Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Воспитание и образование в Киевской Руси и Русском государстве X–XVII вв.
Воспитание у славян осуществлялось вначале инстинктивно, выражаясь, прежде всего, в заботе о кормлении детей, их ограждении от подстерегавших на каждом шагу опасностей, неблагоприятных условий внешней среды. Постепенно стали формироваться элементарные педагогические воззрения. Они закреплялись в обычаях, образе жизни, устных преданиях. Цели, задачи воспитания и обучения во многом определялись такими факторами, как географическая среда, климат, природные условия. Во времена древних славян необходимо было воспитывать в ребенке качества, помогавшие человеку в его нелегкой трудовой деятельности, непрерывной борьбы с природными силами, а также в отражении набегов чужеземных племен. Первым и главным воспитателем ребенка была мать. От нее он получал знание языка, представления о явлениях природы, обычаях племени, религиозные убеждения. После семи лет воспитание мальчиков проходило преимущественно на мужской «половине», девочек - на женской. Подростки готовились к труду охотников, земледельцев, ремесленников, воинов. Воспитание детей проходило в процессе их приобщения к различным видам труда и сопровождалось участием в различного рода ритуалах, обрядах, празднествах, играх.
Таким образом, еще в глубокой древности происходило становление народной педагогики и ее методов.
К началу IX в. на берегах Днепра образовалось самое крупное государство Европы – Киевская Русь, сложившееся в результате объединения земель восточных славян. Постепенно оно крепло и развивалось, устанавливались торговые и дипломатические связи Византией, другими государствами.
В 988 г. Русь приняла христианство, присоединившись к восточной христианской церкви. Это явилось важнейшим фактором, определившим дальнейшее развитие воспитания и обучения. Принятие христианства на Руси произошло на 500 лет позднее, чем в Западной Европе, в период расцвета Византии. Это обстоятельство благоприятствовалоприобщению Киевской Руси к мировой цивилизации. Славянская культура соединилась со зрелым восточным христианством и породила древнерусское православие и его понимание воспитания человека. Славянам более всего подходила модель воспитания, основанная на патриархальном семейном укладе с непререкаемым авторитетом отца, подчиненным положением женщины и детей, строгой домашней дисциплиной. В итоге был заимствован не новозаветный воспитательный идеал с его проповедью любви, кротости, ценности каждого человека, а старый, суровый, во многом варварский ветхозаветный идеал.
Важной особенностью древнерусской культуры и образования было то, что языком богослужения, литературы и школы стал не греческий, как в Византии, не латинский, как в Западной Европе, а родной, славянский язык со славянским алфавитом (азбука-кириллица). Это обстоятельство в значительной степени обусловило самобытность древнерусской школы. Важнейшим фактором, определявшим сам характер воспитания и обучения на Руси, было отрицательное отношение к католической церкви, «латинянам», что, в конечном итоге, привело к тому, что на Руси постепенно сформировался особый, отличный от западноевропейского, культурный мир, который характеризовался своими взглядами на воспитание и образование, своим пониманием общечеловеческих ценностей, своими способами передачи их от поколения к поколению. Главным очагом воспитания и обучения в Киевской Руси оставалась семья. Воспитание осуществлялось с раннего детства в соответствии с традициями, сложившимися в каждом сословии. Начальное образование, как правило, получали в семье, его важнейшей стороной было приобщение к православию. В богатых семьях домашними учителями обычно являлись приглашенные священники. Основы христианства в народе распространялись устным путем через деятельность духовенства. Педагогические усилия направлялись на нравственное и духовное совершенствование человека.
Начальное обучение осуществляли также мастера грамоты. Учителями грамоты были монахи, принадлежащие к низшему духовенству (дьячки, певчие), а также светские лица. Обучая грамоте, онисначала учили писать и произносить буквы, затем читать молитвы по Псалтырю. На занятиях по математике изучали четыре арифметических действия. Мастера грамоты появились в Киевском государстве в XII в., однако наибольшее распространение данная практика обучения получила в XIII—XIV вв. Для мастеров грамоты их занятие было основным ремеслом. Мастер мог иметь сразу несколько учеников. Обучали их так же, как любой другой ремесленник обучал своих подмастерьев основам профессии. Кроме того, древнерусский ученик, подобно ученику ремесленника, должен был по образцу сделать новое изделие: составить на основе изучения и осмысления учебных текстов собственную книгу – изборник, переплести и проиллюстрировать ее.
Вторая ступень обучения на Руси традиционно называлась «школы учения книжного». Первое такое училище было отрыто при князе Владимире Святославовиче в Киеве в 988 г. В XI—XIII вв. они открываются по всей Руси. Школы основывались преимущественно в местах пребывания епископов: Киеве, Новгороде, Смоленске и др. Школы открывались с целью приготовления для церкви сведущих служителей, ознакомления с догмами веры и христианской нравственности. Однако в них, наряду чтением, письмом, счетом, ученикам сообщались сведения из истории различных стран и окружающей природы. Сами монастыри, при которых прежде всего устраивались школы, не чуждались жизни, не впадали в аскетизм, охотно наставляли всех приходивших вере, благочестию, добрым делам, обучали грамоте. Это было характерно как для мужских, так и для женских монастырей.
В результате можно сделать вывод о том, что образование на Руси с принятием христианства получило широкое распространение. Это подтверждается и берестяными грамотами, найденными археологами при раскопках в Новгороде, а затем и в других места. Грамоты датируются XI-XV вв. Их анализ позволяет говорить о том, что уровень освоения элементарной грамотности в Древней Руси был достаточно высок, она проникала почти во все слои населения. Не случайно берестяные грамоты нередко содержали обычные житейские записи: «Поклон от Якова куму и другу Максиму. Купи мне, кланяюсь, овса у Андрея, если он продаст. Возьми у него грамоту да пришли мне хорошего чтения». Или другая грамота: «От Бориса Настасии. Как придет эта грамота, так тотчас пришли мне слугу на жеребце, потому что у меня здесь дел много. Да пришли рубаху, рубахи забыл». Однако процесс развития образования на Руси был прерван нашествием монголо-татар (1237-1241). Учение книжное пришло в упадок, были разорены многие монастыри, являвшиеся очагами просвещения. В 1240 г. был сожжен главный центр культуры Древней Руси – Киев. Погибли многие культурные ценности, были убиты или угнаны в рабство мастера грамоты, книжники.