Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Воспитание в образовательном процессе

  • 👀 651 просмотр
  • 📌 568 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Воспитание в образовательном процессе» pdf
ЛЕКЦИЯ 6. ВОСПИТАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЛАН 1. Сущность воспитательного процесса и его особенности. 2. Содержание воспитания, основные подходы к его определению. 3. Понятие принципов воспитания. Система принципов воспитания. 4. Понятие средств и методов воспитания. Характеристика методов воспитания. Требования к их выбору. В образовательном процессе важное место занимает воспитание. Воспитательный процесс – это целенаправленная специально организованная деятельность по формированию личности, характеризующаяся взаимодействием воспитателей и воспитанников и осуществляемая в рамках педагогической системы (учреждения). Воспитательный процесс характеризуется наличием четкой воспитательной цели, разработанным планом по ее достижению и системой реализации этого плана через организацию, средства и методы. Под целями воспитания понимаются точно сформулированные результаты, которые планируется получить в конце намеченного временного периода – десятилетия, года, учебной четверти и т.п. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. …Создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности; формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России; поддержка единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания; поддержка общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей; формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения, … формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности («Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»). Особенности воспитательного процесса: длительность воспитания (формирование жизненных позиций и разнообразных личностных свойств процесс достаточно медленный) и отдаленность результатов (иногда на месяцы и годы); многообразие параллельно решаемых задач, что требует их логического взаимоподчинения; многообразие трудно учитываемых влияний со стороны всех, с кем контактирует воспитанник; субъективное, не всегда адекватное осмысливание личного жизненного опыта воспитанником; необходимость обязательного сочетания воспитания с добровольным и 1. планомерным самовоспитанием. 2. Содержание воспитания - система взглядов, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть ученики в соответствии с потребностями общества, поставленными целями и задачами. К определению содержания воспитания в отечественной педагогике сложились два подхода. Первый подход - традиционный, который сложился в советский период нашей школы. Содержание воспитания определяется целью воспитания – всесторонне и гармоническое развитие личности и конкретизируется в задачах нравственного, умственного, трудового, физического, эстетического воспитания. Второй подход – личностно-ориентированный, сложившийся в 90-е годы, предлагает содержание воспитания описывать как элементы, составляющие базовую культуру личности или через ценностные отношения. Базовая культура личности как система норм, убеждений, ценностей, стиля жизни, поведения включает в себя совокупность «культур», а именно: культуру жизненного, учебного и профессионального самоопределения, политическую и правовую культуру, экономическую и трудовую культуру, интеллектуальную, нравственную, художественную, физическую, культуру семейных отношений и общения. Содержанием воспитания могут являться также ценностные отношения - отношения личности к наиболее важным, жизненно значимым явлениям: к человеку, жизни, обществу, труду, природе. Все подхода к описанию и структурированию содержания воспитания не отрицают, а дополняют друг друга. В традиционном подходе содержание воспитания представлено в виде требований общества, норм, которые должны быть внедрены в сознание и поведение учеников. В современных подходах – формирование базовой культуры или ценностных отношений – дается попытка описать содержание воспитания с позиции личностно ориентированной педагогики. Основные направления развития воспитания: развитие социальных институтов воспитания; обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций по направлениям – гражданское воспитание, патриотическое воспитание и формирование российской идентичности, духовное и нравственное воспитание, приобщение детей к культурному наследию, популяризация научных знаний, физическое воспитание и формирование культуры здоровья, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, экологическое воспитание («Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»). 3. Принципы воспитания – это основные положения, в которых выражены требования к воспитательному процессу. Система принципов воспитания: 1. Общественная направленность личности. Этот принцип предписывает необходимость воспитывать у подрастающего поколения долг и ответственность перед обществом. 2. Связь воспитания с жизнью. Принцип требует, основываясь на высокой нравственности человека, готовить воспитанника к реальной жизни, знакомя со всеми трудностями и отрицательными моментами, с которыми он может встретиться, и, главное, быть способным бороться и преодолевать эти трудности, отстаивая свои убеждения и интересы. 3. Связь воспитания с трудом, с практической деятельностью. Этот принцип требует подготовки воспитанника к разнообразной реальной трудовой деятельности. Важное значение в реализации этого принципа имеет вовлечение воспитанников в общественно-полезный труд, общественную деятельность, разнообразные полезные дела, формирование при этом соответствующего положительного отношения к ним. 4. Комплексный подход к постановке и решению задач воспитания. Принцип требует в каждом занятии параллельного решения ряда воспитательных задач с установлением их взаимосвязи по важности. 5. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Принцип требует всестороннего изучения и учета в воспитательной работе уровня развития, подготовленности воспитанников, их личного опыта и т.п. 6. Воспитание личности в коллективе. Принцип требует включения воспитанников в совместную деятельность, в систему разнообразных социальных отношений взаимопомощи, сотрудничества, ответственности, способности руководить и подчиняться. 7. Сочетание требовательности с уважением личности воспитуемого. Принцип требует при выполнении всех педагогических действий не унижать личные достоинства и самоуважение воспитанника. 8. Опора на положительные качества в личности воспитанника. Принцип требует при исправлении нравственных недостатков опираться на имеющиеся у воспитанника положительные свойства и качества личности. 9. Сочетание педагогического руководства с инициативой и самостоятельностью подопечных. Принцип требует побуждения воспитанников к самостоятельности и пробуждению инициативы. 10. Преемственность и единство педагогических воздействий. Принцип требует от педагога организации единой педагогической направленности воздействий со стороны всех, с кем контактирует воспитанник. Успешность реализации принципа возможна лишь при условии согласованности в работе школы, семьи, внешкольных учреждений. 11. Систематичность и непрерывность воспитательного процесса. Принцип требует четкого планирования и грамотного управления воспитательным процессом. 4. В педагогике средствами воспитания принято называть учебный и другие виды труда (совместные дела, направленные на устройство жизни школы, класса), занятия в кружках, игру, искусство, физическую культуру и спорт, общение, организацию коллективной деятельности учеников во внеучебное время (праздники, соревнования, экскурсии и др.). Коллективная деятельность, организуемая педагогом совместно с учениками, выступает как объект воспитания (некоторая целостность, выделенная в качестве области деятельности педагога) и как субъект воспитания (ученики, участвуя в коллективной деятельности, пополняют свой жизненный опыт, становятся носителями новых знаний о жизни, о людях, об обществе). В процессе совместной деятельности учеников формируется коллектив, который в зависимости от этапа развития в большей или меньшей степени выступает как объект и субъект воспитания. Аналогичную роль играет семья, выступая в роли мини-коллектива социокультурной среды. Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитанников, направленные на решение задач воспитания (формирования нравственного сознания; умений, навыков, привычек нравственного поведения; нравственных чувств; нравственных и волевых качеств личности). К группе методов формирования нравственного сознания воспитанников относят:  информационные: разъяснение норм и правил поведения; этический рассказ (краткое повествование о достойных формах поведения); совет воспитанникам по организации своих действий; внушение (преодоление критического отношения к словам и действиям педагога силой его авторитета); пример (опора на реальные образы или образцы нравственности; может быть личным, взятым из жизни или литературным); этическая беседа (совместное обсуждение вопросов нравственности); лекции на этические темы;  дискуссионные: диспуты и читательские конференции по наиболее актуальным для воспитанников нравственным вопросам.  поисковые: библиографический, биографический, краеведческий поиск;  взаимного просвещения: политинформации, доклады, сообщения. К группе методов организации жизни и деятельности и формирования положительного опыта воспитанников относят:  педагогическое требование (категорично сформулированные правила действий и поведения, выраженные прямо, решительно, в виде указания, приказа или мягко, косвенно, в виде совета, просьбы, намека) в сочетании с разнообразными формами контроля со стороны педагога, взаимоконтроля или самоконтроля.  методы, обеспечивающие упражнение и приучение: четкость и упорядоченность деятельности (предполагают такую организацию деятельности воспитанников, при которой они не должны оставаться без дела в руках и без мысли в голове); тематические игры (суть их - в воспроизведении роли и поведения взрослых людей в разнообразных жизненных обстоятельствах); соревнование (организация деятельности таким образом, чтобы конечный результат достигался высоконравственным способом, и воспитуемые постоянно упражнялись бы в выполнении соответствующих нравственных норм; режимные упражнения (разумное чередование по времени в течение суток видов деятельности, досуга и отдыха);  методы организации положительного опыта: поручения (организаторские, шефские, общественно-политические, трудового характера, учебные, спортивные), ставящие воспитанников в положение ответственных исполнителей или организаторов посильных для них дел и видов деятельности; общественные обязанности; создание педагогических ситуаций (обстоятельств), вынуждающих воспитанников совершить определенные положительные нравственные действия: проявить инициативу, оказать помощь, поступиться личным интересом для пользы команды и т.п. К группе методов коррекции относят: побуждение (поощрение) – способ выражения общественной одобрительной оценки действий и поступков воспитанников, стимулирующих положительную инициативную творческую деятельность; торможение (наказание) – способ выражения осуждения, отрицательной оценки действий и поступков. Следует помнить, что хороших и плохих методов не бывает. Основой воспитательной работы является не отдельные методы, а их система, которая варьируется и изменяется в зависимости от множества обстоятельств: воспитанности учеников, их личностного развития, психологической готовности к восприятию нравственных норм, взаимоотношений с педагогом, взаимоотношений в коллективе, индивидуальных особенностей учеников и др. Вопросы: 1. Раскройте сущность процесса воспитания и охарактеризуйте особенности, отличающие его от процесса обучения. 2. Какие факторы оказывают влияние на воспитательный процесс? В чем проявляются трудности и противоречия процесса воспитания? 3. Какова сущность содержания воспитания, и какие существуют подходы к его определению? 4. Перечислите все принципы воспитания и раскройте содержание педагогического требования в каждом из них. 5. Раскройте сущность методов формирования нравственного сознания и их значение в формирование личности. 6. Раскройте сущность методов организации жизни и деятельности воспитанников и формирования с их помощью нравственного поведения. 7. Охарактеризуйте методы коррекции. 8. Может ли какой-то отдельно взятый метод применяться изолированно, или он должен подкрепляться другими методами и приемами воспитания, взаимодействовать с ними? Покажите, от чего зависит выбор методов воспитания. 9. Охарактеризуйте понятие «средства воспитания». Приведите примеры взаимодействия методов и средств воспитания.
«Воспитание в образовательном процессе» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot