Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Язык как предмет языкознания

  • 👀 1321 просмотр
  • 📌 1267 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Язык как предмет языкознания» docx
Лекция №1 Язык как предмет языкознания Вопросы: 1. Понятие языка. 2. Природа языка. 3. Функции языка. 4. Язык и речь. 5. Язык как знаковая система. Рекомендуемая литература: 1. Немченко, В.Н. Введение в языкознание. М.:Дрофа, 2008. 2. Лингвистический энциклопедический словарь: http://tapemark.narod.ru/les/ 3. Ф.де Соссюр. Курс общей лингвистики: http://philologos.narod.ru/ling/saussure.htm 4. Алпатов, В.М. История лингвистических учений. Вильгельм фон Гумбольдт: http://project.phil.spbu.ru/lib/data/ru/alpatov/humboldt.html Языкознание — наука о языке, что очевидно из самого термина. А что такое язык? Точное определение языка — не такая легкая задача, как кажется на первый взгляд, поскольку язык, при всей его объективной данности, явление чрезвычайно сложное. Во-первых, следует различать конкретный язык (русский, английский, турецкий) и язык вообще. Всякий человек, размышляя о языке, прежде всего имеет в виду определенный, а именно свой родной язык, который берет за эталон грамматической стройности, благозвучия и коммуникативной функциональности. Но ученый-лингвист не может удовлетвориться представлениями, которые здравый смысл извлекает из языкового опыта. Для научного описания языка необходимо понимание универсальных принципов его существования, функционирования и развития. Универсальных — значит, в равной мере приложимых к любому языку. «Язык вообще», таким образом, это лингвистическая абстракция, которая позволяет создавать инструменты (модели и методы) для изучения реальных языков. Общее языкознание, как фундаментальная научная дисциплина, служит основой для языкознания частного и прикладного. Во-вторых, язык может быть определен с разных точек зрения, в зависимости от того, какая его сторона выходит на первый план. Язык может быть определен с точки зрения его сущности, его устройства и его функции. Если говорить о сущности, то одна из ключевых проблем определения языка выявилась в противостоянии двух лингвистических концепций — гумбольдтианской и соссюрианской. Вильгельм фон Гумбольдт, выдающийся немецкий филолог XIX века, определял язык как деятельность духа или как процесс постоянного поиска звуковых форм выражения мысли: «По своей действительной сущности язык есть нечто постоянное и вместе с тем в каждый данный момент преходящее. Даже его фиксация посредством письма представляет собой далеко не совершенное мумиеобразное состояние, которое предполагает воссоздание его в живой речи. Язык есть не продукт деятельности (ergon), а деятельность (energeia). Его истинное определение может быть поэтому только генетическим. Язык представляет собой постоянно возобновляющуюся работу духа, направленную на то, чтобы сделать артикулируемый звук пригодным для выражения мысли» Это определение было оспорено Фердинандом де Соссюром в начале XX века: «По нашему мнению, понятие языка (langue) не совпадает с понятием речевой деятельности вообще (langage); язык - только определенная часть, правда, важнейшая речевой деятельности. Он, с одной стороны, социальный продукт речевой способности, с другой стороны - совокупность необходимых условий, усвоенных общественным коллективом для осуществления этой способности у отдельных лиц». Таким образом, Соссюр предложил понимать язык именно как продукт речевой деятельности, как стабильную и статичную систему, которая существует в обществе и обеспечивает возможность коммуникации. Такое понимание языка легло в основу системно-структурного языкознания, сформировавшего основные положения и базовые термины современной лингвистики. Но ряд направлений современной лингвистики (когнитивная лингвистика, коммуникативная лингвистика, лингвокультурология) обращаются и к гумбольдтианскому определению языка как деятельности. С точки зрения устройства язык может быть определен как система знаков и правил их сочетания. С точки зрения функции — прежде всего как средство общения. Если же мы хотим дать полное, исчерпывающее определение языка, то должны учитывать все эти аспекты. В лингвистическом энциклопедическом словаре (далее ЛЭС) дано следующее определение языка: «Язык вообще есть естественно (на определённой стадии развития человеческого общества) возникшая и закономерно развивающаяся семиотическая (знаковая) система, обладающая свойством социальной предназначенности, — это система, существующая прежде всего не для отдельного индивида, а для определённого социума. Кроме того, на эту знаковую систему наложены ограничения, связанные с её функциями и используемым субстанциальным (звуковым) материалом». Данное определение подчеркивает, помимо всего прочего, еще и социальную природу языка. Вопрос о природе языка также не имеет простого ответа. Очевидно, что язык имеет три измерения. 1. Материальное — физическое, биологическое. Язык существует в форме членораздельных звуков, для производства которых необходим развитый речевой аппарат. Кроме того, речевая способность зависит от деятельности мозга. Поражение определенных участков мозга способно вызывать расстройства речи. 2. Психологическое. Язык тесно связан с мышлением. Большая часть форм мышления невозможна вне языкового выражения, а структура языка связана со структрой мышления (хотя не является ее прямым отражением). 3. Социальное. Язык существует и может существовать только в обществе, а для существования общества необходимо наличие коммуникативных средств. В истории языкознания существовали попытки рассматривать язык (целиком или в какой-то его части) как естественную, врожденную, способность человека (последняя по времени концепция, основанная на этом тезисе, - генеративная лингвистика Хомского), как систему, развивающуюся по законам развития живых организмов (биологическая теория Шлейхера), как отражение прежде всего индивидуальной психической деятельности человека (психологическая теория). Но основным для отечественной лингвистики является понимание языка как явления социального. Ребенок усваивает язык того окружения, в котором он растет, а не того народа, к которому принадлежит по происхождению. Усыновленные дети, к какой бы национальности они ни принадлежали, будут говорить на языке своих приемных родителей. Если же ребенок в раннем возрасте оказался изолирован от человеческого общества, он не будет говорить ни на одном человеческом языке (что доказывает пример детей- «маугли», воспитанных животными и так называемые «царские эксперименты»). Следовательно, если сама способность использовать язык является врожденной, то конкретный язык (как система знаков, как коммуникативный код) принадлежит конкретному обществу и только в нем существует и развивается. Функции языка Вернемся к определению языка ЛЭС. В числе важнейших функций языка выделяются те, которые связаны с мышлением и с общественным назначением языка. «Существенно, что язык, обладая внутренней целостностью и единством, является полифункциональной системой. Среди его функций важнейшими можно считать те, которые связаны с основными операциями над информацией (знаниями человека о действительности) — созданием, хранением и передачей информации. Язык является основной общественно значимой (опосредованной мышлением) формой отражения окружающей человека действительности и самого себя, т. е. формой хранения знаний о действительности (эпистемическая функция), а также средством получения нового знания о действительности (познавательная, или когнитивная, функция). Эпистемическая функция связывает язык с действительностью (в единицах языка в виде гносеологических образов закрепляются элементы действительности, выделенные, отображённые и обработанные сознанием человека), а познавательная — с мыслительной деятельностью человека (в единицах языка и их свойствах материализуются структура и динамика мысли, т. е. языковые единицы приспособлены как для номинации элементов действительности (и, далее, хранения знаний), так и для обеспечения потребностей мыслительного процесса. В то же время язык является основным средством человеческого общения (коммуникативная функция), средством передачи информации от говорящего к слушающему (адресату). В силу этого свойства языка естественным образом согласованы с потребностями и условиями протекания коммуникативной деятельности человека, составляющей важнейший аспект его социального поведения, так как общественная, в т. ч. трудовая деятельность человека, невозможна без обмена информацией. Субстанциальный материал — звуковая (акустическая) природа языка также накладывает значительные ограничения на общие свойства языка, в частности предопределяет наличие незнаковых единиц (фонем — звуков) и линейную организацию знаковых единиц (морфем, слов, словосочетаний, предложений)» Следует учитывать, что среди функций языка можно выделить более общие и более частные, которые соотносятся с ними. Поскольку существуют расхождения в вопросе о том, какие функции языка считать основными, а какие частными, а также терминологические варианты, то в разных источниках описание функций может существенно различаться. Так в приведенном выше фрагменте эпистемическая функция рассматривается отдельно от когнитивной, хотя получение и хранение знаний о действительности — связанные процессы. В других работах используется термин аккумулятивная функция, то есть функция накопления знаний о действительности. Во избежание путаницы, мы ограничимся выделением когнитивной (1) и коммуникативной (2) функций языка как основных. Кроме того, выделяется функция языка, связанная с использованием его для создания выразительности, функция выражения чувств и воли говорящего. Здесь также существует ряд терминов (художественная, эстетическая, эмотивная, экспрессивная, поэтическая, эстетическая). Эти термины не полностью совпадают между собой, но и не могут быть разведены точно как обозначение различных понятий. Все дело в том, что именно выделяется в качестве главного — художественный текст или эмоциональность, выразительность речи независимо от жанра и стиля. Мы предпочитаем второе понимание и обобщающий термин эмоционально-экспрессивная (3) функция, рассматривая поэтическую, эмотивную и экспрессивную функции как ее подвиды. Наконец, можно выделить еще одну особенную функцию языка, которая выделяет естественный человеческий язык среди других знаковых систем. Это функция метаязыковая (4) — возможность описать язык средствами самого языка. Язык и речь. Определение языка как системы знаков опирается на противопоставление языка и речи, впервые четко проведенное Фердинандом де Соссюром. Речь — это конкретное проявление языка, язык — это свод единиц и правил их употребления, который позволяет нам создавать и понимать конкретные высказывания. Язык, как мы говорили, существует в обществе и не принадлежим никому из говорящих в отдельности. Никто не способен изменить язык по своему усмотрению. Речь же индивидуальна и каждый человек сам выбирает, как ему говорить. Язык абстрактен, он существует вне времени и пространства, речь конкретна. Всякий речевой акт имеет протяженность во времени или (в случае письменной речи) в пространстве. Язык вообще не имеет определенной формы выражения, тогда как речь может быть, в зависимости от материального носителя, письменной или устной. Язык существует как иерархическая система знаков, речь линейна. Знаки языка многозначны, поскольку пребывая в системе сохраняют все потенциальные возможности выражения смысла. В речи языковой знак становится реальным, помещается в определенную ситуацию и вследствие этого становится однозначным (исключая случаи языковой игры). Это противопоставление потенциального и реального в языке является важнейшим принципом системно-структурного описания языка.
«Язык как предмет языкознания» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 183 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot