Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Взаимодействия в социуме и их следствия

  • 👀 581 просмотр
  • 📌 506 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Взаимодействия в социуме и их следствия» doc
ТЕМА 3: Взаимодействия в социуме и их следствия Лекция 3.1: Взаимодействия – родовой феномен социума 1. Феноменология взаимодействий в социуме 2. Классификация социальных взаимодействий 2.1. Типы социальных взаимодействий 2.2. Формы социальных взаимодействий 3. Модальности социальных взаимодействий 4. Проводники (носители) взаимодействий в социуме 1. Феноменология взаимодействий в социуме «Взаимодействие» - вот первое, что выступает перед нами, когда мы рассматриваем движущуюся материю в целом…»1, «без воздействия или взаимодействия ничего и нигде не происходит»2. Причем «процесс взаимодействия не есть процесс, специфически свойственный какому-либо определенному разряду явлений, а процесс общемировой…»3. Сама жизнь представляет собой множество переплетающихся взаимодействий … людей»4 и общество – это совокупность структурированных взаимодействий5. А вся общественная жизнь, в конечном счёте, сводится к явлениям взаимодействия6, причём их значимость настолько велика, что «без взаимодействий нет общественной жизни»7. «Жить и взаимодействовать с другими в группах, ассоциациях и организациях – чрезвычайно широко распространенный аспект практически всех людей»8. Фактически «жизнедеятельность человека состоит из непрерывного потока целенаправленных действий и взаимодействий с другими и природным миром…»9. Соответственно, вся жизнь человека неразрывно вплетена в сеть взаимодействий с другими людьми10. Поэтому «человек во всем своем существе и всех его выражениях определяется тем, что он живёт во взаимодействии с другими людьми…»1. Именно «благодаря социальному взаимодействию мы создаём реальность, в которой живём»2. Даже в таком, казалось бы, чисто символическом акте, каким является восприятие человеком человека, присутствуют все компоненты взаимодействия. Восприятие человека человеком вместе с основывающимися на нем пониманием одним человеком другого, начиная с воздействия одного человека и кончая ответной реакцией на него воспринимающей стороны, представляет собой единый рефлекторный акт взаимодействия одного человека с другим в определенной ситуации3. «Взаимодействие всегда возникает из определенных влечений или ради определенных целей»4. Сама природа человека предопределяет необходимость взаимодействия людей между собой. Обособленность живого существа порождает его тяготение к окружающему. Дело в том, что наличие границы человеческого тела и его возможностей, означает ограничение ресурсов, необходимых для его собственного воспроизводства. А найти значительную часть ресурсов человек может только вне пределов своего обособления. Отсюда возникает необходимость взаимодействия людей с окружающей средой так, чтобы не переставать оставаться самим собой, сохраняя свою целостность и отграниченность от окружающей среды, и вместе с тем получать из окружающей среды всё необходимое для продолжения своей жизни. В частности, из десяти основных потребностей человека, названных П.Сорокиным, как минимум пять из них предполагают необходимость взаимодействия между людьми, без чего их удовлетворение просто невозможно5. Это следующие потребности: половая (размножения), групповой самозащиты, общения с себе подобными, интеллектуальной деятельности, чувственно-эмоциональных переживаний. Необходимость своего воспроизводства, невозможного без получения ресурсов их окружающей среды,- вот объективная причина тотальности взаимодействий в социуме. Это их фундаментальный детерминант. Другой важнейшей причиной, предопределяющей необходимость взаимодействия людей между собой индивидуально и коллективно является разделение труда. Более очевидно это проявляется в деловых организациях, где «наделение индивидуумов и групп индивидуумов конкретными обязанностями ставят определенных служащих перед необходимостью тесного… взаимодействия с другими служащими»1. Непосредственные причины такого взаимодействия могут быть различны, но самыми распространенными являются следующие: • обмен материалами или информацией; • потребность одной группы участвовать в деятельности другой; • необходимость совместно решать проблемы и принимать решения; • конкуренция за ресурсы; • просто физическое соседство2. Вышеназванные причины взаимодействий в социуме, однако, не исключают ситуативных возможностей социо-психотехнических систем благодаря своим определенным свойствам (например, синергии) обеспечивать своё воспроизводство на протяжении определенного времени в режиме операционно закрытой системы, т.е. без поступления ресурсов из-за пределов своих границ (из внешней среды). На практике явления взаимодействия людей сводятся к функциональной зависимости либо внешнего поведения одной из сторон взаимодействия, либо и внешнего поведения, и внутренних переживаний от существования и поведения другой стороны взаимодействия1. Таким образом, «социальная жизнь возникает и развивается ввиду наличия зависимости между людьми, что создает предпосылки взаимодействия людей друг с другом. Люди вступают во взаимодействие, так как зависят друг от друга»2. Известно, что «функциональная направленность определяет характер действий, которые будут предприниматься системами»3. Взаимодействия социальных систем в предельно общем смысле выполняют следующие основные функции: 1. Обеспечение условий собственного существования. 2. Генерирование одной стороной потребности в существовании и развитии другой стороны. 3. Создание спектра условий, обеспечивающих существование, развитие и само взаимодействие сторон. 4. Порождают тенденции и условия, приводящие к разрушению другой стороны в целом либо её частей4. Более конкретным образом взаимодействия в социуме порождают следующие последствия: ◦ всегда вызывают какие-то физические изменения в биологическом организме (человеке)5; ◦ комбинация различных процессов взаимодействия способна «произвести» любой, сложнейший из сложнейших общественный процесс, любое социальное событие, любое общественное явление1; ◦ «из совокупности взаимодействующих индивидов можно составить любую социальную группу, любое «общество»2; ◦ «социальная структура, социальные отношения и социальные институты являются результатом различных видов и форм социального взаимодействия»3; ◦ существенные свойства системы в целом проистекают из взаимодействий (а не от их действий самих по себе)4; ◦ социальные явления имеют свою характерность в силу специфики социальных взаимодействий, составляющих их основу (а не в силу своих объективных качеств)5; ◦ в процессе взаимодействия осуществляется влияние людей друг на друга, устанавливаются связи и зависимости между ними, рождаются общие мысли, идеи, возникают чувства и эмоции6; ◦ служат основой реализации общения и развития межличностных взаимоотношений7; ◦ в ходе взаимодействия формируются адекватные представления человека о себе, других людях, их группах8; ◦ взаимодействие людей является ведущим фактором в регуляции их самооценок и поведения в обществе1; ◦ процессы взаимодействия являются теми нитями, из совокупности которых создается ткань человеческой истории2; Все вышеперечисленные факты подтверждают, что значение взаимодействия людей как фактора общественного развития, определяющего воспроизводство существующих социальных отношений – огромно3. Несмотря на фундаментальную роль, которую выполняют взаимодействия в жизни людей, они далеко не всегда должным образом оценивались научным сообществом. В частности, об этом свидетельствует отсутствие термина «взаимодействие» в большинстве отечественных справочных дореволюционных изданий4. Использовалось понятие «силовые взаимодействия»5, которое распространялось однако, только для обозначения феноменов неживой природы. А на общенаучном уровне и в социальном аспекте, в частности, понятие «взаимодействие» не рассматривалось. В настоящее время взаимодействию, как феномену социума даются различные определения. По мнению отечественных социологов, достаточно обширным и претендующим на то, чтобы объять почти необъятное, т.е. всевозможные варианты, является определение П. Сорокина6. П. Сорокин считал, что, «явление взаимодействия людей дано тогда, когда а) психические переживания или в) внешние акты, с) либо то и другое одного (одних) из людей представляют функцию существования и состояния (психического и физического) другого или других индивидов»1.Считается, что это определение, пожалуй, является универсальным, т.к. включает в себя как случаи непосредственных, прямых взаимодействий людей между собой, так и варианты опосредованного взаимодействия2. Более элементарным является определение взаимодействия как взаимного воздействия3. Учитывая социокультурный смысл феномена и управленческий контекст использования понятия, в дальнейшем взаимодействие будет пониматься как единство взаимно ориентированных действий деятелей. Приводящих к получению определенного результата. Явление будет социальным, если: - оно порождается взаимодействием людей (индивидов и групп) между собой; - это взаимодействие сознательное (а не инстинктивное или рефлекторное)4. Исходя из такого понимания социального, социальное взаимодействие определяется как «система взаимообусловленных социальных действий, при которой действия индивида являются одновременно причиной и следствием ответных действий других социальных субъектов»5. Важным в социальном взаимодействии является то, что взаимодействующие стороны соотносят свои действия не только с настоящими, но и прошлыми и будущими действиями другой стороны6. Это значит, что социальное взаимодействие содержит элемент прогнозирования (пожалуй, в этом ключевое отличие социального взаимодействия от просто взаимодействия.- А.К.). Вступая во взаимодействие с человеком, обычно можно представить себе, чего от него можно ожидать в данной ситуации, исходя из выполняемых сторонами социальных ролей1. П. Сорокин для обозначения социального взаимодействия использовал термин «значимое взаимодействие», определяя его как такое, которое представляет собой социокультурное явление2. Нередко социальное взаимодействие называется социальной интреакцией. Сферы социального взаимодействия – это сферы жизнедеятельности общества. Они следующие: - семейно-родственная сфера (деятели выступают в роли матерей, отцов, сыновей, кузин, бабушек, крестных отцов, побратимов, холостяков, вдов, новобрачных и т.п.); - демографическая сфера (включает контакты между представителями различных полов, возрастов, национальностей, рас и т.п.); - территориально-поселенческая сфера (жизнь людей на определенной территории, проявляющаяся в различных формах взаимодействия); - экономическая сфера (здесь деятели выступают в ролях собственников и наёмных работников, предпринимателей, рантье, бизнесменов, безработных, домохозяек и т.п.); - профессиональная сфера (деятели трудятся в качестве банкира, профессора, шахтера, повара и т.п.); - политическая сфера (деятели противоборствуют или сотрудничают как представители политических партий, народных фронтов, общественных движений, а также представители государственной власти: министры, судьи, дипломаты, милиционеры и т.п.); - религиозная сфера (подразумевает контакты между представителями различных религий, одной религии, верующих и неверующих, если по содержанию их действия относятся к области вероисповедания)1. Поскольку «взаимодействие тех или иных единиц (П. Сорокин имел в виду людей.- А.К.) составляет сущность социального явления»2, то сущность социального взаимодействия заключается в том, что лишь во взаимодействии с другими людьми человек может удовлетворить подавляющее большинство своих потребностей, интересов, ценностей3. Основу социального взаимодействия составляет обмен4. Социальное взаимодействие является важнейшим социальным процессом, связывающим множество разрозненных людей в единое целое – общество и , более того, превращающего чисто биологических особей в людей, т.е. в разумные, мыслящие и, главное, социальные существа5. Соответственно, «социальное взаимодействие является одним из ключевых понятий в социологической теории, потому что все социальные явления (социальные процессы, изменения, социальные отношения, социальная структура, статусы, роли и пр.) возникают в результате социального взоимодействия6. Фундаментальная роль взаимодействия в социуме предопределяет его соответствующую роль в качестве одного из краеугольных (а, возможно, было бы правильным утверждать: центральным, ключевым) методологических основ социологии управления. На уникальную методологическую значимость взаимодействия при рассмотрении социальных феноменов (одним из которых является, в частности, управление) обращали внимание классики социологии. В частности, Г. Зиммель писал: «В качестве регулятивного мирового принципа мы должны принять, что всё со всем находится в каком-либо взаимодействии»1. Изучение социокультурных явлений начинается с анализа родовых свойств, общих для всех социокультурных явлений2. Очевидно, что моделью социальной группы может быть только два или больше число индивидов, находящихся между индивидами; моделью общественных явлений могут быть только явления взаимодействия людей3. Здесь П.Сорокин считал нужным пояснить: «Одни отношения (взаимодействие) не могут быть ни простейшим социальным явлением, ни просто социальным явлением потому, что без индивидов не могут существовать отношения между ними. Будет некому взаимодействовать… Вот почему «модель» социального явления должна содержать и индивидов, и взаимодействие между ними. Свойства индивидов и свойства взаимодействия функционально связаны: нельзя одно отрывать от другого»4. Соответственно, «взаимодействие двух или большего числа индивидов есть родовое понятие социальных явлений; оно может служить моделью последних. Изучая стороны этой модели, мы можем познать и строение всех общественных явлений. Разложив взаимодействие на составные части, мы разложим тем самым на части самые сложные социальные явления»5. Эту свою позицию П.Сорокин обосновал следующим образом: «…индивид как индивид – никоим образом не может считаться микрокосмом социального макрокосма. Не может потому, что из индивида можно получить только индивида и нельзя получить ни того, что называется «обществом», ни того, что носит название «общественных явлений»… Индивид не может быть искомой моделью того, что носить название общественных явлений. Для последних требуется не один, а много индивидов, по крайней мере, два. … По крайней мере, соединение двух лиц в обиходе часто называется «обществом». Их взаимоотношения могут составлять «общественные отношения», их акции и реакции «общественные процессы». Но понятие двух или множества индивидов еще не достаточно для того, чтобы быть «моделью» общественных явлений…. Чтобы два или большее число индивидов могли составить «общество», могли дать «общественные явления» (чем является и управление.- А.К.), для этого необходимо, чтобы они взаимодействовали друг с другом, обменивались взаимно акциями и реакциями. Только в этом случае они составят общественное явление; только в этом случае их взаимоотношения дадут общественные процессы»1. Поэтому самой родовой моделью любого социокультурного феномена является значимое взаимодействие («социальное» в традиционной терминологии.- А.К.), т.е. такое, в котором влияние, оказываемое одной стороной на другую, имеет значение или ценность, возвышающиеся над чисто физическими и биологическими свойствами соответствующих действий2. В русле мнений Г. Зиммеля и П. Сорокина относительно методологической значимости взаимодействий при рассмотрении социальных феноменов высказались и другие авторы. В частности, К. Янг и Л. Фримен писали, что концепция взаимодействия всегда рассматривалась как центральная в социальной психологии, и в социологии, т.к. люди с момента своего рождения являются неотъемлемой частью взаимосвязанных и взаимодействующих социальных единиц3. Исходя из вышеизложенного, социальное взаимодействие принимается в данной работе в качестве родового для социального феномена «управление». Поэтому взаимодействие является одним из фундаментальных теоретических конструктов, который определяет авторскую логику социологического рассмотрения управления. Данное методологическое положение согласуется с повседневной реальностью. Использование взаимодействий в качестве базового понятия социологии управления имеет ряд методологических достоинств. Они следующие: • само управление – представляет собой совокупность взаимодействий; • взаимодействие – одно из самых распространенных явлений социума; • взаимодействия обеспечивают само существование общества, связывая отдельных людей и социальные образования между собой; • взаимодействие соединяет в себе динамику и статику социума в неразрывное единство. 2. Классификация социальных взаимодействий 2.1. Типы социальных взаимодействий В зависимости от тех параметров, которые берутся в качестве основы классификации, выделяют различные типы социальных взаимодействий. Соответственно, возможны нижеследующие типы взаимодействий. 1.По степени социальности выделяются следующие взаимодействия: • значимые – это любое взаимодействие, в котором влияние, оказываемое одной стороной на другую, имеет значение или ценность, возвышающиеся над чисто физическими и биологическими свойствами соответствующих действий; • незначимые, т.е. такие взаимодействия, которые не представляют собой социокультурное явление.1 2.С учетом места и времени существуют две группы взаимодействий.2 1) Непосредственные – это такие, когда взаимодействующие деятели одновременно находятся в одном и том же пространстве и действуют одновременно. В этом случае возможны следующие варианты: • фокусированное взаимодействие, когда взаимодействие происходит между персонифицированными деятелями, вовлечёнными в общую деятельность или непосредственную коммуникацию («лицом к лицу»)*; • нефокусированное взаимодействие, когда взаимодействие происходит между деятелями, находящимися в одном месте, но которые не включены в непосредственное взаимодействие «лицом к лицу»**. Исходя из единого пространства взаимодействия, имеют значение следующие характеристики: ▪ дистанция между взаимодействующими деятелями; ▪ пространственные рамки, в пределах которых происходит взаимодействие; ▪ характер и форма окружения, в котором происходит взаимодействие. Исходя из одновременности действий, следует учитывать широкую шкалу возможных временных совпадений. Содержание, характер действий взаимодействующих сторон, а также особенности ситуации, в которой эти действия совершаются определяют: • скорость, быстроту действий; • срок ожидаемой реакции другой стороны; • интервалы между очередными обменами действиями, т.е. темп и ритм взаимодействия. 2) Опосредованные – это такие, когда взаимодействующие стороны могут вступать во взаимодействие издалека и могут реагировать на воздействие другой стороны с опозданием. 3. По силе осуществления взаимодействия бывают: • слабые; • сильные1. 4. По субстанциональному содержанию взаимодействия происходят как: • контактные; • бесконтактные2. 5. По временному интервалу осуществления взаимодействия происходят: • одновременно; • последовательно3. 6. По предопределенности осуществления взаимодействия бывают: • детерминированные; • случайные. 7. По стабильности повторения выделяют взаимодействия: • устойчивые; • эпизодические.1 8. По повторяемости взаимодействия бывают: • единичные; • множественные2. 9. По своим непосредственным последствиям взаимодействия могут быть: • созидающими; • разрушительными3. 10. По характеру связей взаимодействия разделяются на: 1) Жёсткие и мягкие (на основании того, легко ли их можно расторгнуть или нет). 2) Сильно – и слабоорганизованные (по степени их устойчивости и сформированности). 3) Разветвлённые или однонаправленные (по наличию или отсутствию нескольких направлений, по которым осуществляется взаимодействии)4. 11. По взаимодействующим сторонам взаимодействия бывают: 1) Межличностными – это взаимодействия двух или более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок. Основными признаками такого взаимодействия являются: • наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам цели, достижение которой предполагает взаимные усилия; • эксплицитность (доступность) для наблюдения со стороны и регистрации другими людьми; • ситуативность: достаточно жёсткая регламентация конкретными условиями деятельности, нормами, правилами и интенсивностью отношений, в силу чего взаимодействие становится достаточно изменчивым феноменом; • рефлексивная многозначность: зависимость восприятия взаимодействия от условий осуществления и оценок его участников1. 2) Межгрупповыми – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных коллективных деятелей друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и своеобразный характер отношений2. 3) Личностно – групповыми – это взаимодействия между персонифицированным деятелем и группой или с отдельными взаимно независимыми группами. 12. По содержанию выделяют взаимодействия: • семейные; • национальные, расовые; • родовые; • индивидуальные; • педагогические; • религиозные; • моральные; • государственные; • правовые; • имущественные и т.п.3 13. По признаку подобие/различие взаимодействия бывают: • с подобными себе феноменами; • с противоположными себе феноменами; • с нейтральными по отношению к себе феноменами1. 14. По своей природе взаимодействия являются: • только социальными; • социоприродными; • социотехническими. 15. По качественным характеристикам взаимодействующих сторон выделяют: • взаимодействие с ближайшим родственным феноменом; • взаимодействие с множеством родственных феноменов; • взаимодействие с качественно отличной средой2. 16. По алгоритму функционирования взаимодействия бывают: • периодические (ритмические); • беспорядочные (хаотические). 17. По основанию предпосылок к взаимодействию можно выделить взаимодействия: 1) Являющиеся следствием субъективных намерений сторон(ы).3 Они могут быть следующие: • взаимно желаемые («полное» взаимодействие); • взаимно нейтральные (взаимно направленные воздействия деятелей друг на друга их взаимном индифферентном отношении друг к другу); • желаемое одной стороной при нейтральном отношении к взаимодействию с другой стороны (стремление к взаимодействию с одной стороны при индифферентном отношении к этому другой стороны); • желаемые одной стороной и нежелаемые другой стороной (стремление к взаимодействию с одной стороны при активном или пассивном противодействии другой стороны); • нейтральное отношение с одной стороны и нежелание взаимодействовать – с другой стороны (индифферентное воздействие одной стороны при активном или пассивном противодействии с другой стороны); • взаимное нежелание взаимодействовать (совокупность взаимных воздействий в режиме активного или пассивного противодействия обеих взаимодействующих сторон); 2) Являющиеся следствием объективных условий.1 3) Являющиеся результатом сочетания субъективных намерений сторон(ы) и объективных условий среды. 18. По взаимной соотнесенности взаимодействия могут быть: 1) Согласованными. Это такие, когда взаимодействие осуществляется в оптимальном режиме, исходя из взаимно учитываемой(ых) цели(ей) взаимодействующих сторон и природы самого взаимодействия. В свою очередь среди согласованных взаимодействий можно выделить: • функционально согласованные; • структурно-согласованные; • согласованные по времени (синхронные) и т.п. 2) Несогласованные. Это такие, когда взаимодействие осуществляется в неоптимальном режиме, поскольку взаимодействующие стороны не учитывают интересы и цель(и) друг друга, а в первую очередь или только – свои собственные. 19. Если основанием классификации являются намерения и действия людей, отражающие понимание ими ситуации взаимодействия, тогда выделяют следующие взаимодействия.2 1) Дополнительные, т.е. такие, при которых взаимодействующие стороны адекватно воспринимают позицию друг друга. 2) Пересекающиеся, т.е. такие, в процессе которых взаимодействующие стороны, с одной стороны, демонстрируют неадекватность понимания позиций и действий друг друга, а с другой - ярко проявляют свои собственные намерения и действия. 3) Скрытые взаимодействия включают в себя одновременно и явные, очевидные действия и смысл этих действий, и скрытые, подразумеваемые действия и их смысл. При таком взаимодействии действия сторон (одной из сторон) предполагают либо глубокое знание другой стороны, либо большую чувствительность к средствам взаимодействия, передающих скрытое содержание. 20. По своим последствиям взаимодействия бывают: 1) Связывающими. Они проявляют себя в форме кооперации и интеграции. 2) Разделяющими. Проявляют себя в форме конкуренции. 21. По взаимной полярности взаимодействующих сторон взаимодействия бывают следующих типов: • кооперация и конкуренция; • согласие и конфликт; • приспособление и оппозиция1. 22. По ориентации на другую сторону взаимодействия могут быть: 1) Содействующими, среди которых бывают: а) взаимносодействующие, т.е. такие, когда все взаимодействующие стороны действуют так, чтобы гармонизировать свои действия с действиями другой стороны (других сторон) для достижения ими общей цели; б) одностороннесодействующие, т.е.такие, когда возможны следующие варианты: • только одна взаимодействующая сторона согласовывает свои действия с действиями другой стороны (других сторон) для достижения общей цели; • когда некоторые (не все) взаимодействующие стороны согласовывают свои действия с действиями другой стороны (других сторон). 2) Противодействующими, среди которых бывают: а) взаимнопротиводействующие, т.е. такие, когда все взаимодействующие стороны стремятся осложнить действия другой стороны (других сторон) (как правило, они и вступают во взаимодействие именно для этого); б) одностроннепротиводействующие, т.е. такие, когда возможны следующие варианты: • только одна взаимодействующая сторона препятствует действиям другой стороны (других сторон) (нередко они и вступают во взаимодействие именно для этого); • некоторые взаимодействующие стороны препятствуют действиям другой стороны (других сторон) (нередко они только ради этого и вступают во взаимодействие). Эти взаимодействия могут иметь следующие комбинации (см. Таблицу 1): Таблица 1 – Виды взаимодействий по ориентации на другую сторону Несогласованно содействующее Согласованно содействующее Несогласованно противодействующее Согласованно противодействующее Все представленные выше и любые другие взаимодействия людей как представителей антропной части ноосферы можно обобщенно отразить следующим образом (Таблица 2): Таблица 2 – Основные структурные уровни взаимодействия людей в ноосфере № п/п Уровни взаимодействия Взаимодействующие стороны Одна сторона взаимодействия Другая сторона взаимодействия 1 Природный уровень ◦ человек ◦ этнос(ы) ◦ природа ◦ этнос(ы) 2 Социетальный уровень ◦ общество ◦ природное социальное образование ◦ общество ◦ общество ◦ природное социальное образование ◦ природное социальное образование 3 Социальный уровень ◦ искусственное социальное образование ◦ социальный слой ◦ социальный слой ◦ природная социальная группа ◦ природная социальная группа ◦ природная социальная группа ◦ искусственное социальное образование ◦ социальный слой ◦ искусственное социальное образование ◦ природная социальная группа ◦ искусственная социальная группа ◦ социальный слой 4 Индивидуальный уровень ◦ персонифицированный деятель ◦ персонифицированный деятель ◦ персонифицированный деятель ◦ персонифицированный деятель ◦ персонифицированный деятель ◦ персонифицированный деятель ◦ персонифицированный деятель ◦ природа ◦ этнос ◦ общество ◦ природное социальное образование ◦ искусственное социальное образование 9. Более сложная классификация может быть сделана, исходя из комбинирования модальностей взаимодействия «организованность – неорганизованность» и «антагонизм – солидарность». Причём в этом случае в первую очередь может учитываться либо «организованность», либо – неорганизованность»1. 1) Ведущая модальность, «организованность» может проявлять себя следующим образом: • организованно-антагонистическая система взаимодействия, основанная на насилии и принуждении. • Организованно-солидарная система взаимодействия. Она имеет все отличительные признаки организационной системы и солидарной направленности усилий и желаний сторон, её составляющих. • Организованная солидарно-антагонистическая система взаимодействия. Она держится отчасти на принуждении и отчасти на добровольной ее поддержке. При этом мы имеем дело с вполне сложившейся системой отношений и оценок, устанавливающей права, обязанности, функции и социальный статус каждой взаимодействующей стороны. Вероятно, большинство организованных социальных систем взаимодействия – относятся именно к этому типу, причем в некоторых из них фактор принуждения развит больше, в других – меньше. 2) Ведущая модальность «неорганизованность» может проявлять себя следующим образом: • неорганизованно-антагонистическая система взаимодействия; • неорганизованно-солидарная система взаимодействия; • неорганизованно-смешанная система взаимодействия. Могут быть и другие основания и, соответственно, классификации взаимодействий (например, по степени формализации и др.). 2.2. Формы социальных взаимодействий Различают четыре формы социальных взаимодействий1. Они следующие: 1) Каталические (знание о другом). Католическими называются взаимодействия в процессе воспоминания о ком-либо, когда с другой стороны отсутствует непосредственный контакт. Особенность каталического взаимодействия в том, что то, о чем мыслят, не меняется, но оказывает влияние на реальные действия. 2) Открытые действия. 3) Воздержание от действия. Под воздержанием от действия понимается пассивное уклонение деятеля от совершения действия. 4) Активная толерантность. Активная толерантность состоит в претерпевании воздействий, исходящих от других людей. При этом терпение деятеля рассматривается как добродетель, требующая определенных способностей и внутренних усилий, порой бульших, чем для открытых действий. Различие между 3-й и 4-й формами скорее в психологическом переживании, которое в том и другом случае представляет собой «неделание». 3. Модальности социальных взаимодействий Модальность (от лат. modus – мера, способ) – это способ существования какого-либо феномена или протекания какого-либо явления1. Ниже представлена точка зрения П. Сорокина относительно модальностей социальных взаимодействий2. Любая реально существующая социальная целостность отличается от чисто номинального скопления людей тем, что психическое состояние и поведение любого её члена в значительной степени зависит от деятельности и даже от самого факта существования других членов. Без этой осязаемой взаимозависимости жизни, поведения и переживаний её членов подлинная социальная целостность существовать не может. Такая осязаемая взаимозависимость поступков и переживаний индивидов является необходимым условием подлинной социальной целостности или системы социального взаимодействия. Модальность (способы) взаимозависимости, будучи основой всех социальных формирований, приводят к образованию различных видов социальных целостностей или социальных систем взаимодействия. Наиболее важными среди этих модальностей являют представленные ниже модальности социальных взаимодействий: 1. Одностороннее или двустороннее взаимодействие. 1) Одностороннее взаимодействие. Взаимозависимость сторон в процессе взаимодействия может быть такой, когда одна сторона почти целиком обусловливает действия другой (например, обычно руководитель может в бульшей степени влиять на своего подчиненного, чем тот на него). В этом случае проявляется односторонняя зависимость или одностороннее подчинение. 2) Двустороннее взаимодействие. Взаимозависимость сторон в процессе взаимодействия может быть более или мене равной. В данном случае зависимость двусторонняя (взаимная). В социальных целостностях могут существовать оба типа взаимозависимостей и, соответственно, взаимодействий. 2. Экстенсивность взаимодействия. Под экстенсивностью взаимодействия подразумевается пропорциональная доля поступков и психологических переживаний, обусловленных взаимодействием, от всей совокупности поступков и переживаний, из которых состоит жизнь человека. По основанию степени экстенсивности, взаимодействие может быть: 1) Тотальным (полным, безграничным, абсолютным, всеобъемлющим). Это такое тесное взаимодействие, которое полностью (на 100%) обусловливает все поступки и переживания каждой из взаимодействующих сторон. В этом случае ни один поступок, ни одно психологическое переживание одной из сторон не является независимым от другой взаимодействующей стороны. И вся жизнь взаимодействующего деятеля без малейшего исключения обусловлена процессом взаимодействия с другим взаимодействующим деятелем. Он не может сделать ничего, не оказывая при этом влияния на взаимодействующую сторону и не испытывая соответственно её влияния. В реальной действительности трудно найти такой случай, когда процесс взаимодействия происходил бы на таком уровне экстенсивности хотя бы для одной из взаимодействующих сторон. Однако некоторые типы взаимозависимости приближаются к ней (например, взаимодействия между членами дружной семьи). 2) Ограниченным (не полным, не абсолютным). Это взаимодействие, когда только часть поступков и переживаний одной взаимодействующей стороны обусловлены взаимодействием с другой стороной и зависят от неё. Другая же часть поступков и переживаний деятеля является независимой и не слишком обусловленной процессом взаимодействия. Обычно большинство взаимодействий являются именно ограниченными по экстенсивности взаимодействия. Зачастую только часть жизни взаимодействующих сторон вовлечена в этот процесс (причём иногда очень узкая ограниченная). Все остальные бесчисленные жизненные поступки и переживания каждой из взаимодействующих сторон, как правило, другой стороны не касаются (иначе говоря, «это не его дело»). Таким образом, по экстенсивности взаимодействие может колебаться от приближающегося к 100% всего спектра человеческих поступков и переживаний и приближающегося к почти полному их отсутствию вследствие взаимодействия с другой стороной. Данный спектр экстенсивности взаимодействия можно представить в виде континуума см. экстенсивности взаимодействия можно представить в виде континуума (см. рис.1): 0% 100% Рис.1. Континуум экстенсивности взаимодействий 3. Интенсивность взаимодействия. Это степень влияния на психические переживания, состояния, поступки, действия одной из взаимодействующих сторон со стороны другого взаимодействующего деятеля и самого процесса взаимодействия. Например, высокая интенсивность взаимодействия может быть в сплоченной, слаженной команде и низкая – в организации, где господствует авторитаризм и формализм. В целом, чем более интенсивным является взаимодействие и чем больше жизненных «секторов» оно охватывает, тем более взаимообусловленными и тесно спаянными оказываются судьбы, поведение и психологическое состояние взаимодействующих сторон. 4. Продолжительность и непрерывность взаимодействия. Продолжительность времени взаимодействия может длиться от нескольких мгновений (и на этом заканчиваться) и взаимодействия, длящиеся так долго, пока существует социальная целостность или живет человек (а порой и дольше человеческой жизни, пока существует память о нем). Бывают взаимодействия прерывающиеся и вновь возобновляющиеся (например, в трудовом процессе). А бывают не прерывающиеся даже после смерти человека (например, взаимодействие детей с родителями и при их жизни, и память о них даже после их смерти). 5. Направленность взаимодействия. 1) Взаимодействие может быть: солидарным, когда устремления и соответствующие усилия одной взаимодействующей стороны совпадают с устремлениями и усилиями другой стороны. В таких случаях направленность устремлений и усилий обеих взаимодействующих сторон – идентична и схожа. 2) Взаимодействие может быть: антагонистичным, когда желания и усилия одной стороны сталкиваются с пожеланиями и усилиями другой стороны и наталкиваются на её сопротивление или противодействие. Т.е. направленность стремлений и усилий взаимодействующих сторон взаимно противоположна. 3) Взаимодействие может быть: смешанным, когда у взаимодействующих сторон совпадает лишь какая-то часть их стремлений и усилий, тогда как в другой части они антагонистичны. Т.е. это направленность отчасти солидарная, отчасти антагонистическая. Поскольку взаимодействие в контексте различных аспектов рассмотрения может быть: • всеохватывающим или • ограниченным и специфическим; • в большей или меньшей степени интенсивным; • более или менее длительным, то и антагонизм, и солидарность взаимодействующих сторон могут быть: • либо универсальным и всеохватывающим; • либо ограниченными каким-то одним аспектом взаимодействия. • Они могут быть также в большей или меньшей степени интенсивными и продолжительными. Представив, что все другие условия интенсивности, продолжительности и других модальностей – одинаковы, можно получить следующую градацию антагонистических и солидарных взаимодействий сторон: 1) Максимальная солидарность достигается тогда, когда взаимодействие охватывает все стороны жизни и все её многочисленные сферы имеют солидарный характер. Это означает, что во всех сферах жизни и деятельности судьбы взаимодействующих сторон «сплавлены» в единую целостность. По мере того как спектр взаимодействия становится всё уже, солидарность между взаимодействующими сторонами становится всё более ограниченной. 2) Максимальный антагонизм наступает тогда, когда (при прочих равных условиях) взаимодействие между сторонами носит всеобъемлющий и универсальный характер, но все его аспекты антагонистичны. Это означает, что в жизни и в процессе деятельности, в частности, взаимодействующие стороны находятся в непрерывной борьбе друг с другом По мере сужения сфер взаимодействия чисто антагонистические взаимодействия сторон тоже становятся всё уже и уже, пока наконец не превратятся в поверхностный и не имеющий значения антагонизм. Между этими чисто солидарными и чисто антагонистическими взаимодействиями находятся «смешанные», одни из которых ближе к солидарным, а другие – к антагонистическим. Графически направленность взаимодействий можно представить следующим образом (см. рис.2): Антагони Солидар стическое ное Рис.2. Континуум направленности взаимодействий 6. Организованное и неорганизованное взаимодействие. 1) Организованное – это такое, когда отношения взаимодействующих сторон, их поступки и функции осуществляются в рамках (пределах) выкристаллизовавшихся определенных шаблонов и опираются на сложившуюся систему оценок. 2) Неорганизованное – это такое, когда отношения взаимодействующих сторон и их оценки находятся в аморфном (несистематизированном) состоянии и нет никаких регулирующих шаблонов (правил и норм) взаимодействия. Важность данной модальности взаимодействия требует дополнительных пояснений. Выкристаллизовавшаяся (сложившаяся) система общественных отношений и ценностей означает, что внутри взаимодействующего социального образования, или между взаимодействующими сторонами существует определенная система распределения прав и обязанностей, определяющая функции (поведение) и общественное положение каждого взаимодействующего деятеля. Эта система четко определяет права и обязанности каждого деятеля; что, на каких условиях, когда и в каком объеме он должен делать или не делать; что он должен терпеть и чего терпеть не должен со стороны любого другого деятеля. Такое четкое распределение прав и обязанностей означает, что каждый деятель в системе взаимодействия выполняет определенные функции, делая функционально необходимое дело. Строго обозначенные права, обязанности и функции каждого взаимодействующего деятеля полностью определяют его социальный статус или общественное положение в рамках соответствующей системы взаимодействий. В результате сложившаяся (выкристаллизовавшаяся) система социальных отношений и ценностей означает, что такого рода взаимодействующее социальное образование имеет определенную систему ценностей, разделяющих все человеческие поступки на три категории: законные, рекомендуемые и запрещённые. - Если поведение деятеля во всем соответствует той совокупности прав, обязанностей и функций, которые определены ему сложившейся системой взаимодействий, то оно считается законным. - Если деятель не просто исполняет свой долг, но делает еще нечто сверх того, то он совершает «героический», «доблестный» поступок, намного превышая тот минимум, который предписан ему системой прав и обязанностей. Таким образом, в любом организованном социальном образовании есть категория рекомендованных поступков, независимо от их конкретного содержания. - Если же деятель нарушает нормы, то тем самым совершает аморальный поступок, или преступление, или что-то другое, разрушающее сложившуюся целостность. Это будет незаконно и, таким образом, у любого организованного социального образования всегда имеется набор негативных оценок. Из всего вышеизложенного следует, что сложившаяся система социальных внутри- или межгрупповых взаимодействий (отношений) предполагает, помимо всего прочего, наличие социальной дифференциации и стратификации в любом организованном социальном образовании или системе взаимодействия. Сам факт четкого распределения среди членов социального образования (или среди взаимодействующих сторон) прав, обязанностей, функций и социальных статусов означает, что функции у каждого из них особые, то есть дифференцированные. Это означает также, что подобное социальное образование стратифицировано, поскольку в любой организованной группе есть управляющие и управляемые. А раз они есть, то, значит, есть и социальная стратификация и неважно, в какой форме она будет осуществлена: будет ли она осуществлена в самой демократической или в какой-либо автократической форме. Это – обязательный, неотъемлемый атрибут самого понятия социальной организации. Неорганизованные взаимодействия не имеет таких свойств. Они во всех отношениях аморфны: права, обязанности, функции, общественное положение членов совокупности не определены и не сформулированы ни в самых общих чертах, ни в подробных деталях. Так же обстоит дело с категориями законных, рекомендуемых и запрещенных форм поведения и взаимоотношений; то же самое – со структурой социальной дифференциации и стратификации. Все они, соответственно, остаются хаотичными, несложившимися, бессистемными, общественные отношения запутаны и непонятны. В реальной действительности переход от абсолютно неорганизованных социальных образований или минимально организованных систем взаимодействий к организованным происходит, как правило, постепенно. Организованные и неорганизованные системы взаимодействия - это совершенно другая модальность, нежели солидарность и антагонизм. Это значит, что, комбинируя модальности «организованность – неорганизованность» и «антагонизм – солидарность», можно выделить определенные типы социальных систем взаимодействия. 4. Проводники (носители) взаимодействий в социуме Важным компонентом взаимодействия являются его материальные носители (проводники), без которых невозможно значимое (социальное) взаимодействие. П. Сорокин писал: «Все сенсорные открытые действия, материальные объекты, физические, химические и биологические процессы и силы, используемые для экстернализации, объективизации и социализации значений, являются носителями (проводниками – А.К.) значимого взаимодействия»1. Все носители (проводники) взаимодействия по субстанциональному признаку можно разделить на: • Физические. Они действуют через свои физические свойства (камень, пуля, атомная бомба). • Символические. Оказывают действие благодаря не столько физическим свойствам, сколько своему символическому значению (например, слово). В зависимости от вида используемой материи, проводники (носители) взаимодействия делятся на следующие: • Звуковые (речь, музыка, звонок, различные шумы). Они могут действовать непосредственно (например, высота и сила звука влияют на физическую и даже духовную деятельность человека) и опосредовано (через своё символическое значение). Посредством слова происходит интеллектуальное общение, посредством музыки – эмоциональное. Социокультурная жизнь возможна исключительно благодаря языку. Помимо смысла произносимых слов, значение имеет голос сам по себе через свою высоту и тембр. И даже паузы между словами могут быть очень выразительны. И.П.Павлов назвал слово второй сигнальной системой, с помощью которой формируются условные рефлексы у человека. Музыка дополняет слово, передавая различные оттенки человеческих чувств, настроений, состояний, которые не всегда поддаются вербальному выражению. Они вызывают отклик у слушателя, «заражают» его и вызывают такие действия (танцы, ритуалы), которые без музыки невозможны. Звук может означать определенное время. Например, звонок – начало учебного занятия; гудок – начало работы предприятия; колокольный звон – начало церковной службы. - Световые и цветовые (письменность, картины, светофор). Письменность включает в себя иероглифы, клинопись, буквенное письмо, а также математические знаки. Она позволяет действовать с прошлым и в более широком пространстве. Каждый цвет может выступать символом чего-либо (например, черный в России означает траур или отказ от мира у монахов, красный – революционные идеи, белый – чистоту). - Пантомимические (жест, ритуалы). - Термические (батареи в домах и т.п.). - Механические (удары, операции). - Химические (духи, алкоголь). - Электрические и радиопроводники (телефон, телеграф, радио). - Предметные (кольцо, флаг, деньги). Разнообразные проводники соединяются между собой, образуя непрерывную цепочку, в которой люди могут быть необходимыми промежуточными звеньями. Вместе носители (проводники) взаимодействия образуют «соединительную ткань» общества. Можно сказать, что вся материальная культура представляет собой сумму носителей, определяющих поведение и психическое состояние людей (может быть и через много поколений). Носители (проводники) взаимодействия могут восприниматься сами по себе, идентифицируясь с определенными значениями, ценностями и нормами (фетишизация). Например, флаг рассматривается как элемент независимости, власти, чести, достоинства и славы нации. Так проводник (носитель) становится идолом, рассматривая его как определенный символ, хотя в нем самом непосредственно этого нет. Идол отождествляется с идеалом, он является носителем определенной нормы. Их ценность заключается, в частности, в том, что проводники обладают свойством воздействия на сознание людей, которые их используют (рикошетное действие). Существует явление персонификации, когда абстрактное понятие трансформируется в объективную сущность. В настоящее время подобная персонификация наблюдается относительно понятий «прогресс», «демократия» и т.п.1
«Взаимодействия в социуме и их следствия» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 193 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot