Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Здравствуйте!
Прикрепляю этот вариант, как окончательный, но последнюю часть (тезисный конспект лекции) доделаю сегодня немного позднее и прикреплю здесь же.
Тороплюсь, потому, что на сайте очень жестко фиксируется время и сейчас он пишет, что остался один час, а мне, чтобы доделать, нужно несколько больше времени (еще часа полтора).
Если не уложусь, заказ будет помечен «с задержкой», а это влияет на мой рейтинг.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«государственный университет» ?
Контрольное мероприятие по дисциплине
АРГУМЕНТАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО СЦЕНАРИЯ
ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ
или
Методическая разработка
учебной лекции по дисциплине
«ПСИХОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Тема: «Введение в психосоматику»
Выполнил
магистрант группы
…… ……….. Проверил
…………………….
Город ?
2017
Тема лекции:
«Введение в психосоматику»
Тип лекции.
Лекция на тему «Введение в психосоматику», по типу является информационно-познавательной и знакомит студентов с общими вопросами, историей формирования психосоматики, основными понятиями и проблемами, предметом и методами дисциплины.
Обоснование выбора типа лекции (соответствие формы содержанию, учет уровня подготовленности аудитории)
С лекции «Введение в психосоматику» начинается освоение студентами – клинического направления подготовки ( или специальности….), одной из трех дисциплин современной клинической психологии, структура которой включает «Нейропсихологию», «Патопсихологию» и «Психосоматику».
Вводная лекция является уместной и закономерной, для формирования первоначальных общих представлений об учебной дисциплине и соответствующей науке. Взаимодействие преподавателя и аудитории осуществляется в монологической форме, с элементами эвристической беседы и проблематизации.
Аудитория (кому адресована):
У аудитории, для которой читается лекция, а это студенты 3?4? курса сформированы профессионально значимые компетенции по общеобразовательным предметам программы профессиональной подготовки, есть теоретическая база по основным психологическим дисциплинам. Они могут опираться на универсальные категории науки, системы представлений, сформированных ранее и складывающихся в процессе лекции. Также ориентироваться, принимать во внимание и использовать межпредметные связи.
Тематический курс (учебная дисциплина):
«Основы психосоматики».
Место лекции в курсе (вводная, текущая, заключительная):
Лекция вводная; в ней излагаются основы новой для студентов информации, вводящей в актуальную и интенсивно развивающуюся область знаний клинического характера.
Предыдущая лекция (тема):
Отсутствует.
Последующая лекция (тема):
«Классификация психосоматических заболеваний и расстройств».
Обоснование места лекции в системе курса с учетом предыдущей и последующей лекций (каковы взаимосвязи изучаемого материала с ранее изученным, в чем видится постепенное повышение сложности рассматриваемых вопросов).
Наше лекционное занятие является первым в курсе «Основы психосоматики». Эта дисциплина, входит в блок ДС (дисциплины специализации), что определяет содержательные особенности и смысловую значимость информации, ее роль и место в профессиональной подготовке студентов. Информация во многом узкоспецифичная, хотя и связана со множеством сопредельных областей жизни и обучения, к которым может обращаться лектор.
Тема второй лекции «Классификация психосоматических заболеваний и расстройств», соответствует логике дисциплины и направлена на знакомство студентов с существующими на сегодняшний день вариантами классификации психосоматических заболеваний и расстройств. Любые типологии и классификации помогают структурировать, упорядочить информацию о предметах и явлениях, которые изучаются. По современным данным многочисленных специалистов и исследователей, сегодня, к психосоматическим можно отнести более половины всех известных науке болезней. Поэтому тема второй лекции последовательно раскрывает усложняющееся содержание дисциплины, позволяет расширять, более четко и объемно определенным образом выстраивать полученную в первой лекции информацию.
Лекция рассчитана на: 1час 30 мин. то есть на традиционную для системы высшего образования пару.
Цель лекции: сформировать начальные представления о психосоматике, как развивающейся науке и учебной дисциплине.
Задачи лекции:
1. Рассмотреть современные представления о психосоматике и ее предмете.
2. Выявить особенности становления психосоматики.
3. Дать определение понятия «психосоматика», сформулировать теоретические и прикладные задачи психосоматики.
4. Рассмотреть факторы и источники психосоматических заболеваний и расстройств.
Обоснование взаимосвязи цели, задач и содержания лекции (почему именно данное содержание лекции предлагается к изучению; каким образом в содержании лекции реализуются поставленные цель и задачи)
Основная цель нашей вводной лекции – познакомить аудиторию с новой, специализированной областью психологической науки, в частности, клинической психологии - психосоматикой. Пробудить исследовательский интерес и постараться понятно донести информацию до студентов, имеющих, как правило, минимальные теоретические основы для восприятия информации. Поэтому, для реализации цели нашего лекционного занятия выбрана логика изложения, отражающая особенности формирования самой этой дисциплины, принцип постепенного «наращивая» материала. Вначале отмечаем отсутствие единства в определении того, что такое «психосоматика», ее интердисциплинарный характер, рассматриваем особенности развития на стыке ряда наук и направлений, прежде всего психологии и медицины. Идем от общих представлений (которые частично сформированы на житейском уровне и полученных ранее знаниях из смежных областей) к выделению предмета, который является двойственным. Далее проводим тезисный исторический обзор становления психосоматики, роли в ее развитии взглядов и теоретических позиций отечественных и зарубежных исследователей и ученых. Это позволяет увидеть и кратко зафиксировать в определениях разные аспекты содержания психосоматики и ее задачи. В последнем вопросе перечисляем и рассматриваем факторы и возможные причины (источники) возникновения психосоматических заболеваний и расстройств.
План лекции:
Вступление. Выяснить, что известно, какие мысли, ассоциацуии есть у аудитории на термин психосоматика. Провести небольшой эксперимент: попросить студентов представить себе соматическое (телесное) без психического. И наоборот. Подвести итоги, обобщить, обсудить результат и перейти к изложению вопросов.
1. Ознакомить с современным состоянием психосоматики, ее местом в рамках клинической психологии, учеными, внесшими вклад в ее развитие, основным постулатом этой науки, современными представлениями о предмете.
2. Рассказать об основных этапах становления психосоматики и роли отечественных и зарубежных ученых в этом процессе.
3. Обратить внимание на множество межпредметных связей, разных аспектов в определение понятия «психосоматика». Зафиксировать проблемные вопросы и сформулировать задачи психосоматики.
4. Проанализировать вместе со студентами факторы и источники психосоматических заболеваний и расстройств.
Заключение. Подвести итоги занятия, озвучить задание к семинару, назвать литературу.
Обоснование предлагаемой структуры лекции, последовательности и логики раскрытия излагаемых вопросов (понятийная линия лекции)
Во вступлении за счет использования небольшого эксперимента и обсуждения его итогов важно установить режим диалога с аудиторией, включаем студентов в работу. В основной части лекции последовательно излагаем материал, в соответствии с пунктами плана, кратко подводим итог по каждому пункту. Стараемся поддерживать диалог с аудиторией, задавая вопросы, там, где это уместно. В заключении подводим итог лекции , делаем общий вывод. Даем задание на семинар и рекомендуем литературу, в том числе, для конспектирования, для расширения и углубления представлений по теме и дисциплине.
Структура лекции:
Вводная часть – 5-7 минут.
Основная часть – 1час 15-20минут.
Перерыв –
Заключительная часть – 5-7 минут.
Методические рекомендации по проведению лекции (предлагаемые к использованию методические приемы работы с аудиторией, организации содержания).
1. Установление и поддержание контакта с аудиторией на основе использования диалога.
2. Спокойное, четкое и одновременно эмоциональное изложение материала.
3. Элементы проблематизации – задаем вопросы по ходу чтения лекции (уточняющие, риторические, закрытые, открытые).
4. Формулируем проблемное задание (на основе статьи Е. Гольцмана «Болезнь, помогающая выжить») и предлагаем составить тезаурус основных понятий в словаре. Отвечаем на вопросы студентов.
Обоснование целесообразности использования предлагаемых методических приемов
Перечисленные приемы помогают выйти на оптимальное взаимодействия с аудиторией, вести диалог, поддерживать интерес и рабочее состояние студентов, получать обратную связь, замечать и понимать трудности аудитории (например, при записывании информации или восприятии на слух незнакомых терминов).
Обозначения, используемые в тексте конспекта лекции:
1. Слова для аудитории: расскажите, подумайте, вспомните.
2. Вопросы аудитории для размышления: 1.Кому принадлежит первенство в использовании термина «психосоматика» в науке? 2.На чем основан интердисциплинарный характер психосоматического подхода в науке?
3.С чем связан период «расцвета» психосоматики? Назовите причины этого? 4.Прокомментируйте основной постулат психосоматики. Насколько Вы согласны с ним? 5. Назовите причины появления биопсихосоцильной модели Дж. Энгеля?
3. Важное и под запись: Термины (обсуждаем, частично расшифровываем устно): медицинская психология, клиническая психология, психофизиологическая проблема в психологии, психика, здоровье, болезнь, психосоматика, классификация, психоанализ, психосоматические дисфункции, личностно обусловленные расстройства, функциональные расстройства, органные расстройства, неврозы.
4. Примеры и практические выдержки: пример (из монографии М.Е. Сандамирского «Психосоматика и телесно ориентированная психотерапия») образного сравнения психики человека с экраном, на котором все тайное и подсознательное, становится явным и доступным сознанию.
Рекомендуемая литература (отдельно для студентов, для преподавателя):
Для студентов:
1.Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. Справочник практического психолога.- М., 2004.
2.Сандомирский M.E. Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство - М: Независимая фирма «Класс», 2005.
3. Гольцман Е. Болезнь, помогающая выжить// Наука и жизнь, 2000, №7, с.86-91
Для преподавателей:
1. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию. - М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
2.Кулаков С.А. Основы психосоматики.- С.Пб., 2005.
Обоснование выбора литературы, предлагаемой к изучению
Для студентов-психологов справочник Малкиной-Пых И.Г. Психосоматика является основным источником по дисциплине. Работа с этим изданием дает возможность хорошо понять предмет и особенности дисциплины, поскольку он написан простым, доступным языком и очень подробно и структурированно дает информацию по психосоматике. В монографии Сандомирского M.E. Психосоматика и телесная психотерапия представлено изобилие информации о теоретических концепциях психосоматики, методах, приемах и техниках практической работы с психосоматическими проблемами.
Статья Гольцмана Е. Болезнь, помогающая выжить, имеет проблемный характер и предлагается для конспектирования.
Источники, представленные в литературе для преподавателей содержат информацию, необходимую для расширения и углубления знаний. Так в пособии Кулакова С.А. Основы психосоматики, представлена информация, с подробным описанием и разбором случаев из клинической практики, описаны методы исследования психосоматических проблем в зарубежном опыте.
Далее КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ пока развернутый (тезисно):
Тема: ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОСОМАТИКУ.
ПЛАН.
1. Современное представление о психосоматике. Предмет психосоматики.
2. Становление психосоматики.
3. Определение понятия «психосоматика». Задачи психосоматики.
4. Факторы и источники психосоматических заболеваний и расстройств.
1. Современное представление о психосоматике. Предмет психосоматики.
Одной из интересных и новых отраслей современной психологической науки является психосоматика. Эта отрасль имеет интердисциплинарный характер и развивается на стыке ряда наук и направлений, прежде всего психологии и медицины. В настоящее время единого определения термина «психосоматики» не существуют. Анализ литературных источников позволяет сделать вывод о том, что психосоматика – отрасль психологической науки, направленная на поиск общих закономерностей взаимоотношений между психикой и телесными функциями, изучение влияния психологических переживаний на организм и возникновение болезней.
Проблемы психосоматики рассматриваются в работах отечественных психологов И.М. Сеченова (1863), И.П. Павлова (1936), К.М. Быкова (1947), И.Т. Курцина (1960), Лапина И.П. (1999), М.Е. Сандамирского, И.Г. Малкиной-Пых, Л.Л. Третьяка, С.А.Кулакова, Г.В. Старшенбаума.
Результаты исследований в этой области, находят отражение и в работах известных представителей зарубежной психологии: Карла Ясперса (1914), Ганса Селье (1936), Альфреда Адлера, Фландерс Данбар (Dunbar F.,1943), и Франца Александера (Alexander F,1964), Л. Сонди, Макса Шура (Schur М., 1955), Митчерлиха (Mitscherlich A., 1956), Холмса и Рея (Т.Н. Holmes., R.H. Rahe 1967), Сифнеоса (Sifheos P.E. 1973). и др.
В отечественной традиции психосоматика является одним из структурных разделов клинической психологии. А клиническая психология – раздел медицинской психологии.
Медицинская психология - отрасль психологической науки, направленная на решение теоретических и практических задач связанных с психопрафилактикой заболеваний, с психокоррекционными формами влияния на процесс выздоровления, на решение различных экспериментальных вопросов, на социальную и трудовую реабилитацию.
Клиническая психология - отрасль медицинской психологии изучающая психические факторы происхождения и течения болезни, а также влияния болезни на личность и психологические аспекты целебных воздействий.
Принято выделять следующие разделы клинической психологии:
• нейропсихология
• патопсихология
• психосоматика
Хотя психосоматика наиболее молодая наука, психосоматические проблемы и связи привлекают внимание исследователей с давних времен. На основе наблюдений в области житейской психологии и научных исследований сформулирован основной постулат психосоматики, который гласит, что в основе психосоматического заболевания лежит реакция на эмоциональное переживание, сопровождающееся функциональными изменениями и патологическими нарушениями в органах и системах организма.
Каждый по своему опыту знает, что даже банальное простудное заболевание или удаление зуба могут серьезно влиять на нас — вызывают опасения и тревогу, приводят к плохому настроению, заставляют уделять себе больше внимания. Часто эти реакции обобщают терминами переживание и поведение человека во время болезни.
Любая психологическая проблема является результатом функционирования человека как сложной системы, в процессе социального взаимодействия с окружающими в различных ситуациях жизнедеятельности.
В этой связи, Р.А. Лурия отмечает: нет только психических и только соматических болезней, а есть лишь живой процесс в живом организме; его жизненность и состоит в том, что он объединяет в себе и психическую, и соматическую сторону болезни.
Интересна точка зрения Сандомирского М.Е., одного из популярнейших современных исследователей в области психосоматики. Психосоматика – это телесное отражение душевной жизни человека, включающее как телесное проявление эмоций, так и проявление подсознательных процессов на сознательном уровне. Автор сравнивает тело человека с экраном на который проецирую тся символические послания подсознания человека, это экран на котором все тайное (подсознательное) становится явным.
В современной психосоматике выделяют два научных подхода:
1. Психоцентрированный – в рамках которого анализируется влияние на возникновение течения и прогноз заболеваний острого и хронического стресса, а также разнообразных характеристик, связанных с психическим статусом человека: конституциональные особенности личности, специфические профили личности, алекситимия, коморбидные (сопутствующие) рассматриваемому заболеванию психические расстройства.
2. Соматиоцентрированный – связан с изучением влияния особенностей клинических проявлений и течение болезни на субъективное восприятие человеком своего заболевания, а также особенностей психических расстройств связанных с соматическим страданием.
Анализируя особенности подходов можно выделить предмет исследования в каждом случае.
Предметом психосоматики в психоцентрированном подходе будет влияние стресса и психологических характеристик на возникновение заболевания.
При соматицентрированном подходе предмет: восприятие собственного заболевания, его оценка и отношение к нему.
Таким образом, психосоматика сегодня является популярной и интенсивно развивающейся отраслью психологической науки, направленной на решение как теоретических, так и огромного круга актуальных практических задач, поскольку всякая болезнь оказывает влияние на человека в целом, его личность, успешность, качество жизни.
2. Становление психосоматики
Проблема соотношения соматического и психического одна из наиболее сложных как в медицине, так и в психологии.
В 1818 г. немецкий врач Хайнрот ввел термин «психосоматический». В 1822 г. немецкий психиатр Якоби ввел понятие «соматипсихический».
В общепринятый врачебный лексикон понятие «психосоматика» вошло лишь столетие спустя, благодаря венским психоаналитикам. И с первой половины 20 в. психосоматическая медицина стала обозначаться как прикладной психоанализ в медицине. В 40е года из Вены в США иммигрировали ряд видных психоаналитиков: Дойч, Ф.Данбар, Ф.Александер и др.
К концу 50-х годов в американской научной литературе было опубликовано более 5 тысяч работ о соматической медицине глазами психологов. Среди тех, кто активно развивал это направление были - А. Адлер и Л. Сонди.
В России наиболее близко к этому направлению подошли ученые школы И.П. Павлова.
По данным ВОЗ, в настоящее время, от 38 до 42 всех пациентов посещающих кабинеты соматических врачей относятся к группе психосоматических больных.
Соответственно, психосоматическое направление сегодня является подходом который учитывает многообразие причин, приводящих к болезни, и следовательно в психосоматике возможно использовать многообразие методов и техник которые позволяют работать с человеком целостно.
В психосоматике, в настоящее время наиболее популярна биопсихосоциальная модель болезни, сменившая в конце 20 века биомедицинскую модель. Автор модели - Дж. Энгель.
Согласно его представлениям этиопатогенез психосоматический нарушений определяется комплексом воздействующих причин, структура которого совпадает с многоуровневой структурной организацией человека, где различают:
• биологический
• психофизиологический
• психологический
• социально-психологический
• социальный уровни.
Реализация принципов системного подхода в разработке проблемы нормы и патологии Дж. Энгелем привела к созданию так называемых биопсихосоциальных моделей различных расстройств. Эти модели стали основой комплексного подхода к проблемам здоровья и болезни. В рамках этих моделей снимается вопрос о том, какие факторы главные, он заменяется вопросом о характере их взаимодействия. Учет этих уровней и факторов помогает в каждом конкретном случае определять степень проблемы и направленность работы специалиста.
Также интересно отметить, что современные представления о болезни, соответствуют положениям, высказанным еще в 40-х годах Р.А. Лурия, отмечавшего, что по существу, вся медицина является психосоматической.
Таким образом, анализ истории становления психосоматики показывает, что понятие «психосоматика» вошло в общепринятый лексикон лишь в начале XX века, как прикладной психоанализ в медицине, благодаря венским психоаналитикам, которые на тот момент осуществляли плодотворную научную и практическую деятельность в Америке. Результаты их исследований и наблюдений нашли отражение в многочисленных научных работах: к концу 50-х годов было опубликовано уже более 5 тысяч работ о соматической медицине глазами психологов.
В 70-е годы XX века на смену биомедицинской концепция пришла биопсихосоциальная модель Дж. Энгеля, согласно которой этиопатогенез психосоматический нарушений определяется комплексом воздействующих причин. То есть, биологические, психологические, психосоциальные факторы в большей или меньшей степени включены в этиопатогенез любого заболевания, соматического или нервно-психического, влияя в той или иной мере на проявление, течение и исход болезни.
3. Определение понятия психосоматика. Задачи психосоматики
На сегодня не существует универсального определения понятия психосоматика. В целом, его значение вытекает из слов, которые в него входят.
С одной стороны, этот термин подразумевает научное направление, которое устанавливает взаимоотношение между психикой и телесными функциями, исследующее действие психологических факторов на функции организма и состояния личности.
С другой стороны, психосоматика – это ряд феноменов, связанных с взаимовлиянием психического и телесного, в том числе и целый ряд патологических нарушений.
Психосоматика - направление медицины, имеющее своей целью лечение психосоматических нарушений.
В более широком смысле психосоматика является междисциплинарным, научным направлением, которое в рамках физиологии исследует влияние эмоций на физиологические процессы.
В рамках психологии изучает поведенческие реакции и личностные особенности, связанные с разными заболеваниями.
Как раздел психотерапии психосоматика ищет способы изменения деструктивного для организма эмоционального реагирования и поведения.
Как социальное направление психосоматика исследует связь заболеваний и расстройств с условиями жизни и культурными традициями.
Если обобщить многочисленные вопросы, возникающие перед учеными и исследователями, то можно отметить, что на данном этапе актуальными и важными для психосоматики являются следующие.
1. Вопрос о пусковом (триггерном) механизме патологического процесса и начальной стадии его развития. Что «запускает» болезнь и как можно влиять на этот процесс?
2. Вопрос о том, почему один и тот же сверхсильный раздражитель у одного человека вызывает ярко выраженную эмоциональную реакцию и комплекс специфических вегето-висцеральных сдвигов, у других людей эти сдвиги вообще отсутствуют.
3. Вопрос о том, почему психическая травма у одних людей вызывает заболевание сердечно-сосудистой системы, у других – пищеварительного аппарата, у третьих – дыхательной системы (вопрос о выборе органа).
Сегодня ведется интенсивный поиск ответов на перечисленные выше вопросы, решение которых связано как с теоретической задачей обогащения психосоматики новыми знаниями и выработкой научных методологических позиций, так и многочисленными прикладными задачами.
К важным прикладным задачам психосоматики относятся:
1) диагностика психосоматических проблем человека на разных этапах жизнедеятельности;
2) построение систем оказания психологической помощи людям с различными психосоматическими заболеваниями;
3) профилактика психосоматических заболеваний и расстройств.
Таким образом, психосоматика сегодня является интердисциплинарным направлением современной науки и практики, направленным на решение теоретических задач накопления знаний, выстраивания методологии с учетом многообразия причин, приводящих к болезни. Прикладной ее аспект обращен на решение задач профилактики, диагностики и оказания психологической помощи с использованием широкого арсенала средств, техник и методов психологии, медицины и смежных областей. Соответственно, психосоматический подход сегодня является подходом который позволяют работать с человеком целостно: не лечить болезнь, а исцелять больного.
4. Факторы и механизмы психосоматических заболеваний и расстройств
Любое расстройство функционирования человека в самом широком смысле является психосоматическим. В более узком смысле, к психосоматическим расстройствам относят те, которые целиком или частично обусловлены психически. Психика и соматика – две стороны единого процесса, психосоматическое заболевание – выражение того, что процесс разорван – наступила некоторая рассогласованность.
Центром тяжести психосоматического страдания чаще всего оказывается орган наиболее важный для жизнедеятельности в представлении индивида. Предполагается также существование препсихосоматического личностного радикала, то есть тех личностных особенностей, которые приводят к заболеванию. Данный радикал формируется в раннем детском, а иногда в подростковом возрасте, на основе очага психосоматической импульсации порожденного фиксированными (стойкими) переживаниями человека.
В современной психосоматике различают:
• предрасположенность
• разрешающие и задерживающие факторы.
Предрасположенность – это врожденная готовность организма, которая способствует возникновению органического или невротического заболевания. Толчок к развитию заболеваний на этой основе дают обычно трудные жизненные ситуации, однако человек находится в гармоничных отношениях со своей средой, способен переносить элементарные соматические и психические нагрузки не болея. Именно в субъективно сложных ситуациях психологически отягощенные пациенты, проявляющие эмоциональную подавленность не могут правильно оценить происходящее и в первую очередь собственное состояние.
В справочнике по психосоматическим заболеваниям Елисеева Ю.Ю. приводятся 8 основных психологических источников психосоматических заболеваний.
1. Внутренний конфликт сознательной и бессознательной частей личности.
2. Мотивация по типу условной выгоды симптома для пациента.
3. Эффект внушения (другим лицом).
4. Элементы «органической речи», которая физически воплощается буквально. Например: «Я задыхаюсь в этой атмосфере» или «Я не перевариваю».
5. Идентификация, как стремление быть похожим на кого то.
6. Самонаказание, результатом которого может быть как травмы, так и соматические нарушения.
7. Травматический опыт прошлого, как правило раннего детства.
8. Алекситимия.
Современный подход к патогенезу психосоматических расстройств является интегративным и учитывает:
• Наследственную предрасположенность к психосоматическим расстройствам.
• Неспецифическую отягощенность соматическими нарушениями и дефектами.
• Нарушение деятельности ЦНС.
• Личностные особенности.
• Состояние (психические и физические), во время действия психотравмирующих событий.
• Фон неблагоприятных семейных и социальных факторов.
• Особенности психотравмирующих событий и их значений для личности.
Перечисленные факторы не только участвуют в происхождении психосоматических расстройств, но и делают индивида уязвимым к психоэмоциональным стрессам, затрудняют психологическую и биологическую адаптацию, облегчают возникновение и утяжеляют течение соматических нарушений.
Губачев и Стабровский Е.М. (1981) выделили ряд вариантов развития психосоматических заболеваний:
1. Ситуационный (первично – психогенный).
На первом плане среди разнообразных этиологических факторов находятся длительно воздействующие психологически неблагоприятные жизненные условия, столь длительные и интенсивные что даже развитые возможности защитного резерва (личностного и биологического) не ограждают от формования органической патологии со стороны различных соматических систем.
2. Личностный вариант - главным условием формирования патологии выступает психологически деформированная личность, которая обусловливает затяжной, гипертрофированный и извращенный тип психологического реагирования, становление хронизированного эмоционального напряжения.
К последнему варианту можно отнести и развитие болезни через определенные патологические привычки (переедание, алкоголизм и др.), имеющие личностную обусловленность.
Таким образом, изучая специфику возникновения психосоматических заболеваний и расстройств, современные исследователи выделяют в качестве значимых - предрасположенность, разрешающие и задерживающие факторы.
Серьезное внимание в возникновении и развитии болезни отводится препсихосоматическому личностному радикалу. Эта особенность может формироваться в раннем детском, а иногда в подростковом возрасте, на основе очага психосоматической импульсации, порождаемого фиксированными, стойкими переживаниями человека, когда психический фактор выступает как повреждающий. Также базисной характеристикой психосоматического больного является наличие инфантильной личностной структуры. Отмечается также, что среди источников психосоматических проблем, наибольшее значение имеют: внутренний конфликт сознательной и бессознательной частей личности и травматический опыт прошлого, как правило, раннего детства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: Лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. - 214 с.
2. Александер Ф. Психосоматическая медицина. - М.: Ин-т общегуманит. исследований, 2004. - 336 с.
3. БурноМ.Е. Клиническая психотерапия. - М.: Академический проект, ОППЛ,2000.-719с.
4. Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. - Л.: Медицина, 1982. - 272 с.
5. Нетрадиционная медицина. - М.: ACT-ПРЕСС КНИГА, 2002. - 448 с.
6. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику: Психологическое исследование. - М.: Изд-во Моск. университета, 1987. - 168 с.
7. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. - М.: Медицина, 1996.
8. Сандомирский M.E. Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство - М: Независимая фирма «Класс», 2005.
9. Сергеева Л. С. Психика и тело (исторический аспект) // Телесно-ориентированная психотерапия. Хрестоматия / Сост. Л.С. Сергеева. - СПб.: СПб РОФ «Практическая психотерапия», 2000. - С. 9-18.
10. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию. - М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. -381с.
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ (тезисно)
• оформленный с учетом трехчастной структуры лекции (введение, основное содержание, заключение)
• содержащий обобщения после каждого рассмотренного вопроса
• включающий в себя описание методических приемов, предлагаемых к использованию в ходе лекции
Обоснование:
• Содержания лекции (почему предлагаемые вопросы важно изучать в лекционном, а не в семинарском формате или в режиме самостоятельного изучения)
• Научности лекции (аргументация в пользу соответствия материала современному состоянию изученности рассматриваемой проблемы)
• Доступности лекции для аудитории (аргументация в пользу соответствия лекционного материала уровню развития аудитории и имеющемуся у нее ресурсу знаний)
• Систематичности лекции (каковы взаимосвязи частей изучаемого материала)
• Проблемности лекции: (а) какие противоречия раскрывает лекция; (б) какие аргументы в пользу выдвигаемых положений приводятся – теоретические (дедуктивная аргументация), эмпирические (индуктивная аргументация – примеры, факты); (в) какие вопросы для размышления обучающихся ставит лекция
• Наглядности лекции (аргументация выбора конкретных видов наглядности)