Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ТЕМА 3. ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
План:
1. Суть понятия «экономическое образование».
2. Программы и методика обучения экономике на средней ступени основной школы
3. Экономическое образование и воспитание в начальной школе
Задание на актуализацию имеющихся знаний:
1. Определите суть понятия «экономика». На каком уровне сложности необходимо знакомить младших школьников с экономическими знаниями?
2. Вспомните понятийный минимум образовательной области «Обществознание и естествознание» (современный ФГОС НОО и Примерная программа «Окружающий мир») (табл.1). Какие экономические представления и понятия должны быть сформированы у младшего школьника? Сравните их с формируемыми экономическими представлениями и понятиями в процессе обучения ребенка по курсу «Окружающий мир» (программа по Вашему выбору). Какие из перечисленных ниже проблем изучаются в начальной школе и какова технология работы при этом:
1. Экономика и ее основные участники. Экономика и ее роль в жизни общества. Основные понятия экономики: Производство, обмен, распределение, потребление, технология, производитель, потребитель. Сущность совместной деятельности людей в сфере экономики.
2. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль
3. Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основные организационно-правовые формы предпринимательства
4. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.
5. Деньги и их функция. Виды денег. Деньги. Ассигнации. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.
6. Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве?
Дополните экономический понятийный минимум табл.1.
1. Суть понятия «экономическое образование»
Термин «экономика» в буквальном переводе с греческого («ойкос» – домохозяйство, «номос» – закон) означает «домоводство, законы ведения домашнего хозяйства». Позже значение его было сильно расширено. На современном этапе под экономикой понимают управление хозяйством не только семьи, но и фирмы, отрасли, государства / группы государств, мира в целом. Это «совокупность производственных отношений, экономический базис общества, народное хозяйство данной страны или его часть, включающая соответствующие отрасли и виды производства; отрасль науки, изучающая производственные отношения или: их специфические стороны в определенной сфере общественного производства и обмена» 1.
Экономика общества представляет собой сложный и всеохватывающий организм, который обеспечивает жизнедеятельность каждого человека и общества в целом. Экономические знания образуют сердцевину информации об обществе: о достоинствах и недостатках экономических систем и вариантов общественного выбора, о трудном выборе между равенством и эффективностью, об избирательном процессе, о деятельности фирм и об организации отраслевых рынков, о маркетинге и менеджменте, о рынке труда, о рынках капитала и денег, о семейной экономике и поведении потребителей, о национальной и мировой экономике и так далее. В современном мире экономически безграмотный человек в изначально обречен на более сложный жизненный путь, его решения во многих сферах общественной жизни зачастую будут оказываться ошибочными.
Все это обуславливает важность экономического образования, под которым понимают «процесс, характеризующий систему отношений возникающих между субъектами по поводу восприятия экономических знаний и экономической практики»2.
В нашей стране изначально оно реализовывалось исключительно на средней и высшей профессиональных ступенях. Поэтому в СССР под экономическим образованием понималась подготовка специалистов по планированию, учету, финансам и другим направлениям экономической работы в народном хозяйстве, в области научной и педагогической деятельности 3.
Возникновение в России экономических учебных заведений связано с развитием промышленности и торговли. Так, во2-й половине ХVIII в. были организованы первые коммерческие училища. Преподавание же экономических дисциплин в университетах страны началось в ХIХ в. Первые специализированные вузы по подготовке специалистов для торгово-промышленной деятельности (коммерческие институты в Москве и Киеве) возникли в начале ХХ в. Широкомасштабное развитие экономическое образование получило после 1917 г. За годы Советской власти была создана широкая сеть специализированных экономических вузов, факультетов университетов, технических и сельскохозяйственных институтов и др. Общетеоретической основой подготовки экономистов стала марксистско-ленинская политическая экономия, нацеленная на «формирование основ коммунистического мировоззрения». Общие для всех экономических специальностей дисциплины: история КПСС, марксистско-ленинская философия и научный коммунизм, история народного хозяйства, экономическая география СССР и зарубежных стран, курсы по технологии отдельных отраслей производства, иностранный язык и др. При этом подготовка экономистов осуществлялась на основе сочетания теоретического обучения с практическим. Большую роль в совершенствовании экономического образования сыграло постановление ЦК КПСС от 31 августа 1971 г. «Об улучшении экономического образования трудящихся», способствовавшее созданию в стране разветвленной системы высшего, среднего и начального звеньев экономической учебы. Задача массового экономического образования - всемерное развитие трудовой активности трудящихся.
Для этого человек должен обладать особым развитым экономическим мышлением, именно потому, что формирование экономического мышления каждого отдельного индивида позволит совершить всему миру переход к экономике знаний - высшему этапу развития постиндустриальной и инновационной экономики4.
Жить и быть вне экономики в современных условиях невозможно и чем раньше человек поймет роль экономики в его жизни, тем более он будет успешен во многих сферах жизнедеятельности. Поэтому целью современного экономического образования и становится развитие у человека экономического мышления.
Экономическое мышление – система устойчивых представлений и взглядов об экономических процессах, сложившаяся на основе практического опыта граждан, их участия в социально-экономической сфере, связей, в которые они интегрируются в повседневном мире5. Это понимание того, как в наши дни «работают» деньги, функционирует бизнес и осознание ценностей, на которых основывается современное капиталистическое и демократическое общество. Исходя из определения, экономики не только как науки о производстве благ, но и о ведении домашнего хозяйства, понятным становится то, что экономическое мышление напрямую влияет на умения распоряжаться своими деньгами, совершать нужные покупки и экономически планировать свою жизнь, что является важнейшим и основополагающим фактором в жизни любого человека.
Выделяют несколько основополагающих особенностей экономического мышления человека6:
1. Рациональность. Предполагается, что действия человека всегда сознательны и основаны на разумной оценке плюсов и минусов возможных исходов и обработке реальной информации.
2. Всеобщность. Общественные отношения являются результатом процессов рыночного типа, а значит и функционирования механизмов экономического образа мышления.
3. Индивидуальность. Согласно П. Хейне, любое экономическое решение, даже групповое, связано с мотивационно-ценностными особенностями человека.
Современное экономическое мышление характеризуется:
• усилением и усложнением новаторского, творческого, инновационного характера;
• инициативой, прагматизмом, гибкостью, адаптивностью, динамизмом, предприимчивостью и готовностью действовать в условиях конкуренции;
• чувством собственности и хозяйственной самостоятельности.
Безусловно, экономическое мышление, как любой навык / умение, должно формироваться в юном возрасте, чтобы молодые люди смогли правильно выбрать профессию, сферу своих интересов, получить нужные знания и в целом заложить прочный фундамент для будущей жизни. Школа – тот социальный институт, который всегда должен был воспитывать и обучать подрастающие поколения исходя из реальных условий, перспектив и проблем окружающего общества. При этом необходимо учитывать, что в настоящее время в России качественно изменились экономическая и социальная основы общества. Это, в свою очередь, требует пересмотра содержания, методов и форм экономического образования. Требования современной экономической и социальной практики обусловливают не только адаптацию личности к изменяющейся среде, но и превращение в норму творческого подхода к обоснованию экономического поведения.
Экономическое образование должно быть ориентировано на формирование экономического мышления, предприимчивости, восприимчивости к многообразию и динамичности экономических процессов. Изучение в школе экономики будет развивать у учащихся рационализм, логическое и аналитическое мышление, научит отслеживать факторы, влияющие на развитие общества, позволит использовать в реальных экономических расчетах математические методы, т.е. интегрировать математические, экономические и другие знания. В конечном итоге обучение следует направлять на интеллектуальное развитие школьников, что можно считать одной из наиважнейших задач экономического образования. Изучение понятий «спрос» и «предложение» научит молодых людей понимать процесс формирование цен. Также необходимо изучать рыночный опыт других стран как развитых, так и развивающихся. Дети должны понимать, что такое налоги, уметь их укрупнено рассчитывать, понимать, что такое бюджет, уметь составлять простой бизнес-план. Изучение экономических понятий, законов подготовит выпускников школы к реалиям взрослой жизни, обеспечит психологическую устойчивость к возможным трудностям, связанным с безработицей, конкуренцией, сменой работы и профессии, местожительства.
Молодые люди, покидая школу, должны быть активными гражданами, обладать внутренней свободой и быть уверенными в своих силах. Именно поэтому школьники должны как можно ранее начинать выбор профессии и понимать, что знания, которые они получают в школе, им необходимы в дальнейшей жизни. Нужно еще у младших школьников формировать желание и умение учиться, развивать такие качества личности, которые позволили бы каждому найти свое место в мире, реализовать свои возможности.
Следует учитывать и то обстоятельство, что современная экономическая теория формировалась годами, ее развитие бесконечно, так как каждая ступень общественного производства заставляет заново постигать новую экономическую реальность. Поэтому еще в школе необходимо формировать интерес ребенка к стране, мировой экономике, закладывать основы элементарной экономической культуры. Необходимость заинтересовать ученика на первый взгляд «скучным» экономическим материалом обуславливает необходимость использования активных методов преподавания, экономических и деловых игр, компьютерных программ. Преподаватель должен применять диалоговый подход, эмоциональное изложение, увязывать теоретический материал с реальностью российской экономики.
Экономическое образование учащихся - сложное системное образование, при исследовании которого необходимо выделить его элементы, их взаимосвязи, теоретически осмыслить и на практике изучить, как они реализуются. Экономика сегодня становится одним из предметов, который также влияет социализацию человека в современном мире, поскольку каждый из нас, вне зависимости от возраста, воспитания или образования напрямую сталкивался с разрешением массы экономических ситуаций. Экономическую социализацию, таким образом, рассматривают как включение индивида в само экономическое общество. Более того, формирование экономического мышления молодежи способствует развитию общественной активности, инициативности, предприимчивости, усилению чувства собственности.
Также можно рассматривать экономическое мышления выпускника как часть его собственного мировоззрения, что еще больше усиливает ценность реальных экономических знаний и представлений, которые должны получать молодые люди7. Сегодня на первое место действительно выходят не знания, как таковые, а умение ориентироваться в информационном пространстве, гибкость, мобильность, умение работать в команде и заинтересованность в приумножении ценностей фирмы и всего общества в целом. Решение этих задач требует модернизации системы образования в общем, и, в частности, педагогических технологий, которые призваны обеспечить новое качество экономического образования. Поэтому образовательная практика и ее составляющие должны быть ориентированы на формирование предприимчивости, экономического мышления, восприимчивости к новизне, исследовательских умений личности. Соответственно современные образовательные технологии должны включать учащихся в поиск и анализ информации, обеспечивающей их ориентацию в многообразных экономических и социальных процессах и увеличивающей возможности удовлетворения своих и общественных потребностей. Следует особо учитывать, что сформированные в школе экономические знания и умения учащихся, осознанный выбор будущей сферы профессиональной деятельности, их готовность к интеллектуальному и производительному труду являются важными факторами роста экономики страны.
Таким образом, формируя экономический способ мышления отдельного ученика, его экономическую культуру, в конечном счёте, создается фундамент благосостояния общества в целом8.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что вбирает в себя понятие « экономически грамотный человек»?
2. Что такое «экономическое образование»? Какова его цель? Кратко охарактеризуйте основные этапы его становления в нашей стране. Перечислите современные ориентиры его в работе со школьниками?
3. Перечислите основополагающие особенности экономического мышления человека. Что подразумевается под «современным экономическим мышлением», «экономической социализацией»? что для этого делается в школе?
4. Какие методы и формы работы рекомендуется использовать в процессе экономического образования школьников?
2. Программы и методика обучения экономике на средней ступени основной школы
Основные положения преподавания учителем экономики в школе изложены в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», где подчеркивается, что важнейшими задачами воспитания является формирование у школьников «способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда». На ее основе разработан проект федерального компонента ФГОС ОО, в котором предложено: ввести экономику отдельным предметом в основной школе (9 кл.); в модуле «Обществознание» выделить на курс экономики до 35 часов в год; в профильной школе ввести предмет «Экономика» в 10 либо 11 классах в размере 70 ч. В предложенном учителям-предметникам на обсуждение стандарте по экономике в качестве основных разделов значились: ценностные ориентиры, знания, способы деятельности, опыт; определено, что должен знать и понимать школьник по предмету «Экономика», чему должен научиться.
В настоящий момент преподавателями экономики российских вузов и школ разработаны программы для всех ступеней общеобразовательной школы, включая программы для факультативных занятий и для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением экономики. Минобразованием России разработано и утверждено минимальное содержание учебных предметов для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (компонент общеобразовательного стандарта). Пока стандарт по экономике находится в стадии обсуждения. В 2000 г. Министерство образования Российской Федерации выпустило сборник программно-методических материалов по экономике для общеобразовательных учреждений (автор-составитель Б.И.Мишин). В данный сборник были включены наиболее известные программы по экономике, основам предпринимательства для учителей общеобразовательных учреждений, преподавателей учреждений дополнительного образования, курсов и центров довузовской подготовки, учреждений начального и среднего профессионального образования. Они отражали структуру и основные направления развития школьного экономического образования, учитывали опыт преподавания экономических и бизнес-дисциплин в образовательных учреждениях в России и за рубежом. Их содержание в основном построено по линенейно-концентрическому принципу и направлено на организацию непрерывного экономического образования, начиная с 1-го класса. Выбор той или иной программы определяется целями и задачами образовательного учреждения, условиями, в которых оно работает: наличием учебно-методических пособий, подготовленных преподавателей, количеством времени в учебном плане, выделенным на изучение предмета, педагогическими технологиями и др.
В 2003 г. Министерство образования выпустило Настольную книгу учителя экономики, в которой содержались нормативные документы, методические рекомендации и справочные материалы для организации работы учителя.
Изначально программы по экономическому образованию учащихся были разработаны для средней ступени основной школы. Обзор учебно-методической литературы по школьным курсам экономики позволяет отдать пальму первенства в этом направлении Игорю Владимировичу Липсицу и его учебнику «Экономика без тайн»9. В 1994 г. Борис Абрамович Райзенберг создает пробный учебник для 9 кл. «Введение в экономику»10. Два данных пособия положили начало активному внедрению в школу предмета «Экономика».
В настоящее время разработаны и активно используются учебники и УМК по экономике, прошедшие экспертизу Федерального экспертного совета и рекомендованные / допущенные МОиН РФ к использованию в школе. Они представляют собой завершенную содержательную линию – способны обеспечить комплексное внедрение в школе экономических ЗУН, связей с иными областями. К их числу принадлежит наиболее распространенный и методически проработанный парциальный курс «Экономика» для 5-6 классов И.В. Липсица, Л.В.Антоновой.
Данная программа не носит нормативного характера, поэтому может быть реализована и как обязательный курс, элективный, и как факультативный, имеющий большие возможности для гибкого реагирования на конкретные условия его проведения. Заложенные в ней возможности позволяют строить весь учебный процесс, внося в него необходимые изменения как по содержанию, так и по форме, например, включение экскурсий в Сбербанк, встреч с учеными-экономистами, бизнесменами и т.д.
В процессе его реализации важно учитывать возрастные особенности учащихся, поэтому серьезные экономические понятия рекомендуется давать в форме, доступной для восприятия детей данного возраста. Все предусмотренные программой термины изложены в доступной учащимся форме в книге И.В. Липсица «Удивительные приключения в стране Экономика»11, хотя по многих учителей экономики, она все ж достаточно сложна для 5-ти / 6-ти классников. В помощь учителям разработаны пособия «Путеводитель по стране Экономика» и «32 урока по экономике» М.Я. Замек12. Представленный в них материал нацелен на формирование у учащихся 5-8 классов экономического мышления и грамотности, в т.ч. в процессе анализа конкретных примеров, почему и как люди занимаются хозяйством, как работает рынок, роли денег / государства в экономике и источников их поступления, почему ЭКОномика и ЭКОлогия тесто меж собой взаимосвязаны и т.п., например:
Примеры заданий
Выберите правильный ответ из предложенных:
В натуральном хозяйстве:
1) выращивают экологически чистые фрукты и овощи;
2) большая часть того, что нужно для жизни, производится в семье, а не покупается;
3) люди предпочитают жить на природе;
4) товары покупают только на рынке.
Индустриальное общество сменило аграрное примерно:
1) 500 лет назад;
2) 200 лет назад;
3) 100 лет назад;
4) 50 лет назад.
К капитальным ресурсам можно отнести:
1) офис фирмы;
2) сотрудников фирмы;
3) деньги на счетах фирмы;
4) руководителей фирмы.
Что из перечисленного относится к природным ресурсам?
1) рыба, живущая в морях и океанах;
2) тропические деревья;
3) торф;
4) всё перечисленное выше.
Что из перечисленного не является товаром?
1) телевизор;
2) пульт к телевизору;
3) ремонт телевизора;
4) телевизионная антенна.
Для учащихся 7-8 классов И.В.Липсицем разработана программа «Экономика. История и современная организация хозяйственной деятельности»13, призванная, с одной стороны, подготовить учащихся к лучшему усвоению основ экономических знаний в 9-11 классах, с другой - сформировать у них систематическое представление об основах организации хозяйственной деятельности и истории возникновения различных институтов рыночной экономики. Для решения этих задач курс построен таким образом, что органично сочетает большой материал по экономической истории и описание современных способов осуществления хозяйственной деятельности. В целом он продолжает существовавшую в дореволюционной России традицию преподавания молодежи основ не только экономической теории, но и организации хозяйственной жизни (лучшим примером такого курса является конспект лекций С.Ю. Витте, прочитанных им в 1900-1902 гг. наследнику российского престола великому князю Михаилу Александровичу14.
Наиболее приемлемой для данного возраста считается программа по экономике, разработанная авторским коллективом под руководством И.А.Сасовой. В ней рассматриваются основные содержательные линии в реализации образовательной области «Экономика» в последовательности:
5 класс – экономика семьи. Обязательный минимум содержания для учащихся включает следующие элементы: моя семья, семейный бюджет, семейное хозяйство, рачительный хозяин, думающий покупатель, семья в условиях рыночных отношений
6 класс – экономика самостоятельной хозяйственной единицы (на примере экономики школы) Обязательный минимум содержания для учащихся 6 класса включает следующие элементы: самостоятельная хозяйственная единица и государство, имущество, проявление чувство хозяина.
7 класс – экономика ближайшего окружения. Обязательный минимум содержания для учащихся 7 класса включает следующие элементы: город (село), в котором я живу; хозяйство города (села) – микромодель хозяйства страны; развитие города (села, микрорайона города) в планах развития республики, страны; хозяйство города (села) в системе рыночных отношений; перспективы профессионального самоопределения в условиях города (села)
8 класс – личность и экономика. Обязательный минимум содержания для учащихся данных классов включает следующие элементы: экономические модели общества, экономическая деятельность, экономические отношения; личность в системе экономических отношений, основы самоменеджмента; понятие о коммуникативной культуре личности.
9 класс – поскольку содержание экономического образования на завершающем году основного общего образования обобщает ранее полученные знания, оно включает несколько образовательных линий: а) мир экономики (организация экономики; рынок, спрос и предложение, деньги в экономике; экономический цикл, экономические системы); б) бизнес в экономике (правовое обеспечение бизнеса; организационно-правовые формы предприятий, планирование и система учета в бизнесе).
Через все содержательные линии реализуются воспитательные задачи образовательной области «Экономика»: воспитание чувства хозяина, предприимчивости, ответственности за результаты и последствия деятельности, готовности к принятию самостоятельных решений при нравственно ценном выборе средств достижения цели, этики делового общения.
Учителям-предметникам, работающим в 8-9 кл., предложены «Программа по основам потребительских знаний» Б.И.Мишина, В.Д.Симоненко, «Основы потребительских знаний» (программа сотрудников КонфОП - Конфедерации общества потребителей), «Обществознание. Экономика вокруг нас. 9 кл.» И.П. Насоновой15 и др.
Наибольшее количество экономических курсов разработано для 9-11 кл., в т.ч. Азимов Л.Б. «Введение в экономику. 9-10 кл.» (МГУ); «Современная экономика: программа для учащихся 9-11 кл. общеобразовательных школ, гимназий, лицеев и профессионально-технических училищ» (С.А.Равичев, Т.А.Протасевич; Международный центр экономического и бизнес-образования); «Основы экономических знаний: программа для 10-11 кл. с углубленным изучением экономики» (Л.Л.Любимов, Н.А.Раннева; ГУ-ВШЭ); «Основы экономической теории: программа для 10-11 кл., лицеев и гимназий с углубленным изучением экономики» (С.И.Иванов; РГПУ им. А.И.Герцена); «Основы бизнеса и предпринимательства: программа для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений» (И.В.Липсиц, ГУ-ВШЭ); «Прикладная экономика: программа для учащихся 10-11 кл. школ, гимназий, лицеев и других образовательных учреждений» (авторский коллектив педагогов, психологов, экономистов под рук. доктора Гарольда Т.Шапиро, президента Принстонского университета, США) и др. Учителям-предметникам предложены пособия «Экономика» И.В.Липсица, «Уроки экономики в школе» Е.В.Савицкой16
В настоящее время разработаны и апробированы «сквозные» экономические программы (для 1-11 классов). Пионерами в их разработке стали нижегородцы, предложившие в 1993 г «Программу школьного курса «Экономика» (В.В.Бондин и др.)17, которая даже при беглом ознакомлении с ее в принципе содержательным и интересным материалом свидетельствует о том, что, по сути, под видом программы по экономике представлена программа по истории в ее экономическом видении. Первой же программой по экономике стала «Учебная программа по экономике» Б.А. Райзберга и А.С. Прутченкова (1994 г.) 18. Дальнейшие разработки сквозных программ были продолжены Московской экономической школой (авторы Е.В.Вагина, Н.П.Забродина, М.М.Чуканова и др.). В основу их построения положены принципы: непрерывности экономического образования; постановки перспективных целей познания и достижения посредством постепенных, логически и программно связанных шагов от одной ступени обучения к другой; интеграции учебных предметов.
Многочисленность и разнообразие существующих программ и УМК по экономике дает возможность учителю создавать свою творческую программу, учитывая специфику образовательного учреждения и конкретного класса.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие курсы по экономическому образованию учащихся средней ступени основной школы Вам известны?
2. В чем особенность структурирования и подачи в них экономического материала? Перечислите типичные приемы работы.
3. Экономическое образование и воспитание в начальной школе
Интерес и потребность к экономическому образованию обусловили то, что изучение основ экономики начинается уже с начальной школы. Сегодняшние дети на каждом шагу встречаются с такими понятиями как «моё», «наше», «деньги», «валюта», «бартер», «бизнес» и т.. д. Конечно, изучая такие курсы как «Математика», «Окружающий мир», учащиеся знакомятся с некоторыми экономическими терминами, взаимоотношениями в современном обществе, с различными видами деятельности человека. Однако этого недостаточно для формирования и развития личности как субъекта экономической деятельности, развития у детей экономически значимых качеств, повышающих их жизнеспособность.
Пропедевтическое ознакомление учащихся с экономикой в начальной школе начинается в рамках отдельных тем («Что такое экономика?», «Три кита экономики», «Бюджет» и т.д.), а в ряде школ, гимназий, лицеев – при изучении парциальных курсов. Действительно, во многих школах предмет “Экономика” включён в учебные планы и изучается в 9-11 классах. Однако в начальные классы продвижение экономических знаний идет крайне медленно, несмотря на способность младших школьников усваивать некоторые из них на доступном уровне. Наибольшую трудность представляет и организация экономического образования в начальной школе. Во-первых, экономические вопросы пока не вошли в минимум содержания начального общего образования и поэтому не включены в курсы и предметы, реализующие образовательные компоненты инвариантной части базисного учебного плана. Во-вторых, большинство учебно-методических материалов не нацеливает общеобразовательные учреждения на организацию факультативных занятий по экономике для учащихся младшего школьного возраста. В начальной школе, где ведется преподавание экономики за счет времени вариативной части базисного учебного плана, первостепенной задачей является ознакомление учащихся с элементарными экономическими понятиями, развитие интереса к предмету через игровые и творческие задания. Особые требования должны предъявляться к учебному материалу, его информационной насыщенности и соответствию возрастным особенностям обучающихся, объему, языку изложения.
Именно пропедевтический характер работы с младшими школьниками обусловил появление в методике преподавания, помимо устоявшегося термина «экономическое образование», понятия «экономическое воспитание». Составным элементом экономического воспитания является формирование в раннем возрасте уважительного отношения к окружающим людям и результатам их трудовой деятельности. Школьники с первых шагов обучения должны осознавать, что все окружающие их материальные и духовные ценности созданы трудом миллионов людей, затративших на это огромные усилия, и призваны служить на благо людей. Актуальность экономического воспитания обусловлена ещё и тем, что дети не в состоянии воспринимать и понимать и понимать речевые обороты взрослых, испытывают определённые затруднения при изучении экономической теории в старших классах. Экономические сведения помогут лучше понять особенности труда в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере торговых отношений и т.п., и, кроме того, осознать важность каждой из профессий.
В целом экономическое образование и воспитание младших школьников нацелено на формирование у них экономического мышления и воспитание культуры поведения в условиях рыночного общества (по Т.В.Смирновой, Т.Н.Просняковой). Это делает необходимым решение ряда задач: формирование основ экономических знаний с преломлением в повседневной жизни; освоение первоначальных практических навыков грамотного потребителя в рыночном обществе; создание условий для дальнейшего глубокого предметного изучения экономики в старших классах.
В настоящее время разработано множество программ и учебных пособий по изучению экономики в начальной школе:
1. «Экономика» И.А. Сасовой, Е.Н.Землянской и др. – одна из распространенных программ для начальной школы, подготовленная авторским коллективом РАО под рук. И.А.Сасовой19.
2. «Экономика» Т.В.Смирновой, Т.Н. Пресняковой - одна из распространенных программ факультатива, изначально ориентированная на классы, работающие по системе Л.В.Занкова. К ней разработано пособие «Белка и компания».
3. Ермакова И.В., Протасевич Т.А. Начала экономики. - Новосибирск, 1997. (2001).
4. Кларина Л.М. Экономика и экология в начальной школе: Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 1997. Прилагается также рабочая тетрадь для школьника « Уроки гнома Эконома и феи Экологии».
5. «Экономическая игротека» Н.И.Романовой.
6. «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях» Т.А. Поповой, О.И.Меньшиковой.
7. «Зачем нужны налоги (В.А.Рубе, Е.С. Шабельник).
8. «Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе. Занимательные задания. ФГОС» М.Ворониной и др.
При этом при разработке программ для младших школьников учитываются следующие основные положения:
-мышление младших школьников носит конкретный характер, поэтому за основу берутся те понятия и явления, с которыми дети не раз встречались в жизни;
- для активизации процесса обучения и воспитания использовать различные методы (рассказ, тренинг, игра, разбор ситуаций, дискуссии, изобразительная деятельность и др.), включающие детей в конкретную обучающую деятельность;
- содержание учебного экономического материала должно стать основой для дальнейшего изучения экономики в средней школе;
- социально-экономические знания, получаемые школьниками должны формировать гражданина и соответствовать нормам и правилам, принятым в цивилизованном обществе.
В результате обучения учащиеся начальной школы должны знать: какие бывают потребности, каковы источники удовлетворения потребностей, почему все потребности нельзя удовлетворить, необходимость выбора, роль денег в жизни человека и общества, доходы и расходы в семье, где можно приобрести товары и услуги; взаимоотношения покупателя и продавца, значение труда в удовлетворении потребностей, что такое собственность. Они должны иметь представления о школьном и домашнем хозяйстве, в 3-4 классе их можно познакомить с особенностями хозяйства родного края. На начальной ступени обучения важно с помощью игр, решения простейших задач, разбора социально-экономических ситуаций, экскурсий по городу, магазины вводить детей в мир экономических понятий и категорий. Необходимо формировать представления о богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения их потребностей от качества труда. Ребята познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и всем видам ресурсов.
На данном этапе обучения очень важны консультации со специалистом-психологом по вопросу применимости учебного материала, его информационной насыщенности и объема.
Однако специфика экономического материала в наложении на возрастные особенности младших школьников требует от учителя обязательного чередования приемов и технологий работы.
Преподавание предмета «Экономика» позволяет чаще применять в процессе обучения деятельностные педагогические технологии - репродуктивные и продуктивные, технологии сотрудничества, проектные. Большой простор открывается для применения на уроках не просто опроса учащихся, нацеленного на ответ, отчетность обучаемого педагогу, а системы актуализации опорных знаний и умений (выявление и применение на практике актуальных знаний и умений). На уроках экономического цикла ученики воспроизводят содержание знаний и умений, решают типовые задачи, действуют по инструкциям. Для этого используются репродуктивные формы обучения: урок-лекция, комбинированный урок, урок-семинар, урок-диалог. Во время использования проблемно-развивающих и эвристических педагогических технологий (урок-беседа, урок-конференция, деловая игра, конкурсная работа) школьники учатся решать проблемы творчески, самостоятельно находят новую информацию для решения проблем, применяют знания в нетипичных ситуациях, выполняют задания, которые требуют переноса известных знаний и способов деятельности в новые ситуации и направлены на развитие мышления.
Эффективному постижению младшими школьниками азов экономики поможет решение задач, в содержании которых идёт речь о производстве, урожайности, стоимости, о природе и сохранении ее богатства. Следует отметить, что большинство задач, включённых в учебники математики, являются задачами с экономическим содержанием. Даже задачи вида “В магазин привезли 5 ящиков с огурцами по 8 кг в каждом. Сколько кг огурцов привезли?” можно считать экономическими. Однако при их решении внимание учителя и учащихся направлено на то, чтобы осознанно выбрать арифметическое действие, посредством которого решается задача; её экономическая суть при этом остаётся незамеченной. Акцент же на уроках экономики обратный:
Экономические задачи
1. Дверь подъезда многоэтажного дома вследствие ребячьих шалостей пришла в негодность. Родителям этих детей пришлось купить новую дверь, за которую они заплатили 2000 рублей и за её установку - ещё 1000 рублей.
Сколько всего заплатили родители, и сколько денег внесла каждая семья, если в установке участвовало 3 семьи?
2. В школьном здании за год было разбито 10 стёкол. Одно стекло стоит 500 рублей, затраты на перевозку из магазина составили 400 рублей, а на остекление рам-2500 рублей.
3. На школьной аллее было посажено 70 деревьев, но 10 деревьев были поломаны. Сколько деревьев осталось? Посчитайте, какой убыток понесла школа, если за покупку каждого дерева было заплачено200р., а за его посадку 50р.?
Задачи с экономическим содержанием с ИОС
Задание: вспомним героев художественных произведений, фильмов, мультфильмов, проявивших примеры экономности, бережливости, расточительности, скупости, предприимчивости.
• Кот Матроскин, разумно организовавший ведение домашнего хозяйства — ? (Экономный)
• Поп, взявший на работу отменного работника Балду, но не желавшего платить за работу деньгами — ? (Скупой)
• Кот в сапогах, сумевший благополучно устроить судьбу своего хозяина. (Предприимчивый)
• Мама Бобки из рассказа Н. Носова «Заплатка», заставившая сына ставить заплатку на порванные им штаны — ? (Бережливая)
• Девочка Женя из сказки В. Катаева, потратившая на пустяки драгоценные лепестки цветика- семицветика — ? (Расточительная)
Решение задач с экономическим содержанием должно преследовать ещё одну чрезвычайно важную задачу-воспитание у молодого поколения чувства патриотизма.
Помимо задач, на уроках используются различные приемы занимательного введения экономического материала с целью непринужденного введения ребенка в мире экономики:
1. Кроссворды.
По горизонтали:
1. Финансовое учреждение, собирающее и дающее в долг денежные средства.
2. Металлический денежный знак.
3. Всеобщее средство расчёта платежа и накопления.
4. Долговое обязательство.
5. Процесс повышения уровня цен в стране.
6. Плата за пользование денежными средствами, ссужаемые банком %.
7. Ссуда, предоставляемая на условиях возврата.
По вертикали:
1. Бумажный денежный знак.
2. Логическая минутка:
– Деньги присутствуют ребята и на страницах любимых произведений,
– установить соответствие:
• “Малыш и Карлосон” – эро
• “Приключение Буратино” – сольдо
• “Али-Баба и 40 разбойников” – динар.
3. Нестандартные вопросы:
• Какое животное всегда при деньгах? (поросенок: у него есть пятачок)
• Как называли на Руси купцов, изгнанных из гильдии за систематические обманы и обвесы покупателей? (разгильдяи)
• Назовите мероприятия, где цену набивают молотком? (аукцион)
• Кто считает миллионы тысячами? (миллиардер)
• Какую страну называют «банкиром всего мира»? (Швейцарию)
• «Кока-кола» по отношению к «пепси – кола» это кто? (конкурент)
• Назовите любимую монету попугая капитана Флинта (пиастр)
• Как называется лицевая сторона монеты? (аверс)
• Как называется оборотная сторона монеты? (реверс)
• Лицо торговой точки это что? (витрина)
• Какое сказочное животное умело изготовлять монеты простым ударом копыт?(антилопа)
• Какая русская народная сказка демонстрирует эффективность коллективного труда?(репка)
4. Экономические загадки, например, загадки-добавлялки:
Коль трудиться круглый год
Будет кругленьким…. (доход)
Журчат ручьи, промокли ноги
Весной пора платить … (налоги)
Как ребенка нет без мамы,
Сбыта нету без … (рекламы)
Сколько купили вы колбасы,
Стрелкой покажут вам точно. .(весы)
Будут целыми как в танке,
Сбереженья ваши в …(банке)
Дела у нас пойдут на лад:
Мы в лучший банк внесли свой.. (вклад)
И врачу, и акробату
Выдают за труд …(зарплату)
Мебель купили, одежду, посуду
Брали для этого в банке мы …(ссуду)
На рубль – копейки, на доллары – центы
Бегут-набегают в банке .. (проценты).
5. Экономические ребусы
(Собственность) (Деньги)
(Налог) (Кредит)
6. Составление слов из букв, анаграммы:
Вы должны разгадать шифр, в котором спрятаны слова, имеющие отношение к экономике:
СИПЕНЯ (пенсия)
ЛАКМЕРА (реклама)
ПАРТАЛАЗ (зарплата)
ОВОДРОГ (договор)
КАНОЭКОМИ (экономика)
ЙЦТОВФАРЫВ (товар)
7. Поиск ключевого слова:
Объедини общими терминами
Задание: Участники должны перечисляемыми ведущими слова объединить общим экономическим термином.
• Товар, страна, вывоз (экспорт)
• Товар, информация, покупатель (реклама)
• Учреждение, кредиты, ссуды, клиенты (банк)
• Деньги, большое количество, обесценивание (инфляция)
8. Незаконченное предложение (пословица, поговорка):
Задание: найти концовку к пословицам и поговоркам, начало которых у вас записано на карточках.
• Копейка рубль (бережет)
• Без копейки (рубля нет)
• День что пух (только дунь на них их нет)
• Не имей сто рублей (а имей сто друзей)
• Деньги любят (счет)
• Чем богаты (тем и рады)
• Бедному собраться (только подпоясаться)
• Не с богатством жить (а с человеком)
• Богатство (разум рождает).
9. Синонимичный ряд:
Задание: Какие выражения соответствуют понятиям «дорого» и «дешево». Показать сигнальными карточками (зеленой и красной).
10. Кластеры, составление таблиц:
11. Экономические сказки (в т.ч. проблемные ИОС с литературными персонажами). Народные сказки, вобравшие вековой экономический опыт народа, используются для воспитания таких “экономических” качеств личности, как трудолюбие, бережливость, практичность. В них экономическое содержание развёртывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику, нестандартность и самостоятельность мышления. Включаясь в решение сюжетной задачи, ребёнок открывает для себя экономическую сферу социальной жизни людей.
Магазин уценённых товаров20
Цель: познакомить с магазином (отделом) уценённых товаров.
Содержание: Мальвина предложила Карабасу-Барабасу открыть магазин уценённых товаров.
« Что такое уценённые товары?»- спрашивает любопытный Буратино « Это товары по сниженным цена»,- отвечает Мальвина. « Что такое сниженная цена?»- вновь задаёт вопрос Буратино. « Это значит, что цена товара меняется. Она становиться меньше прежней»,- терпеливо объясняет Мальвина.- Если товар не пользуется спросом, то его продают дешевле, со скидкой».
Вопросы к детям:
1.О каких товарах говорила Мальвина?
2. Как называются товары, цена, которых снижена: уценённые товары, товары со скидкой, дорогие (дешевые ) товары?
3. Что такое скидка?
12. Сюжетно-дидактические, деловые игры, используемые на уроках экономики, помогают систематизировать и обобщать учебный материал, а также направлены на отработку коммуникативных умений. Их проведение помогает поддерживать постоянный высокий интерес у учащихся к содержанию курса, активизирует их самостоятельную деятельность, формирует и закрепляет практические навыки экономических расчетов. Игровые моменты (придумать название своему предприятию, распределить роли...) увлекают ребят. В процессе игры дети не только усваивают экономические понятия, но и учатся деловому сотрудничеству и общению.
В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения школьниками сложных экономических знаний. В играх “Кондитерская фабрика”, “Ателье для маленьких красавиц”, “Пункт обмена валюты”, “Строительство дома”, “Комната переговоров”, “Супермаркет” создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям. В дидактических играх “Кем быть?”, “Обмен”, “Семейный бюджет”, уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новое экономические знания, умения и навыки.
Экономический урок, проводимый в игровой форме, требует определённых правил, требует определённых правил.
1. Предварительная подготовка. Надо обсудить круг вопросов и форму проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность.
2. Обязательные атрибуты игры: оформление, карта, соответствующая перестановка мебели, что создает новизну, эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.
3. Обязательная констатация результата игры.
4. Компетентное жюри.
5. Обязательные игровые моменты необучающего характера для переключения внимания и снятия напряжения.
13. Экономические проекты (например, «Открытие собственного дела»). Основные условия применения метода проектов: а) существование некой значимой проблемы, требующей решения путём исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания; б) значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная); в) применение исследовательских (творческих) методов при проектировании; г) структурирование этапов выполнения проекта; д) самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.
Одной из форм познавательно-игровой деятельности является комплексно-тематическое занятие (“Город-завод”, “Трудовой день города”), дающее возможность интегрировать задачи экономического воспитания в разные виды деятельности, обогащая занятия по математике, экологии, ознакомлению с окружающим миром. Новые образовательные задачи, в т.ч. и экономические, решаются через математическую, экологическую, художественную и другие виды детской деятельности через создание и решение проблемных задач, ситуаций, вопросов.
Анализ практических занятий показывает, что экономическое образование и воспитание школьников не только приближает ребёнка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности. Это подготовка подрастающего человека к предстоящей жизнедеятельности. Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребёнка с окружающим миром.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какой характер носит экономическое образование детей в 1-4 кл.? обоснуйте ответ.
2. Чем обусловлена сложность организации экономического образования именно в начальной школе? Перечислите требования е его реализации.
3. Что такое «экономическое воспитание»? почему данный термин актуален в начальной подготовке, наряду с экономическим образованием?
4. Перечислите программы и учебные пособия по ипреподаванию экономики в начальной школе?
5. Какие приемы работы используются?
6. В какой форме лучше проводить экономические занятия с младшими школьниками? Обоснуйте ответ.
7. Ознакомьтесь со статьей Н.Н.Калининой, А.С.Прутченкова «Практико-ориентированное экономическое образование в школе: новые тенденции», представленной в приложении (файл «Лекционное занятие№3 экономика приложение»). Почему экономическое образование школьников должно носить именно такой характер? Обоснуйте свой ответ. Какие еще подходы к преподаванию экономического материала в начальной школе должны быть обязательно учтены?
Контрольный практикум по теме:
1. Проанализируйте представленную ниже программу факультатива «Экономика» (Т.В.Смирнова, Т.Н.Проснякова; система Л.В.Занкова). Как в ней формируется «культура экономического мышления младшего школьника»?
Как соблюдается преемственность в ознакомлении ребенка с экономикой с 1-го по 4-й класс? Выявите цели и задачи пропедевтического ознакомления детей с экономикой, модель построения экономических курсов в начальной школе на примере данного21.
3. Рассмотрите страницы учебника «Экономика» (Т.В.Смирнова, Т.Н.Проснякова). Какие методы обучения младших школьников экономике предполагаются в данном курсе?
1
2
3
4
5
6
4. Подумайте, с учетом возрастных особенностей младшего школьника экономический материал целесообразнее сообщать «в готовом виде» или надстраивать над уже имеющимися естественнонаучными и социальными знаниями-опытом? Оцените представленный ниже конспект урока и презентацию к нему:
5. Посмотрите запись открытого урока «Учимся беречь энергию» (https://www.youtube.com/watch?v=vicoOx_eKe4 ). Оцените его. Какие еще новые методы и формы обучения учащихся экономике были применены?
6. Разработайте собственный конспект урока на одну из тем (тема и УМК на выбор):
• «Что такое экономика?»
• «Бюджет»
• «Город и село»
• «Какой бывает транспорт»
• «За покупками»
• «Все профессии нужны, все профессии важны…»
• «Животноводство в нашем крае»
Список литературы
1. Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике / Сост. Г.М. Евменова, О.И. Меньшикова; Науч. ред. Т.Л. Попова. - М.: Просвещение, 1993. - 96 с.
2. Ермакова И.В., Протасевич Т.А. Начала экономики. - Новосибирск, 1997 (2001).
3. Забродина И.П. и др. Экономика. Программа 1–11 классов. – М.: Московская экономическая школа.
4. Калиничева Т.Ю. Адаптированная образовательная программа по экономике для начальной школе "В гостях у гнома Эконома и Белки и компании" [Электронный ресурс]. – URL: http://festival.1september.ru/articles/608201/ (дата обращения: 02.06.2016).
5. Кларина Л.М. Экономика и экология в начальной школе: пособие для учителя. М.: Вита-пресс; 1997.
6. Корлюгова Ю Н. Путеводитель по стране Экономика. — М.: Вита-Пресс, 2000
7. Кузнецова О.С., Сасова И.А. Программа по курсу «Экономика для учащихся начальной школы». – М., 2010 [Электронный ресурс]. – URL: (http://за-партой.рф/load/shkolnye_kruzhki_i_fakultativy/uchebnye_programmy/obrazovatelnaja_ programma_po_ehkonomike_dlja_nachalnoj_shkole_quot_v_gostjakh_u_gnoma_ehkonoma_i_belki_i_kompanii_quot/14-1-0-2487) (дата обращения: 02.06.2016).
8. Леонтьева М.. Жизнь на уроке должна стать подлинной или метапредметный подход в обучении и универсальные учебные действия //Учительская газета. - 2009. - №1.
9. Липсиц И В. Удивительные приключения в стране Экономика. - М.: Вита- Пресс, 2000.
10. Лозовский Л.,Райзберг Б., Цымук М. Детский экономический словарь – М.: Росмэн,1999. – 192 с.
11. Мицкевич А.А. Экономика в задачах и тестах. – М.: Вита-Пресс, 1995 (2001).
12. Пластинина С.С. Рабочая программа «Экономика вокруг нас» (Челябинский ПК №1) [Электронный ресурс]. – URL: http://nsportal.ru/shkola/ekonomika/library/2015/ 04/27/ekonomika (дата обращения: 02.06.2016).
13. Попова Т.А., Меньшиков О.И. Сказка о царице Экономике, злодейке Информации, волшебном компьютере и верных друзьях. – М.: Просвещение; 1993.
14. Прутченков А.С., Райзберг Б.А. Практическая экономика: методические разработки экономических практикумов и деловых игр / А.С. Прутченков, Б.А. Райзберг. - M., 1993. - 79 с.
15. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.
16. Райзберг Б.А., Прутченков А.С. Экспериментальные учебные программы изучения экономики в начальных, средних и старших классах общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (с методическими рекомендациями) [Текст] / Райзберг Б.А., Прутченков А.С.; Центр непрерывного образования "Экознание". – М.: РАССИАНА, 1994. - 102 с. - (Экономика в школе).
17. Самохина А.; Крохина Е. Экономика. Программа для 1-11 классов // Экономика в школе. - 2005. - № 2.
18. Сасова И.А., Землянская Е.Н. Экономика для младших школьников. 2 класс. — М.: Вита- Пресс, 2011. — 96 с.
19. Сасова И.А., Землянская Е.Н. Экономика для младших школьников. 4 класс. — М.: Вита- Пресс, 2011.
20. Сасова И.А., Нагуманова И.И.Экономика для младших школьников. 1 класс. — М.: Вита- Пресс, 2011.
21. Сасова И.А., Фирсова М.М.Экономика для младших школьников. 3 класс. — М.: Вита- Пресс, 2011.
22. Смирнова А.С. Белка и компания. Экономика для учащихся начальной школы. - Самара; 2001.
23. Смирнова Т.В. Методические рекомендации к факультативному курсу «Экономика». - Самара: Изд-во «Учебная литература»: Издю дом «Федоров», 2009.
24. Шведова И.Ф. Азбука для детей и взрослых. – Вып. 1. – М.: Экономика, 1992.
25. Экономика для младших классов: пособие для учителя / под ред. И.А. Сасовой, М,: Вита-Пресс, 2000.
26. Экономика для младших школьников [Электронный ресурс]. – URL: http://www.distedu.ru/mirror/_nach/nsc.1september.ru/ (дата обращения: 02.06.2016).
27. Экономика для начальной школы / под редакцией И.А. Сасовой; РАО. – М., 2003.