Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Возрастная психология. Особенности психического развития в разных возрастах. Основное психологическое новообразование

  • 👀 1815 просмотров
  • 📌 1795 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Возрастная психология. Особенности психического развития в разных возрастах. Основное психологическое новообразование
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Возрастная психология. Особенности психического развития в разных возрастах. Основное психологическое новообразование» docx
Задание 1.Отчет по лекциям 1. Предметом возрастной психологии являются возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развивающегося человека, закономерности развития психических процессов. Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности и т.д. Объектом изучения возрастной психологии является ребенок, подросток, юноша и др. Теоретические задачи возрастной психологии — раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому, определение возможностей развития. Продвижение в решении теоретических задач возрастной психологии расширяет возможности ее практического внедрения. Помимо активизации процессов обучения и воспитания, возникла новая сфера практики. Это контроль над процессами детского развития, который следует отличать от задач диагностики и отбора детей в специальные учреждения. Подобно тому, как педиатр следит за физическим здоровьем детей, детский психолог должен сказать, правильно ли развивается и функционирует психика ребенка, а если неправильно, то в чем состоят отклонения и как их следует компенсировать. 2. К условиям развития относят предметы материальной и духовной культуры, определяемые культурным развитием и исторически обусловленными реальностями существования человека (предметный мир, знаковые системы, соц пространство и окр природа). К движущим силам психического развития относят противоречия, возникающие практически на каждом возрастном этапе между потребностями и возможностями; образом жизни и возможностями. Противоречия всегда разрешаются, когда удовлетворяется потребность и возникает новый более высокий уровень психического развития, неудовлетворённая потребность – тормозит развитие. Соответственно, движущей силой и показателем адекватного протекания психич развития является психическое и психологическое здоровье, соответствующее критериям возрастного развития . 3. Новорожденность От рождения до 2 мес. Младенчество 2 мес. — 1 год Раннее детство 1—3 года Дошкольное детство 3—7 лет Младший школьный воз­раст 6-7 - 10 лет Подростковый, отроческий возраст 10-11 -14-15 лет Юность Ранняя — 15-17 лет. Поздняя — 17-21 год Взрослость: молодость и зрелость Ранняя взрослость (молодость, «вхождение в зрелость») — 20—30 лет. Средняя взрослость (зрелость) — 30-60 лет Взрослость: старение и старость Пожилой возраст (старение) — 60-75 лет. Старость — 75-90 лет. Долгожи­тельство — свыше 90 лет. 4. Особенности психического развития в младенчестве от 2 месяцев до 1 года Социальная ситуация этого неразрывного единства ребенка и взрослого содержит в себе противоречие: ребенок максимально нуждается во взрослом и в то же время не имеет специфических средств воздействия на него. Это противоречие решается на протяжении всего периода младенчества. Ведущей деятельностью в младенческом возрасте является эмоционально-личностное общение со взрослым. Основными новообразованиями младенческого периода являются хватание и ходьба, создающие предпосылки для формирования предметно-манипулятивной деятельности последующего периода развития. Другое новообразование – появление первого слова. Основным отличием восприятия от ощущений является то, что в процессе восприятия у человека формируется целостное представление о предмете, а не только об его отдельных свойствах. На этапе младенчества ребенок начинает выделять предметы из окружающего его мира, что свидетельствует о переходе его психического развития на более высокую ступень. Признаки предметного восприятия начинают формироваться в возрасте 2-4 месяцев, когда начинают формироваться его действия с предметами. Существенной особенностью развития речи ребенка младенческого возраста является то, что первое понимание слов ребенком возникает, как правило, в действенных и эмоциональных ситуациях. Мышление является высшим психическим процессом. Суть его заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования в сознании человека окружающей действительности. К концу младенчества на основе организуемых взрослыми движений и действий ребенка у него складываются первоначальные представления об окружающем мире и возникают элементарные формы мышления и восприятия, позволяющие ориентироваться в этом мире и составляющие предпосылку к усвоению различных видов общественного опыта. Первоначальными проявлениями такого психического процесса как память можно считать условные рефлексы, которые наблюдаются уже в первые месяцы жизни ребенка. Более отчетливо проявление памяти обнаруживается тогда, когда ребенок начинает узнавать предметы. Внимание. Начиная с третьего месяца, ребенок начинает все больше заинтересовываться внешними объектами, тесно связанными с его жизнедеятельностью. Позже он в состоянии достаточно долго рассматривать какой-либо предмет, ощупывать его, брать в рот. Особенно заметно проявление его интереса к новым ярким и блестящим предметам. Эмоциональные контакты с детьми младенческого возраста показывают какой эмоциональный восторг вызывает у ребенка общение со взрослым. Появление комплекса оживления свидетельствует о завершении кризиса новорожденности и начале развития социальных эмоций. Между младенческим возрастом и ранним детством существует переходный период, который называется «кризис одного года». Внешние проявления кризиса: у ребенка появляются аффективные реакции, когда взрослый его не понимает или запрещает что-либо делать. Ребенок становится беспокойным, появляются проявления самостоятельности. Внутренние противоречия: нарастание противоречий между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает. Возможности пока являются недостаточными для удовлетворения потребностей. Социальная ситуация развития полной слитности ребенка со взрослым меняется. В ней появляются двое – ребенок и взрослый. В этом суть кризиса одного года Ранний возраст – это возраст от 1 года до 3 лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей – формируются мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности. В этом возрасте ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: появляются первые слова, ребенок начинает ходить, развиваются действии с предметами. Все основные новообразования раннего детства связаны с развитием основного типа деятельности: развитие восприятия, интеллекта, речи. Благодаря отделению действия от предмета происходит сравнение своего действия с действиями взрослого. Сравнивая, ребенок видит себя в другом и появляется такой феномен как «Я сам!». Таким образом, основное новообразование раннего детства – самостоятельность. Новообразования возникающие к концу первого года жизни вызывают построение новой социальной ситуации развития. Это ситуация совместной деятельности ребенка со взрослыми. Содержание этой совместной деятельности – усвоение общественно выработанных способов употребления предметов. Поэтому социальную ситуацию этого возраста можно определить таким образом: «ребенок – предмет – взрослый». Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит в себе противоречие. В этой ситуации способ действия с предметом принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие решается в новом типе деятельности, который рождается в период раннего детства. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная деятельность. В раннем детстве ребенок начинает выделять свойства окружающих предметов, улавливать простейшие связи между ними и использовать эти связи в своих манипуляциях. Это создает предпосылки для дальнейшего умственного развития, которое происходит в связи с овладением предметной деятельностью и речью. Развитие восприятия. Зрительные действия, при помощи которых ребенок воспринимает предметы, сложились в процессе хватания и манипулирования. Эти действия направлены, прежде всего, на такие свойства предметов как форма и величина. Цвет в этот период не имеет значения для узнавания предметов, но это не значит, что ребенок не различает цвета. Цвет еще не стал признаком характеризующим предмет и не учитывается при восприятии. Для того чтобы восприятие стало более полным и всесторонним, у ребенка должны сложиться новые действия восприятия. Такие действия формируются в связи с овладением предметной деятельностью. От соотнесения, сравнения свойств предметов при помощи внешних ориентировочных действий ребенок переходит к зрительному их соотнесению. Овладение новыми действиями восприятия обнаруживается в том, что ребенок, выполняя предметные действия, переходит к зрительной ориентировке. Он подбирает нужные предметы и их части на глаз и выполняет эти действия сразу правильно, без предварительного примеривания. Наряду со зрительным в раннем детстве интенсивно развивается и слуховое восприятие. Как правило, к концу второго года дети уже воспринимают все звуки родного языка. Восприятие на данном этапе развития становится ведущей функцией, заняв центральное место в развитии познавательной сферы ребенка. Мышление ребенка, осуществляемое при помощи внешних ориентировочных действий, носит название наглядно-действенного. Этот вид мышления используется детьми для исследования самых разнообразных связей, обнаруживаемых в окружающем мире. Таким образом, особенностью развития мышления в раннем возрасте является то, что разные его стороны – развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, формирование обобщений пока еще разобщены, не связаны друг с другом. Лишь впоследствии эти составляющие соединятся, создавая основу для овладения более сложными формами общения. Воображение в раннем возрасте работает, прежде всего, на воссоздание того, что предлагается в словесном описании или в рисунке. Воображение в этом возрасте работает скорее как механизм, а не как активная деятельность: оно возникает непроизвольно, без специального намерения, под влиянием интереса и эмоций. В своих играх ребенок обычно воспроизводит действия и ситуации, заимствованные от взрослых, не строя собственных замыслов. Слушая сказки, ребенок пытается представить себе их персонажи, события, ситуации. Однако в связи с тем, что запас его жизненных впечатлений ограничен, он не умеет перерабатывать их в соответствии с описанием. К концу раннего возраста ребенок нередко стремиться «сочинять» свои собственные сказки. Однако это лишь варьирование собственного опыта. В усвоении первоначального опыта принимают участие двигательная, эмоциональная и образная память. Память становится ведущей функцией, т.к. она принимает участие в развитии всех видов познания. Представления о действиях, предметах, их свойствах, назначении, возникающие в результате практической деятельности ребенка, его восприятия, мышления и воображения, закрепляются в памяти и только поэтому могут служить средствами дальнейшего познания. Память в раннем возрасте полностью непроизвольна: никаких специальных действий с целью запомнить или припомнить что-либо ребенок не выполняет. Для запоминания имеет значение частота повторения действий, слов, способов общения. Только повторения и упражнения. реализуемые в социальной среде формируют и поддерживают запечатления, ложащиеся в основу долговременной памяти ребенка. Развитие речи. В раннем возрасте развитие речи идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь. Важной характеристикой этого возрастного этапа является лабильность эмоциональной сферы ребенка. Его эмоции и формирующиеся в это время чувства, отражающие отношение к предметам и людям, еще не фиксированы и могут быть изменены при изменении ситуации. Фиксация на запрете при появлении другого положительного стимула, отсутствие положительной эмоциональной реакции на новую игрушку и иные показатели ригидности эмоций, так же как и фиксация на отрицательных эмоциях, являются серьезными свидетельствами отклонения не только в эмоциональной сфере, но и в общем психическом развитии в этом возрасте. Кризис трех лет. Отделение себя от других людей, сознание собственных возможностей через чувство овладения телом, ощущение себя источником воли приводят к новому типу отношений ребенка со взрослыми. Он начинает сравнивать себя с окружающими его взрослыми и хочет пользоваться такими же правами, что и взрослые: выполнять те же действия, быть независимым и самостоятельным. Кризис трех лет впервые был описан Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка», 7 симптомов: Негативизм, Упрямство, Строптивость, Своеволие, Обесценивание взрослых, Протест-бунт, Стремление к деспотизму 5. Дошкольник (3- 7 лет) Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает взаимоотношения с миром взрослых людей. Данное противоречие разрешается в игре как ведущей деятельности. Формирование произвольности поведения определяет ведущее новообразование дошкольного возраста – соподчинение мотивов. В дошкольном возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. В дошкольном возрасте происходит дальнейшее бурное развитие всех познавательных психических процессов. К познавательным процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущения, восприятие, представления, память, воображение, мышление, речь. На первых этапах этого возрастного периода преобладает развитие психических процессов, связанных с приобретением индивидом чувственного опыта. На первых этапах рассматриваемого возрастного периода в психике ребенка доминируют психические процессы, связанные с приобретением чувственного опыта. К этой категории познавательных процессов относятся ощущение и восприятие. Ощущение – отражение свойств предметного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств. Развитие ощущений ребенка обусловлено развитием у него психофизиологических функций (сенсорных, мнемических, вербальных и т. д.). Одновременно с развитием ощущений у детей в возрасте от 2 до 6 лет продолжается развитие восприятия. Развитие восприятия в дошкольном возрасте протекает в форме процесса развития и формирования перцептивных действий, от конкретных манипуляций с предметами до интериоризации (переноса практических действий во внутренний план на психическом уровне). Сенсорное развитие ребенка в период дошкольного детства является наиболее интенсивным, - в это время совершенствуется ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Следующим этапом развития когнитивных процессов становятся изменения в развитии высших психических процессов. У ребенка начинают значительно развиваться произвольная память, речь, мышление, внимание, представления и воображение. Развитие произвольной памяти протекает в этом возрасте на фоне феномена амнезии детства (феномен амнезии детства – феномен психики взрослого человека, который заключается в том, что человек не помнит события первых 3-4 лет), который свидетельствует о том, что на рубеже 3-4 лет происходит переход от младенческой к взрослой организации памяти. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Память дошкольника носит в основном непроизвольный характер. У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение - основная работа памяти. Произвольные формы памяти запоминания и воспроизведения начинают складываться в возрасте 4-5 лет. На основе наглядно-действенной формы мышления, которая является основной в этом возрасте, начинает складываться наглядно- образная форма мышления. Дети становятся способными к первым обобщениям, основанным на опыте их практической деятельности и закрепляющимся в слове. В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре, продуктивной деятельности при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их. Внимание ребенка в период дошкольного детства отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиями. Речь у ребенка в этом возрасте развивается особенно бурно. К концу шестого года дети обычно полностью осваивают фонетику языка, их активный словарь составляет 2-3 тыс. слов. Период дошкольного детства называют возрастом аффективности. Можно выделить основные направления в развитии эмоциональной сферы дошкольника: • усложняется содержание эмоциональной сферы, импрессивная сторона эмоций и чувств; • формируется общий эмоциональный фон психической жизни ребенка; • становится иной экспрессивная сторона эмоций и чувств. Характерной особенностью данного возрастного периода является также постепенное зарождение истинно мотивационных форм поведения, направленного на достижение. Мотивы поведения развиваются в дошкольном возрасте по двум направлениям: 1) изменяется их содержание, появляются новые мотивы в связи с расширением круга деятельности и общения ребенка; 2) мотивы объединяются, формируется их иерархия, а в связи с этим и новые качества – большая осознанность и произвольность. На основе возникновения личного сознания появляется кризис семи лет. К основным признакам можно отнести: потерю непосредственности (между желанием и действием встает переживание того, какое это будет иметь значение), манерничанье (ребенок старается внешне быть взрослым, у него появляются «секреты»), ребенок пытается скрыть свои чувства (симптом «горькой конфеты»). На этой основе возникают трудности воспитания, ребенок замыкается и становится неуправляемым. У маленького человека возникла новая внутренняя жизнь, которая теперь определяет ориентацию поведения. 6. Младший школьный возраст (6/7-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка – поступлением в школу. Поступивший в школу ребенок занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Основным психологическим новообразованием является развитие рефлексии. Существенным достижением возраста в развитии личности выступает преобладание соподчинения мотивов. Отличительная особенность положения ученика состоит в том, что его учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью. За нее он несет ответственность перед семьей, учителем, школой и самим собой. В школе в новых условиях приобретенные рефлексивные способности оказывают ребенку хорошую услугу при решении проблемных ситуациях в отношениях с учителем, родителями и сверстниками. В то же время учебная деятельность требует от ребенка особой рефлексии, связанной с умственными операциями. Происходит произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий - всех, кроме интеллекта. Это прежде всего выражается в более произвольном характере протекания большинства психических процессов (восприятие, внимание, память, представления), а также в формировании у ребенка абстрактно-логических форм мышления и обучении его письменной речи 7.Подростковый возраст (10-11 -14-15 лет), ведущая деятельность- интимно-личностное общение со сверстниками. Одна из особенностей данного периода – бурное физическое и половое развитие, которое осознается и переживается подростками по-разному, что во многом определяется тем, как взрослые учитывают влияние этих изменений на его психику и поведение. В психическом развитии подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе социальных взаимоотношений с окружающими. Новообразованиями данного возраста являются: чувство взрослости; развитие самосознания, формирование идеала личности; склонность к рефлексии; интерес к противоположному полу, половое созревание; повышенная возбудимость, частая смена настроения; особое развитие волевых качеств; потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, в деятельности, имеющей личностный смысл; самоопределение. В подростковом возрасте дети начинают усиленно заниматься самовоспитанием. Это особенно характерно для мальчиков – идеал мужественности становится для них одним из основных. В возрасте 11–12 лет мальчики любят смотреть приключенческие фильмы или читать соответствующие книги. Они стараются подражать героям, обладающим мужественностью, смелостью, силой воли. В формировании волевых качеств имеется некоторая последовательность. Сначала развиваются основные динамические физические качества: сила, быстрота и скорость реакции, затем – качества, связанные со способностью выдерживать большие и длительные нагрузки: выносливость, выдержка, терпение и настойчивость. И только потом формируются более сложные и тонкие волевые качества: концентрация внимания, сосредоточенность, работоспособность. Вначале, в возрасте 10–11 лет, подросток просто восхищается наличием этих качеств у других, в 11–12 лет он заявляет о желании обладать такими качествами и в 12–13 лет приступает к самовоспитанию воли. Наиболее активным возрастом воспитания волевых качеств является период от 13 до 14 лет. Потребность в самоутверждении и самосовершенствовании в деятельности, имеющий личностный смысл. У детей в этом возрасте наблюдается повышенная познавательная и творческая активность.  Работа, выполненная хорошо, получает одобрение окружающих, что ведет к самоутверждению подростков. Наиболее существенные изменения в структуре познавательных психических процессов у лиц, достигших подросткового возраста, наблюдаются в интеллектуальной сфере. Развитие познавательных процессов в подростковом возрасте имеет две стороны – количественную и качественную. Количественные изменения проявляются в том, что подросток решает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее и эффективнее, чем ребенок младшего школьного возраста. Качественные изменения, прежде всего, характеризуют сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а то, как он это делает. Появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой и самостоятельным творческим трудом. Формируется система личностных ценностей.  У старших подростков начинается процесс профессионального самоопределения. Кризис при переходе от младшего школьного к подростковому возрасту связан с физиологическими изменениями организма, отношениями, складывающимися с взрослыми, и опережающим развитием интеллектуальной сферы по сравнению с личностным развитием. Внешне он проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, в стремлении поступать наперекор желаниям и требованиям взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и т.д. 8. Старший школьник- 15-18 лет. Это период самоопределения. Самоопределение – социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое – составляет основную задачу данного возрастного периода. Социальная ситуация развития определяется тем, что личностно уже взрослые, но объективно еще не сформировавшиеся люди чувствуют себя полноправными членами общества. Юноша стремиться установит взрослые отношения с окружающими и сверстниками, найти свое место в социуме. Ведущим новообразованием является социальное самоопределение или формирование жизненных планов, т.к. едущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни. Характеризуя особенности познавательного развития в период юности, следует отметить, что в старших классах школы развитие познавательных процессов достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Познавательные процессы приобретают такие качества, которые делают их более совершенными и гибкими, причем развитие средств познания очень часто опережает собственно личностное развитие. Общая направленность юношей и девушек на будущее создает благоприятные психологические основы для большей открытости разнообразным переживаниям. Эстетические чувства, переживания, связанные с появлением новых видов деятельности, чувство влюбленности, радость творчества, большой интерес к миру чувств другого человека, особенно сверстника – все это обусловливает большую эмоциональную восприимчивость молодых людей. Кроме того, в этом возрасте развиваются способности отдаваться переживаниям, рожденными новыми, прежде не испытанными впечатлениями. В этом возрасте у юношей и девушек возникает и более точное регулирование чувств, в частности, более совершенное владение выражением своих чувств и настроений. Если подросток может скрывать свои переживания под личиной безразличия, то юноша умеет не только скрывать испытываемые им чувства, но и маскировать их. Ядро личности и самосознания юноши больше всего зависит от его профессионального самоопределения и достижений в избранной деятельности. В женском самоопределении согласно нормативному определению женственности семье придается большее значение чем профессиональной деятельности (хотя, бывают и исключения). Отсюда – разное соотношение компонентов мужской и женской идентичности. Юноша, не осуществивший профессионального самоопределения, не может чувствовать себя взрослым. Девушка, же может основывать свои притязания на взрослость на других показателях, например наличии серьезных претендентов на ее руку и сердце. 9. Особенности психического развития в ранней взрослости (от 20 до 40 лет). Специфика когнитивной сферы лиц, достигших 20-40 лет, обусловлена не только хронологическим возрастом и изменениями организма, но в большей степени определяется личными, социальными и культурными событиями и факторами. Динамика и направление развития когнитивной сферы может быть как положительной, так и отрицательной. Социальные ориентиры и культурные запросы достигшего взрослости молодого человека могут поддерживать, расширять или подрывать сложившиеся в юношеские годы формы поведения, требуя формирования новых. Развитие познавательных психических процессов в период ранней взрослости носит неравномерный гетерохронный характер. Интеллектуальное развитие человека, достигшего ранней взрослости, проходит и тесном взаимодействии с формированием или трансформацией его личности. Причем с прекращением развития психофизиологических функций на рубеже 25 лет интеллектуальное развитие не прекращается, а длится еще многие годы. Кроме того, развитие когнитивной сферы человека в значительной степени имеет индивидуально обусловленный характер: взрослый человек в состоянии самостоятельно контролировать ход своего интеллектуального развития и добиваться высот профессионального мастерства и творчества. В эмоциональной сфере главные проблемы, требующие особого разрешения в период ранней взрослости,— это достижение идентичности и близости. Близость требует установления приносящих взаимное удовлетворение тесных отношений с другим человеком и представляет собой единение двух идентичностей, но без утраты каждым индивидуумом своих неповторимых особенностей. Мотивационная сфера характеризуется тем, что молодой человек, вступающий во взрослую жизнь, стоит перед необходимостью выбора и решения многих проблем, среди которых наиболее важными являются брак, рождение детей и выбор профессионального пути. Именно эти события требуют от него принятия особенных решений. Нормативный кризис 30-35 лет.Кризис обусловлен рассогласованием между жизненными планами человека и реальными возможностями. Человек отсеивает незначимое, пересматривает систему ценностей. Нежелание идти на изменение в системе ценностей приводит к росту противоречий внутри личности. В период ранней взрослости поведение человека связано с освоением профессиональной деятельности и самосовершенствованием, созданием собственной семьи, воспитанием детей, а также с проведением свободного времени и досуговой деятельностью, которая позволяет воплотить в жизнь нереализованный потенциал личности. Особенности психического развития средней взрослости (от 40 до 60 лет). Одна из главных особенностей средней взрослости состоит в крайнем субъективизме человека при оценке своего возраста. Вместе с тем это совершенно не означает, что нет никаких изменений как на психологическом, так и на биологическом, уровнях. Изменения происходят и влекут за собой изменения в личностной сфере. В зрелости (взрослости) ведущим видом деятельности является труд, который оказывает развивающее воздействие на личность в совокупности с такими факторами, как возраст и образование. Воздействующие на человека факторы сами подвержены изменениям. Изменяющиеся факторы и возникающая вследствие их влияния система отношений не являются постоянными для разных возрастных периодов жизни человека. Интенсивность влияния разнородных явлений на психофизиологические функции и психические процессы изменяется в ходе онтогенеза. В 40-50 лет жизни человек оказывается в новых социальных условиях, психологически существенно отличающихся от прежних. К этому времени уже накоплен достаточно большой жизненный и профессиональный опыт, дети выросли, и отношения с ними приобрели качественно новый характер. Состарились родители, и им требуется помощь. В организме человека начинают происходить закономерные физиологические изменения, к которым ему также приходится приспосабливаться, ухудшается зрение, замедляются реакции, ослабевает сексуальная потенция у мужчин, женщины переживают период климакса, который многие из них физически и психологически переносят крайне тяжело. Кроме того, в этом возрасте у многих впервые начинают появляться серьезные проблемы со здоровьем. У людей, достигших возраста средней взрослости, отмечается относительное снижение характеристик психофизических функций. Главное достижение этого возраста может быть определено как обретение состояния мудрости. В этот период своей жизни человек, как правило, обладает обширными фактуальными и процедурными знаниями, умением оценивать события и информации в более широком контексте и способностью справляться с неопределенностью. Данный возраст может быть для человека периодом расцвета его семейной жизни, карьеры или творческих способностей. Но при этом он все чаще начинает задумываются о том, что он смертен и что его время уходит. Труд становится важнейшим источником человеческих чувств. Те эмоции, которые играют в жизни обычно очень большую роль и существенно сказываются на общем эмоциональном состоянии, настроении человека, связаны с ходом его трудовой деятельности, ее успехом или неуспехом. Этот период жизни человека обладает чрезвычайно высоким потенциалом для развития стресса, который способствует развитию многих заболеваний среднего возраста. Образ жизни людей оказывает огромное влияние на их здоровье. Желание человека среднего возраста действовать без промедления и тут же получать результат изменяет структуру его мотивации, смещая образующие ее компоненты в сторону удовлетворения обостряющихся потребностей. Кризис середины жизни — психологический феномен, переживаемый людьми, достигшими возраста 40-45 лет, и заключающийся в критической оценке и переоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени, К сожалению, очень часто эта переоценка приводит к пониманию того, что «жизнь прошла бессмысленно и время уже потеряно». В результате депрессивные состояния становятся доминирующими в общем фоне настроений. Особенности психического развития в период поздней взрослости и старости (от 60 до …). Период поздней взрослости часто называют геронтогенезом, или периодом старения. Большинство исследователей считает, что это время в жизни человека начинается в 60 лет. Некоторые авторы полагают, что у женщин данный период начинается с 55, а у мужчин с 60 лет. Люди, достигшие данного возраста, подразделяются на три группы: люди пожилого возраста, старческого возраста и долгожители. Главной особенностью данного возраста является процесс старения, который представляет собой генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями, проявляющимися, прежде всего в постепенном ослаблении деятельности организма. В развитии когнитивной сферы происходят изменения. В процессе старения большинство сенсорных функций у человека существенно ухудшается. Однако это происходит далеко не у всех. Чаще всего результаты процесса старения обнаруживаются в изменении слуховой чувствительности человека. У людей данного возраста могут возникать и разнообразные нарушения зрения. Им становится трудно различать мелкие детали, фокусировать взгляд на предметах, игнорировать не относящиеся к делу раздражители. Те интеллектуальные функции человека, которые сильно зависят от скорости выполнения операций, также обнаруживают спад в период поздней взрослости. Основой памяти и старческом возрасте является логическая связь, а поскольку логическая память самым тесным образом связана с мышлением, можно предположить, что мышление пожилых людей весьма развито. У людей достигших этого возраста, возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации и снижается скорость когнитивных процессов. Подобная медлительность может быть вызвана изменениями личностных характеристик человека. Основой памяти в старческом возрасте является логическая связь, а т.к. она самым тесным образом связана с мышлением, можно предположить, что мышление пожилых людей весьма развито. Для периода поздней взрослости характерны специфические изменения в эмоциональной сфере человека: неконтролируемое усиление аффективных реакций (сильное нервное возбуждение) со склонностью к беспричинной грусти, слезливости. У большинства пожилых людей появляется тенденция к эксцентричности, уменьшению чуткости, погружению в себя и снижению способности справляться со сложными ситуациями. Пожилые мужчины становятся более пассивными и позволяют себе проявлять черты характера, более свойственные женщинам, в то время как пожилые женщины становятся более агрессивными, практичными и властными. В старости ослабление аффективной сферы человека лишает красочности и яркости новые впечатления, отсюда — привязанность пожилых людей к прошлому, власть воспоминаний. Человек, перешагнувший 60-летний рубеж и имеющий крепкое здоровье, во многом движим все еще теми же потребностями, что и в более молодом возрасте, К ним относятся: потребность в самореализации, созидании и передаче наследства (духовного или материального) следующему поколению, активное участие в жизни общества, ощущение полезности и значимости для него. После 70 лет на передний план выходит другая потребность — поддержание физического здоровья на приемлемом уровне. В то же время интерес к коллекционированию, занятиям музыкой, живописью, то есть к тому, что называют хобби, у пожилых людей не ослабевает. Особое значение в период поздней взрослости приобретают семейные отношения, которые дают человеку ощущение защищенности, стабильности и прочности, позволяют почувствовать себя более устойчиво, во многом определяя радости, горести и заботы пожилого человека. Степень социальной активности пожилых людей снижается и у многих ограничивается семейным общением и общением с ближайшим окружением.
«Возрастная психология. Особенности психического развития в разных возрастах. Основное психологическое новообразование» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot