Воспитание в образовательном процессе
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ 6. ВОСПИТАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
ПЛАН
1.
Сущность воспитательного процесса и его особенности.
2.
Содержание воспитания, основные подходы к его определению.
3.
Понятие принципов воспитания. Система принципов воспитания.
4.
Понятие средств и методов воспитания. Характеристика методов
воспитания. Требования к их выбору.
В образовательном процессе важное место занимает воспитание.
Воспитательный процесс – это целенаправленная специально
организованная
деятельность
по
формированию
личности,
характеризующаяся взаимодействием воспитателей и воспитанников и
осуществляемая в рамках педагогической системы (учреждения).
Воспитательный
процесс
характеризуется
наличием
четкой
воспитательной цели, разработанным планом по ее достижению и системой
реализации этого плана через организацию, средства и методы.
Под целями воспитания понимаются точно сформулированные
результаты, которые планируется получить в конце намеченного временного
периода – десятилетия, года, учебной четверти и т.п.
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания
детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей
российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными
знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях
современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
…Создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной,
ориентированной на труд личности; формирование у детей высокого уровня
духовно-нравственного развития, чувства причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России; поддержка
единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания;
поддержка общественных институтов, которые являются носителями
духовных ценностей; формирование уважения к русскому языку как
государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой
гражданской идентичности россиян и главным фактором национального
самоопределения, … формирование внутренней позиции личности по
отношению к окружающей социальной действительности («Стратегия
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»).
Особенности воспитательного процесса: длительность воспитания
(формирование жизненных позиций и разнообразных личностных свойств процесс достаточно медленный) и отдаленность результатов (иногда на
месяцы и годы); многообразие параллельно решаемых задач, что требует их
логического взаимоподчинения; многообразие трудно учитываемых влияний
со стороны всех, с кем контактирует воспитанник; субъективное, не всегда
адекватное осмысливание личного жизненного опыта воспитанником;
необходимость обязательного сочетания воспитания с добровольным и
1.
планомерным самовоспитанием.
2. Содержание воспитания - система взглядов, убеждений, навыков,
качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми
должны овладеть ученики в соответствии с потребностями общества,
поставленными целями и задачами.
К определению содержания воспитания в отечественной педагогике
сложились два подхода.
Первый подход - традиционный, который сложился в советский период
нашей школы. Содержание воспитания определяется целью воспитания –
всесторонне и гармоническое развитие личности и конкретизируется в
задачах нравственного, умственного, трудового, физического, эстетического
воспитания.
Второй подход – личностно-ориентированный, сложившийся в 90-е годы,
предлагает содержание воспитания описывать как элементы, составляющие
базовую культуру личности или через ценностные отношения. Базовая
культура личности как система норм, убеждений, ценностей, стиля жизни,
поведения включает в себя совокупность «культур», а именно: культуру
жизненного, учебного и профессионального самоопределения, политическую
и правовую культуру, экономическую и трудовую культуру,
интеллектуальную, нравственную, художественную, физическую, культуру
семейных отношений и общения. Содержанием воспитания могут являться
также ценностные отношения - отношения личности к наиболее важным,
жизненно значимым явлениям: к человеку, жизни, обществу, труду, природе.
Все подхода к описанию и структурированию содержания воспитания не
отрицают, а дополняют друг друга. В традиционном подходе содержание
воспитания представлено в виде требований общества, норм, которые
должны быть внедрены в сознание и поведение учеников. В современных
подходах – формирование базовой культуры или ценностных отношений –
дается попытка описать содержание воспитания с позиции личностно
ориентированной педагогики.
Основные направления развития воспитания: развитие социальных
институтов воспитания; обновление воспитательного процесса с учетом
современных достижений науки и на основе отечественных традиций по
направлениям – гражданское воспитание, патриотическое воспитание и
формирование российской идентичности, духовное и нравственное
воспитание, приобщение детей к культурному наследию, популяризация
научных знаний, физическое воспитание и формирование культуры
здоровья, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение,
экологическое воспитание («Стратегия развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года»).
3. Принципы воспитания – это основные положения, в которых
выражены требования к воспитательному процессу.
Система принципов воспитания:
1. Общественная
направленность личности.
Этот принцип
предписывает необходимость воспитывать у подрастающего поколения долг
и ответственность перед обществом.
2. Связь воспитания с жизнью. Принцип требует, основываясь на высокой
нравственности человека, готовить воспитанника к реальной жизни, знакомя со
всеми трудностями и отрицательными моментами, с которыми он может
встретиться, и, главное, быть способным бороться и преодолевать эти трудности,
отстаивая свои убеждения и интересы.
3. Связь воспитания с трудом, с практической деятельностью. Этот
принцип требует подготовки воспитанника к разнообразной реальной трудовой
деятельности. Важное значение в реализации этого принципа имеет вовлечение
воспитанников в общественно-полезный труд, общественную деятельность,
разнообразные полезные дела, формирование при этом соответствующего
положительного отношения к ним.
4. Комплексный подход к постановке и решению задач воспитания.
Принцип требует в каждом занятии параллельного решения ряда
воспитательных задач с установлением их взаимосвязи по важности.
5. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Принцип требует всестороннего изучения и учета в воспитательной работе
уровня развития, подготовленности воспитанников, их личного опыта и т.п.
6. Воспитание личности в коллективе. Принцип требует включения
воспитанников в совместную деятельность, в систему разнообразных
социальных отношений взаимопомощи, сотрудничества, ответственности,
способности руководить и подчиняться.
7. Сочетание требовательности с уважением личности воспитуемого.
Принцип требует при выполнении всех педагогических действий не унижать
личные достоинства и самоуважение воспитанника.
8. Опора на положительные качества в личности воспитанника.
Принцип требует при исправлении нравственных недостатков опираться на
имеющиеся у воспитанника положительные свойства и качества личности.
9. Сочетание педагогического руководства с инициативой и
самостоятельностью подопечных. Принцип требует побуждения
воспитанников к самостоятельности и пробуждению инициативы.
10. Преемственность и единство педагогических воздействий.
Принцип требует от педагога организации единой педагогической
направленности воздействий со стороны всех, с кем контактирует
воспитанник. Успешность реализации принципа возможна лишь при условии
согласованности в работе школы, семьи, внешкольных учреждений.
11. Систематичность и непрерывность воспитательного процесса.
Принцип требует четкого планирования и грамотного управления
воспитательным процессом.
4. В педагогике средствами воспитания принято называть учебный и
другие виды труда (совместные дела, направленные на устройство жизни
школы, класса), занятия в кружках, игру, искусство, физическую культуру и
спорт, общение, организацию коллективной деятельности учеников во
внеучебное время (праздники, соревнования, экскурсии и др.). Коллективная
деятельность, организуемая педагогом совместно с учениками, выступает как
объект воспитания (некоторая целостность, выделенная в качестве области
деятельности педагога) и как субъект воспитания (ученики, участвуя в
коллективной деятельности, пополняют свой жизненный опыт, становятся
носителями новых знаний о жизни, о людях, об обществе). В процессе
совместной деятельности учеников формируется коллектив, который в
зависимости от этапа развития в большей или меньшей степени выступает
как объект и субъект воспитания. Аналогичную роль играет семья, выступая
в роли мини-коллектива социокультурной среды.
Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности
воспитателя и воспитанников, направленные на решение задач воспитания
(формирования нравственного сознания; умений, навыков, привычек
нравственного поведения; нравственных чувств; нравственных и волевых
качеств личности).
К группе методов формирования нравственного сознания
воспитанников относят:
информационные: разъяснение норм и правил поведения;
этический рассказ (краткое повествование о достойных формах поведения);
совет воспитанникам по организации своих действий; внушение
(преодоление критического отношения к словам и действиям педагога силой
его авторитета); пример (опора на реальные образы или образцы
нравственности; может быть личным, взятым из жизни или литературным);
этическая беседа (совместное обсуждение вопросов нравственности);
лекции на этические темы;
дискуссионные: диспуты и читательские конференции по
наиболее актуальным для воспитанников нравственным вопросам.
поисковые:
библиографический,
биографический,
краеведческий поиск;
взаимного
просвещения:
политинформации,
доклады,
сообщения.
К группе методов
организации жизни и деятельности и
формирования положительного опыта воспитанников относят:
педагогическое требование (категорично сформулированные
правила действий и поведения, выраженные прямо, решительно, в виде
указания, приказа или мягко, косвенно, в виде совета, просьбы, намека) в
сочетании с разнообразными формами контроля со стороны педагога,
взаимоконтроля или самоконтроля.
методы, обеспечивающие упражнение и приучение: четкость и
упорядоченность деятельности (предполагают такую организацию
деятельности воспитанников, при которой они не должны оставаться без дела
в руках и без мысли в голове); тематические игры (суть их - в
воспроизведении роли и поведения взрослых людей в разнообразных
жизненных обстоятельствах); соревнование (организация деятельности
таким образом, чтобы конечный результат достигался высоконравственным
способом, и воспитуемые постоянно упражнялись бы в выполнении
соответствующих нравственных норм; режимные упражнения (разумное
чередование по времени в течение суток видов деятельности, досуга и
отдыха);
методы организации положительного опыта: поручения
(организаторские, шефские, общественно-политические, трудового характера,
учебные, спортивные), ставящие воспитанников в положение ответственных
исполнителей или организаторов посильных для них дел и видов деятельности;
общественные
обязанности;
создание
педагогических
ситуаций
(обстоятельств), вынуждающих воспитанников совершить определенные
положительные нравственные действия: проявить инициативу, оказать помощь,
поступиться личным интересом для пользы команды и т.п.
К группе методов коррекции относят: побуждение (поощрение) –
способ выражения общественной одобрительной оценки действий и
поступков воспитанников, стимулирующих положительную инициативную
творческую деятельность; торможение (наказание) – способ выражения
осуждения, отрицательной оценки действий и поступков.
Следует помнить, что хороших и плохих методов не бывает. Основой
воспитательной работы является не отдельные методы, а их система, которая
варьируется и изменяется в зависимости от множества обстоятельств:
воспитанности учеников, их личностного развития, психологической
готовности к восприятию нравственных норм, взаимоотношений с
педагогом, взаимоотношений в коллективе, индивидуальных особенностей
учеников и др.
Вопросы:
1.
Раскройте сущность процесса воспитания и охарактеризуйте
особенности, отличающие его от процесса обучения.
2.
Какие факторы оказывают влияние на воспитательный процесс?
В чем проявляются трудности и противоречия процесса воспитания?
3.
Какова сущность содержания воспитания, и какие существуют
подходы к его определению?
4.
Перечислите все принципы воспитания и раскройте содержание
педагогического требования в каждом из них.
5.
Раскройте сущность методов формирования нравственного
сознания и их значение в формирование личности.
6.
Раскройте сущность методов организации жизни и деятельности
воспитанников и формирования с их помощью нравственного поведения.
7.
Охарактеризуйте методы коррекции.
8.
Может ли какой-то отдельно взятый метод применяться
изолированно, или он должен подкрепляться другими методами и приемами
воспитания, взаимодействовать с ними? Покажите, от чего зависит выбор
методов воспитания.
9.
Охарактеризуйте понятие «средства воспитания». Приведите
примеры взаимодействия методов и средств воспитания.