Язык и культура речи. Риторика
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1.
Что такое речь и что такое язык?
Что мы подразумеваем под этими понятиями?
Язык — это знаковая система произвольной природы, посредством которой осуществляется человеческое общение на различных уровнях коммуникации и трансляции, включая операции мышления, приобретение, хранение, преобразование и передачу сообщений (сигналов, информации, знаний) и связанные процессы.
Peчь – Эта деятельность говорящего, использующего средства языка для общения с другими членами данного языкового коллектива или для обращение к самому себе.
Язык играет ведущую роль в формировании и развитии человеческого сознания, так как мыслительная деятельность человека, в более или менее развитых формах, неотделима от использования языков того или иного рода. Именно использование языка позволяет человеку производить основную часть мыслительных операций. Одновременно язык выступает основным средством коммуникации и трансляции, обеспечивая извлечение (приобретение), накопление, хранение, преобразование и передачу информацию и знаний. Благодаря языку возможно существование и развитие абстрактного мышления, поэтому наличие языка является, среди прочего, необходимым инструментом обобщающей деятельности мышления.
Все языки принято разделять на естественные (вербальные языки общения) и искусственные (созданные человеком кодовые системы). Под естественным языком понимается язык, который возник и развивается в процессе естественной эволюции человеческих сообществ, и используется как средство выражения мыслей и общения между людьми.
Искусственный язык создаётся людьми для каких-либо функционально-деятельностных целей и специальных потребностей.
В соответствии с типом языка условно различаются знаки естественных и искусственных языков (разная знаковая система). Главной особенностью языковых знаков является то, что они входят в систему знаков и функционируют как знаки только в ней, в соответствии с имеющимися в ней правилами — как явными, так и неявными.
Определённая последовательность знаков, организованная в рамках той или иной знаковой системы, составляет знаковое сообщение — текст. Фиксация текста визуальными средствами привела к созданию письменности, которая является важным способом транспонирования речи в другую среду. При этом письменный язык обнаруживает тенденцию к развитию собственных структурных свойств. Искусственные знаковые системы (формализованные, машинные и другие искусственные языки), которые используются для различных научных и технических применений, являются трансформами естественного языка — в особенности его письменной разновидности. Поскольку развитие и совершенствование знаковых систем определяется потребностями общественной практики, становление науки и техники привело к введению в естественные языки специальных графических знаков, используемых для сокращения, выражения понятий, суждений, способов оперирования объектами, рассматриваемыми в науке и технической среде. Такие языки позволяют добиваться однозначности использованных терминов и фиксировать понятия, для которых в естественном языке нет словесных выражений.
Формы языка:
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК — термин литературоведения, в общем смысле обозначающий язык, а также выразительные средства, благодаря которым создаются литературные произведения. Также данный термин употребляется для разделения литературного языка от обыкновенного, нехудожественного языка. Литературный язык предполагает наличие определенных правил и основ.
Литературный язык — наддиалектная подсистема (форма существования) национального языка, которая характеризуется такими чертами, как нормативность, кодифицированность, полифункциональность, стилистическая дифференцированность, высокий социальный престиж в среде носителей данного национального языка. Достояние всех, кто владеет его нормами. Он функционирует как в письменной, так и в разговорных формах. Язык художественной литературы (язык писателей), хотя обычно и ориентируется на те же нормы, заключает в себе много индивидуального, не общепринятого. В разные исторические эпохи и у разных народов степень близости литературного языка и языка художественной литературы оказывалась неодинаковой.
Литературный язык — общий язык письменности того или иного народа, а иногда нескольких народов — язык официально-деловых документов, школьного обучения, письменно-бытового общения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме, чаще письменной, но иногда и в устной. Вот почему различаются письменно-книжная и устно-разговорная формы литературного языка, возникновение, соотношение и взаимодействие которых подчинены определённым историческим закономерностям.[2]
Литературный язык — исторически сложившаяся, осознанная обществом языковая система, которая отличается строгой кодификацией, однако подвижная, а не статичная, которая охватывает все сферы деятельности человека: сфера науки и образования — научный стиль; общественно-политическая сфера — публицистический стиль; сфера деловых отношений — официально-деловой стиль.
Представление о «закреплённости» норм литературного языка имеет известную относительность (при всей важности и стабильности нормы она подвижна во времени). Нельзя представить себе развитую и богатую культуру народа без развитого и богатого литературного языка. В этом большое общественное значение самой проблемы литературного языка.
Среди лингвистов нет единого мнения о сложном и многогранном понятии литературного языка. Некоторые исследователи предпочитают говорить не о литературном языке в целом, а о его разновидностях: или о письменно-литературном языке, или о разговорно-литературном языке, или о языке художественной литературы и т. д.
Литературный язык нельзя отождествлять с языком художественной литературы. Это разные, хотя и соотносительные понятия.
ЯЗЫК МОРАЛИ – грамматические и лексические средства естественного языка, с помощью которых выражаются моральные позиции, требования, рекомендации, оценки, императивы, чувства и т.д. (см. Оценка моральная, Суждения моральные). Базис языка морали составляет небольшое количество оценочных (называемых также нормативными, прескриптивными и др.) терминов, взятых в специфически моральном смысле: «добро», «зло», «долг», «справедливость» и др., а также производных от них слов – «добрый», «злой», «правильный», «неправильный» и др. В языке морали имеется также обширный класс слов, выполняющих двойную – нормативно-дескриптивную – функцию: они одновременно и обозначают (описывают) те или иные реалии человеческого сознания и бытия, и дают им моральную (позитивную или негативную) оценку, напр.: «добродетель», «милосердие», «щедрость», «сострадание», «порок», «злоба», «жестокость», «распутство» и пр. Использование подобных (чисто ценностных и бифункциональных) слов в сложных вербальных конструкциях – высказываниях, рассуждениях и доказательствах – сообщает этим последним моральную специфику и позволяет их считать также элементами языка морали.
Актуализируем определение понятия «речи».
Формы речи.
Устная речь - это речь, произносимая в процессе говорения; основная форма использования естественного языка в речевой деятельности.
Для разговорного стиля литературного языка устная форма является основной, тогда как книжные стили функционируют и в письменной, и в устной форме (научная статья и устный научный доклад, выступление на собрании без заранее подготовленного текста и запись этого выступления в протоколе собрания).
Важнейшей отличительной чертой устной речи является её неподготовленность: устная речь, как правило, творится в ходе беседы. Однако степень неподготовленности может быть различной. Это может быть речь на неизвестную заранее тему, осуществляемая как импровизация. С другой стороны, это может быть речь на заранее известную тему, обдуманная в тех или иных частях. Устная речь такого рода характерна для официального публичного общения. От устной речи, т.е. речи порождаемой в процессе говорения, следует отличать речь читаемую или выученную наизусть; для этого вида речи иногда применяют термин "звучащая речь".
Письменная речь - это речь, созданная с помощью видимых (графических) знаков на бумаге, ином материале, экране монитора. Письменная форма речи является основной для официально-делового и научного стилей речи, для языка художественной литературы. Публицистический стиль использует в равной мере письменную и устную формы речи (периодическая печать и телевидение).
Использование письменной формы позволяет дольше обдумывать свою речь, строить её постепенно, исправляя и дополняя, что способствует в конечном итоге выработке и применению более сложных синтаксических конструкций, чем это свойственно устной речи. Такие черты устной речи, как повторы, незаконченные конструкции, в письменном тексте были бы стилистическими ошибками.
Если в устной речи применяется интонация как средство смыслового выделения частей высказывания, то на письме используются знаки пунктуации, а также различные средства графического выделения слов, сочетаний и частей текста: использование иного типа шрифта, полужирный шрифт, курсив, подчёркивание, обрамление, размещение текста на странице. Указанные средства обеспечивают выделение логически важных частей текста и выразительность письменной речи.
Виды устной речи:
Разговорная речь. Главная особенность разговорной речи - она является речью, активно поддерживаемой собеседником, т. е. в процессе разговора участвуют двое, используя простейшие обороты языка и фразы.
Разговорная речь в психологическом плане является наиболее простой формой речи. Она не требует развернутого изложения, поскольку собеседник в процессе разговора хорошо понимает то, о чем идет речь, и может мысленно достроить фразу, произнесенную другим собеседником. В диалоге, сказанное определенном контексте, одно слово может заменить одну или даже несколько фраз.
Монологическая речь - это речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют. Примеры монологической речи (монолога): речь публичного деятеля, преподавателя, докладчика.
Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая (по крайней мере для говорящего).
Она требует целый ряд умений:
- излагать связно,
- излагать последовательно и доходчиво,
- соблюдать нормы языка,
- ориентироваться на индивидуальные особенности аудитории,
- ориентироваться на психическое состояние слушающих,
- контролировать себя.
Диалог – это форма речи, предполагающая беседу двух и более лиц. Связь диалоговой формы с разговорным стилем речи наблюдается в стремлении к сокращению единиц языка, употребляемых в речи. Спонтанность и непринужденность диалога позволяет сокращать ранее известную информацию и использовать простые и неполные предложения для простоты и быстроты обмена информацией.
Кинетическая речь
Речь движениями сохранилась у человека с давних времен. Первоначально это был основной и, вероятно, единственный вид речи. Со временем этот вид речи утратил свои функции, в настоящее время он используется в основном в качестве эмоционально-выразительного сопровождения, то есть в виде жестов. Жесты придают речи дополнительную выразительность, ими можно настроить слушающего на тот или иной лад.
Существует однако довольно большая социальная группа, для которой кинетическая речь по-прежнему остается основной формой речи. Глухонемые люди - родившиеся такими или потерявшие возможность слышать в результате болезни, несчастного случая - активно используют язык жестов в своей повседневной жизнедеятельности. При этом следует учесть, что в данном случае кинетическая речь существенно более развита в сравнении с кинетической речью древнего человека за счет более продвинутой системы знаковых сигналов.
Исторический экскурс
Термины культура языка и культура речи стали широко употребляться в русистике в 20-е годы, особенно в годы основания и деятельности Научноисследовательского института речевой культуры (1925 - 1933 гг.).
Определение понятия «культура речи»
Культура речи используется в двух значениях:
1. Культура речи - это особая область лингвистических знаний, научная дисциплина, содержащая определенные разделы, подразделы и правила.
2. Культура речи - это совокупность навыков, знаний и речевых умений отдельной личности.
Аспекты (направления, которые характеризуют культуру речи) культуры речи
1. Нормативный
2. Этический
3. Коммуникативный
Несмотря на то, что до XX века в русистике не использовались термины культура языка и культура речи, учение о стиле и содержании эффективной и образцовой речи, ее основных качествах и свойствах существовало с давних времен. Этим занималась древнейшая наука - риторика.
Риторика значилась одной из семи «свободных художеств» («искусств»), составлявших основной цикл гуманитарных знаний. Риторика - филологическая дисциплина, объектом которой являются теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (т.е. в разных жанрах письменной и устной речи). Она близко соприкасается прежде всего с культурой речи. Риторика как интегральная область, охватывающая проблематику эффективности речи, помогала и помогает преодолеть недостатки углубляющейся специализации современных филологических дисциплин.
На протяжении всей истории существования риторики видоизменялись ее определения, причем в разное время на первый план выдвигались разные стороны этой науки.
Античка
Во времена греческой античности (V -I вв. до н. э. - во времена Аристотеля) одной из ведущих была формула «риторика - искусство убеждать». Аристотель, великий древнегреческий философ (IV в. до н.э.) определил риторику “как способность находить способы убеждения относительно каждого данного предмета.” В теории римского красноречия была наиболее популярна формула Квинтилиана: «искусство говорить хорошо». Конкретные задачи обучения красноречию лучше других сформулировал Цицерон: оратор должен изобрести, расположить, украсить.
