную коммуникативную установку. Объясняя, учитель ориентируется прежде всего на способность адресата воспринять информацию.
Особым жанром научно-учебной речи является лекция, которая может быть академической или школьной. При подготовке лекции и ее чтении важно учитывать, что экстралингвистические факторы стиля в данной ситуации приобретают риторическую значимость: основной задачей становится воздействие на адресата, обеспечивающее усвоение им научного содержания лекции.
Особой разновидностью лекций является лекция научно-популярная. Ее задача - ознакомление адресата с определенной областью знаний и формирование первоначального познавательного интереса к явлениям этой области. Предмет речи в таком тексте представляет собой наиболее общие понятия, наиболее общие закономерности той или иной науки. Настолько общие, что они представляют интерес не только для специалистов. Так, например, научно-популярные лекции по русскому языку могут быть прочитаны на темы «Культура речи в современном обществе», «Плюсы и минусы реформы орфографии», «Язык современной публицистики» и под.
В научно-популярных лекциях всегда много примеров, фактов, которые являются интересными, проблемными (и в силу этого легко запоминаются), одновременно ярко подтверждают те или иные теоретические положения. Приведение примеров обеспечивает конкретизацию содержания и поэтому является одним из приемов популяризации. Еще один прием – аналогия, которая позволяет как бы “перевести” научное содержание на язык обыденного общения.