Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Земельное право: понятие, предмет, метод, система, источники

  • 👀 2742 просмотра
  • 📌 2723 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Земельное право: понятие, предмет, метод, система, источники
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Земельное право: понятие, предмет, метод, система, источники» docx
Земельное право Лекция к модулю 1 Земельное право: понятие, предмет, метод, система, источники План 1. Понятие земельного права. 2. Предмет и метод земельного права. 3. Система земельного права Российской Федерации. 4. Принципы земельного права России. 5. Источники земельного права России. 1. Понятие земельного права. Земельное право России можно рассмотреть с трех позиций: как науку, как отрасль права и как учебную дисциплину. Земельное право как наука представляют собой совокупность научных воззрений о сущности земельных отношений, об отрасли земельного права, об истории становления и развития земельно-правового регулирования общественных отношений по использованию и охране земель. Как учебная дисциплина земельное право – это совокупность теоретических и научных знаний о тенденциях правового регулирования земельных отношений. В рамках учебной дисциплины изучаются: основы нормативного регулирования земельных правоотношений, история земельного законодательства, правовые режимы использования и охраны различных категорий земель в зависимости от их целевого назначения. Земельное право как отрасль права представляет собой отрасль российского права, регулирующую общественные отношения, связанные с предоставлением, приобретением, использованием и охраной земельных участков. 2. Предмет и метод земельного права. Предмет земельного права составляют общественные отношения, урегулированные нормой земельного права, складывающиеся по поводу использования и обеспечения охраны земельных участков, а также управлении земельным фондом Российской Федерации. Методом земельного права является совокупность юридических приемов и способов воздействия на участников земельно-имущественных отношений. Методы земельного права, с помощью которых регулируются земельные правоотношения в Российской Федерации: 1) Императивный метод. Суть его состоит в установлении правовых запретов и предписаний, которые обязательны для исполнения субъектами правоотношений. Этот метод является приоритетным при регулировании следующих сфер земельного права: государственное управление землями, для законодательных ограничений по использованию земель (например, по их целевому назначению), при пресечении земельных правонарушений, для предупреждения земельных правонарушений. 2) Диспозитивный метод. Его суть состоит в установлении свободы для участников правоотношений и механизма реализации прав на землю. Примером законодательного закрепления этого метода является право землепользователей самостоятельно хозяйствовать на земле, право распоряжаться земельными участками и др. 3. Система земельного права Российской Федерации. Система земельного права – это совокупность правовых институтов, каждый из которых состоит из группы юридических норм, регулирующих однородные земельно-имущественные отношения, обладающие единством. Система земельного права: 1) Общая часть. Включает общие правила и нормы правового регулирования земельных отношений по использованию и охране земель. Институтами общей части земельного права являются: право собственности и иные вещные права на землю; права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков; управление в сфере использования и охраны земель; правовая охрана земель; правовое регулирование платы за землю; ответственность за нарушение земельного законодательства. 2) Особенная часть. Изучает особенности использования и правовой режим отдельных категорий земель в зависимости от их целевого назначения. Институтами особенной части земельного права являются: правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; правовой режим земель населенных пунктов; правовой режим земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности и т.д. 4. Принципы земельного права России. Принципы земельного права – это основополагающие начала, которыми руководствуются участники земельных правоотношений. Принципы земельного права России: 1) Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека; 2) Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества; 3) Приоритет охраны жизни и здоровья человека; 4) Участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю; 5) Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов; 6) Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий; 7) Платность использования земли; 8) Деление земель по целевому назначению на категории; 9) Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований; 10) Дифференцированный подход к установлению правового режима земель; 11) Сочетание интересов общества и законных интересов граждан. 5. Источники земельного права России. Источники земельного права – это нормативные правовые акты, принятые органами государственной власти и местного самоуправления в пределах их полномочий, нормы которых направлены на регулирование земельно-имущественных отношений. Иерархия земельно-правовых нормативных актов: 1. Международно-правовые договоры, подписанные Российской Федерацией, содержащие земельно-правовые нормы (договор СССР с Финляндской Республикой о передаче ей в аренду на 50 лет советской части Сайменского канала на Корейском перешейке и острова Малый Высоцкий); 2. Конституция Российской Федерации (ст.ст. 1, 5, 9, 12, 36, 42, 57, 58, 65, 66, 67, 69, 71, 72, 73, 76, 77, 78, 79, 102, 130, 131, 132, 133). 3. Федеральные конституционные законы («О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 № 2-ФКЗ). 4. Федеральные законы («О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 № 122-ФЗ и др.). 5. Указы Президента Российской Федерации («О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности» от 14.02.1996 № 198; «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами» от 16.05.1997 № 485). 6. Постановления Правительства Российской Федерации («Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре» от 02.01.2015 № 1). 7. Нормативные акты органов исполнительной власти Российской Федерации (Приказ Минэкономразвития России от 28.12.2012 № 843 «О создании межведомственной рабочей группы по вопросам подготовки предложений о совершенствовании регулирования земельных отношений и градостроительного регулирования»). 8. Законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (Законы г. Москвы: от 26.05.2004 № 35 «Об особенностях использования земельных участков в целях сохранения научнопромышленного потенциала города Москвы»; от 24.11.2004 № 74 «О земельном налоге»). 9. Нормативные акты органов местного самоуправления (Распоряжение префектуры САО г. Москвы от 08.04.2010 № 1993 «О предоставлении региональной общественной организации «Московский городской союз автомобилистов» в аренду земельного участка, имеющего адресный ориентир: г. Москва, ул. Базовская, вл. 4 (Северный административный округ города Москвы)»). 10. Судебная практика (Постановление Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 г. № 7-П «По делу о проверке конституционности абз. 2 ст. 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях» в связи с жалобами ряда граждан»). 2. Право собственности и иные права на землю и земельные участки: План а) формы и виды права собственности на землю и земельные участки. 1. Формы права собственности на землю и земельные участки. 2. Виды права собственности на землю и земельные участки. б) право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения. 1. Объекты, субъекты и содержание права постоянного (бессрочного) пользования. Основания возникновения и прекращения этого права. 2. Объекты, субъекты и содержание права пожизненного наследуемого владения. Основания возникновения и прекращения этого права. в) обязательственные права на земельные участки. 1. Понятие и виды обязательственных прав на земельные участки. 2. Содержание основных обязательственных прав на земельные участки. а) формы и виды права собственности на землю и земельные участки. 1. Формы права собственности на землю и земельные участки. В Российской Федерации признаются и гарантируются равным образом следующие формы собственности на землю и земельные участки: 1) частная – осуществляется и реализуется властью отдельных граждан и групп в их интересах; 2) государственная – реализуется властью госу­дарства в интересах всего общества; 3) муниципальная – реализуется властью органов местного самоуправления в интересах населения того или иного му­ниципального образования; 4) иные формы собственности – смешанные. Право частной собственности на земельные участки. Субъектами права являются физические и юридические лица. Они вправе свободно владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками. Виды частной собственности на земельные участки: 1) индивидуальная, которая подразумевает, что весь комплекс полномочий в отношении участка осуществляет одно лицо – правообладатель.  2) общая – это собственность двух и более лиц. Общая собственность подразделяется на: 1. Совместную (без выделения долей в едином объекте); 2. Долевую  (с выделением в едином объекте конкретных долей для каждого собственника). Право государственной собственности на земельные участки. Субъектами права признаются Российская Федерация (право федеральной собственности) и субъекты Российской Федерации (право государственной собственности субъектов Российской Федерации). Право муниципальной собственности на земельные участки. Субъектами права являются муниципальные образования. Под муниципальными образованиями понимаются городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения (Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»). 2. Виды права собственности на землю и земельные участки. Классификация права собственности по видам: 1) Государственная форма собственности делится на следующие виды: а) федеральная собственность; б) собственность субъектов Российской Федерации. 2) Частная форма собственности делится на: 1. Собственность граждан; 2. Собственность юридических лиц. Кроме того, по количеству участников права собственности выделяют право общей собственности (делится на право общей долевой собственности и право общей совместной собственности). б) право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения. 1. Объекты, субъекты и содержание права постоянного (бессрочного) пользования. Основания возникновения и прекращения этого права. Объектом права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком являются земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. Содержание права – пользование земельным участком без права распоряжения. Основание возникновения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком – решение органа государственной власти и органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка. Согласно правилам статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно: 1) органам государственной власти и органам местного самоуправления; 2) государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным); 3) казенным предприятиям; 4) центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком: 1. Добровольные: отказ от права, переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на иное право; 2. Принудительные. Право прекращается: 1) при использовании земельного участка с нарушением требований законодательства Российской Федерации: 2) при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд; 3) смерть физического лица. 2. Объекты, субъекты и содержание права пожизненного наследуемого владения. Основания возникновения и прекращения этого права. Объектом права являются земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. Субъекты права – граждане Российской Федерации, получившие земельный участок на этом праве до 30 октября 2001 г. После этой даты участки на этом праве больше не предоставляются. Ранее получившие эти участки имеют право сохранить их без ограничения срока. Также граждане вправе зарегистрировать право собственности в порядке, предусмотренном в п. 9.1 ст. 3 федерального закона «О введении в действие ЗК РФ». Содержание права – пользование земельным участком и возможность передачи его по наследству. Основания прекращения права пожизненного наследуемого владения земельным участком: 1) Добровольные (отказ от права); 2) Принудительные. Право прекращается: 1) при использовании земельного участка с нарушением требований законодательства Российской Федерации: 2) при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд; 3) смерть физического лица. в) обязательственные права на земельные участки. 1. Понятие и виды обязательственных прав на земельные участки. Обязательственные права – права, которые приобретаются в результате сделок. К ним относятся договоры аренды земельного участка, ренты и пожизненного содержания с иждивением, безвозмездного срочного пользования, доверительного управления, залога (ипотеки). 2. Содержание основных обязательственных прав на земельные участки. Понятие договора аренды земельного участка. По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) земельный участок за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Предмет аренды – земельный участок, но может быть и индивидуализированная часть земельного участка. Признаки аренды: срочный и возмездный характер. Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок. Законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды (Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» устанавливает минимальный срок аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения – 3 года, максимальный срок – 49 лет). Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Форма договора аренды – письменная, с обязательной регистрацией права в Росреестре. Основания прекращения аренды земельного участка: 1. Истечение срока договора аренды. 2. Соглашение о расторжении договора аренды. 3. Досрочное расторжение договора в судебном порядке по требованию арендодателя: 1) при использовании земельного участка с нарушением требований законодательства Российской Федерации, а именно: а) использовании земельного участка не по целевому назначению или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде; б) порче земель; в) невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв; г) невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению и т.д. Право безвозмездного срочного пользования земельным участком представляет собой пользование земельным участком в течение определенного срока, установленного на основании договора. Предоставление земельных участков на этом праве является безвозмездным. Статья 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации Договор безвозмездного пользования земельным участком заключается гражданином и юридическим лицом с уполномоченным органом, а в случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 2 настоящей статьи, с организацией, которой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование. В безвозмездное пользование предоставляются земельные участки: 1) органам государственной власти и органам местного самоуправления; государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным); казенным предприятиям; центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий на срок до одного года; 2) в виде служебных наделов работникам организаций на срок трудового договора, заключенного между работником и организацией; 3) религиозным организациям для размещения зданий, сооружений религиозного или благотворительного назначения на срок до десяти лет и т.д. (Полный перечень указан в ч.2 ст.39.10 Земельного кодекса Российской Федерации). Основания прекращения права безвозмездного срочного пользования земельным участком: 1) отказ землепользователя; 2) истечение срока, на который земельный участок был предоставлен; 3) в принудительном порядке при использовании земельного участка с нарушением требований законодательства Российской Федерации, а именно: – использовании земельного участка не по целевому назначению или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде; – порче земель; – невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв. 3. Возникновение, прекращение и ограничение прав на земельные участки План 1. Возникновение прав на земельные участки. 2. Ограничение прав на земельные участки. 3. Прекращение прав на земельные участки. 1. Возникновение прав на земельные участки. Под основаниями возникновения права на земельные участки понимаются юридические факты, с которыми закон связывает возникновение указанного права. Основания возникновения прав на землю: – из договоров и иных сделок с земельными участками (купля-продажа, мена, дарение, завещание), – из актов органов государственной власти и местного самоуправления (предоставление земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование), – на основании судебного решения (о признании права собственности на земельный участок), – по основаниям, предусмотренным действующим законодательством, – вследствие событий, с которыми закон связывает наступление определенных правовых последствий. Согласно ст. 8.1. Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежность земельного участка как объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. 2. Ограничение прав на земельные участки. Под ограничением прав на земельные участки следует понимать юридические факты, с которыми закон связывает ограничение прав на земельные участки. Согласно ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: 1) ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий; 2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных; 3) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных федеральными законами (к примеру, в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд). Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а также в результате установления зон с особыми условиями использования территорий. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации и может быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке. 3. Прекращение прав на земельные участки. Прекращение прав на земельные участки – это юридические факты, с которыми закон связывает прекращение прав и обязанностей на земельный участок. Основания прекращения права собственности: отчуждениие собственником своего земельного участка другим лицам, отказ собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком подразделяются на добровольные и принудительные. 1) Добровольные: отказ от права, иные основания, установленные гражданским и земельным законодательством. 2) Принудательные. Права прекращаются принудительно: 1) при использовании земельного участка с нарушением требований законодательства Российской Федерации, а именно при: использовании не по целевому назначению или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде; порче земель; невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв; невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; 2) при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Основания прекращения аренды земельного участка: 1. Истечение срока договора аренды. 2. Соглашение о расторжении договора аренды. 3. Досрочное расторжение договора в судебном порядке по требованию арендодателя: 1) при использовании земельного участка с нарушением требований законодательства Российской Федерации, а именно: а) использовании земельного участка не по целевому назначению или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде; б) порче земель; в) невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв; г) невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению и т.д. Основания прекращения права безвозмездного срочного пользования земельным участком: 1) отказ землепользователя; 2) истечение срока, на который земельный участок был предоставлен; 3) в принудительном порядке при использовании земельного участка с нарушением требований законодательства Российской Федерации, а именно: – использовании земельного участка не по целевому назначению или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде; – порче земель; – невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв. Лекция к модулю 2 1. Система, структура и полномочия специальных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере земельных отношений План 1. Понятие, содержание и виды государственного управления в сфере земельных отношений. 2. Специальные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в сфере земельных отношений, их полномочия. 1. Понятие, содержание и виды государственного управления в сфере земельных отношений. Государственное управление в сфере земельных отношений – совокупность мер государственной политики, процессов и институтов, посредством которых происходит управление земельными ресурсами. Управление землями на территории России осуществляют: — Российская Федерация (в лице федеральных органов государственной власти); — субъекты Российской Федерации (в лице региональных органов государственной власти); — муниципальные образования или органы местного самоуправления. Содержание государственного управления в сфере земельных отношений состоит в выполнении уполномоченными органами управленческих функций. Функции управления – особые виды деятельности по специальным направлениям и характеру, необходимые для организации эффективного использования и охраны земель. Наиболее общими и значимыми функциями являются: 1) учетная функция (государственный земельный кадастр, государственная регистрация прав на земельные участки и сделок с ними); 2) мониторинг земель. Под мониторингом земель понимается деятельность органов публичной власти по непрерывному наблюдению за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования для сбора информации об их состоянии в целях анализа и оценки качественного состояния земель. 3) землеустройство – совокупность мероприятий по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков. 4) земельный контроль (надзор) – это система мероприятий, направленная на выявление нарушений земельного законодательства, требований по охране и использованию земель организациями независимо от организационноправовой формы, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами. 5) охрана земель, то есть проведение мероприятий по предотвращению деградации, загрязнения, порчи и т.д. земель; механизм создания особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения, в рамках которых также проводятся землеохранные мероприятия. Государственное управление землями подразделяется на: 1) общее управление. Общее управление земельными ресурсами осуществляется органами общей и специальной компетенции и распространяется на все территории независимо от категорий земель и форм владения ими. Общее управление землями возложено на Федеральное собрание, Президента, Правительство РФ. 2) отраслевое управление. Отраслевое управление осуществляется министерствами, комитетами, службами по принципу подведомственности. 2. Специальные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в сфере земельных отношений, их полномочия. К основным органам управления земельными ресурсами специальной компетенции относятся: 1) Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию земельных отношений, связанных с переводом земель водного фонда, лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории (Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11.11.2015 г. № 1219). 2) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляет функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по проведению государственного кадастрового учёта недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, а также функции по государственной кадастровой оценке, федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии, государственному земельному надзору (Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 г. № 457). 3) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в частности, земельными участками, которые находятся в собственности Российской Федерации. Агентство принимает в установленном порядке: решения о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, о прекращении прав на указанные земельные участки, об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности и т.д. (Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. № 432). 4) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) осуществляет контроль и надзор в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения; государственный земельный надзор (Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 400). 5) Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель (Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 г. № 450). 6) Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляет рассмотрение в установленном порядке ходатайств о переводе земель из одной категории в другую, ходатайств о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, направление в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотренных ходатайств с проектом акта о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо проектом акта об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 г. № 736). 2. Государственный мониторинг земель: понятие, виды План 1. Понятие, цели и задачи государственного мониторинга земель. 2. Содержание государственного мониторинга земель. 3. Виды государственного мониторинга земель. 1. Понятие, цели и задачи государственного мониторинга земель. В соответствии со ст. 67 Земельного кодекса Российской Федерации государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации. Мониторинг земель осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Цель мониторинга земель – выработка рекомендаций, улучшение и внедрение современных методов дистанционного зондирования, технических средств и технологий мониторинга земель, а так же обеспечение граждан сведениями о состоянии окружающей среды. Задачами государственного мониторинга земель являются: 1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка и прогнозирование этих изменений, выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия; 2) обеспечение органов государственной власти информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, включая реализацию полномочий по государственному земельному надзору; 3) обеспечение органов местного самоуправления информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, в том числе по муниципальному земельному контролю; 4) обеспечение юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель. 2. Содержание государственного мониторинга земель. В содержание мониторинга земель входит выполнение наблюдений по нескольким направлениям: 1) изучаются процессы, связанные с изменением плодородия почв (опустынивание, развитие эрозии, потеря гумуса, заболачивание, засоление), зарастанием сельскохозяйственных земель сорняками и кустарником; 2) ведется наблюдение за процессами образования оврагов, оползней и другими природными явлениями, состоянием земель, занятых хозяйственными объектами, включая места захоронения токсичных промышленных отходов и радиоактивных материалов. Результаты государственного мониторинга земель систематизируются и хранятся в государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды). Данные мониторинга применяют для вынесения решений о возможном размещении того или иного объекта, определении разрешенных видов землепользования, то есть служат предупреждению такого землепользования, которое способно привести к ухудшению земель. 3. Виды государственного мониторинга земель. В зависимости от целей наблюдения и территориального охвата может быть: • федеральным, охватывающим всю территорию Российской Федерации; • региональным, охватывающим территории, ограниченные физико-географическими, экономическими, административными и иными границами; • локальным (местным), ведущимся на объектах ниже регионального уровня, вплоть до территорий отдельных землепользователей, землевладельцев, собственников и арендаторов земельных участков. В зависимости от целей наблюдения государственный мониторинг земель подразделяется на: • мониторинг использования земель, в рамках которого осуществляется наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением; • мониторинг состояния земель, в рамках которого осуществляются наблюдение за изменением количественных и качественных характеристик земель, в том числе с учетом данных результатов наблюдений за состоянием почв, их загрязнением, захламлением, деградацией, нарушением земель, оценка и прогнозирование изменений состояния земель. 3. Государственный земельный надзор: понятие, органы, осуществляющие государственный земельный надзор и их полномочия План 1. Понятие, предмет и объект государственного земельного надзора. 2. Органы, осуществляющие государственный земельный надзор и их полномочия. 1. Понятие, предмет и объект государственного земельного надзора. Государственный земельный надзор – это деятельность компетентных органов, обеспечивающая соблюдение земельного законодательства, требования охраны и использования земель. Предметом государственного земельного надзора являются: 1) соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, органами государственной власти и органами местного самоуправления обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 2) соблюдение обязательных требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти и органами местного самоуправления деятельности по распоряжению объектами земельных отношений, находящимися в государственной или муниципальной собственности. Объектом государственного земельного надзора являются объекты земельных отношений, а также деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по распоряжению объектами земельных отношений, находящимися в государственной или муниципальной собственности. Государственный земельный надзор осуществляется посредством проведения плановых, внеплановых проверок, административного обследования объектов земельных отношений. 2. Органы, осуществляющие государственный земельный надзор и их полномочия. Государственный земельный надзор осуществляется (п.3 Постановления Правительства РФ от 02.01.2015 г. № 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре»): • Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, • Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору; • Федеральной службой по надзору в сфере природопользования; • территориальными органами указанных служб. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальные органы) осуществляет государственный земельный надзор в отношении всех категорий земель, за соблюдением: а) обязательных требований о недопущении самовольного занятия земель, земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земель, земельного участка или части земельного участка, лицом, не имеющим предусмотренных законодательством прав на них; б) обязательных требований об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием; в) обязательных требований, связанных с обязательным использованием земель, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства, в указанных целях в течение установленного срока; г) органами государственной власти и органами местного самоуправления требований земельного законодательства при предоставлении земель, земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности; д) обязательных требований, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; е) исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальных органов) в пределах их компетенции. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальные органы) осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением: а) обязательных требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; б) обязательных требований по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, защите земель от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями; в) обязательных требований по использованию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности; г) обязательных требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальные органы); д) обязательных требований по рекультивации земель при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей; е) исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальных органов) в пределах их компетенции. Указанные полномочия осуществляются в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», виноградопригодных земель. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальные органы) осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением: а) обязательных требований по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры; б) обязательных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель; в) обязательных требований по использованию земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов; г) обязательных требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; д) исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований, выданных должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориальных органов) в пределах их компетенции. Указанные полномочия осуществляются в отношении земель всех категорий, за исключением тех, что подведомственны Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, а также земельных участков, предоставленных подведомственным Федеральной службе безопасности Российской Федерации организациям, на которых расположены объекты, используемые такими организациями. 4. Экономическое регулирование земельных отношений План 1. Сущность экономического механизма в сфере использования и охраны земель. 2. Земельный налог. 3. Арендная плата. 1. Сущность экономического механизма в сфере использования и охраны земель. Механизм экономического регулирования управления земельными ресурсами, направлен, на реализацию земельной политики государства, обеспечение прав землевладельцев и землепользователей, установление социально справедливых платежей за землю, стимулирование рационального и эффективного землепользования, введение санкций за ухудшение экологического состояния земельных участков, на защиту земельных угодий от порчи и т.д. Экономический механизм основывается на следующих принципах: 1. Принцип платности землепользования. В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса использование земли в Российской Федерации является платным. 2. Принцип научной обоснованности означает разумное сочетание экономических, экологических и иных интересов личности, землепользователя, общества и государства в целом, ведь конечной целью разрабатываемой и осуществляемой стратегии развития России является достижение экономического благосостояния в хозяйственной деятельности в сочетании с продовольственной, экологической и иными сферами безопасности России. В структуру экономического механизма входят три основные элемента: 1. Взимание платы за использование земель. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная Земельный кодексом. 2. Финансирование мероприятий по охране земель. 3. Стимулирование субъектов хозяйственной деятельности. 2. Земельный налог. Земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Не признаются объектом налогообложения: 1) земельные участки, изъятые из оборота; 2) земельные участки, ограниченные в обороте, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов России, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, музеями-заповедниками; 3) земельные участки из состава земель лесного фонда; 4) земельные участки, ограниченные в обороте, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда; 5) земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. 3. Арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка. Порядок определения сроков, форм и размеров арендной платы между гражданами и юридическими лицами определяется в договоре аренды в соответствии со ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации. Порядок расчета ставок арендной платы за участки, находящиеся в государственной, муниципальной собственности либо собственности Российской Федерации, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. № 582. Арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов: – принцип экономической обоснованности. Арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом его категории и разрешенного использования; – принцип предсказуемости расчета размера арендной платы. В нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя; – принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости; – принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки и т.д. Размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника, если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов: а) на основании кадастровой стоимости земельных участков; б) по результатам торгов, проводимых в форме аукциона; в) в соответствии со ставками арендной платы, утвержденными Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии; г) на основании рыночной стоимости права аренды земельных участков. Лекция к модулю 3 1. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения План 1. Понятие, состав и критерии отнесения земель сельскохозяйственного назначения. 2. Особенности использования земель сельскохозяйственного назначения. 3. Порядок перевода земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. 1. Понятие, состав и критерии отнесения земель сельскохозяйственного назначения. Земли сельскохозяйственного назначения представляют собой особую, ведущую по функциям, социально-экономическому значению и масштабам самостоятельную категорию земель, выделенную Земельным кодексом Российской Федерации (ст. 7) в качестве первой из семи категорий земель из состава земель России по критерию целевого назначения. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Часть 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми в целях осуществления прудовой аквакультуры), объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, в случаях, предусмотренных федеральными законами, нестационарными торговыми объектами. Критерии отнесения земель сельскохозяйственного назначения: 1.Нахождение за границей населенных пунктов. 2.Пригодность для сельскохозяйственного производства. Обуславливается наличием плодородия. Плодородие земель сельскохозяйственного назначения – способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений (Федеральный закон от 16.07.1998 г. № 101 – ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»). Исходя из уровня плодородия, осуществляется кадастровая оценка земель. Выделяются особо ценные угодья, перечень их должны определить субъекты Российской Федерации самостоятельно. 2. Особенности использования земель сельскохозяйственного назначения. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для: • ведения сельскохозяйственного производства, • создания мелиоративных защитных лесных насаждений, • научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, • целей аквакультуры (рыбоводства). Субъектами отношений по использованию земель сельскохозяйственного назначения являются: 1) граждане, в том числе ведущие крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; 2) хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также иные коммерческие организации; 3) некоммерческие организации, в том числе потребительские кооперативы, религиозные организации; 4) казачьи общества; 5) опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учебно-производственные подразделения научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений; 6) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов. Права на земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения. В зависимости от вида субъекта могут ими использоваться на праве собственности или аренды; в установленных законом случаях – на праве постоянного (бессрочного) пользования (например, государственными и муниципальными унитарными предприятиями; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательными учреждениями сельскохозяйственного профиля и общеобразовательными учреждениями); па праве безвозмездного срочного пользования (например, религиозными организациями). 3. Порядок перевода земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Порядок установлен положениями Федерального закона от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Перевод земель сельскохозяйственных угодий в земли иных категорий допускает лишь в исключительных случаях, связанных с: 1) консервацией земель; 2) созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения; 3) установлением или изменением черты населенных пунктов; 4) размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в ч. 2 ст. 7 Закона о переводе; 5) включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса; 6) строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов; 7) выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов; 8) добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель; 9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов. Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. 2. Правовой режим земель населенных пунктов План 1. Понятие земель населенных пунктов и понятие границ населенных пунктов. 2. Состав земель населенных пунктов. 3. Управление в области использования и охраны земель населенных пунктов. 1. Понятие земель населенных пунктов и понятие границ населенных пунктов. Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам. Установлением или изменением границ населенных пунктов является: 1) утверждение или изменение генерального плана городского округа или поселения; 2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района. 2. Состав земель населенных пунктов. В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам. Виды территориальных зон определяются документами территориального планирования и градостроительного зонирования. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Он определяет основу правового режима земельных участков, всего того, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий и сооружений. 3. Управление в области использования и охраны земель населенных пунктов. Управление осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации 29.12.2004 г. № 190-ФЗ. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности: 1) подготовка и утверждение документов территориального планирования Российской Федерации; 2) утверждение документации по планировке территории; 3) техническое регулирование в области градостроительной деятельности; 4) ведение федеральной государственной информационной системы территориального планирования; 5) осуществление федерального государственного строительного надзора; 6) осуществление контроля за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся: – подготовка и утверждение документов территориального планирования субъектов Российской Федерации; – утверждение документации по планировке территории для размещения объектов регионального значения; – утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования. Непосредственное управление в сфере использования и охраны земель населенных пунктов, за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, осуществляют органы местного самоуправления. Полномочия органов местного самоуправления: 1) подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; 2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; 3) утверждение правил землепользования и застройки поселений; 4) утверждение документации по планировке территории и т.д. 3. Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов План 1. Понятие и состав земель особо охраняемых территорий и объектов. 2. Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий. 3. Земли природоохранного назначения. 4. Земли рекреационного и историко-культурного назначения, особо ценные земли. 1. Понятие и состав земель особо охраняемых территорий и объектов. Земли особо охраняемых территорий и объектов – земли на которых расположены природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, реакреационное и оздоровительное значение. Признаки данной категории земель: • особая экологическая и социально-экономическая значимость (ценность), • ограничение в обороте или изъятие из оборота, • особый правовой режим. Статья 94 Земельного кодекса Российской Федерации К землям особо охраняемых территорий относятся земли: 1) особо охраняемых природных территорий; 2) природоохранного назначения; 3) рекреационного назначения; 4) историко-культурного назначения; 5) особо ценные земли. Каждый из этих видов земель может иметь федеральное, региональное или местное значение. 2. Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий. Земли особо охраняемых природных территорий – это земли, на которых располагаются особо охраняемые территории: • Государственные природные заповедники; • Национальные парки; • Природные парки; • Государственные природные заказники; • Памятники природы; • Дендрологические парки и ботанические сады. Общие требования к использованию и охране земель особо охраняемых природных территорий: • Запрещение деятельности не связанной с сохранением и изучением и изучением природных комплексов и объектов; • Запрет на изъятие земельных участков для нужд, противоречащих их целевому назначению; • Возможность ограничения хозяйственной и рекреационной деятельности; • Возможность установления охранных зон и округов; • Возможность включения в такие земли земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам. Дополнительные требования к использованию и охране земель особо охраняемых природных территорий устанавливаются в зависимости от режима той или иной особо охраняемой природной территории: Государственные природные заповедники – полное изъятие из хозяйственного использование земель. Национальные парки – выделение различных функциональных зон с дифференцированным режимом особой охраны. Природные парки – выделение различных функциональных зон с дифференцированным режимом особой охраны. Государственные природные заказники – постоянный или временный запрет или ограничение любой деятельности, противоречащей целям создания заказников, дозволяется использовать природные ресурсы. Памятники природы – запрет всякой деятельности, влекущей за собой нарушение сохранности уникальных комплексов и объектов. Дендрологические парки и ботанические сады – запрет деятельности, не связанной с выполнением их задач и влекущей нарушение сохранности флористических объектов, выделение различных функциональных зон. 3. Земли природоохранного назначения. Земли природоохранного назначения – земли выполняющие природоохранительные функции. Статья 97 Земельного кодекса Российской Федерации К землям природоохранного назначения относятся земли: 1) занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий); 2) иные земли, выполняющие природоохранные функции. Требования, составляющие правовой режим земель: • Ограничение или запрещение видов хозяйственной деятельности, которые нарушают режим охраны и основное назначение таких земель; • Земельные участки, входящие в состав таких земель не изымаются у землепользователей, но на них возлагается обязанность по соблюдению особого правового режима таких участков. На землях природоохранного назначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность при соблюдении установленного режима охраны этих земель. Юридические лица, в интересах которых выделяются земельные участки с особыми условиями использования, обязаны обозначить их границы специальными информационными знаками. 4. Земли рекреационного и историко-культурного назначения, особо ценные земли. Земли рекреационного назначения – это земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. Состав земель рекреационного назначения: земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению. Земли историко-культурного назначения – это земли, на которых расположены объекты историко-культурного наследия. К землям историко-культурного назначения относятся земли: 1) объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия; 2) достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел; 3) военных и гражданских захоронений. Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются. Особо ценные земли – земли, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко культурную ценность. Статья 100 Земельного кодекса Российской Федерации К особо ценным землям относятся земли, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов, редкие геологические образования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций). 4. Правовой режим земель лесного фонда План 1. Понятие и состав земель лесного фонда. 2. Понятие права, субъекты и виды лесопользования. 3. Права на земли лесного фонда.  1. Понятие и состав земель лесного фонда. Земли лесного фонда представляют собой один из элементов экологических систем лесов, участвующих в природном функционировании всей экосистемы. В состав земель лесного фонда входят лесные земли и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации). Лесные земли – это земли, земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостой, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, не сомкнувшимися лесными культурами и иные). Нелесные земли – земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями и другие земли) и иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли). 2. Понятие права, субъекты и виды лесопользования. Право лесопользования в объективном смысле – совокупность юридических норм, направленных на регулирование отношений по использованию леса. Право лесопользования в субъективном смысле – предоставленная законом лесопользователям возможность удовлетворить свои потребности в древесине и иной лесной продукции либо использовать другие полезные свойства лесов в установленном порядке. Субъекты права лесопользования: физические и юридические лица, государство, муниципальные образования. Леса могут использоваться для одной или нескольких целей, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами. Статья 25 Лесного кодекса Российской Федерации Использование лесов может быть следующих видов: 1) заготовка древесины; 2) заготовка живицы; 3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; 4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; 5) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; 6) ведение сельского хозяйства; 6.1) осуществление рыболовства, за исключением любительского рыболовства; 7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; 8) осуществление рекреационной деятельности; 9) создание лесных плантаций и их эксплуатация; 10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; 10.1) создание лесных питомников и их эксплуатация; 11) осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых; 12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; 13) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; 14) переработка древесины и иных лесных ресурсов; 15) осуществление религиозной деятельности; 16) иные виды, определенные законодательством. 3. Права на земли лесного фонда.  Статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации 1. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. 2. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения уполномоченных органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду; 3) договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам – в аренду, безвозмездное пользование. Договор безвозмездного пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов на основании заявления заинтересованного лица. Особенности договора аренды лесного участка: 1. Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет; 2. Срок договора аренды определяется в соответствии со сроком использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом; 3. Срок договора аренды формулируется в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации (по общему правилу от десяти до сорока девяти лет). 4. Форма договора – письменная форма, подлежит государственной регистрации. 5. Заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса. За исключением: реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов; нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления). 6. Существенные условия договора аренды: арендная плата; виды лесопользования; объем лесопользования; характеристика участка.
«Земельное право: понятие, предмет, метод, система, источники» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 566 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot