Ведущие капиталистические страны
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Внимательно изучите материалы лекции «Ведущие капиталистические страны» и презентации , ответьте на вопросы письменно в рабочей тетради:
1. Как изменилась роль США в мире после Второй мировой войны? Каковы были особенности развития США во второй половине XX — начале XXI в.?
2. Как развивались ведущие страны Западной Европы во второй половине XX — начале XXI в.? В чем состояли общие черты и в чем специфика в развитии этих стран?
3. Как начиналась европейская интеграция? Чем была вызвана ее необходимость?
4. Охарактеризуйте структуру Европейского союза. Какую роль играет ЕС в жизни современного мира?
5. В чем состоят особенности развития Японии во второй половине XX — начале XXI в.?
1.Превращение США в ведущую мировую державу
В ходе Второй мировой войны США не только мало пострадали, но и получили значительные прибыли. В стране возросли добыча угля, нефти, выработка электроэнергии, выплавка стали, производство сельскохозяйственной продукции. Основой экономического подъема стали большие военные заказы правительства. США окончательно заняли лидирующее положение в мировом хозяйстве.
Фактором обеспечения экономической и научно-технической гегемонии США явился импорт идей и специалистов из других стран. Уже накануне и в годы войны в США эмигрировали многие ученые. После войны из Германии были вывезены значительное число немецких специалистов и огромная научно-техническая документация.
Военная конъюнктура способствовала развитию сельского хозяйства. На продовольствие и сырье в мире существовал большой спрос, что создавало благоприятное положение на аграрном рынке и после 1945 г.
В 1945 г. президент Г. Трумэн заявил, что на Америку легло бремя ответственности за дальнейшее руководство миром. В условиях начала «холодной войны» США выступили с концепциями «сдерживания» и «отбрасывания» коммунизма, т.е. СССР. Американские военные базы покрыли весь мир.
Вмешательство государства в экономику продолжалось и в мирное время. Несмотря на похвалы свободному рынку, развитие экономики после «нового курса» Рузвельта уже не мыслилось без регулирующей роли государства. Была реализована программа строительства дорог, электростанций и других объектов. Сохранились многие социальные программы времен «нового курса». Скорректированная политика называлась «справедливым курсом».
Наряду с этим проводились меры по ограничению прав профсоюзов (закон Тафта-Хартли). По инициативе сенатора Джозефа Маккартни развернулись гонения на обвиняемых в «антиамериканской деятельности» (маккартизм). Жертвами «охоты на ведьм» стали многие люди, в том числе такие известные, как Ч.Чаплин. Продолжалось наращивание вооружений, в том числе ядерных. Завершалось формирование военно-промышленного комплекса (ВПК), в котором были соединены интересы чиновников, верхушки армии и военной индустрии.
50 — 60-е годы в целом были благоприятны для развития экономики США. Ее быстрый рост был связан прежде всего с внедрением достижений НТР.
В эти годы большого размаха достигла борьба негритянского (афроамериканского) населения за свои права. Акции протеста, которые возглавил Мартин Лютер Кинг, привели к принятию в 1968 г. законов, обеспечивавших равноправие чернокожих. Однако добиться реального равноправия было гораздо сложнее, чем юридического, влиятельные силы сопротивлялись этому, что нашло выражение в убийстве Кинга.
Ставший в 1961 г. президентом Джон Кеннеди провозгласил политику «новых рубежей», нацеленную на создание общества «всеобщего благоденствия» (ликвидация неравноправия, бедности, преступности, предотвращение войны). Были приняты социальные законы, облегчавшие доступ малоимущих к образованию, медицинскому обслуживанию и прочим социальным благам.
В конце 60-х — начале 70-х гг. положение в США ухудшилось. Это было связано с войной во Вьетнаме, закончившейся самым большим в истории США поражением, а также с мировым экономическим кризисом начала 70-х гг. Эти обстоятельства способствовали политике разрядки: при президенте Ричарде Никсоне между США и СССР были заключены первые договоры об ограничении вооружений.
В начале 80-х гг. разразился новый экономический кризис. В поисках выхода из него президент Рональд Рейган предложил политику, названную «консервативной революцией». Были сокращены расходы на образование и медицину, пенсии, однако снижались и налоги. США взяли курс на развитие свободного предпринимательства, сокращение роли гсударства в экономике. Хотя этот курс вызвал многие протесты, он способствовал улучшению положения. Рейган, который называл ранее СССР «империей зла», выступал за наращивание гонки вооружений, но в конце 80-х гг. по инициативе лидера СССР М.С.Горбачева начался процесс сокращения вооружений (правда, в основном со стороны СССР).
Крушение СССР и социалистического лагеря способствовало самой длительной полосе экономического подъема в США в 90-е гг. при президенте Уильяме Клинтоне. США превратились в главный центр силы в мире.
11 сентября 2001 г. в высотные здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке врезались два самолета с пассажирами. Власти Соединенных Штатов обвинили в этом исламских террористов. Под предлогом борьбы с международным терроризмом американцы при президенте Джоржде Буше-младшем усилили внешнюю экспансию. «Сферами жизненных интересов США» были объявлены огромные регионы, прежде всего богатые запасами энергоносителей (нефти, газа). Американцы способствовали организации так называемых «оранжевых революций» в ряде стран и приходу к власти марионеточных режимов. Были оккупированы Афганистан и Ирак, США угрожали напасть на Северную Корею, Иран и Сирию. По инициативе США в НАТО приняли новые страны, на востоке Европы и вблизи границ России разместили системы противоракетной обороны. Экспансия США вызвала сопротивление во всем мире, а также привела к ухудшению положения в экономике. В 2008 г. США стали центром глобального экономического кризиса, охватившего все страны мира. Надежды на выход из него многие связывают с первым чернокожим президентом США Бараком Обамой, вступившим в должность в 2009 г.
2.Ведущие страны Западной Европы
Вторая мировая война подорвала экономику всех стран Европы. На ее восстановление пришлось затратить огромные силы. Болезненные явления во многих странах были вызваны также крушением колониальной системы, потерей колоний. Так, Великобритания к началу 60-х гг. потеряла почти все свои колонии. Итоги войны, по словам У.Черчилля, стали для нее «триумфом и трагедией». Страна окончательно превратилась в «младшего партнера» США. Британская экономика долго не могла возродиться после войны, до начала 50-х гг. в стране сохранялась карточная система распределения продуктов.
Пришедшие к власти после войны лейбористы провели национализацию ряда отраслей промышленности, расширили социальные программы. Постепенно ситуация в экономике улучшилась. В 50 — 60-е гг. происходил интенсивный экономический рост. Однако кризисы 1974 —1975 и 1980—1982 гг. нанесли стране, рильный урон. С 70-х гг. серьезной проблемой стала вооруженная борьба против британской власти в Северной Ирландии.
Пришедшее к власти в 1979 г. правительство консерваторов во главе с Маргарет Тэтчер выступило в защиту «истинных ценностей британского общества». Это выразилось в приватизации, уменьшении государственного регулирования и поощрении частного предпринимательства, сокращении налогов и социальных расходов. Экономические показатели улучшились, но большинство населения осталось недовольным своим положением.
В 1997 г. на выборах победили лейбористы. Однако их правительство во главе с Энтони Блэром, хотя и с некоторыми коррективами, продолжало внутреннюю политику консерваторов. Во внешней политике Блэр придерживался проамериканской линии, англичане участвовали в нападениях на Афганистан, Ирак. Падение популярности Блэра привело к тому, что в 2007 г. пост премьер-министра занял лейборист Г. Браун. На выборах 2010 г. к власти вернулась консервативная партия в коалиции с либерал-демократами. Премьер-министром стал Дэвид Кэмерой. Правящая коалиция приступила к реализации своей программы вывода страны из кризиса.
Во Франции после Второй мировой войны под влиянием коммунистов, резко повысивших свой авторитет в годы борьбы с фашизмом, были национализированы некоторые отрасли промышленности, конфискована собственность пособников оккупантов. Расширились социальные права и гарантии населения. В 1946 г. была принята новая конституция, установившая режим Четвертой республики. Однако внешнеполитические события (война во Вьетнаме и Алжире) делали ситуацию в стране крайне неустойчивой.
На волне недовольства в 1958 г. к власти пришел генерал Шарль де Голль, избранный президентом. Он провел референдум, принявший новую конституцию, значительно расширявшую права президента. Наступил режим Пятой республики. Ш. де Голлю удалось решить ряд острых проблем: французы окончательно ушли из Индокитая, получили свободу все колонии в Африке. Первоначально де Голль пытался с помощью военной силы сохранить за Францией Алжир, являвшийся родиной для миллиона французов. Однако эскалация военных действий, усиление террора против участников национально-освободительной войны вели лишь к росту сопротивления алжирцев. В 1962 г. Алжир получил независимость, а большинство французов бежали оттуда во Францию. Была подавлена попытка военного переворота со стороны сил, выступавших против ухода из Алжира.
С середины 60-х гг. стала более независимой внешняя политика Франции, государство вышло из военной организации НАТО (оставаясь в блоке), улучшились отношения с СССР.
Одновременно улучшилось положение в экономике. Однако противоречия в стране сохранялись, что привело к массовым выступлениям студентов и рабочих в 1968 г. Под влиянием этих выступлений в 1969 г. де Голль ушел в отставку.
В 70-е гг. положение в экономике стало менее стабильным. На выборах 1981 г. президентом был избран лидер социалистической партии Франсуа Миттеран. Социалисты сформировали правительство с участием коммунистов. Были проведены реформы в интересах большинства населения (сокращение рабочего дня, увеличение отпусков), расширены права профсоюзов, национализирован ряд отраслей промышленности. Однако возникшие экономические трудности заставили правительство пойти по пути жесткой экономии. Укрепились позиции правых партий, реформы были приостановлены. В 1995 г. президентом стал голлист Жак Ширак, в 2007 г. его сменил однопартиец Николя Саркази.
Серьезной проблемой для Франции явился массовый наплыв эмигрантов, прежде всего из бывших французских колоний. Тяжелые условия существования эмигрантов, нежелание интегрироваться во французское общество вызвали с 2005 г. серию погромов в городах, совершаемых молодыми выходцами из эмигрантских семей. Данные проблемы ведут к усилению националистических настроений («Франция для французов»), которые выражает Национальный фронт во главе с Жаном Мари Ле Пеном, часто получающим значительное число голосов на выборах.
После возникновения в 1949 г. Федеративной Республики Германии ее правительство возглавил лидер Христианско-демократического союза (ХДС) Конрад Аденауэр, который оставался у власти до 1963 г. Он проводил политику создания социально ориентированной рыночной экономики при значительной роли государственного регулирования. Развитие немецкой экономики шло очень быстрыми темпами («немецкое экономическое чудо»), чему способствовала помощь США.
В политической жизни происходила борьба между ХДС и социал-демократами (СДПГ). В конце 60-х гг. к власти пришло правительство с преобладанием социал-демократов во главе с Вилли Брандтом. Были проведены преобразования в интересах широких слоев населения. Во внешней политике Брандт нормализовал отношения с СССР, Польшей, ГДР. Однако экономические кризисы 70 — 80-х гг. привели к ухудшению положения страны.
В 1982 г. во главе страны встал лидер ХДС Гельмут Коль. Было сокращено государственное регулирование экономики, проведена приватизация. Благоприятная конъюнктура способствовала увеличению темпов развития. В 1990 г. произошло объединение ФРГ и ГДР.
К концу 90-х гг. в Германии возникли новые финансово-экономические проблемы. В 1998 г. на выборах победили социал-демократы во главе с Герхардом Шредером. Однако усиление проблем в экономике в начале XXI в. вызвало недовольство части населения политикой социал-демократов. На выборах 2005 г. христианские демократы получили небольшой перевес голосов. Сформировалось правительство «большой коалиции» (ХДС и СДПГ) во главе с лидером ХДС Ангелой Меркель. Ее позиции еще более упрочились после выборов 2009 г.
3.Падение авторитарных режимов в европейских странах
В середине 70-х гг. в Европе исчезли последние авторитарные режимы. В 1974 г. в Португалии военные совершили переворот, свергнув диктаторский режим Антониу Салазара. Были проведены демократические преобразования, национализированы ведущие отрасли промышленности, предоставлена независимость колониям.
В Испании после смерти диктатора Ф.Франко в 1975 г. началось восстановление демократии. Демократизации общества содействовал король Хуан Карлос I. Со временем были достигнуты значительные успехи в экономике, вырос уровень жизни населения.
После окончания Второй мировой войны в Греции разгорелась Гражданская война (1946 —1949) между прокоммунистическими и прозападными силами, поддержанными Великобританией и США. Она завершилась поражением коммунистов. В 1967 г. в стране произошел военный переворот и был установлен режим «черных полковников». Ограничивая демократию, «черные полковники» в то же время расширили социальную поддержку населения. Попытка Греции присоединить Кипр привела к падению в 1974 г. диктаторского режима «черных полковников» и восстановлению демократии в стране.
4.Европейская интеграция
Во второй половине XX в. наметились тенденции к интеграции стран во многих регионах, особенно в Европе. В 1949 г. возник Совет Европы. В 1957 г. шесть стран во главе с Францией и ФРГ подписали Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) — Общего рынка, снимающего таможенные барьеры. В 70 — 80-е гг. количество членов ЕЭС возросло до двенадцати. В 1979 г. прошли первые выборы в Европейский парламент прямым голосованием населения. В 1981 г. в ЕЭС вступила Греция, в 1986 г. — Испания и Португалия.
В 1992 г. в результате долгих переговоров и десятилетий сближения страны ЕЭС в голландском городе Маастрихт подписали документы о валютно-экономическом и политическом союзах. В 1995 г. ЕЭС, в которое входило уже 15 государств, было преобразовано в Европейский союз (ЕС). В 1995 г. членами ЕС стали Австрия, Финляндия и Швеция. С 2002 г. в 12 странах ЕС была введена единая валюта — евро, что усилило экономические позиции этих стран. В 2004 г. в ЕС были приняты сразу 10 новых членов (Польша, Чехия, Венгрия, Словения, Словакия, Кипр, Мальта, Эстония, Латвия, Литва). В 2007 г. в состав ЕС вошли Болгария и Румыния. Сейчас Союз объединяет 27 стран с населением более 500 млн человек. Это, с одной стороны, упрочило позиции ЕС, но с другой — способствовало обострению внутренних противоречий в нем.
Началось создание наднациональных органов власти. Была разработана Конституция ЕС, которую должны одобрить либо парламенты, либо граждане на референдуме. Однако в 2005 г. на референдумах во Франции и Нидерландах эта конституция не была одобрена, что приостановило процесс формирования наднационального европейского правительства.
С целью заменить провалившуюся конституцию страны — члены ЕС заключили в 2007 г. в Лиссабоне договор о реформировании своего союза. 1 декабря 2009 г. договор вступил в силу. ЕС сделался правосубъектным: он получил право заключать международные договоры (если они соответствуют программным документам ЕС). Полноценным институтом стал Европейский совет, состоящий из глав государств или правительств всех стран-членов. Был введен пост его постоянного представителя, который представляет ЕС на международной арене. Его избирают главы государств ЕС на 2,5 года (первым представителем стал бельгиец X. Ромпёй). Были расширены полномочия Европейского парламента, который теперь избирает председателя Европейской комиссии (куда входит один представитель от каждой страны, а также верховный представитель по иностранным делам и политике безопасности). Законодательным органом ЕС является Совет Европейского союза. В него входят 27 министров стран-членов в составе, зависящем от круга обсуждаемых вопросов. Предусмотрено, что полномочия Совета будут расширяться, изменен и порядок подсчета голосов при принятии решений. Усилена роль Европейского Суда.
За годы деятельности Европейского союза с помощью сближения законов всех его стран было гарантировано свободное движение людей, товаров, капитала и услуг внутри союза. Между 22 странами-членами Шенгенским соглашением был отменен паспортный контроль. ЕС принимает общие для всех его членов законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере права и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития.
ЕС участвует как отдельное государство в международных отношениях и заключении международных договоров. ЕС проводит общую внешнюю политику и политику безопасности. Во многих странах мира учреждены постоянные дипломатические миссии ЕС, представительства ЕС действуют в ООН, других международных организациях.
Европейский союз в настоящее время сочетает в себе признаки международной организации и государства. В определенных областях решения принимаются независимыми наднациональными институтами, а в других — посредством переговоров между государствами-членами.
Кризисные явления в экономике ряда стран ЕС в 2009 — 2010 гг. поставили под угрозу сохранение зоны евро. В 2010 г. началось создание специального фонда для помощи другим проблемным странам ЕС. В том же году ЕС принял решение оказать финансовую помощь Греции, чтобы не допустить ее выхода из еврозоны. Позже аналогичное решение было принято по Португалии и Ирландии.
5.Миграционные процессы и Европа
На стремление людей к миграциям, т.е. переселению в другие местности, влияет целый комплекс причин. В первую очередь это социально-экономические трудности (миграцию называют «голосованием ногами»). Важными остаются политические, национальные, религиозные, экологические, демографические и иные факторы. Считается, что в миграциях ежегодно участвуют 2 — 3% населения Земного шара, прежде всего из неблагополучных регионов.
Со второй половины XX в. Европа стала одним из главных центров притяжения мигрантов. Самой многочисленной группой мигрантов являются турки. Более 60% их живет в Германии. Алжирцы и тунисцы заселяют Францию, албанцы выезжают в Италию и Грецию. В Испании и Португалии основную массу новых жителей составляют выходцы из стран Латинской Америки. В последние годы поток мигрантов из североафриканских стран несколько снизился, зато усилилось прибытие жителей из стран Африки южнее Сахары.
Европейские страны привлекают мигрантов в связи с потребностями экономического развития и относительным недостатком собственного населения.
Если сферы занятости высококвалифицированных мигрантов и местных жителей в значительной степени пересекаются, то у низкоквалифицированных работников они, напротив, заметно различаются. Так, в системе общественного питания иммигранты в основном заняты на низших должностях в ресторанах, тогда как коренные жители чаще работают в сети «быстрого питания»; в сфере торговли первые трудятся в небольших магазинах, вторые — в супермаркетах; в строительстве иностранные работники заняты в ремонтно-реставрационном секторе, местные — в более солидных строительных фирмах. Этому способствует особая роль, которую в занятости иммигрантов играют системы социальных связей и неформального профессионального обучения. Кроме того, в анклавах, в которых селятся мигранты, формируются специфические возможности занятости.
Миграция приносит европейцам огромное число трудноразрешимых проблем. Прежде всего это серьезные изменения этнического и половозрастного состава населения. Европейские страны, бывшие до недавнего времени фактически мононациональными, превращаются в полиэтнические. Однако меры, предпринятые против наплыва мигрантов в 90-е гг. дали отрицательный результат: увеличилась незаконная и неконтролируемая миграция.
Кроме того, миграция приводит к ухудшению ситуации на рынке труда в связи с ростом предложения рабочей силы и ограничением рабочих мест; к снижению цены на национальную рабочую силу, так как растет предложение рабочей силы на рынке труда; наконец, к конфликтам между коренным населением и иммигрантами.
Противоречия между мигрантами и местным населением становятся все более дестабилизирующим фактором в разных странах. В конце 2010 — начале 2011 г. главы ряда ведущих западных государств (А. Меркель, Д. Кэмерон, Н. Саркози) заявили о крахе политики мультикультурности, т.е. политики, направленной на интеграцию выходцев из стран Азии и Африки в европейское общество.
6.Япония
Вторая мировая война имела для Японии тяжелейшие последствия: разрушение экономики, потеря колоний, оккупация. Под давлением США японский император согласился на ограничение своей власти. В 1947 г. была принята конституция, расширявшая демократические права и закреплявшая мирный статус страны (военные расходы по конституции не могут быть выше 1 % всех расходов бюджета). У власти в Японии почти постоянно находится правая Либерально-демократическая партия (ЛДП).
С 50-х гг. в Японии начался резкий подъем экономики, получивший название «японское экономическое чудо». Помимо благоприятной конъюнктуры это «чудо» было основано на особенностях организации производства и менталитете японцев, а также на малой доле военных расходов. Трудолюбие, неприхотливость, корпоративно-общинные традиции населения позволили Японии успешно конкурировать на мировом рынке. Был взят курс на развитие наукоемких отраслей, сделавший Японию лидером по производству электроники.
Тем не менее на рубеже XX — XXI вв. в Японии возникли значительные проблемы. Все чаще вспыхивали скандалы вокруг ЛДП, связанные с коррупцией. Замедлились темпы экономического роста, усилилась конкуренция со стороны «новых индустриальных стран» (Южной Кореи, Сингапура, Таиланда, Малайзии), а также Китая. Китай представляет для Японии и военную угрозу.