Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Временный детский коллектив и его роль в процессе воспитания школьников

  • 👀 2696 просмотров
  • 📌 2627 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Временный детский коллектив и его роль в процессе воспитания школьников» docx
Лекция 1. Временный детский коллектив и его роль в процессе воспитания школьников План: 1. Введение: понятие временного детского коллектива (ВДК). 2. История возникновения и развития временных детских коллективов в практике ДОЛ (в России и за рубежом). 3. Типология современных детских оздоровительных лагерей (ДОЛ). 4. Организационные основы развития временного детского коллектива (ВДК). 1. Введение: понятие временного детского коллектива (ВДК) Что такое ВДК? - «Временный детский коллектив». «Временный» – краткосрочность существования. «Детский» - младший школьный и подростковый возраст. «Коллектив» – это социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций и совместной деятельности и общения. В современной литературе употребляют два значения понятия “коллектив”. Первое – под коллективом понимается любая организованная группа людей, второе – только высокоорганизованная группа. В педагогической литературе коллективом называют объединение воспитанников, отличающееся рядом важных признаков: общая социально значимая цель, общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности, способность обеспечить развитие каждому члену группы, отношения ответственной зависимости, общий выборный руководящий орган, благоприятный психологический климат. Основные характеристики: ответственность, открытость, нравственность, организованность, контактность, информированность, эффективность и пр. Обычно система коллектива представляет собой: коллектив/пассив - актив - лидер - руководитель. Эти же признаки можно отнести и к детскому коллективу. Детский коллектив как система – это: · органическая часть более сложного объединения – воспитательного коллектива, включающего, помимо детского, и коллектив педагогов; · относительно автономная система, которой свойственны процессы саморегуляции, самоорганизации, самоуправления; · скоординированное единство двух структур: официальной, которая складывается под влиянием взрослых, определяющих организационное строение и деятельность коллектива, а также неофициальной, складывающейся в значительной степени в процессе межличностного общения; · субъект деятельности по реализации единых общественно значимых целей; · носитель общего интегративного свойства – его поля (атмосферы, психологического климата), характеризующего коллектив как целостное образование, отличное от суммы составляющих его индивидов и входящих в него микрогрупп, и проявляющегося в общественном мнении коллектива, в его эмоциональных реакциях, в нормах и традициях, определяющих поведение его членов; · субъект воспитания по отношению к личности каждого из входящих в него членов. Детский коллектив выполняет следующие функции: - воспитательная, - организационная, - регулятивная, - стимулирующая, - консолидационная. Коллектив – это нередко единственное средство уберечь личность от опасного воздействия негативно направленных неформальных объединений. Он усиливает воздействие всех имеющихся в распоряжении педагогов (вожатых, воспитателей) средств личного примера и становится той естественной средой, где ребята приобретают собственный социальный опыт, включаясь в совместную со сверстниками общественно полезную деятельность. Особую значимость приобретает детский коллектив в условиях летнего оздоровительного периода. Временный детский коллектив (ВДК) – обычно возникает в условиях детского лагеря, как малая группа детей/подростков, объединенных в целях организации их жизнедеятельности. Специфические особенности ВДК: 1. Кратковременность функционирования. Обычно ВДК существует одну лагерную смену (зимой ~12 дней; летом до ~24 день). Максимальный срок существования временного коллектива не превышает обычно 40-45 дней. 2. Сборный состав. В лагерные отряды собираются ребята, ранее не знавшие или почти не знавшие друг друга. 3. Автономность существования от влияния прежнего социума, когда ослабляется воздействие на ребенка семьи, класса, компании, друзей и т.д. Здесь важно упомянуть об одном психологическом моменте. Автономность предполагает наличие «своего угла», своей территории, которая для ВДК стала «вторым домом». Таким образом, создаются условия, при которых за счет ослабления других влияний, особенно отрицательных, устанавливается воспитательное воздействие ВДК. 4. Публичный (коллективный) характер деятельности, общность. Практически 24 часа в сутки дети и взрослые находятся в обществе друг друга, когда «каждый поступок, действие личности, осуществляется в коллективе, «просвечивается» через коллективные нормы, установки, ценности». 5. Интенсивность всех видов деятельности, в т.ч. общения, насыщенность, высокая эмоциональная окрашенность. Временный детский коллектив способствует интенсивности новых связей, контактов. 6. Завершенность деятельности и развития. За период лагерной смены детское объединение совершает как бы законченный цикл от рождения до завершения функционирования. Отмечают особые психологические состояния ВДК: адаптивное, высокой напряженности отношений, конфликтности. Функции ВДК: • - воспитательная, • - оздоровительная, • - коммуникативная, • - познавательная, • - развивающая, • - развлекательная, • - творческая и т.д В своем развитии ВДК может пройти стадии: Образование функционирование развитие стагнацию регресс распад К процессам ВДК относятся: • руководства и лидерства; • принятие групповых решений; • нормообразование (т.е. выработка групповых мнений, правил и ценностей); • формирование функционально-ролевой структуры группы; • самоуправляемость; • разбивка на референтные группы (группа значимых для подростка ровесников, на мнение которых о себе он ориентируется) и т.д. Таким образом, именно летом, когда самостоятельность и творчество ребенка проявляются в полной мере, временные детские коллективы предоставляют ребенку широкие возможности: · проживания в условиях демократического детского коллектива; · самоопределения и самореализации в предлагаемых видах деятельности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми; · приобретение опыта общения и отношений на основе культурных норм проживания и деятельности; · получение организаторского опыта и опыта самоорганизации; · расширение сферы познавательных интересов о себе и окружающем мире; · собственного оздоровления и физической закалки; · в приобретении новых друзей и впечатлений. 2. История возникновения и развития временных детских коллективов в практике ДОЛ (в России и за рубежом) Детский лагерь - это традиционный для нашей страны вид и пространство отдыха детей. Детские оздоровительные лагеря (ДОЛ) рассчитаны на разный возраст: от дошкольников до старшеклассников. Их всегда старались размещать в самых красивых и экологически чистых уголках природы: за городом, в лесу, у реки, на море и т.д. Отдыхающие в них ребята совершали пешие походы, купались, участвовали в спортивных состязаниях, организовывали праздники и концерты, ставили спектакли, занимались в кружках по интересам, а вечерами собирались вокруг костра. Основная цель большинства лагерей - это укрепление здоровья детей, отдых, а также образовательное и культурное развитие. История детских европейских лагерей часто начинается с имени швейцарского священника Германа Вальтера Биона. Он в 1876 году основал в Альпах лагерь отдыха для 68 детей. Дети и родители – добровольцы, - радостно и с пользой проводили летнее время. Приключения, игры, походы включали труд по самообслуживанию. Лагерь давал детям опыт жизни в спартанских условиях. Так, в конце XIX века, пастор из Цюриха оказался первым «вожатым», который, призывал как к здоровому, радостному образу жизни, так и к жизни по христианской совести. Успех необычного опыта пастора Биона был подхвачен энтузиастами соседних европейских стран, причем летние лагеря организовывались для детей как из элитарных семей, так для детей малоимущих слоев населения. Начало XX века принесло нам еще одно замечательное имя - Баден – Пауэл. История детского отдыха связывается с деятельностью основателя скаутинга - британским генерал-майором сэром Робертом Баден - Пауэлом (1857, Лондон – 1941, Кения, Африка). Он родился в семье священника, профессора теологии Оксфордского университета Бадена Пауэлла, но с трех лет воспитывался без отца. «В 19 лет, окончив школу, Роберт сдал офицерский экзамен, получил чин младшего лейтенанта и был назначен в 13-й гусарский полк. Его военная служба проходила в Индии и Афганистане». По возвращении в Англию он перешел на службу в военную разведку. Позже Баден - Пауэл опубликовал книгу “В помощь разведчикам”. После англо-бурской войны Баден - Пауэлл вернулся на родину в Англию в чине генерал-лейтенанта и стал очень популярен. «Сюрпризом для него было узнать, что его пособие “В помощь разведчикам” используется не только военными, но и педагогами, работающими с детьми в кадетских корпусах» … «и церковных кружках». «В 1906 – 1908 гг. Баден - Пауэлл тщательно изучил произведения Песталоции, Эпиктета, Тита Ливия, проанализировал опыт воспитания у спартанцев, племен Африки, японских самураев, традиции британских и ирландских народов, а так же свой военный опыт разведчика и военного, Баден-Пауэлл начал работать над книгой “Scouting for Boys” (“Разведка для мальчиков”). Перед тем как ее издать, «педагог-энтузиаст решил проверить свою теорию на практике: летом 1907 года с группой из 22 мальчиков он разбил палаточный лагерь на одном из островов, близ Лондона». «Восьмидневная программа была насыщенной и яркой. В первый день производилось размещение, создание патрулей и распределение обязанностей, инструктаж лидеров. Во второй день изучалось лагерное дело: вязание узлов, разведение костров и приготовление пищи, ориентирование, не забыли так же о гигиене. В третий день БП учил распознавать подробности окружающей среды вблизи и вдалеке от наблюдателя, например, следы. Четвертый день посвящался изучению животных, птиц, растений, звезд; пятый – рыцарству: честь, законы, лояльность королю, офицерам, рыцарское отношение к женщине»… «В шестой день ребята учились оказывать помощь при ожогах, обмороке, отравлениях, действовать во время паники». «В предпоследний день детям дали понятия о колониальной географии, истории, славных делах империи, ее армии и флота, объяснил обязанности настоящего гражданина. Последний день был днём игр и соревнований. Разумеется, в этом лагере не было лекций. Вся информация преподносилась в занимательной, игровой форме. Сначала Баден - Пауэлл показывал и рассказывал, а затем проводил практические занятия. Лагерь всем понравился, и в начале 1908 года книга “Scouting for Boys” была издана шестью отдельными тетрадками. Откликов на книгу было столько, что пришлось открыть офис, чтобы отвечать на тысячи писем, которые приходили отовсюду. Он стал путешествовать по миру, помогая в создании Скаутского Движения». Итак, скаутское движение, возникшее в 1907 году в Англии, быстро распространялось по Европе и Америке. Пришло оно и в Российскую Империю. История скаутинга в России начинается с первого отряда юных разведчиков, основанного 30 апреля 1909 г. в Павловске под Петербургом гвардейским офицером Олегом Ивановичем Пантюховым. «Наиболее интенсивно скаутское движение стало развиваться в годы I Мировой войны. Осенью 1917 г. насчитывалось 50 тысяч скаутов в 143 городах. Среди русских скаутских деятелей наряду с О.И. Пантюховым можно назвать таких, как. - А. С. Захарченко (основатель первого отряда в Москве, преподаватель Александровского юнкерского училища в Москве); - доктор А.К. Анохин (Киев, первый женский отряд); - В. Г. Янчевецкий (писатель Ян, преподаватель латинского языка первой Петербургской гимназии); - скульптор И. Н. Жуков, - адмирал И.Ф. Бострем (председатель Петербургского общества "Русский скаут"); - генерал И.И. Чайковский (председатель аналогичного Московского общества); - В.А. Попов (главный редактор журнала "Вокруг света") и др. Скаутами были сын С. Т. Морозова - Савва, внук В.М. Васнецова - Виктор, поэт и драматург Николай Адуев (автор Гимна Разведчиков), полярник Кренкель». Причины быстрого распространения скаутинга связаны с привлекательными для детей формами работы и вдохновляющей идеологией служения Родине и ближнему. В традициях того времени в основе разнообразной и полезной деятельности детей лежала понятная и привычная религиозная культура понимания себя в мире. Итак, скаутизм как добровольное движение возник с целью воспитания молодых людей. «Скаутизм открыт для всех вне зависимости от их происхождения, расы, вероисповедания» … «Скаутский лагерь имеет свою воспитательную систему, направленную на разностороннее развитие и воспитание личности» … «Первичной организационной единицей скаутского отряда является патруль, который объединяет 6–8 человек. Скаутом может стать любой мальчик или девочка, юноша или девушка в возрасте от 6 до 20 лет и старше, признающий Конституцию Всемирной организации скаутского движения и действующий в соответствии с ее принципами. Основные принципы скаутизма – патриотизм, аполитичность, внеклассовый характер, веротерпимость. Особое внимание уделяется саморазвитию. Скаут сам решает, что он будет изучать, и выбирает наиболее приемлемый для себя путь развития. Содержание деятельности определяется главным образом скаутским Обещанием, Законами и направлено на овладение скаутом знаний и умений, которые подразделяются на 12 групп и ориентированы на взаимодействие с природой, окружающими людьми, с семьей, районом, страной, а также на укрепление здоровья». «Организационной основой воспитательной системы скаутизма являются также методы самовоспитания. Это самоанализ, самооценка, самотребование, самоприказ и др. Лозунг скаутов — «Ни дня без доброго дела», девиз — «Будь готов!», атрибуты и символы — эмблема, флаг, горн, барабан, форма, галстук, значок и др.». Велика Октябрьская социалистическая революция 1917 года и последовавшая затем Гражданская война, разделившая Россию на два вражеских лагеря, не прекратила скаутской работы. Детские лагеря организовывались и русскими эмигрантами в Европе, скауты некоторое время работали и в Советской России. Известный православный педагог, профессор Софья Сергеевна Куломзина (1903, Петербург – 2000, г. Вэлли-Коттедж, пригород Нью-Йорка), находившаяся в 30 – годы XX века с родителями в эмиграции в Европе, оставила воспоминания о том, что её соотечественники устраивали летние лагеря для того, чтобы передать следующему поколению любовь к православию и к России. С.С. Куломзина сама в ранние годы русской эмиграции в течение нескольких лет руководила летними лагерями для девочек десяти – шестнадцати лет. Она вспоминала, что летние лагеря для своих членов устраивали бойскауты, «юные разведчики», «витязи», «сокола» и другие юношеские организации русской эмиграции. Софья Сергеевна считала, что важнейший принцип летнего лагеря – это то, что лагерь не есть “учреждение”, созданное для детей. Дети и подростки должны сами принимать участие в создании лагеря, каждый должен нести какую-то часть ответственности за его работу. На первом собрании взрослые руководители «спрашивали девочек, в какой части лагерной программы каждая из них хочет деятельно участвовать: спортивной, образовательной, церковной, в хоре, в организации походов, в организации выступлений на воскресных кострах» и т.д. Лагерь окормлял православный священник, два раза в неделю он проводил беседы, на которые записывались почти все девочки. «Были занятия и с приезжающими лекторами по русской истории и литературе», а те, кто испытывал трудности «во французских школах, должны были заниматься по предметам, в которых они отставали». По воспоминаниям С.С. Куломзиной эти летние дни, наполненные весельем, пением, спортом, сохранялись в душе людей на всю жизнь. В Советской России до 1923 года скауты продолжали свою активную деятельность, «хотя им становилось тяжелее с каждым годом»; «после основания пионерской организации в 1922 году, скаутизм был официально запрещен властями. Но кое-где работа продолжалась нелегально». Впоследствии на десятилетия скаутизм (а с ним и их летние лагеря) исчезли в СССР. Итак, говоря о предыстории детского оздоровительного лагеря, выделяют несколько периодов в его развитии. Сначала это было скаутское движение, и воспитательная система лагеря основывалась на ведущих принципах скаутизма: служение Отчизне, подтверждение веры конкретными ежедневными делами и здоровый, активный, спортивный образ жизни. Следующим этапом было пионерское движение – детская политическая организация, которая возникла в 1922г. в Москве. Хотя её идеологическая составляющая совершенно изменилась, но явно прослеживались идеи служения Родине – теперь уже советской и социалистической. Атрибутика скаутов была принята пионерской организацией. Первым теоретиком пионерского движения была Н.К. Крупская. «Основой воспитательной системы детского оздоровительного лагеря в этот период была деятельность пионерской организации, а сами детские оздоровительные лагеря назывались пионерскими». С 1922 по 1924 г. происходило становление воспитательной системы пионерской организации, тогда она носила имя Спартака. «Программа организации включала все основные компоненты системы и учитывала позитивные моменты деятельности скаутизма»… В качестве цели создания пионерских лагерей рассматривалось сплочение и воспитание детей в духе коммунистических идей, подготовка их к борьбе за интересы пролетариата. Важнейшей задачей на этом этапе являлась забота о всеобщей грамотности. К основным принципам деятельности были отнесены: коммунистическая идейность; совместный труд на общую пользу; коллективизм, дружба, товарищество; самостоятельность и самоуправление в сочетании с педагогическим руководством взрослых; добровольность вступления и участия в делах; учет возрастных и индивидуальных особенностей и интересов; непрерывность деятельности. В 1923 г. при отрядах пионеров созданы первые группы октябрят. На данном этапе оформляется пионерская символика, атрибуты, зарождаются традиции (красное знамя, галстук, значок, форма, салют, традиции сборов и пионерских костров и др.). В 1924 г. после смерти В.И. Ленина пионерской организации было присвоено его имя. С этого времени начинается второй этап развития воспитательной системы организации. Деятельность пионеров в это время характеризуется усилением ее идеологической направленности, что нашло свое выражение в новых текстах положения, законов и торжественного обещания. Появляются разнообразные формы (всесоюзные марши, сборы, слеты, тимуровское движение, военно-спортивные игры, турниры, конкурсы, экспедиции и т.п.) и, соответственно, разные методы работы (убеждение, упражнение в деятельности, самоуправление, соревнование, игра, красочность и романтика). В начале двадцатых годов XX века в «медицинских кругах и правительственных инстанциях развернулась острая дискуссия по поводу создания государственной системы детского здравоохранения». Инициатором и теоретиком этого направления в советском здравоохранении был первый замнаркома здравоохранения РСФСР Зиновий Петрович Соловьёв (1876, Гродно - 1928 г. Москва). В его деятельности дети занимали особое место. Не по служебной обязанности, а по душевной потребности брал он на себя нелёгкую заботу о здоровье детей и подростков. По его инициативе сразу же по окончании гражданской войны в стране стала создаваться разветвленная сеть детских оздоровительных учреждений. Венцом его деятельности стал открытый в 1925 году "Артек" - Всесоюзная экспериментальная детская здравница нового типа. «С развитием пионерского движения в стране неудержимо росла сеть летних пионерских лагерей. Их организаторы строили свою работу по наитию, путём проб и ошибок, часто серьёзных и опасных для здоровья и жизни детей». Опыт летних скаутских лагерей не подходил для «детей с ослабленным здоровьем, и тем более больных, переживших первую мировую и гражданскую войны, послевоенную разруху, голод и эпидемии» … Необходимо было создавать комплексные детские оздоровительно-воспитательные учреждения: летние пионерские лагеря нового типа, санатории, оздоровительные площадки, детские сады, санаторно-лесные школы, где наряду с сугубо оздоровительной работой осуществлять целенаправленную учебно-воспитательную с учётом состояния здоровья и возрастных особенностей детей. В «Артеке» в 1927 году впервые была введена штатная должность вожатого. В 30 – 40 годы XX века воспитательная работа в детских оздоровительных лагерях строилась на удовлетворении детских возрастных интересов, но в значительной степени подчинялась идеологической направленности. События, которые переживала страна в этот период, находили отражение в отрядных и лагерных мероприятиях. Это героика строительных будней, война с Финляндией, героические, рекордные дальние перелёты советских лётчиков, освоение Северного ледовитого океана и завоевание Северного полюса, новые научные и технические открытия, достижения в области литературы, искусства, спорта и т.п. Большое внимание уделялось солидарности с народами, борющимися с колонизаторами, антифашистской работе. По-прежнему в оздоровительной работе значительное место отводилось физкультуре и спорту, туризму, личной и общественной гигиене. Дети, наряду со взрослыми, переживали суровые испытания Великой Отечественной войны 1941 - 1954 гг. Большое место в воспитательной работе отводилось шефским мероприятиям в госпиталях, помощи семьям фронтовиков, местным колхозам и совхозам, сбору металлолома, дикорастущих лекарственных трав, грибов, ягод, а также средств на строительство танков и самолётов. После войны долгие годы СССР восстанавливал разрушенное народное хозяйство, а также детские оздоровительные лагеря. В 1960 году в Краснодарском крае первую смену принял пионерский лагерь «Орленок». Потребность в базах детского отдыха была настолько острой, что его возведение было объявлено «ударной комсомольской стройкой». Далее, на территории Белоруссии в 1969 году появился лагерь «Зубренок». В 1984 году состоялось открытие Всесоюзного пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ «Океан» во Владивостоке на берегу Тихого океана. Эти крупнейшие детские здравницы занимались не только здравоохранением, воспитанием и просвещением детворы, но были базами по подготовке вожатых. Эти «флагманы» задавали планку вожатской работы для всей страны. С 1960 по 1990 год воспитательная работа в лагерях совмещалась с оздоровительной. Однако, важнейшим ориентиром для вожатского корпуса было идеологическое и патриотическое воспитание. В период с 1991-2004 годы, с упразднением Всесоюзной пионерской организации и отсутствием руководящих идеологических органов, какими были ЦК ВЛКСМ и ЦС ВПО, возникла насущная необходимость кардинального пересмотра концепции педагогической работы в детских лагерях с учётом новых социально-экономических и политических условий, которые сложились в 90-х годах в России. Необходимо было глубоко проанализировать весь предшествующий опыт, разработать новые, современные, соответствующие духу времени педагогические технологии. Под влиянием либеральных ценностей в период развития «рыночных отношений» в Российской Федерации ушло из детского оздоровительного лагеря «идейно-политическое» воспитание. Все педагогические программы направлены на развитие личности ребенка и заботу о его здоровье и образовании. В советское время пионерские лагеря были доступной и хорошо организованной формой проведения летних каникул для большей части детей страны. связи с реорганизацией пионерской организации в конце 1980-х годов XX века большинство лагерей прекратило свое существование; их финансирование оказалось практически невозможным. Лишь отдельные предприятия нашли способы материально обеспечить и сохранить свои лагеря. Бывшие пионерские лагеря стали называть детскими оздоровительными лагерями, центрами, комплексами и т.д. 3. Типология современных детских оздоровительных лагерей (ДОЛ) Под «детским оздоровительным лагерем» (ДОЛ) обычно понимается пространство и вид каникулярного отдыха. Ряд ученых рассматривают детский оздоровительный лагерь как институт детства, который дает возможность обновления ребенком своего уклада жизни, окружения, форм досуга, расширения сферы общения и видов деятельности. Особое значение имеет тот социальный опыт, который усваивают и воспроизводят дети, проживая все этапы развития временного детского коллектива за лагерную смену. «Летний лагерь» может трактоваться учеными не только «как форма организации свободного времени детей разного возраста, пола, уровня развития, но и как пространство для оздоровления, развития художественного технического, социального творчества» (А.В.Джеус, 2011). Этот феномен изучался в педагогике с различных точек зрения. В начале XX века Н.К. Крупская, A.B. Луначарский, A.C. Макаренко, А.П. Пинкевич, С.Т. Щацкий и др. разрабатывали проблему рационального использования свободного времени детей. Однако в этих работах не учитывалась возможность реального расслоения общества, характерного для современной России. Педагогика каникул осмыслена в XX веке в трудах В.П.Бедерхановой, О.С. Газмана, А.А.Данилкова, А.В.Джеуса, В.И. Журавлева, М.Е. Ивановой, Б.В. Куприянова, Л.И. Новиковой, М.Е. Сысоевой, С.Н. Чистяковой, С.А. Шмакова и др. Сегодня мы отмечаем разнообразие учреждений детского отдыха: это международные и всероссийские детские центры; социально-педагогические оздоровительные детские центры и комплексы многопрофильного характера; лагеря детских и юношеских организаций; профильные лагеря; лагеря актива пионерских и других детских организаций; малые академии; туристические лагеря; лагеря юных талантов; лагеря-экспедиции; семейные дома отдыха; летние базы школьных лесничеств; летние городские лагеря и т.д. Цель детского лагеря – организация свободного каникулярного времени детей для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества. В постановлении Правительства Российской Федерации «Об утверждении типового положения о детском оздоровительном лагере» (2011 г.) определены основные задачи лагеря: 1) организация содержательного досуга детей; 2) ) обеспечение необходимых условий для личностного, творческого, духовного развития детей, для занятий детей физической культурой и спортом, укрепления их здоровья, привития навыков здорового образа жизни; 3) обеспечение соблюдения режима питания и жизнедеятельности детей при выполнении санитарно-эпидемиологических требований; 4) развитие общественной активности детей; 5) адаптация детей к жизни в обществе, привитие навыков самоуправления, коллективизма; 6) формирование общей культуры; 7) привлечение детей к политико-воспитательной, туристской, краеведческой, физкультурно-спортивной и военно-патриотической работе. В условиях организованного летнего отдыха подростков проявляются продуктивные подходы к социальному воспитанию: - создание доброжелательной атмосферы, способствующей ориентации ребёнка на положительные действия и поступки; - создание условий для самоопределения каждого ребёнка путём выявления его интересов и способностей, помощь в выборе путей самопознания; - обеспечение гарантий социальной защищённости, построение гуманных отношений в коллективе; создание условий свободного развития, раскованности в своих действиях; - организация социально значимой деятельности, включение ребёнка в различные сферы деятельности, создание условий для поиска социально значимых дел; - развитие ценностных ориентаций, превращение обобщённого социального опыта во внутреннюю силу, мотив, побуждающий ребёнка к социально ценной деятельности; - привлечение детей к совместному социальному творчеству, поддержка и стимулирование социально значимых инициатив ребёнка; - участие подростков в реальном управлении своей жизнедеятельностью, создание органов самоуправления, делегирование детям ответственности за принимаемые решения; - подростковая и юношеская сензитивность к социальным феноменам; готовность к изменениям, потребность в телесных и духовных достижениях; психологические и социальные тенденции взросления в разных сферах жизнедеятельности; потребность в признании, характерная для личности на всех возрастных этапах (Типовое положение о детском оздоровительном лагере. http://sankurtur.ru/officially/item/3433/). Наибольший педагогический потенциал детского оздоровительного лагеря заключается в его «имитационном характере жизнедеятельности», при котором резко возрастает его социализирующая функция. Современные детские оздоровительные лагеря отличаются от создаваемых в советское время пионерских лагерей тем, что направлены на реализацию познавательных интересов личности ребенка через свободный выбор различных форм деятельности, организованный досуг с учетом потребностей различных слоев общества, детских и юношеских организаций различной направленности, с тесным сотрудничеством с предприятиями, организациями, учреждениями науки и культуры. Главная задача оздоровительного лагеря – это прежде всего организация отдыха детей. Обстановка в нем существенно отличается от домашней, что является ключевым фактором в определении программ и целей оздоровительного лагеря. Другая важная особенность жизни в лагере – возможность постоянного общения с природой. Обстановка совместного проживания детей в группе сверстников позволяет обучать их нормам социальной жизни, поведению в коллективе, культуре взаимоотношений, располагает к раскрытию способностей детей, проявлению инициативы, способствует приобщению к духовности, усвоению принципа безопасного и здорового образа жизни. Такие возможности редко где еще можно найти. Задача педагогов в детском лагере – реализация этих возможностей. Решение задач организации жизни детей в оздоровительном лагере регламентируют «Конвенция о правах ребенка» (1989г.), «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1990 г.). Идеи выживания, укрепления здоровья, образования детей рассматриваются в единстве и составляют основу концепции летнего отдыха детей. Каковы положительные тенденции современного развития сети лагерей для летнего детского отдыха? Это отказ от ненужного единообразия; разработка разных форм летнего отдыха с различными источниками финансирования; создание условий для педагогического творчества коллективов; развитие сети профильных детских центров; установление связей между образовательной деятельностью школы, учреждений дополнительного образования и летних детских центров; гуманизация деятельности оздоровительных учреждений, лагерей для удовлетворения интересов и творческих потребностей детей и подростков. Существует следующая классификация типов детских лагерей: Санаторные лагеря. Программы включают оздоровительные упражнения, спортивные игры, купание, закаливание и т. д. Здесь не планируется грандиозных развлекательных мероприятий, основное внимание педагогов направлено на утверждение здорового образа жизни детей и подростков. Профильные лагеря. В них устраиваются массовые представления, дискотеки, работают различные кружки, секции, студии, проходят систематические репетиции, просмотры, выступления. Основная роль в таком лагере отводится массовикам-затейникам, руководителям кружков, режиссерам. Загородные центры. В этих лагерях ребенку помогают решить его психологические проблемы. Здесь предусмотрено создание атмосферы безопасности для ребенка, выявление его проблем, предусмотрен поиск способов их решения. Для этого создаются микрогруппы, организуются успокаивающие прогулки и беседы. Лагеря с дневным пребыванием детей. Организуются с целью развития, оздоровления и отдыха детей по месту жительства. Помимо традиционных направлений появились и новые тенденции в организации летнего отдыха детей, которые наиболее ярко выразились сегодня в создании региональных социально-педагогических программ: поддержка одаренных детей и подростков (лагерь «Талант» в Ивановской области), организация активного отдыха детей с девиантным поведением (оборонно-спортивные лагеря в Мурманской области), патриотическое воспитание (Пермская и Псковская области). Организуются семейные лагеря, плавучие лагеря, лагеря инспекторов дорожного движения, хореографов (Красноярский край), лагеря детских общественных организаций (скаутов), летние мастер-школы («Палехские каникулы» в Ивановской области), профилактические летние лагеря и смены, лагеря с дневным пребыванием, исторические лагеря, лагеря народных ремесел, фольклора, детские площадки, летние центры детских общественных организаций («Дети российского зарубежья»). Примеры детских оздоровительных учреждений на территории России: Подмосковье. Детские оздоровительные лагеря Подмосковья принимают на отдых детей в возрасте 7-14 лет. Они имеют все необходимое для организации полноценного и интересного отдыха: экскурсии по интересным историческим и культурным местам, туристические походы, спортивные олимпиады, фестивальные программы. Наиболее известны: детские оздоровительные лагеря «Вымпел», «Орленок», «Ласточка», «Метеор», санаторный лагерь «Заря» и др. Черноморское побережье. Анапа – крупнейший детский и семейный курорт России федерального значения. Теплое неглубокое море, песчаные пляжи, сочетание лечебных факторов – традиционно создали курорту славу детской здравницы. В Анапе работают 178 санаторно-курортных и оздоровительных учреждений, общая вместимость которых в летние месяцы достигает 45 тыс. мест. Наиболее известны: детские оздоровительные лагеря «Лазурный берег», «Прибой», детские санатории «Вита», «Анапа», «Золотой берег», «Анапа-Нептун» и др. В последнее время большое значение в качестве детского курорта приобретает Геленджик. Здесь построены 2 аквапарка, парк развлечений «Адмирал Врунгель» с самыми современными аттракционами для детей и взрослых. В Геленджике постоянно работает дельфинарий. В городе и его окрестностях расположены такие детские оздоровительные лагеря, как «Сигнал», «Смена» и др. Прекрасные условия для отдыха детей созданы в здравницах Туапсе и Сочи. Детский оздоровительный комплекс «Дон» одновременно может принять 550 человек. Также известны ДОЛ «Орбита», ДОЛ-санаторий «Кавказ». Анализ статистических данных показывает, что в настоящее время изменяется не только количество детских оздоровительных учреждений, но и структура спроса на детский отдых. Так, в середине 90-х структура спроса на детский отдых была следующей: 26%-лагеря для школьников с дневным пребыванием; 47%-загородные оздоровительные лагеря; 18%-лагеря труда и отдыха; 5,4%-профильные, оборонно-спортивные, оздоровительно-спортивные и др. лагеря; 2,8%-лагеря санаторного типа. В 2011 г.: 48%-лагеря для школьников с дневным пребыванием; 32,2% -загородные оздоровительные лагеря; 8,8%-лагеря труда и отдыха; 6,9%-профильные, оборонно-спортивные, оздоровительно-спортивные и др. лагеря; 3,7%-лагеря санаторного типа. Анализируя полученную информацию, можно сделать вывод о том, что в настоящее время увеличивается спрос на лагеря для школьников с дневным пребыванием, профильные лагеря и лагеря санаторного типа при общем снижении потребности в загородных оздоровительных лагерях и лагерях труда и отдыха. 4. Организационные основы развития временного детского коллектива (ВДК) Теория развития ВДК (по Лутошкину): Стадии развития коллектива в ВДК: от «песчаной россыпи» к «горящему факелу». Формирование и сплочение коллектива напоминает процесс восхождения к вершине. Одному туда не добраться. Только сообща можно штурмовать пик, именуемый «коллектив». У подножия расположилась станция «Песчаная россыпь». На расстоянии одного перехода - «Мягкая глина». Примерно на середине пути к коллективу — ступень «Мерцающий маяк». Дальше дорога круче, и приводит она к «Алому парусу». Еще один рывок и вершина — «Горящий факел». Песчаная россыпь. Люди, которые не связаны между собой; каждый сам по себе. Дети мало знают друг друга и боятся пойти на встречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к «рассыпчатости» группы. Группа существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит. Лидерство отсутствует, микрогруппы неустойчивы. Нет устойчивых основ межличностных отношений. Мягкая глина. Каждый выдвигает цели и интересы, при этом интересуется целями других. Отношения разные — доброжелательные, конфликтные. Дети по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Проявление ситуативных лидеров. Настоящего лидера пока нет, или ему трудно себя проявить, так как по-настоящему его некому поддержать. Эта группа может принять ту форму, какую захочет вожатый, поэтому важна организация детей. Скрепляющее звено – формальная дисциплина и требования вожатого. Вожатый играет роли советника и генератора идей. У детей появляется опыт совместной деятельности, общие дела и события, развиваются более устойчивые образования – группы. Мерцающий маяк. Взаимодействие более активное, нежели на предыдущих стадиях. Группа озабочена тем, чтобы каждый шел верным путем. Появляется желание совместной деятельности и взаимопомощи. Однако проявление активности происходит всплесками, и то не у всех. Большое значение имеет эмоциональный фактор, поэтому возникает наибольшая вероятность конфликтов. Происходит развитие социально-значимых качеств, укрепление чувства «мы». Формируются лидеры, организаторы и актив, которые поддерживают общие всплески активности. Вожатый сопровождает, консультирует. Идет работа на сплочение группы. Дети ситуативно способны на крупное дело. Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Но ей бывает трудно довести дело до конца, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей. Алый парус. Символ устремленности вперед, дружеской верности, преданности своему долгу. Происходит укрепление, сближение ценностных ориентаций и сплочение отряда. Развивается как внутригрупповая, так и межгрупповая активность. Девиз: Один за всех и все за одного. Т.е. дружба переплетается с обязанностями, появляется чувство гордости за коллектив при победе, а при поражениях нежелание признавать свои ошибки. Лидеры выполняют функцию надежных организаторов и авторитетных советников. Начинают развиваться и обостряться внутригрупповой фаворитизм (предпочтение своей группы за сам факт ее существования) и внегрупповая враждебность (чем лучше я отношусь к своей группе, тем хуже к другой, особенно, если она сравнивается с моей).Хотя группа и сплочена, но бывают такие моменты, когда она не готова сразу признать свои ошибки, но постепенно положение может быть исправлено. Горящий факел. Между детьми существует тесная дружба, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Взаимодействие наиболее активно. Дети полностью открыты вожатому, он чувствует тепло и жизнерадостность. Группа толерантна и не стремится к соперничеству. Отличает способность договориться, прийти к соглашению. Коллектив является сплоченной и эффективной командой с едиными и определенными целями. Однако группа не останавливается в своем развитии, постоянно происходят подъемы и спады. Этап «Горящий факел» со временем формирует конфликтную зону столкновения идей, в которой сильные лидеры либо сотрудничают и работают под руководством друг друга, либо покидают группу, что неизменно ведет к распаду коллектива. Поэтому необходимо постоянно поддерживать сплоченность и готовность к взаимодействию. Принципы формирования временного детского коллектива. 1) Принцип возраста. Детский коллектив может быть одновозрастным или разновозрастным. Для одновозрастного детского коллектива обычным считается деление детей на отряды по таким возрастным группам: 7–8, 9–10, 11–12, 13–14, 15–16 лет. Дети одного возраста обладают примерно одинаковыми интересами, потребностями, им проще подружиться и найти общий язык. Но на практике часто оказывается, что отряд разделился на не контактирующие половины – женскую и мужскую – из-за неравномерного психического (а часто и физического) созревания мальчиков и девочек. Полностью избежать “детского неравноправия невозможно”, но в детском одновозрастном отряде эта разница всегда проявляется наиболее ярко и может явиться серьезным препятствием для совместного творчества детей. Разновозрастная группа – форма, проверенная временем, и в разных педагогических системах получившая одобрение. Более всего себя оправдывает разновозрастность в рамках основных возрастных групп. Например, дошкольники – 4–7 лет, младшая школа – 7–10, средняя – 11–14, старшая – 15–17 лет, хотя возможен и больший “разброс” возрастов. В таких группах у детей устанавливаются межличностные связи не только по “горизонтали” (то есть среди сверстников), но и по “вертикали” (со старшими ребятами). В детском временном коллективе имитируется модель семейных и общественных отношений, т.к. многие дети, не имея возможности “быть братом (сестрой)”, получают опыт “преемственности поколений” – происходит естественный обмен знаниями, умениями, традициями, младшие обучаются тому, что могут старшие. Опыт показывает, что организатор летнего отдыха, создающий детский коллектив на основе какого-либо общего дела, неизбежно придет к необходимости организации разновозрастного детского коллектива. 2) Хобби, или увлечение. В летних оздоровительных лагерях существуют профильные смены и профильные отряды, в которые собираются дети по принципу общего дела – увлечения. В этой ситуации очень важно разнообразить структуру смены, сделать так, чтобы “профиль” отряда успешно дополнялся другими делами и увлечениями, не связанными с его специализацией. Необходимо чередовать разные виды деятельности, чтобы не произошло “зацикливание” и детей и руководителей на одном – “профильном” виде деятельности. 3) Уровень мастерства, степень овладения делом. Чаще это лагеря с туристической, спортивной направленность. Самое простое деление – на “новичков” и “бывалых”. Это бывает оправдано, когда от того, насколько ребенок подготовлен, зависят его безопасность и успех коллектива в ответственном деле. Но и это деление должно быть разумным и оправданным, не становясь способом дискриминации ребенка, сохраняющим за ним возможность перехода из одной группы в другую – “более опытную”. Следует отметить, что чем меньший срок продолжается смена, тем сложнее идут в группе (детском коллективе) процессы объединения, и можно для более коротких смен, выездов рекомендовать более однородный состав групп (по возрасту, увлечениям, социальному статусу). Социально-психологические процессы ВДК Отряд детского лагеря обладает двойственной природой. Во-первых, он является объектом целенаправленных воздействий вожатого и других взрослых. Во-вторых, отряд – это в значительной мере самостоятельно развивающееся образование, функционирование которого подчинено особым социально-психологическим закономерностям. Социально-психологические процессы, протекающие в первично организованной группе, подразделяются на адаптацию, коммуникацию, идентификацию и интеграцию. Адаптация - процесс включения человека в новые группы (коллективы), приспособления к изменяющимся условиям социальной среды, деятельности, внутригрупповых и межличностных отношений, сопровождающийся усвоением действующих в них норм, принципов, правил. В рассматриваемых нами ситуациях адаптация выражается в формировании у детей соответствующих представлений друг о друге, в необходимости занять определенную позицию, обрести желаемый общественный статус в группе сверстников. Чем больше ребята узнают друг друга, тем легче и интенсивнее идет процесс адаптации. Коммуникация - процесс, посредством которого осуществляется информационный обмен между людьми с целью определения проблем, поиска необходимых решений, регуляции их противоречивых взаимодействий и согласования интересов. Коммуникативный процесс играет существенную роль в развитии межличностных отношений детей. Эти отношения возникают в ходе свободного общения, коллективных, творческих дел, игр, бесед, дискуссий, в свою очередь способствуют развитию процесса идентификации. Идентификация - уподобление детей друг другу, определение ребенком через внутренние переживания степени своей тождественности по отношению к товарищу, члену отряда, на основе эмоциональной связи с ним (эмоциональная идентификация). Идентификация оказывает значительное влияние на развитие сплоченности коллектива, создание теплых, дружеских отношений, формирование здорового психологического климата в отряде в целом. Для обеспечения процесса интеграции вожатому очень важно знать три механизма воспроизводства личностью чувств, мыслей, действий, адекватно отражающих какой-либо источник восприятия. С их помощью осуществляется управление процессом межличностного общения детей: Подражание - это копирование или повторение поведения, качеств другого человека. Сличение - это определенная «сверка» личностью каких-либо своих качеств с качествами другого человека - «эталона» и внесение на этой основе коррекции в свое поведение с целью достижения эталонного соответствия. Увлечение - повышенное стремление к кому-либо, интерес, неосознанная ориентация на поступки того или иного лица. При благоприятном протекании предыдущих процессов, процесс интеграции проявляется в виде достижения высокой психологической совместимости людей, возникновения у них общего, единого чувства «МЫ». Обобщенный показатель интеграции детского коллектива - сплоченность, единство всех членов отряда. Важнейшими факторами, обеспечивающими групповую интеграцию, являются руководство, осуществляемое вожатым в сотрудничестве с активом отряда, а также коллективные дела, игры и другие формы межличностного взаимодействия ребят. Стадии формирования взаимоотношений в ВДК 1 стадия – Ориентация. Это стадия знакомства в самом широком смысле слова: с территорией лагеря, с людьми, которые работают и живут в лагере. Самое главное — знакомство с теми, кто будет жить, и отдыхать в одном отряде. В это время формируется чувство принадлежности к отряду, желание устанавливать отношения с другими детьми, что ведет к возникновению мелких групп, чаще – пар. Формирование отношений к друг другу часто происходит на основе прошлого опыта, внешней привлекательности и ассоциировании человека с собой или другими людьми, мнение о которых к этому моменту у ребенка сложилось. Так как первое мнение о человеке может быть ошибочным, вожатому важно создать условия, в которых ребята как можно больше бы узнали друг о друге, чтобы они стали друг другу интересны, не боялись открыться. Поведение детей зависимое – и от мнения большинства, и от взрослых. Иногда в отряде сразу возникает анти-лидер, который, как правило, противостоит взрослым. В этот период в отряде формируется система правил и традиций (часто негласных), происходит распределение симпатий и антипатий. Основной инициатор в это время – вожатый и воспитатель. Дети могут задумывать и осуществлять небольшие по объему дела, но с постоянной «оглядкой» на взрослого и большинство. 2 стадия – Конфликты. Это борьба за «раздел территории», борьба за власть. В это время неизбежны в отряде стычки, скрытые и явные конфликты, идет формирование микрогрупп в коллективе. Появляется соперничество между потенциальными лидерами. Все дети, как и все люди разные, и все претендуют в силу своих психофизиологических особенностей на различные роли в коллективе. Это редко происходит осознано, т.к. дети ещё не нашли себя, и для них нахождение в коллективе - очередная проба себя в определенной роли. На самом деле, не все дети стремятся к лидерству, не всем это надо, поэтому почти каждый находит свое место в коллективе, главное, чтобы оно его устраивало. Для того, чтобы помочь детям в решении внутригрупповых конфликтов, вожатый посредством игр и ряда заданий обеспечивает процесс взаимодействия ребят друг с другом, чтобы таким образом они определили свои роли в данной группе людей. Очень важно, чтобы на этом этапе у ребят появились коллективные ценности, которые помогут направить развитие коллектива в нужное русло. Но не вожатый выбирает среди ребят лидера, а они это делают сами. Вожатый создает для этого условия: определяет ценности (хорошо/плохо); помогает ребятам осмыслить ситуацию и найти конструктивный выход из конфликтов; вырабатывает стиль совместной деятельности; не допускает появления «отверженных» в коллективе. 3 стадия – Доверие. Эта стадия характеризуется появлением привязанности, сплоченности, устанавливается более тесная эмоциональная связь друг с другом. На первый план выходит партнерство, взаимопонимание, взаимоподдержка. Важен баланс между детьми, которые с готовностью жертвуют своими установками, объединяя свои интересы с интересами других, и теми, кто испытывает сложности при сближении и очень осторожно соотносит свои и чужие установки. На этом этапе вожатый продолжает выступать в роли руководителя, носителя норм, но атмосферу в коллективе уже создают сами дети. Вожатый в этот период старается предложить ребятам как можно больше различных форм, чтобы каждый смог самоутвердиться в своей роли. На этой стадии очень успешны многие коллективные дела, потому что эмоциональный фон отряда можно охарактеризовать как теплый и приподнятый. Именно на этом этапе детский коллектив проводит большую часть смены. Он особенно благоприятен для их развития. 4 стадия – Самостоятельность. Детский коллектив может самостоятельно организовывать свою деятельность, возникающие проблемы. Крепко чувство «Мы» - чувство единения и взаимного доверия. Тесные межличностные контакты. На этой стадии необходимо направить ребят в созидательное русло, деятельность на благо окружающих людей, всего лагеря. В противном случае можно заметить появление фраз «Мы лучше всех! Только мы самые дружные, самые талантливые, самые-самые». Вожатому необходимо на данной стадии обеспечить поле деятельности своему отряду, показать уникальность и неповторимость других людей и других отрядов. 5 стадия - Расставание. Каждый коллектив рано или поздно распадается. Очень важно, чтоб этот распад был продиктован временем, а не желанием ребят. Нельзя допустить, чтобы распад произошел на более ранней стадии. Этот период характеризуется повышенной напряженностью, ребятам предстоит разлука со своими друзьями, они чувствуют это и переживают. Грамотно провести распад группы могут далеко не все, и этому нужно уделить очень много внимания. Должны быть подведены итоги смены, сделаны акценты на достижениях и положительных результатах, необходимо поддерживать детей, создавать оптимистичный настрой (разлука – это повод для новой встречи), показывать перспективы их личностного развития, вообще, работать на последействие. Детский коллектив рассматривается как система динамическая, развитие которой обусловлено изменениями во внутреннем мире воспитанников и в жизни общества в целом, в непосредственно окружающей коллектив среде, в характеристике педагогического руководства деятельностью коллектива. Движет процесс развития коллектива борьба противоречий, возникающих между перспективами (достигнутыми и планируемыми), между интересами коллектива и отдельных членов, между потребностями детей и возможностями их удовлетворения в коллективе. В течение смены в жизнедеятельности лагеря имеет место общий эмоциональный ритм, который характеризуется единым циклом с четко просматриваемыми тремя фазами (подъем - спад - подъем). Каждая фаза имеет свои содержательные особенности: I фаза (с 1 по 6 день) и III фаза( с 17 по 21 день) характеризуются высокой тональностью и большой динамичностью эмоциональных состояний, II фаза (с 7 по 16 день) характеризуется снижением тональности эмоциональных состояний и уменьшением частоты их колебаний. Преобладает уравновешенный, спокойный тон настроения. Границы каждой фазы отмечены снижением тональности эмоциональных состояний. Переход от одной фазы к другой происходит через эмоциональный спад. В течение смены наблюдается 2 спада: 1-ый спад (кризис привыкания) приходится на 4-5 дни смены, 2-ой спад (кризис усталости) - на 14-15 дни. В эмоциональном ритме смены наблюдаются два равных по силе всплеска эмоций: в начале (обычно это 3 день смены) и в конце смены (19-20 дни). Учет закономерностей эмоционального развития дает возможность сознательно конструировать эмоциональный ритм жизни коллектива, что позволяет исключить как эмоциональное перенасыщение детей, так и эмоциональный голод. При составление планов работы на день, учитывается «чувствительность» детей к определенным видам деятельности в разное время дня. Так, в утренние часы целесообразней организовывать спокойную, в эмоциональном плане, работу: - дела познавательной направленности, - прогулки на природу, - реализацию образовательных программ, - деятельность по самообслуживанию. На вторую половину дня приходится пик эмоциональной активности, следовательно, в этот период целесообразней проводить: - спортивные дела, - развлекательные массовые программы, - организовывать деятельность по интересам и различные по содержанию и направленности эмоционально насыщенные дела. Вечером можно организовывать либо общелагерные праздники и конкурсные программы, либо дела, требующие доверительности, откровенности, интимности, для которых целесообразней отвести отрядное время. Важно продумать начало и завершение дня в отряде. Таким образом, развитие временного детского коллектива идет по трем этапам: — организационный период (1 этап); 3—4 дня — основной период (2 этап), 16—18 дней — итоговый период (заключительный, 3 этап), 2—3 дня Психолого-педагогические условия развития временного детского коллектива: • Установление положительных отношений между взрослыми и детьми, формирование нравственного климата во временном коллективе; • Продуманная и спланированная организация жизнедеятельности детей и педагогическое управление временным детским коллективом; • Единые педагогические требования; • Разнообразная деятельность (спортивная, интеллектуальная, художественно-прикладная, трудовая, творческая); • Создание ситуации значимости и успеха для каждого члена временного детского коллектива. • Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива ребят, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения целей жизни отряда, лагеря. Приемы создания детского коллектива: 1. Знакомство. Игры на знакомство, снятие напряжения и раскрепощение. 2. Формальное создание группы. Название отряда, эмблема, девиз, выбор командира и пр. 3. Осознание принадлежности к группе (отряду). Место отряда (уголок), атрибутика, традиции, сигнал сбора, тайный знак, пароль, песня, правила. 4. Сплочение и развитие коллектива. Игры на сплочение, доверие; совместная трудовая деятельность (дежурство, уборка территории); участие в КТД (коллективное творческое дело); соревнование с другими отрядами; обсуждение жизни отряда (огоньки, сборы). При подготовке лекции использованы материалы: 1. История мирового скаутинга - [Электронный ресурс]. URL: http://www.scouts.ru/library/13001 2. Официальный сайт Братства Православных Следопытов Колпашевской епархии - [Электронный ресурс]. URL: http://skaut.cerkov.ru/iz-istorii/ 3. История Организации Российских Юных Разведчиков // [Электронный ресурс]. URL: http://orur.ru/history.html 4. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 144 с. 5. Куломзина С.С. Воспоминания о летних лагерях - [Электронный ресурс]. URL: http://pedagog.eparhia.ru/for_pedagog/camp/stfilar/stf3/ 6. Из истории Томской дружины начала XX века. // Русские скауты. 1909-1969. - Сан-Франциско, 1970 г. - Официальный сайт Братства Православных Следопытов Колпашевской епархии. 7. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей: учеб.- метод. пособие / М.Е. Сысоева.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 8. Свистов В.Т. Краткий экскурс в историю педагогических технологий "Артека" - [Электронный ресурс]. URL: http://suuk.su/knigi/swt.htm 9. История развития детских лагерей и детского отдыха -[Электронный ресурс]. URL: http://goldf2.livejournal.com/1007.html 10. История Всероссийского детского центра «Орлёнок» - [Электронный ресурс]. URL: http://center-orlyonok.ru/orlyonok/history/ 11. Историческая справка – ВДЦ «Океан» - [Электронный ресурс]. URL: http://okean.org/moy-okean/istoricheskaya-spravka 12. Джеус А.В. Детское лагерное движение России // Народное образование. 2011. №3. – С 35. Задание по теме Лекции 1: Составить глоссарий из основных понятий темы (не менее 10-ти понятий), используя материал лекции и привлеченные материалы из авторитетных словарей и справочников (НЕ Википедия!). Использовать не один, а минимум 3-4 привлеченных источника. Понятия в глоссарии оформить в таблице и дать в сравнении: № Понятие Определение из лекции Определение из привлеченного источника Указание на источник (выходные данные) 1 2 … Оформление выходных данных: 1) Для книжного издания: ФИО автора (-ов). Название. – место издания: издательство, год издания. – количество страниц в издании. – страница, на которой расположен используемый материал. Например: Иванова Е. О., Осмоловская И. М. Теория обучения в информационном обществе. - М.: Просвещение, 2011. – 192 с. – С. 17. Или: Педагогика: учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по педагогическим специальностям / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - 7-е изд., стер. - Москва: Академия, 2015. – 490 с. – С. 47. 2) Для издания, размещенного в Интернете: ФИО автора (-ов). Название. – [Электронный ресурс]. URL: (адрес сайта). (дата обращения: ). Например: Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе: [Электронный ресурс]. URL:http://psychlib.ru/mgppu/bit/bit-001-.htm. (дата обращения: 25.10.2014). Оформление задания: Задание выполнить в файле Word, шрифт Times New Roman, 12 или 14 кегль. Название файла: Фамилия Инициалы Задание № 1 Например: Иванов И.И. Задание № 1. Примечание ко всем заданиям курса, начиная с первого: Все задания по курсу должны иметь признаки и черты индивидуальной учебной работы. :-) За обнаруженные в процессе проверки скопированные друг у друга «совпадения» будут снижаться оценки. :-(( Значительный объем таких «совпадений» - основание для выставления оценки «0 баллов». :-((( Также при подготовке заданий необходимо учитывать, что на максимальное количество баллов можно рассчитывать не только при качественном выполнении задания, но и при его своевременном предоставлении (в соответствии с датой по расписанию). При существенном нарушении сроков сдачи (например, при окончании сроков проверки преподавателем этого задания) оценка также может быть снижена до минимума (даже при качественно выполненном задании). Если задание и «просрочено», и выполнено некачественно, то возможно снижение оценки ниже минимума баллов, указанного в диапазоне (см. техкарту). Такая постановка вопроса связана с необходимостью соблюдения режима учебного труда студента и труда преподавателя.
«Временный детский коллектив и его роль в процессе воспитания школьников» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot