Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 3 ВИТАЛЬНЫЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ,
ИХ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
ПЛАН
1. Определение понятия «ценность». Виды ценностей.
2. Классификация ценностей. Аксиология как философская теория
ценностей.
3. Аксиология. Специфика ценностного отношения к миру.
1. Определение понятия «ценность». Ценность - понятие, которое
характеризует "предельные", безусловные основания человеческого бытия;
значение определённых предметов, явлений, процессов для человека,
социальных групп, общества в целом. Указанные два смысла понятия
"ценность" часто расходятся, а порой и противоречат друг другу: то, что в
философии рассматривается в качестве ценность - свобода, добро, истина, для отдельного человека может и не представлять интереса. В свою очередь,
конкретные предметы, которые ценны для индивида, в философском смысле
не являются "ценностью". Понятие ценность сопоставимо с понятием
сущности человека, которая не всегда совпадает с индивидуальным
человеческим существованием.
Философское понимание ценности предполагает следующие её
особенности. Ценность и понятие "сущность человека" - понятия
однопорядковые; осознанность ценность; воплощённость ценности в
человеческой жизни в той или иной форме; противопоставленность ценности
как должного, идеала реальности ("сущему"); включённость ценности в
целеполагающую и оценочную деятельность человека. Понятие ценности
невозможно раскрыть, не обращаясь к понятию оценки - соотнесению
реальных явлений с ценностью, и к понятию цели - проекта достижения
ценности. Цели, формируемые на основе ценности, - это всегда масштабные,
смысложизненные цели. Ценность как координаты человеческого мира
способствуют
его
устойчивости,
организуют
целенаправленную
человеческую деятельность. В известном смысле ценность - это "предельные
цели" человека и общества, они выступают критерием оценки любого
культурного феномена. Культура и есть мера воплощённости ценности в
нашей жизни.
Ценность является предметом исследования особого раздела
философского знания - аксиологии (греч.axia - ценность, logos - учение). Хотя
ценности (добро, истина, красота, справедливость и т.п.) всегда были
предметом философского размышления, начиная с античности, но "проблема
ценностей" как самостоятельная философская проблема возникла не так
давно. Познавательные, онтологические, ценностные аспекты бытия долгое
время не были отделены др. от друга, не составляли самостоятельные
области философского исследования. В известном смысле внимание к
проблеме ценности в европейской философии было инициировано
мироощущением, характерным для христианства. Разделение мира,
1
"космоса" на профанный и сакральный, утверждение притягательности мира
священного, сакрального как сосредоточения благого, его обращённость к
человеку формировали систему точек отсчёта, жизненных ориентиров, целей.
Но только в к. XVIII в. с появлением кантовских "критик", в которых мир в
его данности человеку и мир сам по себе оказались объектами приложения
различных человеческих способностей, аксиология получила основу для
самостоятельного существования.
В аксиологии ценности выделены в особую область. Либо это область
будущего, либо трансцендентный, запредельный мир. Другие концепции
рассматривают ценность в качестве инварианта различных видов
человеческой деятельности: ценность - абстракция, реально существуют
лишь нормы, правила деятельности. Существуют релятивистские концепции
ценности, лишающие ценность их общезначимости и ограничивающие их
действие особой культурно-исторической областью, напр., жизнью одного
народа. Можно говорить и об утилитаристских концепциях ценности: ценно
то, что полезно большинству, или же передовой части человечества, или
отдельному человеку. Наиболее тщательную и подробную разработку
проблема ценности получила в неокантианстве Баденской школы.
2. Классификация ценностей. Аксиология как философская теория
ценностей.
Философское учение о ценностях и их природе называется
аксиологией. Эта теория прошла исторический путь развития, равный
философии в рамках которой она и сформировалась. В античной, а затем и в
средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а
ценностные характеристики включались в его понятие. Ценности, таким
образом, не отделялись от бытия, а рассматривались как находящиеся в
самом бытии.
Различные исторические эпохи и разные философские системы
накладывают свой отпечаток на понимание ценностей. В Средние века они
связываются с божественными сущностями, приобретают религиозный
характер. Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности
гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений
во многом определяют и подход к рассмотрению предметов и явлений как
ценностей.
Ценности носят социальный характер. Они формируются на основе
общественной практики, индивидуальной деятельности человека и в рамках
определенных конкретно-исторических общественных отношений и форм
общения людей. Ценности не возникают неизвестно откуда и не
вкладываются в человека извне. Они формируются в процессе его
социализации и носят динамический характер. В этой связи следует сказать,
что весь жизненный опыт человека и система его знаний непосредственно
влияют на характер его ценностей.
Классификация ценностей:
2
1) Ценности могут различаться по признаку – что оценивается и на
основании чего нечто оценивается. В связи с этим выделяют:
а) предметные ценности – т.е. явления реальности, обладающие
определенной значимостью для субъекта (к ним относят: природные
объекты, процессы и явления; социальные объекты)
б) субъектные ценности – способы и критерии, на основании которых
оцениваются те, или иные явления. (к ним относят: установки, императивы,
запреты, цели, проекты, выраженные в форме нормативных представлений)
2) Ценности отличаются друг от друга и потому, с
какой сферой социума они связаны. В связи с этим различают моральные,
художественные, утилитарные, научные и иные ценности.
3) Ценности могут различаться по степени общности, т.е. по тому, что
для какого количества субъектов то или иное явление обладает значимостью.
(в связи с этим выделяют: групповые ценности (национальные, религиозные,
этнические, возрастные) и общечеловеческие).
4)
Ценности
могут
различаться
по
тому,
насколько
они признаются субъектом в качестве собственных целей и принципов или
просто принимаются как нечто, диктуемое внешними обстоятельствами (в
этой связи можно выделить: внешние и внутренние ценности).
5) Ценности различают и по тому, насколько они значимы для самих
основ жизнедеятельности человека, для выражения сущности его
потребностей и ориентации (в связи с этим выделяют: абсолютные или
высшие ценности (константы); ситуативные, переходящие ценности или
конкретно исторические формы ценностей и ценностных ориентаций
(эмпирические переменные).
6) Ценности различают и по тем функциям, которые они выполняют.
В связи с этим выделяют ценности, как способ ориентации, ценности как
средство контроля в социальных группах, ценности как функционально
необходимые нормы при создании и поддержании социального продукта и
т.д.
3. Аксиология. Специфика ценностного отношения к миру.
Аксиология - это философская наука, исследующая и осмысливающая
истоки мировоззренческого и методологического отношения людей к бытию
вещей, предметов и явлений, необходимых для их полнокровной жизни и
активной деятельности. Аксиология рассматривает изучаемые вещи,
предметы и явления в их реальной целостности, а значит - выявляет их
целевое назначение, которое в этой целостности обеспечивает и
обусловливает отбор и взаимоотношения всех необходимых для нормального
взаимодействия структур. Феномен ценности представляет собой довольно
многомерное и весьма сложное образование, которое не сводится к какойлибо стороне предмета, вещи, явления, к тому или иному конкретному их
проявлению. Это многостороннее единство ценностей может быть
смоделировано только философской аксиологией. Философский подход
предполагает рассмотрение не самой ценности или собственно ценностной
3
оценки, а целостного ценностного отношения, «полюсами» которого
являются ценность и оценка. Подобное субъективное отношение образуется
особой формой связи субъекта и объекта и потому не сводится ни к чистой
объективности, ни к субъективности. Ценностное отношение (как субъектнообъектное) есть сознательно оценивающее отношение субъекта к объекту.
Иначе говоря, это особое (оценочное) отношение человека к тем вещам,
предметам, явлениям, которые его окружают и по-разному воздействуют на
его жизнь и деятельность. Ценностное отношение аксиологией
рассматривается как философское осмысление субъектом оцениваемого
объекта с последующим отнесением его к разряду ценностей. Так,
природный ландшафт, превращенный человеком в культурный центр,
обретает для него совершенно иной смысл, а значит, получает некую
художественную, мемориальную, экономическую ценность. Это означает,
что ценности не существуют для человека просто как факты, а порождаются
его сознанием. Философский подход, при котором человек, его жизнь,
деятельность и поведение рассматриваются в концептуальном пространстве
субъективнообъективных отношений, обнаруживает смысл именно в
пространстве ценностей. Речь идет о придании ценности, всему, что входит в
пространство сознания человека из мира природы или из сферы культуры.
Это идеалы, регулятивные идеи, образцы поведения и т.д., за которыми стоит
опыт человечества, его устремления и потенции. К настоящему времени
аксиология не только высветила важную роль ценностей в жизни и
деятельности людей, но и показала их динамику и противоречия. Речь идет о
противоречиях в природе ценностей. Они обусловлены особенностями
культурно-исторического развития общества, типом цивилизации,
религиозными традициями.
Философски осмысливая ценностную сферу, то есть рассматривая ее
как форму субъектно-объектных отношений, необходимо исходить из
отчетливого понимания содержания таких философских категорий, как
субъект, объект, не подменяя при этом субъективный статус индивида в
познании. Стоит отметить, что у человека отношение к истине и ценности
всегда было двойственным. С одной стороны, традиционно лежащий в
основе познания рационалистически-сциентистский тип мышления порождал
высокомерно-пренебрежительное отношение ко всему, что выходило за
границы точного знания (истины). А с другой стороны, особое отношение
людей вызывало к себе все, что делало их жизнь человеческой - гуманной,
красивой, добропорядочной. Только в конце XVII и начале XVIII веков
возрос интерес к философскому осмыслению мира ценностей в культурном
развитии современного мира.
В XIX веке философский релятивизм предопределил рождение теории
ценностей. Философы предприняли попытку выйти за пределы
традиционного онтологического и гносеологического конструирования мира.
Рождение аксиологии становилось жизненной необходимостью. И в начале
XX века аксиология утвердила свое место в философии как ее теоретическая
дисциплина, кстати, самая молодая. Заметим, что она сразу же сравнялась по
4
фактической роли и значению с теорией познания - гносеологией. Более того,
сама теория познания уже требовала ценностного подхода для критического
осмысления целого ряда научных открытий и технологических достижений,
особенно в физике, химии, биологии и других естественных науках. Так, для
работ А. Эйнштейна было характерно сочетание научных и ценностных
подходов, более того, их синтез. Это органическое соединение истины и
ценности в познании мира сделало ученого, обладающего великим умом и
благородным сердцем, «совестью эпохи».
Еще более активно ценностный подход стал применяться в
гуманитарных науках: психологии, этике, эстетике, культурологии,
социологии, а также в медицине. Так, новое значение во всех этих
дисциплинах приобрел феномен человеческой жизни. Ж.-П. Сартр (19051980) писал: «...Жизнь не имеет априорного смысла. Пока вы не живете
своей жизнью, она ничего собой не представляет, вы сами должны придать
ей смысл, а ценность есть не что иное, как выбранный вами смысл» [5].
Смысл человеческой жизни становится самоценностью. Только на пути
интеллектуального и нравственного проникновения в свое внутреннее «Я», в
мир научных знаний и ценностей стало возможно самосовершенствование
личности, достижение «добродетели и благой жизни» (Сократ). Ключевое
значение этой проблемы объясняется тем, что, как показала история
философской мысли, ценности со временем становятся предметом изучения
широкого круга естественных и гуманитарных наук. Ее естественным
образом стремятся включить в свое предметное поле познания и
представители медицины, философски размышляя о проблемах жизни
человека, его здоровья, здорового образа жизни.
Мы уже говорили о том, что как самостоятельная философская
дисциплина аксиология сформировалась лишь в конце XIX века, пройдя
долгий и трудный путь становления и развития. Аксиология стремится
разрешать особо сложные философские вопросы, возникающие в сфере
формирования отношения к миру вещей, предметов, явлений, с которыми
человек постоянно сталкивается. Суждение о ценности впервые высказал И.
Кант, философски осмысливая нравственные проблемы жизни человека.
Философ считал, что ценность не поддается научному исследованию, так как
она не имеет собственного бытия. Действительно, сознанию даны только
носители ценностей вместе с их мерой, которая и превращает их в желаемое.
Поэтому ценности, по Канту, имея своих носителей (вещи, предметы,
явления), становятся желанным человеку фактором в его жизни.
Ценность не столько постигается в интеллектуальном акте познания,
сколько наделяется особым смыслом в эмоционально-чувственном
восприятии. Она, кстати, как и истина, не будучи свойством материи,
выражает отношение к материальной реальности. Основываясь на своем
индивидуальном опыте, человек, как правило, осознает наличие связи между
значимым для него объектом и собственными потребностями и интересами.
Важно отметить, что ценности носят конкретно-исторический характер, то
есть соответствуют тому или иному этапу развития общества. Кроме того,
5
они отражаются в интересах и потребностях различных демографических
групп - молодежи, старшего поколения, а также классовых,
профессиональных, политических, религиозных и иных объединений. При
этом они никоим образом не сводятся ни к фактам объективной реальности,
ни, тем более, к области произвольных субъективных определений.
Отражая реальную связь человека с миром природных и социальных
явлений, ценности не только выражают отношение к ним, но и придают им
(если это возможно) положительную социальную значимость, отражают
органическую связь действительных потребностей и интересов личности с ее
внутренними целями и устремлениями, идеями и идеалами. Существенная
особенность ценностей состоит в том, что именно они оказываются для
человека тем побуждающим фактором, который стимулирует у него
творческий порыв, желание созидать новые виды культуры через выражение
своего внутреннего состояния, прежде всего - эмоционально-чувственного
переживания различных жизненных ситуаций. Не случайно одни философы
объединяют теорию ценностей с этикой, другие - с эстетикой, третьи - с
социологией и т.д. Огромный мир ценностей представляет собой некую
самобытную структуру личностного бытия – аксиосферу (общественная
система взглядов, мировоззрений, идеологий, которая позволяет выразить
ценностное отношение к предметам, вещам и явлениям).
6