Внутриличностный конфликт
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
КОНФЛИКТОЛОГИЯ
ТЕМА: Внутриличностный конфликт
ЦЕЛИ:
- формирование ОК 1-ОК 13;
- сформировать общее представление о внутриличностном конфликте,
специфике его протекания;
- способствовать развитию интереса к собственному внутреннему миру;
- способствовать формированию качеств личности студента,
обеспечивающих конфликтологическую грамотность.
План
1.Внутриличностный конфликт
2.Виды внутриличностных конфликтов.
3.Психологические условия разрешения внутриличностных конфликтов.
Мотивация
Личность является предельным субъектом (оппонентом) конф¬ликта. В этом
качестве она образует одну из его сторон. Но кроме этого каждый человек
является самостоятельным генератором кон¬фликта, внутри которого он и
развертывается. Другими словами — личность постоянно производит и
воспроизводит конфликты внут¬ри себя — внутриличностные конфликты,
носителем которых она и является.
1.Внутриличностный конфликт. Внутриличностный конфликт
представляет собой внутриличностное противоречие, воспринимаемое и
эмоционально переживаемое человеком как значимая для него
психологическая проблема.
Внутриличностный конфликт — трудно разрешимое противоречие,
вызванное столкновением между примерно равными по силе, но
противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями и
т. п.
Сложность вопроса обусловлена отсутствием единого мнения ученых о
внутриличностном конфликте (что это такое, результат столкновения чего?)
и мнением о том, что внутриличностный конфликт – вопрос других наук, а не
конфликтологии.
И можно без преувеличения сказать, что вся жизнь нор¬мального человека
— это конфликт, и прежде всего конфликт не внешний, а внутренний, от
которого нам никуда не деться.
Каждый человек постоянно существует в конфликтной ситуа¬ции не только
с окружающей социальной средой, но прежде всего с самим собой. И этого
не следует опасаться. Для психически здоро¬вого индивида не выходящая за
рамки нормы внутренняя конфлик¬тная ситуация вполне естественна.
Человек, который считает себя всегда правым и у которого всегда
«спокойная совесть», такой чело¬век, по мнению И. Канта, не может быть
моральным человеком, который «никогда не свободен от вины». А с точки
зрения другого великого философа — В. Соловьева в этом проявляется сама
сущ¬ность человека, его отличие от животных.
Ситуация внутриличностного напряжения и противоречивос¬ти в известных
рамках и степени не только естественна, но и необходима для развития и
совершенствования самой личности. Любое развитие не может
осуществляться без внутренних противоречий, а там, где есть противоречия,
есть и основа конфликта. И если внутриличностный конфликт протекает в
рамках меры, он действитель¬но необходим, ибо недовольство собой,
критическое отношение к собственному «Я», как мощный внутренний
двигатель, заставляет человека идти по пути самосовершенствования и
самоактуализации, тем самым наполняя смыслом не только свою
собственную жизнь, но и совершенствуя мир.
2.Виды внутриличностных конфликтов.
В самом общем виде внутриличностный конфликт можно рассматривать как
противоречие, борьбу между внутренними тенденциями личности и
возможностями их удовлетворения. На основании того, какие тенденции
личности вступают в борьбу, можно говорить о существовании разного рода
внутренних конфликтов: мотивационный конфликт – хочу и хочу;
нравственный или моральный – хочу и надо; конфликт нереализованного
желания – хочу и могу; ролевой – надо и надо; адаптационный – надо и могу;
конфликт неадекватной самооценки – могу и могу. Внутриличностный
конфликт играет в жизни человека неоднозначную роль: он может выступать
и как источник развития личности, и как причина развития невротических
реакций. Преодолевая конфликтную ситуацию, человек приобретает
возможность для интериоризации и сознательного принятия моральных
ценностей, для приобретения новых адаптивных умений, для
самореализации. Если выход из конфликта не найден или использование
психологических защит не ведет к устранению, сведению к минимуму
чувства тревоги или страха, то такой конфликт является источником
неуверенности личности, неустойчивости ее поведения, неспособности
добиваться сознательно поставленных целей
Существуют определенные показатели внутриличностного конфликта:
1. когнитивная сфера: снижение самооценки, осознание своего состояния как
психологического тупика, задержка принятия решения, глубокие сомнения в
истинности принципов которыми вы раньше руководствовались;
2. эмоциональная сфера: психоэмоциональное напряжение, частые и
значительные отрицательные переживания;
3. поведенческая сфера: снижение качества и интенсивности деятельности,
снижение удовлетворенности деятельностью, негативный эмоциональный
фон общения;
4. интегральные показатели: ухудшение механизма адаптации, усиление
стресса.
В общей группе внутриличностных конфликтов можно выделить две
подгруппы:
конфликты, возникающие как результат перехода объективных
противоречий во внутренний мир (моральные конфликты, адаптационные)
конфликты, возникающие из противоречий внутреннего мира личности
(мотивационные, неадекватной самооценки). Они отражают отношение
личности к окружающей среде.
В основе внутриличностного конфликта лежит переживание.
Как и любые другие конфликты, внутриличностные конфликты могут быть
конструктивными и деструктивными.
Конструктивным является конфликт, который характеризуется
максимальным развитием конфликтующих структур и минимальными
затратами на его разрешение. С помощью преодоления таких конфликтов мы
движемся вперед.
Деструктивным считается конфликт, который усугубляет раздвоение
личности, перерастает в жизненный кризис или ведет к развитию
невротических реакций.
Преодолением внутриличностного конфликта является восстановление
согласованности внутреннего мира личности, установление единства
сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений,
достижение нового жизненного качества. Разрешение внутриличностного
конфликта может быть конструктивным и деструктивным. При
конструктивном преодолении внутриличностного конфликта достигается
душевное равновесие, углубляется понимание жизни, возникает новое
ценностное сознание. Разрешение внутриличностного конфликта осознается
через: отсутствие болезненных состояний, связанных с имевшимся
конфликтом; снижение проявлений негативных психологических и
социально-психологических факторов внутриличностного конфликта;
повышение качества и эффективности профессиональной деятельности.
В зависимости от индивидуальных характеристик люди относятся к
внутриличностным конфликтам по-разному, избирают свои стратегии
выхода из конфликтных ситуаций. Свойства темперамента влияют на
динамическую сторону решения внутриличностных конфликтов: на скорость
переживаний, их устойчивость, индивидуальный ритм протекания,
интенсивность, направленность вовне или вовнутрь.
В рамках психоаналитического направления акцент делается на
биопсихологической трактовке внутриличностного конфликта. У человека в
состоянии конфликта происходит столкновение желаний (З.Фрейд). Часть
личности отстаивает определенные желания, другая отклоняет их.
Постоянно спорят друг с другом такие структуры психики как Оно, Я и
Сверх-я.
Оно – это первичная, врожденная инстанция, изначально иррациональная и
подчиненная принципу удовольствия. Оно проявляется в неосознанных
желаниях и влечениях, которые реализуются в бессознательных импульсах и
реакциях.
Я – разумная инстанция, основанная на принципе реальности.
Иррациональные, бессознательные импульсы Оно Я приводит в соответствие
с требованиями реальной действительности.
Сверх-Я – «цензурная» инстанция, основанная на принципе реальности и
представленная социальными нормами и ценностями, требованиями.
Которые общество предъявляет к личности.
Основные внутриличностные конфликты проистекают из-за расхождения
интересов Оно и Сверх-Я. Преодолеть их помогают механизмы сублимации,
проекции, рационализации, вытеснения, регрессии и др. однако такие
процессы протекают не всегда успешно.
В теории К.Г.Юнга внутриличностный конфликт - это регресс в сферу
бессознательного, проигрывание так называемого «родительского сценария».
У К.Хорни внутриличностный конфликт рассматривается с двух позиций как столкновение стремления к удовлетворению желаний и к безопасности и
как противоречие «невротических потребностей», удовлетворение которых
влечет за собой фрустрацию других.
В рамках гуманистической психологии предлагается другая теория
внутриличностного конфликта. По К.Роджерсу в основе конфликта лежит
противоречие, возникающее у личности между осознанными, но ложными
самооценками. Которые человек приобретает в течение жизни, и
самооценкой на неосознаваемом уровне. А.Маслоу сущность
внутриличностного конфликта рассматривает как нереализованную
потребность человека в самоактуализации.
Основатель логотерапии В.Франкл описывает сущность внутриличностного
конфликта как потерю смысла жизни.
Когнитивная психология рассматривает конфликт как несовпадение знания и
поведения или несовпадение двух знаний.
Интеракционизм понимает внутриличностный конфликт как диссонанс ролей
и т.д.
Подведя итог, внутриличностный конфликт можно определить как острое
негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур
внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с
социальной средой и задерживающие принятие решения.
Форма проявления
Симптомы
Неврастения
Невыносимость к сильным раздражителям; подавленное настроение;
снижение работоспособности; плохой сон; головные боли
Эйфория
Показное веселье; выражение радости неадекватно ситуации; «смех сквозь
слезы»
Регрессия
Обращение к примитивным формам поведения; уход от ответственности
Проекция
Приписывание негативных качеств другому; критика других, часто
необоснованная
Номадизм
Частое изменение места жительства, места работы, семейного положения,
партнеров, частые разрывы отношений с друзьями, изменение привычек,
увлечений, обстановки
Рационализм
Самооправдание своих поступков, действий, даже неадекватных и социально
неодобряемых
Существует совершенно четкая классификация внутриличностных
конфликтов. В ее основе - дифференциация структур внутреннего мира
человека, вступающих в конфликт.
Наш с вами внутренний мир включает: мотивы, ценности, самооценку.
Мотивы - «хочу» (потребности, интересы, желания),
ценности - «надо»,
самооценка - «могу»
Исходя из такого понимания внутреннего мира человека, выделяются
следующие внутриличностные конфликты:
Структура внутреннего мира личности, находящейся в конфликте
Вид внутриличностного конфликта
«хочу»
(«Я хочу»)
«надо»
(«Я должен»)
«могу»
(«Я есть»)
1 Мотивационный конфликт. Это конфликты между
бессознательнымистремлениями, между стремлениями к обладанию и
безопасности, между двумя положительными тенденциями (ситуация
буриданова осла).
2 Нравственный конфликт, который часто называют моральным или
нормативным конфликтом. Это конфликт между желанием и долгом, между
моральными принципами и личными привязанностями.
3 Конфликт нереализованного желания, или комплекса неполноценности.
Это конфликт между желаниями личности и действительностью, которая
блокирует их удовлетворение. Иногда его трактуют как конфликт между
“хочу быть таким, как они” и невозможностью это желание реализовать. Он
может возникнуть в результате физической невозможности человека
осуществить это стремление. Например, из-за неудовлетворенности своей
внешностью или физическими данными.
4 Ролевой конфликт. Он выражается в переживаниях, связанных с
невозможностью одновременно реализовать несколько ролей (межролевой
внутриличностный конфликт), а также с различным пониманием требований,
предъявляемых самой личностью к выполнению одной роли (внутриролевой
конфликт). Примером межролевого внутриличностного конфликта может
быть ситуация, когда человека в качестве сотрудника организации просят
поработать сверхурочно, но в качестве отца он хочет больше время уделить
своему ребенку. Примером внутриролевого конфликта может служить
ситуация, когда верующему человеку для защиты отечества нужно взять r
руки оружие и идти на войну убивать.
5 Адаптационный конфликт. Этот конфликт имеет два смысла. В широком
смысле он понимается как возникающий на основе нарушения равновесия
между субъектом и окружающей средой, в узком смысле — как
возникающий при нарушении процесса социальной или профессиональной
адаптации. Это конфликт между требованиями, которые предъявляет к
личности действительность, и возможностями самого человека
(профессиональными, физическими, психическими).
6 Конфликт неадекватной самооценки возникает из-за расхождения между
претензиями личности и оценкой своих возможностей.
Известны и другие классификации внутриличностных конфликтов.
Например, Э.Эриксон связывает устойчивые внутриличностные конфликты с
возрастными кризисами:
№
возраст
Содержание кризиса.
1
0-1 год
Доверие-недоверие
2
1-3 года
Автономия – стыд, сомнение
3
3-6
Инициатива – чувство вины
4
6-12
Трудолюбие – чувство неполноценности
5
12-19
Я-идентичность – смешение ролей
6
20-25
Близость-изоляция
7
26-64
Порождение, творчество – застой
8
65 - смерть
Интеграция - отчаяние
Безусловно, говоря о внутриличностных конфликтах. Мы должны понимать,
что в «чистом виде» внутриличностный конфликт не существует. Они всегда
- результат воздействия на личность социальной среды.
В основе внутриличностного конфликта лежит переживание. Что это такое?
Переживание - форма активности личности, в которой осознается
противоречие и идет процесс его разрешения на субъективном уровне.
3. Психологические условия разрешения внутриличностных
конфликтов
Жизнь человека так устроена, что вероятность обстоятельств, грозящих
нарушением оптимального процесса развития личности, его внутреннего
мира, велика, и плохо, если человек к ним не подготовлен.
От внутриличностных конфликтов никто не застрахован. Их арсенал
поистине неисчерпаем. В ироничной формуле указаны условия,
необходимые для предупреждения внутриличностного конфликта:
не желать (так. как отпугнешь); не надеяться (иначе больно будет, если не
получится); не искать дважды в одном. месте (удача не глупее тебя); искать
молча; не хватать грязными. руками; вовремя отпускать.
Факторы и механизмы разрешения внутриличностных конфликтов
Под разрешением (преодолением) внутриличностного конфликта понимается
восстановление согласованности внутреннего мира личности, установление
единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений,
достижение нового жизненного качества. Разрешение внутриличностного
конфликта может быть конструктивным и деструктивным. При
конструктивном преодолении внутриличностного конфликта достигается
душевное равновесие, углубляется понимание жизни, возникает новое
ценностное сознание. Разрешение внутриличностного конфликта осознается
через: отсутствие болезненных состояний, связанных с имевшимся
конфликтом; снижение проявлений негативных психологических и
социально-психологических факторов внутриличностного конфликта;
повышение качества и эффективности профессиональной деятельности.
В зависимости от индивидуальных характеристик люди относятся к
внутренним противоречиям по-разному, избирают свои стратегии выхода из
конфликтных ситуаций. Одни погружаются в размышления, другие тотчас
начинают действовать, третьи окунаются в захлестывающие их эмоции.
Важно, чтобы человек, отдавая себе отчет в собственных индивидуальных
особенностях, вырабатывал свой стиль разрешения внутренних
противоречий, конструктивное отношение к ним. Способы разрешения
конфликта, время, затрачиваемое на это у людей с разными типами
темперамента, различны. Холерик решает все быстро, предпочитая
поражение неопределенности. Меланхолик долго размышляет, взвешивает,
прикидывает, не решаясь приступить к каким-либо действиям. Однако такой
мучительный рефлексивный процесс не исключает возможность в корне
изменить сложившуюся ситуацию. Свойства темперамента влияют на
динамическую сторону решения внутриличностных противоречий: на
скорость переживаний, их устойчивость, индивидуальный ритм протекания,
интенсивность, направленность вовне или вовнутрь.
На процесс разрешения внутриличностных противоречий оказывают влияние
половозрастные особенности личности. С увеличением возраста
внутриличностные противоречия обретают типичные для данного индивида
формы разрешения. Периодически вспоминая прожитое, мы возвращаемся к
критическим точкам, когда-то нарушившим размеренное течение бытия, поновому их переосмысливаем, все более глубоко и обобщенно анализируем
способы разрешения конфликтов, преодоления того, что казалось
непреодолимым. Работа над своим прошлым, анализ собственной биографии
— один из естественных путей развития внутренней стабильности,
цельности, гармоничности.
Различны способы выхода из конфликтов у мужчин и женщин. Мужчины
более рациональны, они с каждым новым внутриличностным переживанием
обогащают свой набор средств разрешения ситуации. Женщины всякий раз
по-новому радуются и страдают. Они разнообразнее в личностных
характеристиках, а мужчины — в ролевых. Женщины больше успевают
обновить и как бы заново отредактировать накопленный опыт, мужчины
менее склонны возвращаться к пережитому, но умеют своевременно выйти
из конфликта.
Механизмы и способы разрешения внутриличностных конфликтов.
Преодоление внутриличностного конфликта обеспечивается образованием и
действием механизмов психологической защиты (3. Фрейд, Ф. Бассин).
Психологическая защита — нормальный, повседневно работающий
механизм психики. Она является продуктом онтогенетического развития и
научения. Развиваясь как средство социально-психологической адаптации,
механизмы психологической защиты предназначены для контроля эмоций в
тех случаях, когда опыт сигнализирует человеку о негативных последствиях
их переживания и выражения.
Некоторые исследователи считают психологическую защиту
непродуктивным средством решения внутреннего конфликта. Они полагают,
что защитные механизмы ограничивают развитие личности, ее “собственную
активность”. Но, так или иначе, в трудных ситуациях мы ими пользуемся, и в
любом случае будет лучше, если мы будет пользоваться ими
квалифицированно и максимально разнообразно.
Рассмотрим механизмы психологической защиты подробнее .
“Не замечай это”
Отрицание — один из онтогенетически ранних и наиболее простых
механизмов защиты. Отрицание развивается с целью сдерживания
негативных эмоций, вызванных попаданием человека в трудную ситуацию.
Отрицание подразумевает инфантильную подмену принятия решения на
действия в соответствии с новыми обстоятельства ми. Их игнорированием.
“обвини это”
Проекция - сравнительно рано развивается в онтогенезе для сдерживания
чувства неприятия себя из-за неспособности справиться с трудностями.
Проекция предполагает приписывание источнику трудностей различных
негативных качеств как рациональную основу для его неприятия и
самопринятия на этом фоне.
“Плачь об этом”
Регрессия развивается в раннем детстве для сдерживания чувства
неуверенности в себе
и страха: неудачи, связанных с проявлением инициативы. Регрессия
предполагает возвращение в ситуации внутреннего конфликта к детским
стереотипам поведения.
“Напади на что-то, заменяющее это”
Замещение развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного или
значимого субъекта во избежание ответной агрессии или отвержения.
Индивид снимает напряжение, обращая агрессию на более слабый объект
или на самого себя. Замещение имеет активные и пассивные формы и может
использоваться индивидами независимо от их типа конфликтного
реагирования.
“Не помни об этом”
Подавление развивается для сдерживания страха, проявления которого
неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в
прямую зависимость от агрессора. Страх блокируется посредством
забывания его источника, а также обстоятельств, ассоциативно связанных с
ним. К подавлению относятся близкие к нему механизмы изоляции и
интроекции.
“Не чувствуй этого”
Изоляция — восприятие травмирующих ситуаций или воспоминание о них
без чувства тревоги.
"Не знай, откуда это»
Интроекция — присвоение ценностей или черт характера ДРУГИХ людей
для предупреждения угроз с их стороны.
“Переосмысли это””
Интеллектуализация развивается в раннем подростковом возрасте.
Предполагает произвольное истолкование событий для развития чувства
субъективного контроля над ситуацией. При этом используются способы:
сравнение противоборствующих тенденций; составление списка “+” и “—”
каждой из тенденций и их анализ; шкалирование каждого “+” и “—” в
каждой из тенденций и их суммирование.
“Отмени это”
Аннулирование — поведение или мысли, способствующие символическому
сведению на нет предыдущего акта или мысли, вызвавших сильное
беспокойство, чувство вины.
“Трансформируй это”
Сублимация — удовлетворение вытесненного неприемлемого чувства
(сексуального или агрессивного) осуществлением социально одобряемых
альтернатив. Способы: переключение на другой вид деятельности;
совершение привлекательных, общественно значимых поступков.
“Найди оправдание этому»
Рационализация — нахождение правдоподобных причин для оправдания
действий, вызванных подавленными, неприемлемы ми чувствами.
Реализуемые способы: дискредитация цели (элементарное обесценивание
недостижимого); дискредитация значимого другого, который отказывает во
внимании; преувеличение роли обстоятельств, судьбы; утверждение вреда во
благо; переоценка ценностей, всей мотивационной системы;
самодискредитация (искупление вины).
“Обрати это в противоположное”
Реактивное образование предполагает выработку и подчеркивание в
поведении противоположной установки.
“Приобрети это”
Компенсация — онтогенетически самый поздний и сложный защитный
механизм,
который развивается и используется, как правило, сознательно.
Предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или
мнимой потери, утраты, недостатка, неполноценности. В него входят
механизмы идентификации и фантазии.
"Будь, как это, чтобы не потерять его”
Идентификация — моделирование поведения другого лица как путь к
повышению самоценности или совладанию с чувствами в связи с возможным
разделением или утратой.
“Мечтай об этом”
Фантазия — бегство в воображение с целью ухода от реальных проблем,
связанных с разрешением внутриличностного конфликта.
Механизмы защиты, развивающиеся в онтогенезе как средство адаптации и
разрешения конфликтов, могут при определенных условиях вызывать
противоположные состояния дезадаптации. В основе этой неоднозначности
лежит то, что механизмы защиты являются в своем большинстве продуктами
конфликтов раннего онтогенеза.
Существует множество рекомендаций по выходу из состояния
внутриличностного конфликта. Несмотря на сомнительность большинства и
необходимость строго индивидуального подбора, приведем в качестве
примера одну из них.
Разрешение внутриличностного конфликта. Стадии
Отчетливо идентифицируйте и отделите части друг от друга. Будет казаться,
что они выдвигают конфликтующие требования. Например, одна часть
может требовать свободы и досуга, а другая - гарантии устойчивого дохода.
Или одна часть может быть очень аккуратной в общении с деньгами, другая расточительной. Каждая часть будет высказывать негативные оценочные
суждения о другой части. Некоторые часть строятся на ценностных
ориентациях родителей. У каждой части своя ценность.
Получите ясную репрезентацию каждой части. Как они выглядят? Что они
чувствуют? Как звучит их голос (родители, близкие)? Есть ли слова или
фразы, которыми их можно было бы охарактеризовать? Визуализируйте из
(руки...)
Выясните намерения каждой части. Учтите, что каждая из них имеет
позитивные намерения. Поднимайтесь вверх настолько, насколько это вам
необходимо для того, чтобы части пришли к взаимовыгодному результату.
Обе должны придти к соглашению. Начните переговоры так, как будто
имеете дело с двумя различными людьми. Иногда, когда разногласия велики,
единственное соглашение, которое может быть достигнуто - сохранение
вашей жизни.
Переговоры. Какие ресурсы каждой части могли бы оказаться полезными
другой части для реализации ее интересов? Чем можно обменяться? На чем
они могли бы скооперироваться? Что каждая из них хочет от своей
соперницы для того, чтобы получить удовлетворение? Что именно хочет
каждая часть от другой (время, поведение, внимание и т.п.)
Создайте картинку сотрудничества частей (...). Посидите некоторое время
спокойно
Такие «переговоры» - хороший инструмент для разрешения конфликтов. На
самом деле вы можете никогда не избавиться от этих противоборствующих
частей (в этом может быть и отсутствует необходимость). Однако вы лучше
поймете их, будете узнавать в кризисной ситуации, и они не породят крайних
невротический реакций, поскольку здесь главное - не то, что находится в
пределах разума, не то соглашение, к которому вы пришли, а те звуковые,
визуальные или кинестические образы, которые вы создали.
В настоящее время проблема «психологической защиты», впервые
поставленная в работах З.Фрейда, является центральной для психологии
личности. Психологическая защита – это бессознательная система регуляции
психики, ограждающая человека от травмирующих переживаний в
стрессовых ситуациях. Она помогает ему сохранить самоуважение,
уменьшить эмоциональное напряжение и приспособиться к сложным
жизненным ситуациям за счет искажения реальной информации.
Психологическая защита относится к тем сложным процессам, которые
затрагивают мотивационную сферу личности, формируют её устойчивые
способы поведения и разрешения конфликтов, лежат в основе аномальных
черт характера и акцентуаций, определяют психосоматические расстройства
и состояние здоровья личности. Исследования свидетельствуют, что
психологическая защита определяет субъективный комфорт личности во всех
ситуациях напряженности, в патологии, в профессиональной и бытовой
деятельности. Наличие у человека внутреннего ощущения беспокойства,
боязливости, тревоги метафорически связывается с ощущением им какого-то
недостатка. Такие ощущения оказывают деструктивное влияние на психику,
приводят к появлению сложных проблем в межличностных отношениях, к
социальной и профессиональной неадекватности. Именно с ситуациями
конфликта, травмы, стресса соотносится феномен психологической защиты,
имеющей бессознательную природу, механизмы которой как раз направлены
на снижение эмоциональной напряженности, связанной с конфликтом,
предотвращение дезорганизации поведения, сознания, психики. С этой точки
зрения рассмотрение личности в одном из ее инвариантных проявлений формировании защитного поведения - является важной научной задачей,
включенной в систему фундаментальной проблемы личности.
1. Психология личности.
Личность интересует психологию с точки зрения ее внутреннего строения,
архитектоники, закономерностей возникновения, формирования, развития,
особенностей социально-психологических проявлений, роли в этом
природных, биологических (наследственных), социальных и других
обстоятельств. Одна из центральных проблем в психологии личностивыявление психологических механизмов ее функционирования, проявлений,
регуляции жизнедеятельности человека.
Под личностью в отечественной психологии понимают сложное, системное,
многоуровневое, иерархически организованное, разноплановое, прижизненно
сложившееся, сформировавшееся психическое образование человека, в
котором он выступает не только как объект и продукт, результат
педагогических и других воздействий, но и как сознательный субъект
познания и активного преобразования действительности.
Личность — это конкретный человек в совокупности тех духовных,
психических особенностей, качеств, которые характеризуют его как объекта
общественного (и другого) развития и как субъекта преобразования
действительности на основе ее познания и отношения к ней. Личность — это
конкретный человек как носитель сознания (К. К. Платонов) и самосознания.
2. Развитие представлений о защите личности Анны и Зигмунда Фрейд.
Фундаментальные положения о защите З. Фрейда
Понятие «психологической защиты» впервые ввел в научный обиход
Зигмунд Фрейд в 1894 году. Так он назвал приемы, используемые «Я» (одной
из структур нашей личности) для контроля над «запретными» влечениями и
желаниями, которые могут привести к негативным переживаниям, душевной
боли и тревоге. Речь не о лукавстве, когда мы кокетничаем сами с собой, а об
усилиях, требующих огромного напряжения сил и энергии, которые
бессознательно затрачиваются на то, чтобы защитить себя.
Расширение представлений о защите связано с именем дочери Зигмунда
Фрейда - Анной Фрейд. Она продолжила изучение защитных механизмов,
описала их разнообразие и сложность и предположила, что защита может
направляться не только против влечений, но и против всего, что приносит
невыносимые переживания, стресс или фрустрацию. Причем в разном
возрасте мы используем разные защитные стратегии. Она составила каталог
защит и описала их проявления, сделала попытку обобщить и
систематизировать знания о механизмах психологической защиты,
накопившиеся к середине 40-х годов XX века. А.Фрейд подчеркивала
оберегающий характер защитных механизмов, указывая, что они
предотвращают дезорганизацию и распад поведения, поддерживают
нормальный психический статус личности.
3. Определения механизмов психологической защиты. Проблема
исследования бессознательных компонентов личности.
Механизмы психологической защиты определяются в исследовании как
автоматизированные способы последовательного искажения когнитивной и
аффективной составляющих образа стимульной ситуации.
Проблема исследования бессознательных компонентов личности всегда
стояла в экспериментальной психологии особенно остро, в первую очередь
из-за отсутствия соответствующего методического аппарата.
Исследование психологической защиты личности и ее механизмов не стало
исключением. В психологии существует считанное число диагностических
методик, претендующих на оценку данного феномена.
Методика исследования психологической защиты взрослых. Механизмы
психологической защиты у взрослых.
C целью исследования особенностей психологической защиты взрослых
использовался «Тест-опросник механизмов психологической защиты (Life
Style Index)», разработанный Р. Плутчиком совместно с Г. Келлерманом и
Контом и адаптированный в диссертационном исследовании Л.Р.
Гребенникова.
Описание методики нашло свое отражение как в зарубежной литературе, так
и в отечественной.
Методика LSI предназначена для оценки степени использования индивидом
восьми механизмов психологической защиты (МПЗ), признанных в
структурной теории Р. Плутчика основными.
Этими механизмами являются: отрицание, проекция, регрессия, замещение,
вытеснение, интеллектуализация, формирование реакции, компенсация.
Некоторые из защитных механизмов выделяются как однозначные, другие
представляют собой кластеры из нескольких вариантов защитных стратегий,
близких по психологическому содержанию.
Отрицание – механизм, посредством которого отрицаются некоторый
причиняющий страдания опыт, некоторые импульсы или стороны себя.
Информация, противоречащая установкам, не принимается.
Особенности защитного поведения: эгоцентризм, внушаемость и
самовнушаемость, общительность, стремление быть в центре внимания,
оптимизм, непринужденность, дружелюбие. А также умение внушить
доверие, уверенная манера держаться, жажда признания, самонадеянность,
жалость к себе, обходительность, готовность услужить, аффективная манера
поведения, пафос, легкая переносимость критики и отсутствие
самокритичности.
Проекция – механизм приписывания окружающим различных негативных
качеств, мыслей, чувств, что формирует рациональную основу для
непринятия других и принятия на этом фоне себя.
Особенности защитного поведения: гордость, самолюбие, эгоизм,
злопамятность, мстительность, обидчивость, уязвимость, обостренное
чувство несправедливости, заносчивость, честолюбие, подозрительность,
ревнивость, враждебность, упрямство, несговорчивость, нетерпимость к
возражениям, тенденция к уличению окружающих, поиск недостатков,
замкнутость, требовательность к себе и к другим, стремление достичь
высоких показателей в любом виде деятельности.
Регрессия – избегание субъектом тревоги путем возвращения к
онтогенетически более незрелым формам поведения и удовлетворения
потребностей.
Особенности защитного поведения: слабохарактерность, податливость
чужому влиянию, неумение доводить дело до конца, легкая смена
настроения, плаксивость, в эмоционально напряженной ситуации
повышенная сонливость и неумеренный аппетит, манипулирование мелкими
предметами, непроизвольные движения (потирание рук, кручение пуговиц и
т.д.), специфическая “детская” мимика и речь, склонность к мистике и
суевериям, обостренная ностальгия, непереносимость одиночества,
потребность в стимуляции, контроле, подбадривании, утешении, поиск
новых впечатлений, умение легко устанавливать поверхностные контакты.
Замещение (смещенная агрессия) - механизм снятия напряжения путем
переноса агрессии с более сильного или значимого субъекта (являющегося
источником гнева) на более слабый и доступный объект или на самого себя.
Особенности защитного поведения: требовательность к окружающим,
скандальность, раздражительность, вспыльчивость, реакции протеста в ответ
на критику, отсутствие чувства вины, просмотр соревнований или занятия
боевыми видами спорта (бокс, борьба и т.д.), предпочтение литературы и
фильмов со сценами насилия (боевики и т.д.), приверженность к
деятельности, связанной с риском; тенденция к доминированию (может
сочетаться с сентиментальностью).
Вытеснение (подавление) – механизм, посредством которого неприятные
эмоции блокируются посредством забывания реального стимула и всех
объектов и обстоятельств, связанных с ним. Это универсальное средство
избежать внутреннего конфликта путем устранения из сознания социально
нежелательных стремлений, влечений, желаний. Однако вытесненные и
подавленные влечения дают о себе знать в невротических и
психосоматических симптомах (например, в фобиях и страхах).
Вытеснение считается примитивным и малоэффективным механизмом
психологической защиты по следующим причинам:
1) вытесненное все-таки прорывается в сознание;
2) неразрешенный конфликт проявляется в высоком уровне тревожности и
чувстве дискомфорта.
Почему социально нежелательные влечения, желания, мысли вытесняются
из сознания?
Вытеснение активизируется в случае возникновения желания, которое
вступает в противоречие с другими желаниями индивидуума и несовместимо
с этическими взглядами личности. Вследствие конфликта и внутренней
борьбы мысль и представление (носитель несовместимого желания)
вытесняются, устраняются из сознания и забываются.
Какое влияние на психику оказывают вытесненные стремления и желания?
На первый взгляд кажется, что, устраняя из сознания нежелательные идеи,
мы избавляемся от неудовольствия. Но, как писал З.Фрейд, "...в
бессознательном вытесненное желание продолжает существовать: оно может
активизироваться и вызвать дискомфорт и нарушения в психике".
Особенности защитного поведения: бессознательное избегание ситуаций,
которые могут стать проблемными и вызвать страх (например, полеты на
самолете, публичные выступления и т.д.), неспособность отстоять свою
позицию в споре, соглашательство, покорность, робость, забывчивость. По
мнению З.Фрейда, на невротика в процессе лечения действуют две силы,
направленные друг против друга: с одной стороны, его сознательное
стремление вспомнить забытое, а с другой - сопротивление, которое мешает
вытесненному и его производным вернуться в сознание. Такое стремление не
допустить в сознание вытесненные неосознанные желания и мысли во время
психоаналитических сеансов проявляется в сопротивлении психоаналитику
(критика в адрес врача, отказ сообщать нужные сведения и т.п.). "Если
сопротивление равно нулю или очень незначительно, то забытое без
перекручивания и извращения попадает в сознание.
Интеллектуализация – механизм подмены чувственной основы логическими
резонами, предполагает произвольную схематизацию и истолкование
событий с целью сформировать чувство субъективного контроля над
ситуацией.
Особенности защитного поведения: старательность, ответственность,
добросовестность, самоконтроль, склонность к анализу и самоанализу,
основательность, осознанность обязательств, дисциплинированность, любовь
к порядку, предусмотрительность, индивидуализм.
Реактивные образования
Ego (Я) может принимать меры безопасности против осознания социально
нежелательных импульсов и желаний с помощью формирования
противоположных реакций (реактивных образований).
Реактивные образования - это замена Ego нежелательных тенденций на
противоположные.
Например, преувеличенная любовь ребенка к матери или к отцу может быть
результатом превращения социально нежелательного чувства - ненависти к
родителю. Ребенок, который был агрессивным к родителю, развивает по
отношению к нему исключительную нежность и беспокоится о его
безопасности; ревность и агрессия трансформируются в бескорыстие и
заботу о других. "Создавая навязчивые ритуалы и принимая
предохранительные меры, ребенок защищается от любой вспышки своих
агрессивных импульсов".
Мальчик, которому очень нравится девочка, вдруг ощущает и проявляет
ненависть и агрессию к ней. Определенные социальные и внутриличностные
запреты на проявление некоторых чувств (например, мальчик боится
проявлять свою симпатию к девочке) приводят к формированию
противоположных тенденций - реактивных образований: симпатия
превращается в антипатию, любовь - в ненависть и т.п.
Рационализация - это псевдорациональное объяснение человеком
собственных стремлений, мотивов действий, поступков в действительности
вызванных причинами, признание которых угрожало бы потерей
самоуважения. Самоутверждение, защита собственного "Я" - основной мотив
актуализации этого механизма психологической защиты личности.
Когда девушка бросает парня, он может изменить свое отношение к ней,
рационализируя, что она не так уж и хороша ("А характер какой
ужасный!.."), и это помогает ему пережить трудную ситуацию.
Если я обидел своего знакомого, я защищаюсь, оправдывая свои действия
тем, что он сам заслужил такое обращение ("Ведь он, негодяй, сколько
подлости людям сделал"). И мне от такого объяснения (рационализации)
становится легче, совесть не мучает, мое "Я" и моя самооценка защищена.
Субъект, который оказался несостоятельным что-то сделать, часто объясняет
свой неуспех внешними обстоятельствами, недоброжелательным
отношением других людей, а не собственным бессилием. А когда человек не
достигает взаимности в отношениях с другими людьми, то наделяет их
отрицательными чертами.
Наиболее яркие феномены рационализации получили название "зеленый
(кислый) виноград" и "сладкий лимон":
Феномен "кислый (зеленый) виноград" - это своеобразное обесценивание
недосягаемого объекта. Если невозможно достичь желаемой цели или
завладеть желанным предметом, человек обесценивает их наделяет
отрицательными чертами.
Защита типа "сладкий лимон" - это преувеличение ценности того, что
имеешь (по известному принципу - "лучше синица в руке, чем журавль в
небе").
Рационализация - это объяснение человеком собственных намерений и
стремлений в целях самооправдания и самоутверждения. Истинные мотивы
при этом не осознаются, поскольку осознание их (если они являются
социально нежелательными) привело бы к потере самоуважения.
Поражает то, что когда бы человека ни спросили, почему он поступил
именно так, а не иначе, его мотивы (по мнению человека), как правило,
оказываются "хорошими". Вследствие действия этого механизма
психологической защиты человек редко признает свои намерения
аморальными.
Рационализация актуализируется тогда, когда человек боится осознать
ситуацию и стремится скрыть от себя тот факт, что в своих действиях он
руководствовался социально нежелательными мотивами. Мотив, который
лежит в основе рационализации, заключается в том, чтобы объяснить
поведение и в то же время защитить образ "Я".
Компенсация - попытка исправления или замены объекта, вызывающего
чувство неполноценности, нехватки, утраты (реальной или мнимой).
Особенности защитного поведения: поведение, обусловленное установкой
на серьезную и методическую работу над собой, нахождение и исправление
своих недостатков, преодоление трудностей, достижение высоких
результатов в деятельности.
К этому следует также отнести серьезные занятия спортом,
коллекционирование, стремление к оригинальности, склонность к
воспоминаниям, литературное и другое творчество.
Особенности психологической защиты у детей
Специфика отдельных механизмов защиты вначале изучалась на базе их
проявления у взрослых людей. И только потом внимание исследователей
обратилось к более сложной задаче - изучению специфики детских защитных
механизмов. У ребенка каждый защитный механизм вначале формируется.
Для того чтобы разнесение поведенческой и внутрипсихической
составляющих системы защиты стало более понятным, используем в
качестве модели стихотворение:
Я на всех обижусь. В Африку уеду,
Конь мой деревянный отвезет меня.
Будут апельсины в Африке к обеду,
Я совсем не буду ни о ком скучать.
Конь заржет тихонько. Плакать мы не станем,
Если и взгрустнется нам когда-нибудь.
Радужные бабочки пролетят над нами
И расскажут сказки. Тихие, как сны…
4. Психологическая защита в структуре профессиональной
деятельности. Проблема защитного поведения встает перед исследователями
вопросов клинической психологии, психологии управления, психологии
развития. С ней сталкиваются психотерапевты, педагоги, менеджеры и
многие другие профессионалы. Современный уровень развития теории
управления и психологии профессий не может обойти вопросы социального
сопротивления, способов защиты от профессиональных стрессов, что в свою
очередь требует детального рассмотрения психозащитного поведения
личности. Таким образом, исследование психологической защиты актуально
и для решения частных научных задач.
Возникает вопрос о важности изучения психологической защиты в
практическом плане. Как было сказано выше, общая тенденция нарастания
напряженности в обществе и разных его сферах, имеет следствие усиления
защитных форм поведения у человека. Это обусловливает социальный заказ
на практическую разработку поставленных вопросов. Мы постоянно имеем
дело с разными формами психологической защиты в частных областях. Это
формирование личности профессионала, сопротивление новациям в
организации, процесс психологического консультирования, решение
вопросов маркетинга и эффективной рекламы, система профессионального
обучения и аттестации, клиническая психология и психотерапия, воспитание
и организация массовидного поведения. Наиболее разработан вопрос
защитных механизмов в клинической психологии (3. Фрейд, А. Адлер, К.
Роджерс, Э. Эриксон Ф.В. Бассин, В.М. Воловик, Б.Д. Карвасарский, В.А.
Ташлыков, В.А. Абрамов, К.Р. Айдинян, Ф.Б. Березин, М.М. Коченов, И.И.
Кутько, Т. Дж. Мак Глинн, Г.Л. Меткалф, А.Н. Михаилов, Р.К. Назыров,
И.М. Осадчий, А.М. Прихожан, B.C. Ротенберг, Ю.С. Савенко, Г.К. Ушаков,
Ш.Ференци и др.). Определение конкретных форм психологической защиты
служит отправным моментом в построении личностно-ориентированной
терапии, при изучении патогенеза психических и психосоматических
заболеваний. Исследований психологической защиты в норме представлено
гораздо меньше. Вместе с тем наблюдается осознание необходимости
подобных исследований. При всей многочисленности психических травм и
стрессов сегодняшней жизни, наше «Я» не разрушается. Включается
инстинкт самосохранения, который действует и на уровне психических
структур. К сожалению, динамика жизни часто опережает адаптационные
возможности конкретной личности. Тогда человека охватывает тревога,
пессимизм, возникают мелкие и крупные конфликты, а это еще больше
усугубляет ситуацию напряженности. Тенденции современного развития
общества выражаются в нарастающей личностной изоляции, агрессии,
рационализации и регрессии. Чувство тревоги «запускает в действие»
специальные механизмы, которые способны защитить наше сознание от
разрушительного действия негативных переживаний и обеспечить
субъективное ощущение комфорта. Есть основания считать, что работа с
феноменом защиты открывает прямые пути совершенствования личностного
поведения, для реабилитационных мероприятий в ситуациях переживания
массового стресса (природные катастрофы, теракты, нахождение в «горячих
точках», социальные и профессиональные конфликты и т.п.). Важность
психологического подхода к рассмотрению феномена защиты определяется и
тенденциями развития профессионального мира. Формирование личности
профессионала предусматривает и решение вопроса о повышении
надежности его деятельности, его стрессустойчивости. Решение этой задачи
невозможно без анализа такого важного компонента формирования
поведения в ситуации фрустрации как психологическая защита.
5. Защитные автоматизмы. Уровни психологической защиты.
Утверждая, что механизмы психологической защиты действуют
автоматично, не согласуясь с сознанием, А.Фрейд относила их к особому
классу неосознаваемых явлений, которые называют автоматизмами.
Автоматизм - это действия и акты, которые совершаются сами собой,
независимо от сознательных желаний и намерений человека.
Анализ автоматических процессов обнаруживает их двоякое происхождение.
Некоторые из этих процессов никогда не осознавались, так как были.
В рамках исследования психологической защиты личности возникает
проблема раскрытия психологических механизмов, детерминирующих
индивидуальный защитный стиль, то есть более или менее устойчивый для
данной личности репертуар используемых защитных механизмов. Основным
содержанием данного исследования является рассмотрение актуализации
защитных механизмов в различных классах жизненных ситуаций и
соотнесение полученных результатов с гипотетическими представлениями об
уровневом функционировании психологической защиты.
Выделяются три уровня защиты:
Инструментальный уровень. На этом уровне происходит бессознательное
обозначение фактора как травмирующего и спонтанное отреагирование на
него, с минимальной переработкой поступившей информации. К
инструментальному уровню нами отнесены все виды вытеснения.
Уровень атрибуций и цели. На этом уровне представлены все возможные
способы трансформирования травмирующей ситуации в ситуацию, не
затрагивающую личность (проекция, компенсация, рационализация).
Уровень смысловой переориентации. Здесь происходит переосмысление
собственной личности в контексте возникшей ситуации, рефлексия,
признание в себе различных черт характера. Данный уровень представляет
комбинацию механизма интеллектуализации с другими защитными
механизмами.