Согласно ведущим канонам искусства речи классическая риторика содержала пять важнейших составных частей:
1) инвеция - изобретение речи;
2) диспозиция - расположение речевого материала;
3) элокуция - стилистическое оформление речи, ее выражение;
4) память;
5) произнесение.
Традиционное риторическое учение состояло из пяти частей. В учении о нахождении рассказывалось о содержательной разработке текста. Учение о расположении разрабатывало вопросы композиции воздействующего текста. Учение о выражении — центральная часть риторического учения, здесь давалось представление о таких качествах речи, как правильность, ясность, четкость, точность, уместность. Одновременно вырабатывались навыки художественной обработки речевого материала, обращалось внимание на форму и приемы подачи содержания. Эта часть риторики включала в себя раздел о тропах и фигурах. Учение о запоминании имело целью развить профессиональные навыки оратора, связанные с работой памяти. Учение о произнесении разрабатывало теорию звучащей речи. Именно сам акт произнесения воспринимался как действие оратора, требующее определенного результата.
Риторика Средневековья и раннего Возрождения.
Во времена Средневековья и раннего Возрождения риторика развивалась во Франции, Германии, Италии. Тогда актуализировалась трактовка риторики как «искусства украшения речи». В повышении роли стиля сыграло роль также то, что риторика все больше и больше поворачивается в сторону художественной литературы. Учение о стилях приписывалось Вергилию, который якобы изобрел «колесо», на котором схематически были представлены различные стили. При этом стили привязывались к определенным литературным произведениям: высокому стилю соответствовала «Энеида», среднему — «Георгики», низкому — «Буколики». Очевидно, что эта схема делала обязательной ориентацию на художественные, а не ораторские тексты. Особое направление получили духовное красноречие и жанр схоластической риторики. ОСОБЕННОСТИ! 1. На первый план выходит гомилетика — искусство церковной проповеди. Кроме того, на первый план выступает также академическое красноречие. Конфронтацион-ное красноречие, тесно связанное с судебными разбирательствами и государственной деятельностью, отходит на второй план. Между красноречием, которое формируется в Средние века, и красноречием античности есть существенная разница. В античности риторика была тесно связана с необходимостью переубеждать, доказывать то, что противоположная сторона по каким-то причинам не желает признать. В Средние века эта функция риторики отступает на второй план. Нельзя сказать, что гомилетика совершенно не предполагает убеждения: чтобы вынудить людей следовать заповедям и требованиям церкви, необходимо объяснить им, почему это необходимо. Однако принципиальным оказывается то, что фактически в ситуации произнесения проповеди мы имеем дело не с противостоящими точками зрения, а с противопоставлением знания и незнания или даже с простым предписанием. Относительный упадок в полемическом красноречии существенно изменил облик риторики. 2. В Средние века продолжается разработка вопросов, связанных с разграничением тропов и фигур, а также с описанием их разновидностей. Поэзия в Средние века во многом развивалась в направлении освоения этих образных средств. В частности, в XV веке расцвета достигла школа так называемых поэтов-риториков, основным признаком которого было активное (и осознанное) использование фигур и тропов и вообще разного рода средств повышения смысловой и эстетической насыщенности текста.
Впрочем, количество работ, посвященных этим вопросам, гораздо меньше, чем античных. Одним из наиболее ярких проявлений стало сочинение Беды Достопочтенного «Книга о тропах и фигурах». К другим заметным представителям риторики раннего Средневековья принадлежат Исидор Севильский и Юлий Руфиний. Еще одно важное риторическое сочинение того времени — это трактат «О тропах» византийского автора Георгия Хе-робоска, созданный в IV или V веках н. э. Эта работа важна потому, что она была переведена на русский язык и вошла в состав «Изборника Святослава» (1073 г.) Фактически этот трактат был первой риторической работой, переведенной на русский язык. Хотя после этого проблемы риторики не привлекали внимание русских на протяжении длительного времени, именно с момента появления «Изборника Святослава» можно начинать историю русской риторики.
В период позднего Средневековья были созданы такие риторические трактаты, как «Риторика» Филиппа Меланхтона (переведена на русский язык в 1620 г.), «Риторическое искусство» и «Риторический комментарий, или Наставление ораторам» Герхарда Фосса, а также риторические сочинения Юлия Цезаря Скалигера.
3. В Средние века в целом продолжается процесс «вырождения» риторики, которая из практически ориентированной дисциплины постепенно превращается в школьный предмет, оторванный от реальных нужд общения. Наиболее ярко этот процесс дал о себе знать в эпоху Возрождения, когда произошел ряд очень важных изменений в культурной жизни.
Происходило постепенное формирование логического и собственно художественного направления в риторике, что определяло ее тяготение к грамматике, с одной стороны, и к поэтике - с другой. В средние века европейские риторические идеи через Польшу и Украину проникли в Россию. Развитие русской риторики приобрело особое значение в истории нормализации русского литературного языка, в становлении реальных социально-коммуникативных форм общения между россиянами.
РАБОТАЮТ САМОСТОЯТЕЛЬНО
Русская риторика.
Развитие отечественной риторики прошло определенные этапы.
1. Начальный этап русского красноречия.
Первые ставшие известными истории занятия риторикой в России были сосредоточены в монастырях - центрах древнерусской книжности. В. П. Вомперский в книге «Риторики в России XVII - XVIII вв.» (М., 1988) констатирует формирование четырех локальных ареалов, в которых создавались самые ранние риторики.
Первый ареал - северо-восточная и центральная Россия, где находились древние центры русской книжности и образования: Вологда с Кирилло-Белозерским монастырем, Ростов Великий, позднее Москва. В границах этого ареала дошла до нас самая ранняя риторика Древней Руси - «Риторика» Макария (1617 - 1619 гг.).
Второй ареал - Северно-Западный: Новгород и монастыри, расположенные вокруг него. К этому ареалу относится создание в 1699 году «Риторики» М.И. Усачева.
Третий ареал - северный - сформировался позднее - к началу XVIII века. Он был создан старообрядцами в Выгорецком общежительстве.
Четвертый ареал располагался на юго-западе: Киев с Киево- Могилянской академией и Чернигов. Риторические сочинения данного ареала, написанные на латинском или польском языках, относятся к 30-м годам XVII века.
Подлинных вершин в теории поэтики и риторики в доломоносовский период достиг лишь Феофан Прокопович в двух сочинениях: «Поэтика» (1705) и «Риторика» (1706). Это риторическое сочинение было задумано как руководство к созданию церковных проповедей. Оно представляло собой теоретическое обобщение и свод практических рекомендаций по искусству красноречия. Феофан Прокопович расширил круг традиционных «видов красноречия»: включил в риторику раздел «О способах писания истории», использовал в обобщениях свой собственный писательский опыт.
2. Ломоносовский период.
В это время сложился канонический тип русской риторики, в которой отражалась и обобщалась практика двуязычия (имеются в виду русский и церковно-славянский языки), которая характеризовалась особым сплавом языковых стилистических элементов - лексико-фразеологических, грамматических и синтаксических - в рамках трихотомии (теории «трех штилей» М.В. Ломоносова).
Систему взглядов на красноречие М.В. Ломоносов изложил в двух «Риториках» - краткой (1743 г.) «пространной» (1748 г.). Обе риторики представляли собой первые русские общедоступные руководства по красноречию.
Само определение красноречия по Ломоносову традиционно: «красноречие есть искусство о всякой материи красно говорить и тем приклонять других к своему об оной мнению». В «Риторике» выделены три традиционных раздела: о изобретении, о расположении, о украшении.
М.В. Ломоносов изложил немало новаторских идей - о взаимоотношениях русского и церковно-славянского языка, об установлении закономерностей употребления языковых единиц, о проблеме языкового мастерства оратора, писателя, поэта. В своих эстетических и научных идеях ученый стремился к утверждению национально-исторической темы в русской культуре. Ориентация на строй русского языка пронизывает все главы книги. Например, рассуждения о звуковой эвфонии: «В Российском языке частое повторение писмени А способствовать может к изображению великолепия великого пространства, глубины и вышины, также и внезапного; учащение писмен Е, И, К, Ю к изображению нежности, ласкательства, плачевных или малых вещей. Чрез Я показать можно приятность, увеселение, нежность и склонность; чрез О, У, Ы страшныя и сильныя вещи, гнев, зависть, боязнь и печаль» (параграф 172).
В «Риторике» были высказаны мысли, которые в дальнейшем составили программу всей филологической деятельности М.В. Ломоносова. Оценивая Риторику, академик В.В. Виноградов писал: «Можно без преувеличения утверждать, что Ломоносовым были не только заложены основы стилистики русского языка, но и предначертан проект ее будущего величественного здания.» (Проблемы стилистики русского языка в трудах М.В. Ломоносова // Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963).
В последующий период так и не появилось труда, по научным достоинствам равного ломоносовскому.
3. Конец XVIII - начало XIX века.
В конце XVII - начале XIX века сложилась риторическая школа российских академиков. Наиболее значительные риторики этого времени связаны с именами академиков М. М. Сперанского, А. С. Никольского, И. С. Рижского. Выдающейся для своего времени следует признать Риторику И.С. Рижского. Его «Опыт риторики» вышел в свет в 1796 г. Вопросы чистоты и правильности русской речи занимали в этой книге особое место. Культура национальной речи была в то время одной из центральных проблем эпохи. В своей основной части риторика Рижского приближалась к практической стилистике. В ней присутствовали параграфы о пристойности слов и выражений, о точности слов, о ясности сочинений, о благозвучии речи. Пи этом подчеркивалось значение такого эстетического понятия, как вкус («вкус времени или века, вкус народа»). Учение о красноречии в труде И.С. Рижского обобщалось «до значения нормативной системы литературной речи». (Проблемы стилистики русского языка в трудах М.В. Ломоносова // Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963).
4. XIX век.
В истории развития русской риторики период первой половины XIX века оказался наиболее продуктивным. Под влиянием реформы Н. М. Карамзина, ориентированной на сближение с европейской традицией, происходило становление новой стилистической концепции литературного языка, что не могло не отразиться во взглядах на новую риторику - в трудах Н.Ф. Кошанского, А.Ф. Мерзлякова, А.И. Галича, К. Зеленецкого и др. Именно на этот период приходится не менее 16 риторик широкой теоретической и практической ориентации, основной пафос которых был направлен на определение принципов организации прозаических текстов, всей сложившейся художественно-речевой практики. Учитель Пушкина в Царскосельском Лицее Николай Федорович Кошанский, чей учебник был наиболее популярен во второй половине XIX века. В его “Общей риторике” 1829 г. находим вдохновенные слова о том, что “цель риторики - раскрыть все способности ума, чтобы, показывая здравое расположение мыслей, дать рассудку и нравственному чувству надлежащее направление”.
Структура риторических сочинений в то время претерпела определенные изменения. Учебная риторика существовала в двух формах: общей и частной риторики. Общая риторика обобщала законы изобретения, расположения и выражения мыслей. Частная риторика разрабатывала принципы строения текстов по жанрам красноречия.
Уже в конце XVIII века в Европе угасал интерес к риторике. В России пик расцвета риторики пришелся на первую половину XIX века. Но этот же период стал тем рубежом, который положил начало критическому отношению к общей риторике. Последние наиболее яркие публикации по риторике связаны с деятельностью Института Живого Слова (1918 -1924 гг.). В «Записках Института Живого Слова» (1919) были опубликованы детально разработанные программы Н.А. Энгельгардта - «Программа курса лекций о теории красноречия (риторика)», Ф.Ф. Зелинского - «Психологические основания античной риторики» и А.Ф. Кони - «Живое слово и приемы обращения с ним в различных областях».
В 60-е годы XIX века развитию риторических идей в России были даны особые импульсы в связи со становлением и развитием русского судебного красноречия, достигшего в это время значительных вершин. Это обусловлено судебной реформой 60-х годов. О теории русского судебного красноречия писали К. Арсеньев, А.Ф. Кони, Б. Глинский, П. Сергеич (П.С. Пороховщиков).
5. Риторика в современной России.
В наши дни происходит возрождение интереса к риторике. Это согласуется с возрождением сокровищ отечественной культуры. Ренессанс риторики, наблюдающийся в отечественной лингвистике (см. труды С. С. Аверинцева, Ю.М. Лотмана, Ю.В. Рождественского, В.П. Вомперского и др.), поддерживается достижениями неориторики в США и Европе.
В современной риторике от прежних риторических учений сохранились два аспекта научного поиска:
1) организация языкового материала, ориентированная на на современные проблемы аргументации. Это направление в зарубежной лингвистике развивается в трудах Х. Перельмана, Х. П. Грайса, Дж. Л. Кинневи, Ю. Коппершмидта и др.
2) второй аспект связан с развитием орнаментального раздела риторики (искусством украшения речи), близкого к проблемам художественной стилистики и поэтики. Таоквы работы Р. Якобсона, Р. Лахмана, Т. Тодорова, Ж. Дюбуа и др.
В 70-90 гг. в отечественной учебной и научной литературе «прорастали» идеи новой риторики в недрах лингвистики текста, теории типов речи, речевой деятельности и психолингвистики.
Казалось, что октябрь 1917 ода окончательно похоронил многое из того, что было в русской словесности XIX в. противникам риторики представлялось, что ее оживление подобно «прикладыванию пластыря к деревянной ноге» (Гофман В. Слово оратора (Риторика и политика. Л., 1932)). Однако появившиеся после 1985 года идеологические послабления сразу же были восприняты лингвистами, и впервые после длительного перерыва стали выходить в свет современные отечественные книги по риторике (авторы:
С.С. Гурвич, В.Ф. Погорелко, М.А. Герман, Е.А. Юнина и Г.М. Сагач. В.И. Аннушкин и др.
Шкала ценностей современных риторических предпочтений:
1. Пласт ортологических структур на всех уровнях языка, расположенных в рамках оппозиции «правильно - неправильно».
2. Пласт структур, относящихся к нормам речевого этикета и размещающихся в рамках оппозиции «правильно - неправильно».
3. Пласт нормативно-этических структур - в рамках оппозиции «прилично - неприлично», «пристойно - непристойно».
4. Пласт экспрессивных структур, относящихся к орнаментальному разделу риторики (в рамках оппозиции «выразительно - невыразительно»). Функция этих структур связана с областью эстетического восприятия речи
Современная риторика
В настоящее время мы наблюдаем возрождение риторики. Современная риторика прежде всего наука о правилах речи. Речь включает не только умение говорить и писать, но умение думать, рождать интересные и убедительные мысли.
Современная риторика - наука о речевых коммуникациях всего общества. Общество существует и живет благодаря речевым связям, а речевые коммуникации в ХХ веке стали исключительно разнообразными и многосторонними. В них могут участвовать одновременно миллионы людей благодаря спутникам связи, которые организуют международное телевещание. Но сохранились и традиционные межличностные связи, потому что мы по-прежнему живем в семьях, общаемся с друзьями, разговариваем на улицах и в магазинах. Так что надо понять, какие существуют сейчас виды речи и одновременно думать о качестве нашего речевого общения.
Речевые связи, или коммуникации (слово “коммуникация” означает “связь”, оно вошло в русский язык в XVIII веке) усовершенствовались в ХХ веке настолько, что с помощью технических средств можно создать речь и на газетной полосе в миллионах экземпляров, и быть увиденным с экрана телевизора миллионами зрителей, и осуществить связь с экрана компьютера с другим континентом. Очевидно, что при таком выборе жизнь человека чрезвычайно усложнилась. Вопрос о том, как при таких речевых нагрузках сделать жизнь удобной и благополучной, также изучает риторика.