Закономерности, принципы и правила воспитания
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Закономерности,
принципы
воспитания
Лекция 12
и
правила
План лекции
∙ Понятие о закономерностях воспитательного
процесса
∙ Основные принципы воспитания их императивный
характер
∙ Понятие о правиле организации воспитания
Закономерности воспитательного процесса
Целеполагание воспитательного процесса утверждает, что
воспитание можно считать успешным, если человек, автономно
регулируя свое поведение, делает то, чего ждет от него общество,
потому что ему этого хочется. Однако это лишь самая общая
формулировка
рассматриваемой
проблемы
формирования
типологических качеств личности. Важно наметить не только
конкретные задачи, способствующие реализации поставленной
цели, но и детально описать условия организации нужного нам
процесса.
Организуя этот процесс, нужно прежде всего выделить
принципиальные основы — то, без чего успешность невозможна. Как
мы уже знаем, принципы организации педагогических процессов —
это теоретические обобщения многогранной педагогической
практики. Эту связь теоретических положений и практических
аспектов их реализации можно проиллюстрировать в виде
дедуктивной цепочки «закономерности — принципы — правила
организации воспитательного процесса».
Закономерности воспитания
* Закономерностями воспитания принято считать
устойчивые, повторяющиеся, но условные связи
явлений и частей воспитательного процесса. Можно
выделить следующие основные закономерности.
* • Закономерность
социальной
детерминированности воспитания утверждает, что
цель и задачи воспитательной работы обусловлены
мировоззренческими,
нравственно-этическими
ориентирами и позициями, а также правовыми
рамками деятельности, определенными обществом
для данного временного этапа.
*•
Закономерности воспитания
* Закономерность многогранности влияния среды
на воспитание гласит, что результаты воспитания
зависят не только от воспитательной деятельности,
но и от реальных условий ее реализации, характера
взаимодействия этих условий в конкретных
процессах и ситуациях.
* • Закономерность педагогики сотрудничества
утверждает, что воспитание личности приобретает
оптимальный характер только в том случае, если
учащийся выступает в качестве равноправного
субъекта педагогического процесса.
Принципы и правила воспитания
На основе закономерностей формируются принципы,
а содержание принципов раскрывается в правилах —
конкретных
рекомендациях,
рассчитанных
на стандартные ситуации. В принципах воспитания
объединены некие императивные требования, без
которых невозможно успешное осуществление
воспитательного процесса, независимо от конкретных
условий его проведения. Выделим основные, на наш
взгляд, принципы воспитания.
Принципы и правила воспитания
Принцип гуманизма утверждает, что целью всех
воспитательных процессов является благо человека.
Именно принцип гуманизма позволяет провести грань
между
воспитанием
и манипулированием,
использованием человека.
Правила:
— помоги тому, кто слабее и физически, и в
эмоциональном, интеллектуальном, адаптивном плане;
— прояви педагогический такт и необходимое терпение
при организации воспитания;
Принципы и правила воспитания
не
поддавайся
сиюминутным
соблазнам
установить
воспитательную диктатуру;
— не уставай разъяснять смысл и значение каждой
поведенческой нормы.
Именно последнее правило позволяет адаптировать строгие
нормы этикета, варьируя их в контексте обстоятельств.
Например, всегда ли следует уступать место пожилым людям?
Да, нужно уступать, пока вы ощущаете себя сильнее их. Если же
вы больны или переутомлены, то этикет не призывает вас
рисковать здоровьем. Определяющим критерием здесь
является
собственная
оценка
ситуации
и согласие
с собственными нравственными ориентирами, отражающими
общественную мораль.
Принципы и правила воспитания
Принцип направленности воспитания на освоение культуры
и ценностей общества утверждает, что воспитание — это
не просто формирование личности по стандартам, задаваемым
обществом, а такое становление, которое учитывает
накопленный в рамках культурного развития общества опыт.
Правила:
— приобщай воспитанника к социальным и культурным
ценностям;
— приобщай его к традициям окружающей культуры;
— приобщай его к народным традициям;
— организуй понимание воспитанником законов мировой
истории.
Принципы и правила воспитания
Эти правила важны еще и потому, что история
культуры
позволяет
проследить
не только
становление ценностных ориентиров, но и увидеть
наглядные результаты отказа от общечеловеческих
ценностей. Развитие человека, становление его
личности — и долгий, и короткий процесс. Долгий
потому, что результаты его видны не сразу,
а короткий — потому что не оставляет времени
на повторение уже совершенных в исторической
ретроспективе ошибок.
Принципы и правила воспитания
Принцип связи воспитания с жизнью и трудом
направлен на формирование такой личности, для
которой
воспитанность
является
формой
существования, а соблюдение норм поведения —
естественным, привычным проявлением.
Правила:
— приобщай воспитанника к правилам поведения
в обществе;
— формируй у него нормы культуры общения;
— организуй практическое овладение воспитанником
нормами культуры поведения в различных сферах —
в коллективе, в быту, в труде;
—
Принципы и правила воспитания
- способствуй созданию «привычного круга»
воспитанности в жизни ребенка.
«Привычный
круг» —
своеобразное
созвучие
человека и общества. Оно невозможно, если
общество не востребует нормы культуры, если
воспитанность
не является
непреложным
требованием комфортного существования в нем.
Понятно, что общество ждет от человека реализации
в том или ином виде трудовой деятельности,
а реализация эта будет невозможна без принятия
норм поведения, принятых в трудовом коллективе.
Закономерности и принципы
воспитания
Принцип воспитания в деятельности гласит, что
воспитание — сложная система, содержащая как
компонент осознания, так и компонент поведения.
Воспитание человека нельзя считать успешным, пока он
не научится применять усвоенные нормы на практике и,
применив их многократно, не превратит их в привычные,
устойчивые формы поведения.
Правила:
— приобщай воспитанника к деятельности;
— формируй у него любовь к труду;
Принципы и правила воспитания
— организуй посильное трудовое участие воспитанника
во всех сферах его окружения;
— развивай у него разносторонние интересы;
— способствуй
его
профессиональному
самоопределению;
— приобщай воспитанника к культуре организации
досуга.
Принципы и правила воспитания
Д. С. Лихачев
утверждал,
что
«интеллигентным
человеком невозможно притвориться», подразумевая
под интеллигентностью определенный образ жизни,
сознательно,
постоянно
и последовательно
реализуемый субъектом. Продуктом такого образа
жизни и деятельности является истинно воспитанный
человек. При этом значительной частью деятельности
человека является организация досуга, которая как
ничто другое способна проявить воспитанность
человека. Следовательно, культура организации досуга
есть приоритетное направление воспитательной
работы.
Принципы и правила воспитания
Задачей этой работы является такая организация
досуга, которая бы способствовала приобщению
воспитанника к культурным ценностям общества
и катализировала
бы
гармоничное
развитие
личности. Важной частью реализации этого принципа
является
переход
от посильных
трудовых
обязанностей к заинтересованности в постоянном
труде и формировании профессионального интереса.
Принципы и правила воспитания
Принцип воспитания в коллективе и с помощью
коллектива утверждает, что воспитанность — это
качество, которое можно реализовать только в общении
с другими людьми. Как для проявления воспитанности,
так и для ее формирования необходим коллектив.
Роль коллектива в воспитании огромна: она транслирует
воспитательные нормы, доводя их до сознания всех
своих членов, применяя коллективные санкции,
корректирует поведение и усиливает воспитательное
воздействие.
Принципы и правила воспитания
Требование, высказанное воспитателем, не всегда
оказывает
должное
воздействие,
а будучи
поддержано группой, многократно усиливается.
Понятно,
что
для
организации
воспитания
необходимо
изучать
и корректировать
внутригрупповые процессы.
Принципы и правила воспитания
Правила:
— диагностируй
психологические
особенности
воспитанников, в том числе систему социальных
связей в группе;
— выяви лидеров и аутсайдеров;
— сформируй группы, реализующие общие цели
и включающие и лидеров, и аутсайдеров;
— проводи мероприятия по сплочению группы,
формированию общих интересов и дел, в том числе
за пределами учебного процесса;
Принципы и правила воспитания
— давай задания с отсроченным контролем, текущее
управление которыми будут осуществлять сами члены
группы, ведомые лидером.
К
сожалению,
воспитательные
воздействия
и мероприятия достаточно часто оставляют субъекта
равнодушным,
и воспитания,
таким
образом,
не происходит. Коллектив же способен создать для
воспитательного мероприятия определенную среду,
которая позволит не только услышать воспитательное
требование, но и увидеть его реализацию, соединив таким
образом воспитание («как лучше») с социализацией («как
удобнее») и примирив их в учебно-воспитательном
процессе.
Принципы и правила воспитания
Принцип
сочетания
руководства
с сознательной
инициативой. Воспитание — сложный интегративный
процесс, и хотя он сущностно строится на ограничении
и самоограничении, осознание смысла его происходит
только при добровольном принятии субъектом границ
поведения.
Правила:
— проанализируй
итоги
психолого-педагогической
диагностики
учащихся
и выяви
актуальные
воспитательные задачи — те области, где у большинства
воспитанников
существует
серьезный
разрыв
с воспитательным идеалом;
—
Принципы и правила воспитания
- найди зону общего интереса воспитанников;
— старайся организовать воспитательные мероприятия,
решающие насущные воспитательные задачи и при этом
интересные детям;
— создавай зону совместной ответственности;
— оставляй некоторые текущие и тактические вопросы
на усмотрение и коллегиальное решение воспитанников;
Принципы и правила воспитания
— позволяй воспитанникам стать сотворцами
воспитательного процесса.
Если воспитанник являлся сотворцом воспитания, то
он заинтересован в нем, включен в процесс
и получает
удовольствие
от реализации
поставленных задач. Такое сотворчество возможно
только при разумном сочетании мягкого, но четкого
направляющего
руководства
и личностной
инициативы, позволяющей воспитаннику найти
траекторию личностного роста, максимально
отвечающую его способностям и потребностям.
Принципы и правила воспитания
Принцип
сочетания
уважения
к личности
с требовательностью утверждает, что педагогическое
требование необходимо, но оно решает возложенную
на него задачу только в том случае, если предъявляется
в вежливой форме и проникнуто духом уважения
к воспитаннику.
Роль воспитателя особенна и в определенном смысле
парадоксальна. Формируя нормы этикета, подчас
приходится от них отступать. Например, заметив ошибку
собеседника, воспитанный человек должен ее
не заметить, а воспитатель, напротив, должен сделать
замечание.
Принципы и правила воспитания
Формируя
личность,
невозможно
полностью
воздержаться от мер корректирующего воздействия,
но в то же время замечания не должны обидеть
и отпугнуть
воспитанника
от воспитательного
процесса в целом.
Такое сочетание возможно только при глубоком
уважении к воспитаннику. Авторитаризм, жесткий
диктат,
высмеивание
ошибок
ранят
душу
воспитанника
и не
решают
поставленных
задач. Однако
отсутствие
требовательности
и либерализм точно так же неспособны указать
верные поведенческие ориентиры — напротив, они
приводят к безнормности.
Принципы и правила воспитания
Правила:
— не проходи мимо ошибок воспитанников;
— применяй меры корректирующего воздействия
как можно мягче;
— чем моложе воспитанник, тем более прямыми
должны быть предписания, чем он старше, тем более
косвенными должны быть рекомендации и советы
по коррекции поведения;
— применяй наказание только в крайнем случае,
если воспитанник намеренно повторяет действия,
противоречащие интересам коллектива и личности.
Принципы и правила воспитания
Принцип опоры на положительные качества личности
утверждает, что воспитанность формируется только
при положительном к ней отношении, а сформировать
такое отношение можно только при условии, что сам
процесс
настроен
на повышение
самооценки
воспитанника. Таким образом, строить пирамиду
воспитанности нужно на фундаменте собственных
положительных качеств личности воспитанника.
Принципы и правила воспитания
Никто не отрицает, что в каждом из нас есть что-то хорошее,
но обнаружить это порой бывает довольно сложно. Мы знаем,
что основной задачей воспитания является подчеркивание
положительных качеств и нивелирование отрицательных, но у
субъекта воспитания эта задача решена еще не полностью,
и актуализация положительного часто вызывает значительные
трудности.
Рекомендации для разрешения этой проблемы разработал
известный
режиссер
К. С. Станиславский.
Он
предлагал
использовать «правило отказа» — постепенное вычеркивание
из перечня личностных качеств человека всех его отрицательных
черт. Когда все они будут гипотетически исчерпаны, то на дне
непременно останется хоть что-то положительное; на него и нужно
опереться в дальнейшей работе.
Принципы и правила воспитания
Правила:
— выявляй положительные черты воспитанника;
— создавай ситуации успеха, когда воспитанник
является для других примером в какой-то области;
— предлагай воспитаннику механизм коррекции
поведения, опираясь на формулу «да, да, но…»;
— добивайся реализации предложенного алгоритма
поведения в деятельности воспитанника;
— обязательно одобряй даже минимальные его
успехи.
Принципы и правила воспитания
Принцип
учета
возрастных
и индивидуальных
особенностей утверждает, что характер требований,
поручений, поощрений и наказаний должен быть доступен
пониманию воспитанника.
Правила:
выбирай адекватные меры воспитательного воздействия,
ориентируясь:
— на возраст воспитанника;
— его интересы;
— его способности и склонности;
Принципы и правила воспитания
уровень освоения им культуры.
Сущность
требований,
предъявляемых
к учащимся начальной школы и к выпускникам,
едина — уважение к интересам окружающих,
но характер их принципиально различен. Этот
характер определяется различными уровнями
развития познавательных процессов и уровнями
понимания и объяснения жизненных явлений.
Различны и персоналии авторитетов для этих
возрастных групп.
-
Принципы и правила воспитания
Принцип единства требований, выдвигаемых всеми адептами
воспитания. Очевидно, что воспитание происходит и дома, и в
школе, и на улице. Особенно важной представляется
согласованность требований всех участников воспитательного
процесса. Отсутствие такого единства приведет к разладу
в мыслях, чувствах и поступках ребенка, к невозможности
выработки единой стратегии поведения и его самостоятельной
регуляции без опоры на поощрение или наказание.
При
выдвижении
различных
требований
разными
воспитателями ребенок остро чувствует диссонанс мыслей
и действий и не уделяет серьезного внимания воспитанию,
перенимая
линию
поведения,
предлагаемую
тем
воспитателем, который в данный момент оказывает на него
наибольшее влияние.
Принципы и правила воспитания
Правила:
— согласовывай выдвигаемые требования с семьей
воспитанника
(родителями,
стилем
семейного
воспитания и организацией жизни в семье);
— согласовывай выдвигаемые требования с другими
воспитателями;
— согласовывай выдвигаемые требования с культурой
окружающего общества;
— организуй деятельностное сотрудничество школы
и семьи в воспитании;
Принципы и правила воспитания
способствуй организации спланированной культуры вокруг
ребенка — средового окружения, разделяющего сущностную
основу воспитательных требований, предъявляемых семьей
и школой;
— способствуй такой организации свободного времени
ребенка,
чтобы
минимизировать
праздность
и бесконтрольность.
Закономерности, принципы и правила воспитания определяют
стержневую направляющую этого процесса, в значительной
степени характеризуя условия его проведения. Однако важно
условно вычленить виды воспитания и конкретизировать
формы, методы и средства их достижения.
—
*Спасибо за внимание!