Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Условия социализации в семье и детские поведенческие реакции

  • 👀 328 просмотров
  • 📌 287 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Условия социализации в семье и детские поведенческие реакции» doc
Лекция № 2 УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ В СЕМЬЕ И ДЕТСКИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ План: 1. Семья как социальная ячейка общества. 2. Социализирующие функции семьи. 3. Детские поведенческие реакции: • Реакция отказа • Реакция протеста (оппозиции) • Реакция имитации • Реакция отрицательной имитации • Реакция компенсации • Реакция гиперкомпенсации • Реакция эмансипации • Реакция группирования со сверстниками • Реакция увлечения (хобби-реакция) • Реакции, обусловленные сексуальным влечением Литература: 1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебных заведений. 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 440 с. 2. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический проект, 2001. – 416 с. 1. Семья как социальная ячейка общества Современная семья Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой. Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество этой среды определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры. Демографический – структура семьи (большая, включая других родственников, нуклеарная (включающая лишь родителей и детей); полная или неполная; бездетная, однодетная, мало- или многодетная). Демографическая ситуация в России складывается таким образом, что уровень смертности превышает уровень рождаемости. В последние годы наблюдается тенденция увеличения доли семей, состоящих из 2 –3 человек. Дети, по высказыванию таких семей, - это возможные ограничения свободы родителей: в образовании, работе, повышения квалификации, реализации своих способностей. Установка на бездетность все больше распространяется на супругов детородного возраста. Это обусловлено растущими материально – экономическими трудностями, духовно – материальным кризисом, в результате которого в системе ценностей приоритетными становятся престижные вещи (машина, породистая собака, вилла и пр.) Можно выделить ряд факторов, обуславливающих сокращение величины семьи: падение рождаемости; тенденция к отделению молодых семей от родительских; увеличение в населении доли семей с одним родителем в результате роста разводов, овдовений, рождения детей одинокими матерями: качество здоровья населения и уровень развития здравоохранения в стране. По оценке специалистов. 10-15% взрослого населения по состоянию здоровья не способны иметь детей из-за плохой экологии, аморального образа жизни, болезней, плохого питания и т.д. Социально- культурный – уровень образования ее взрослых членов, поскольку он признан одним из определяющих факторов в воспитании детей, и поведенческая культура членов семьи. Уровень культуры семьи считается высоким, если семья справляется с ролью хранительности обычаев и традиций, обладает широким кругом интересов, развитыми духовными потребностями; в семье рационально организован быт, разнообразен досуг, причем преобладает совместные формы досуговой и бытовой деятельности; семья ориентирована на всестороннее (эстетическое, физическое, эмоциональное, трудовое) воспитание ребенка и поддерживает здоровый образ жизни. Социально- экономический - имущественные характеристики и занятость родителей на работе. Если уровень дохода семьи ниже прожиточного минимума, вследствие, чего семья не может удовлетворять самые насущные потребности в пище, одежде, оплате за жилье, то такая семья, ее социально-экономический статус – низкий. Если семья справляется с удовлетворением базовых потребностей жизнеобеспечения, но испытывает дефицит материальных средств для удовлетворения досуговых, образовательных и других социальных потребностей, то такая семья считается малообеспеченной, ее социальный статус – средний. Высокий уровень доходов, позволяющей не только удовлетворить основные потребности жизнеобеспечения, но и пользоваться различными видами услуг, свидетельствуют о том, что семья является материально-обеспеченной, имеет высокий социально-экономический статус. Технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни. Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и (что для нас еще важнее) коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь, все более эмоционально-психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои причины. Назовем лишь некоторые из них: Во-первых, большое количество семей однодетны и состоят из двух поколений - родителей и детей; бабушки и дедушки, другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична. Таким образом, исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения пожилыми, сублингами (братьями – сестрами), тетками, дядьями и др. Во-вторых, при сохранении традиционного разделения «мужского» и «женского» труда, первый в массе семей (кроме деревень и малых городов) сведен к минимуму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной ее руководящей ролью в семье (в домашнем хозяйстве) и внедомашней занятостью. В-третьих, поскольку отношения супругов все более определяются мерой и глубиной их привязанности друг к другу, постольку резко повышается их уровень ожиданий по отношению друг к другу, реализовать которые многие не могут в силу традиций культуры и своих индивидуальных особенностей. В-четвертых, сложнее и проблематичнее стали отношения детей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Но процесс этот трудный, в первую очередь для родителей. Дети нередко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпрепровождения родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает - на смену ему приходит авторитет личности родителей. 2. Социализирующие функции семьи Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Поэтому ограничимся несколькими аспектами. Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. Характер отношений родителей, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров – все это воспринимается ребенком и становится образцом для его собственного поведения. Непосредственно опыт ребенка, приобретенный в младшем возрасте становиться подчас единственным критерием отношения ребенка к окружающему миру, людям. В школьном и подростковом возрастах влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функций уменьшается. Во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола ребенка. В первые три года жизни это влияние, определяющее либо именно в семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря, которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы, связанные с маскулинностью или фемининностью. Феминизация – появление женских черт у юношей. Причины: мальчик воспитывается без отца, в доме одни женщины, мать укладывает сына в свою постель, мальчик долго общается с сестрой…. Мускулинизация – появление мужских черт у девочек. Причины: отец хотел сына, а родилась дочь, ее воспитывают как мальчика, общается с мальчиками, играет в компании мальчиков и т.д. Специалисты утверждают, что если девочка в детстве недостаточно играла в куклы, у нее не разовьется материнский инстинкт. Существенную роль в этом процессе семья продолжает играть и на последующих возрастных этапах, помогая или мешая формированию психологического пола подростка, юноши. В-третьих; семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка (американский исследователь Блум выявил, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов), а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию. В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальных норм. А когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. В частности, исследования показывают, что выбор супруга и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье. Родители, которые сами в детстве пережили недостаток внимания или которым не удалось успешно решить в семье свои детские конфликты, или проблемы, связанные с половым созреванием, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь. В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношениях, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. В процессе социального развития семья играет большую роль в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов, возможные аспекты и способы того и другого. Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит то, какой персональной средой развития ребенка они являются, каким содержанием наполняется в них социализация, каковы ее результаты. Так, социализация в большой группе семей имеет явно антисоциальные характер и результаты. Это те семьи, в которых дети не только безнадзорны, но и оказываются в антисоциальной, криминогенной среде, которая и определяет их развитие. И, наконец, сегодня распространилось стремление сбывать детей с рук. В редких случаях - родственникам, чаще – на попечение государства, порой детей просто выгоняют из дому, много случаев убийства нежелательного младенца. Все это проявления дезорганизации семьи, отражающей негативные процессы в обществе и государстве. Итак, в любой семье человек проходит стихийную социализацию, характер и результаты которой определяются ее объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи. Что же касается воспитания в семье как относительно социально контролируемой социализации, то, по некоторым данным, его в состоянии осуществлять не более 60% российских семей. 3. Детские поведенческие реакции 1. Реакция отказа Реакция отказа от общения, игр, приема пищи, выполнения домашних обязанностей или школьных уроков может быть у подростков, когда родители запрещают им общаться с привычной компанией сверстников, оказывающих нежелательное воздействие на их сына или дочь. В нерезкой форме она может проявиться у подростков, внезапно оторванных от привычного места жительства или общения: например, когда подростка переводят в новую школу или семья переезжает на новое место жительства. В таких случаях подросток может винить в этом родителей и именно с ними отказывается общаться, а со сверстниками из нового класса или двора общаться может. Реакция отказа от еды или общения может быть при помещении подростка в детский дом или интернат: например, когда родителей лишают родительских прав или сами родители помещают ребенка в такое учреждение. Эта реакция может быть и у детей, лишившихся родителей и взятых на воспитание в другую семью. Особенно выражена реакция отказа, если ребенок попадает в условия, где все разительно отличается от его домашнего уклада и где с ним чрезмерно строги, наказывают его, и он лишен любви и заботы. При этом подросток испытывает чувство отчаяния, ему кажется, что в его жизни произошло непоправимое событие. Он не хочет ни с кем разговаривать, ничем не хочет заниматься, даже своими любимыми увлечениями, не проявляет интереса к окружающему. Из-за отказа от занятий у подростка может быть серьезное отставание в учебе от одноклассников. Внешне подростки выглядят подавленными, поникшими, печальными, ходят с опущенной головой, сторонятся сверстников и воспитателей, могут пассивно подчиняться требованиям взрослых, но сами на контакт не идут. Если ситуация не меняется и подросток продолжает вести себя так же, то могут возникнуть подозрения о психическом заболевании или умственной отсталости. Но стоит подростку попасть в нормальные условия, где к нему относятся тепло и ласково или он возвращается в семью, как его поведение нормализуется, и никаких психических нарушений не выявляется 2. Реакция протеста (оппозиции) Это одна из наиболее частых реакций в подростковом возрасте. Это непостоянная и преходящая реакция, характеризующаяся избирательностью и направленностью. Чаще всего реакция протеста возникает у подростка, когда в семье конфликтная обстановка, и эта реакция направлена против родителей, которые, по мнению подростка, виноваты перед ним. Протестные формы поведения возникают у подростков в ответ на обиду, ущемленное самолюбие, недовольство требованиями или отношением близких. Причиной реакции протеста могут быть конфликты между родителями или их равнодушное отношение к подростку, несправедливое или болезненное для его самолюбия наказание, запрещение чего-либо, что значимо для подростка. Протестные реакции могут быть у подростков из-за предъявляемых родителями чрезмерных претензий, требований выдающихся успехов, когда родители пытаются сделать из ребенка вундеркинда, ставят перед ним непосильную задачу – в совершенстве овладеть иностранным языком, каким-либо видом спорта, в занятиях музыкой и прочее, требуют примерного поведения, чтобы он стал отличником в школе или походил на кого-то из своих сверстников, а подросток не в состоянии соответствовать тому, что ожидают от него родители. Реакции протеста подростки могут проявить и в школе, если учителя ругают их за плохую успеваемость или какие-то проступки. Реакции протеста бывают пассивными и активными. Пассивные реакции протеста – это замаскированная враждебность, недовольство, обида на взрослого, который вызвал такую реакцию, утрата прежнего эмоционального контакта и стремление избегать общения с ним. Активные реакции протеста проявляются в виде непослушания, грубости, вызывающего и даже агрессивного поведения в ответ на конфликт, неправильные методы воспитания, наказания, упреки, оскорбления. Возникает психотравмирующая ситуация с отрицательно окрашенными переживаниями подростка. Протестная реакция направлена против тех лиц, которые явились источником переживаний подростка. Такие реакции сравнительно непродолжительны и свойственны подросткам с возбудимым типом акцентуации характера. Активные реакции протеста могут выражаться и в стремлении делать назло, причинить вред обидчику, отомстить с помощью оговоров, лжи, кражи, вплоть до жестоких поступков и даже убийства животного, принадлежащего человеку, обидевшему подростка. В некоторых случаях реакция протеста может закрепиться и в последующем распространяется на взрослых вообще. Подросток может проявить протестную реакцию в разной обстановке, и сила его реакции может не соответствовать раздражителю. Из-за обиды, после наказания или из-за чрезмерных претензий родителей подросток может убежать из дома. Некоторые подростки с истерическими чертами характера стараются не убегать далеко, хотят, чтобы их заметили знакомые или родители и вернули домой, а после требуют к себе особого внимания или стремятся вернуть прежнее отношение родителей. Реакция оппозиции бывает и при повторном браке родителей, когда в семье появляется отчим или мачеха и их дети, или если в семье рождается еще один ребенок. В этих случаях это своеобразная детская ревность, когда подростку уделяется меньше внимания, чем раньше, это и соперничество с новым членом семьи за ту же степень внимания матери. В поведении таких подростков может быть нарочитость, демонстративность, стремление шокировать, при этом их главная цель – привлечь к себе внимание любым способом, вернуть прежнюю любовь родителей. Однако с родителями они ведут себя вызывающе, могут прогуливать школу или нелепым образом изменить свою внешность (например, выбрить себе часть волос на голове) и тому подобное. Такое поведение чаще всего свойственно подросткам с истерическими чертами характера – истерической психопатией или акцентуацией характера. С этой же целью, привлечь к себе внимание родителей, подростки могут начать употреблять спиртное, причем демонстративно будут выставлять свой порок напоказ. Несмотря на все трудности их поведения, такие подростки вызывают жалость. Всеми своими подчас нелепыми, утрированными поступками они как бы взывают о помощи: «Помогите мне, полюбите меня, я так одинок!» Они не умеют выразить это словами (такое выражение эмоционального состояния вообще несвойственно подросткам) и тем более не скажут этого родителям, на которых обижены за их невнимание, но этот безмолвный призыв о помощи отчетливо звучит в каждом их поступке. 3. Реакция имитации Реакция имитации сказывается в стремлении подражать во всем определенному лицу или образу. В детстве предметом для подражания являются родные или старшие из ближайшего окружения, позднее – герои книг и кино. У подростков моделью для имитации чаще становятся наиболее яркие товарищи или кумиры молодежной моды. Пример для подражания подросток обычно выбирает не сам, ему он диктуется той группой сверстников, к которой он принадлежит. Причиной серьезных нарушений поведения реакция имитации может стать, когда для подражания служит антисоциальный «герой». Не случайно культ гангстеризма, насилий, убийств, грабежа, возвеличивание «удачливого» преступника – супермена в кино способствовал росту преступности. Особенно выражена реакция имитации, подражание асоциальным «героям» у подростков неустойчивого типа. Имитация – это стремление подражать во всем кому-либо. В детстве ребенок подражает своим родителям, старшим братьям или сестрам и вообще многим взрослым. Дети играют во взрослые игры, отражающие ситуации, участниками или свидетелями которых они были, – например, после посещения поликлиники или прихода врача на дом они играют в «доктора и больного», причем стараются копировать интонации, жесты, голоса. Играя в дочки-матери, они подражают интонациям и поведению своей матери. Школьники играют в учителя и ученика. Дети, видевшие, как их родители употребляют спиртное, играют в гостей, при этом со всей серьезностью разливают «вино» по бокалам, «чокаются» друг с другом и говорят подслушанные у взрослых фразы. И так далее. В подростковом возрасте они обычно избирают себе кумира – киногероя, актера, популярного певца или музыканта и стараются копировать его и в одежде, и в прическе, и в поведении. Иногда они, подражая популярным спортсменам, начинают заниматься каратэ, силовыми видами спорта, накачивают себе мышцы, принимают анаболики и хвастаются своей физической силой перед сверстниками. Когда они в качестве кумира избирают положительного героя и в своем стремлении к подражанию не доходят до крайностей, то в этом никакой патологии нет, как правило, с возрастом это проходит. Но если объектом подражания является отрицательный герой – вот тогда родителям следует заранее быть готовыми ко всяким неприятностям. Со свойственным этому возрасту максимализмом подросток постарается не только копировать отрицательного героя, но и «переплюнуть» его во всех его отрицательных поступках. И самые большие неприятности ждут родителей, когда подросток избирает объектом для подражания реального человека – взрослого или своего сверстника, злоупотребляющего алкоголем, а особенно лиц с криминальным прошлым. Открыв рот, подростки с упоением слушают о подвигах асоциальных личностей, не имея возможности определить, где правда, а где ложь или вымысел, а те, найдя в их лице благодарных слушателей, еще больше привирают, чтобы заинтересовать и привлечь подростков. Вот это уже чревато не только ранним злоупотреблением алкоголем, но и различными криминальными действиями. И совсем не обязательно, что таких «отрицательных героев» с восторгом слушают только подростки, сами склонные к асоциальному поведению, или дети алкоголиков. Немало случаев, когда вполне послушные мальчики из непьющих семей тоже заслушивались подобными рассказами. Для них это другая жизнь, захватывающая и полная приключений, а именно так преподносят свои подвиги не раз судимые лица. Подросткам льстит такое внимание взрослого человека, тем более что тот общается с ним как бы на равных. И довольно часто во дворе вокруг таких асоциальных личностей группируются подростки. Уголовнику же нужна не только аудитория заинтересованных слушателей: он стремится быть лидером и использовать подростков в своих целях. Постепенно он начинает вовлекать подростков в пьянство, вначале покупает спиртное на свои деньги, затем требует, чтобы они просили деньги у родителей или приносили из дома ценные вещи. Отказать такому кумиру подросток не в состоянии – ведь он расценивает его уже как друга, равноправного товарища. А если такой уголовник уже собрал вокруг себя группу подростков, то отказать ему не может никто, иначе он станет в глазах других посмешищем, маменькиным сынком, трусом и так далее. Собственной нравственной позиции у подростков еще нет. Их этические понятия формируются либо под влиянием родителей, либо под влиянием любого человека, которого подросток уважает. Они могут на словах говорить, что пьянство и воровство – это плохо, но чем именно плохо, они не знают. В отличие от взрослых, они еще не умеют использовать чужой негативный опыт. Они не осознают, что такое преступление, закон, тюрьма, и всего, что с этим связано. Со слов родителей они знают, что воровать нельзя, но сами объяснить, почему нельзя, они вряд ли сумеют. Подростки не знают и не боятся социальных последствий правонарушений. Не зная, что такое криминал и как общество за это наказывает, подростки в такой группе с асоциальным или криминальным лидером могут пойти на любой поступок по его команде. Даже кратковременное пребывание в такой группе заметно сказывается на поведении подростка. Прежде послушный и хороший ученик перестает подчиняться родителям, так как первая задача отрицательного лидера – дискредитировать родителей в глазах подростков, чтобы поднять свой престиж. Подростку уже скучно в школе и не хочется быть дома, потому что в группе все гораздо интереснее – там настоящая, взрослая жизнь, свои тайны и секреты. Это вторая задача отрицательного лидера – добиться, чтобы подростки не рассказали родителям, где и с кем они проводят время и чем занимаются. Поэтому подростки становятся скрытными, огрызаются на расспросы родителей, если не умеют соврать убедительно, а в дальнейшем они уже обучаются обманывать родителей, опять-таки по подсказке лидера, и родители могут даже и не подозревать, кто теперь руководит всей жизнью их ребенка. Обычно группа формируется из мальчиков, так как у девочек в этом возрасте другие проблемы – их внешность, влюбленность, сексуальные связи и прочее. Им неинтересны рассказы бывалого уголовника, а ничем другим он их привлечь не может. Но иногда в группу входят и девочки из неблагополучных семей, которые полностью подчиняются всем требованиям лидера и нормам поведения, установленным им. Случается, что внешне непривлекательных девочек другие члены группы и сам лидер используют для сексуальных потребностей, и они, ранее не имевшие успеха у сверстников и завидовавшие своим более красивым подругам, расценивают это как мужское внимание, гордятся этим и хвастаются перед сверстницами. В подобной группе девочки наравне с мальчиками вовлекаются в пьянство и криминальную деятельность. 4. Реакция отрицательной имитации Отрицательная имитация встречается относительно редко. Речь идет не о подражании отрицательным идеалам, а о том, что модель поведения строиться по принципу противоположного от некоего образца. Примером может служить подросток, подчеркнуто отказывавшийся от всяких предоставляемых семьей материальных благ, от возможности поступить в заманчивое для его ровесников учебное заведение, предпочитающий поношенную одежду, скромно оплачиваемый труд, компанию неудачников. Его поведение было как бы негативом с модели, которой служил его отец – преуспевающий бизнесмен. У другого подростка аскетизм и крайне утрированные моральные требования к себе и окружающим были связаны с тем, что образцом для отрицательной имитации служила мать – одинокая женщина, отличающая распущенной сексуальностью. Третий подросток со всем комплексом поведения, свойственного неустойчивому типу, прогулами школы, побегами из дому и т.п., даже проводя время в компаниях асоциальных сверстников, упорно избегал употреблять спиртные напитки. С раннего детства он был свидетелем сцен, где пьяная мать бывала предметом насмешек и издевательств соседей. Реакция отрицательной имитации тоже может рассматриваться как форма протеста, но она отлична от реакции оппозиции – здесь нет ни стремления, привлечь к себе внимание, ни требования избавить от трудностей. Эта реакция ближе к борьбе за самостоятельность, теснее связана с реакцией эмансипации. 5. Реакция компенсации Реакция компенсации – желание свою слабость и неудачливость в одной области восполнять успехами в другой. Болезненный, хилый, физически слабый, неспособный постоять за себя в драке, показать себя в подвижных играх, предмет насмешек на уроке физкультуры компенсирует себя отличными успехами в учебе и поражающими энциклопедическими знаниями в областях, интересующих товарищей, которые вынуждены обращаться к нему за справками и признать его определенный авторитет Физически слабый отличник, давая списать сильному двоечнику, преследует двойную цель: иметь защиту и превосходить его в умственных способностях. И наоборот, трудности в учебе могут компенсировать «смелым» поведением, предводительством в озорстве и стать причиной нарушения поведения. Иногда реакция компенсации проявляется лишь в мечтах и фантазиях подростка. Например, застенчивая или внешне непривлекательная девочка в своих фантазиях видит себя роковой красавицей, в которую влюблены все ее одноклассники и даже взрослые мужчины. Физически слабый подросток может в своих мечтах представлять себя атлетом, подобно Шварценеггеру, и этим как бы компенсирует собственное чувство неполноценности. Ребенок, страдающий заиканием, может представлять себя великолепным и красноречивым оратором. Если ребенка подавляют деспотичные родители, добиваясь беспрекословного послушания, он может компенсироваться в играх с младшими детьми, где становится лидером и требует безоговорочного подчинения. 6. Реакция гиперкомпенсации Здесь настойчиво и упорно добиваются результатов именно в той области, где оказываются слабыми. Перенесший в детстве полиомиелит и с тех пор прихрамывающий, мальчик занимается акробатикой и добивается заметных успехов. Страдающий заиканием подросток с увлечением отдается занятиям художественным чтением и успешно выступает на любительских концертах. Присущая с детства робость в силу гиперкомпенсации может толкнуть на отчаянные и безрассудные по смелости действия, которые внешне могут казаться банальными нарушениями поведения. Боязливый, тихий и застенчивый подросток на глазах всего класса перелез по карнизу из окна в окно на высоте 4-го этажа. Поступок старшими был истолкован как хулиганство. Подросток же хотел показать товарищам свою «волю». Именно в силу гиперкомпенсации застенчивые и робкие мальчики при выборе видов спорта отдают предпочтение грубой силе – боксу, самбо, каратэ. Робкие девочки тянуться к общественной работе, а нерешительные, вечно колеблющиеся подростки вдруг неожиданно поражают безапелляционными заявлениями в ситуациях, где требуется неторопливая осмотрительность. 7. Реакция эмансипации Реакция эмансипации – это борьба подростка за свою самостоятельность, независимость, самоутверждение. Эта реакция проявляется стремлением высвободиться из-под опеки контроля, покровительства старших родных, учителей, воспитателей, наставников, старшего поколения вообще. Эмансипация может касаться: • эмоциональной стороны, когда эмоциональные связи родителей и детей постепенно разрываются или вытесняются связями с другими – дружбой, любовью. • когнитивной стороны, если между родителями и детьми с каждым днем растет стена непонимания • поведенческого аспекта взаимоотношений, когда родители не в состоянии регулировать поведение своих детей • нормативной, если те нормы и ценности, на которые ориентируются родители, становятся чуждыми их детям Чем больше подростка контролируют и подавляют, тем больше он хочет избавиться от влияния взрослых. Наперекор им он начинает всегда поступать по-своему, демонстрирует всем, что он уже самостоятельный. С таким поведением наверняка сталкивались многие родители, объясняя его упрямством и неподчинением их авторитету. На самом деле это вполне закономерная реакция для этого возраста, и со временем она проходит. Крайние формы эта реакция приобретает именно при неправильном поведении родителей – если они его гиперопекают или проявляют деспотизм и требования беспрекословного подчинения. Чем больше родители проявляют свой деспотизм, тем неправильнее ведут себя подростки. Если в младшем возрасте ребенок еще мог подчиняться такому давлению родителей, потому что был полностью зависим от них, то в подростковом возрасте возможны различные крайние формы – побеги из дома и бродяжничество. У некоторых слабых подростков, имеющих деспотичных родителей, особенно в неполных семьях, когда мать подавляет ребенка, эта зависимость остается на всю жизнь. Даже будучи в браке и имея собственных детей, такие мужчины и женщины, как говорится, «держатся за материнскую юбку», нуждаются в ее опеке, бегают к матери за советом по любому пустяковому поводу, беспрекословно подчиняются ей и шагу не могут ступить без ее одобрения. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение как, личности. Термин «реакция эмансипации», нам представляется, более точно отражает суть явления «кризис авторитетов». Реакцией эмансипации может быть продиктовано поступление на учебу или работу обязательно в другом городе, чтобы жить отдельно от родителей. Одной из крайних форм проявления реакции эмансипации являются побеги из дому и бродяжничество, когда они обусловлены желанием «пожить свободной жизнью». Реакция группирования со сверстниками Реакция группирования со сверстниками в крайних выражениях по своим проявлениям близка к реакции имитации, за исключением того, что здесь нет взрослого отрицательного лидера. Таким лидером становится кто-то из членов самой группы, особенно если он старше других, употребляет спиртное, имеет психические отклонения и физически сильнее остальных. Стремление к группированию со сверстниками вообще присуще подростковому возрасту, даже если это не достигает степени крайних, асоциальных проявлений. Существует два типа подростковых групп. Одни отличаются однополым составом, наличием постоянного лидера, довольно жестко фиксированной ролью каждого члена, его твердым местом на иерархической лестнице внутригрупповых взаимоотношений (подчиняясь одним, помыкание другими). Лидер становится для них непререкаемым авторитетом, обычно он бесстрашен, всегда готов вступить в драку и отстоять свое право управлять группой с позиции силы. Группа собирается во дворе или в ином месте – в подвалах, на чердаках, на пустырях, заброшенных стройках. Накачав мышцы, в дальнейшем подростки бросают спорт и проводят время в пьянках, картежных играх, сексуальных оргиях – для этого в группу вовлекаются и девочки, хотя вначале группа обычно бывает однополой. Могут совершаться и криминальные действия – изнасилование, воровство, грабеж, драки и прочее. Такая группа становится грозой своего района и всех сверстников, не примкнувших к ней. Подростки дают иногда какое-либо устрашающее название своей группе, заимствованное из зарубежных кинофильмов, они называют себя организацией, придумывают различные лозунги. Многие сверстники из благополучных семей завидуют им и мечтают стать членами такой организации: они заискивают перед сильными, задабривают их деньгами, выпрошенными у родителей, оказывают разные услуги, и со временем их принимают в группу. Так прежние тихони и домоседы могут приобщиться к пьянкам и асоциальным формам поведения. Родители недоумевают, что произошло с их ребенком, – ему уже не интересно дома, он становится грубым, развязным, скрытным, прогуливает занятия в школе, при первой возможности убегает к своим новым приятелям, уносит из дома деньги и вещи. Подростковая группа, как уже говорилось, может состоять только из мальчиков или в группу вовлекаются и девочки. Но обычно их немного, и, как правило, это или девочки с явными психическими отклонениями, или дочери алкоголиков, для которых такая среда привычна, и они без особых колебаний следуют традициям группы и пьют наравне с мальчиками. Девочек вполне устраивает их роль в группе, большинство из них рано начинает беспорядочную сексуальную жизнь, они ничуть не тяготятся частой сменой сексуальных партнеров и тем, что у них нет постоянного поклонника. Обычно их в группе никто не обижает, наоборот, мальчики берут их под свое покровительство, защищают, ощущая себя настоящими мужчинами, и девочки этим чрезвычайно гордятся. Но даже если к ним относятся пренебрежительно, обзывают, унижают и придумывают им оскорбительные прозвища, они все равно терпят это и не уходят из группы, потому что только здесь они ощущают мужское внимание, пусть даже в оскорбительной форме, которого лишены в иных условиях. Другой тип подростковых групп отличается не четким распределением ролей, отсутствием постоянного лидера – его функции несут разные члены группы в зависимости от того, чем в данный момент группа, занята. Состав группы обычно нестабильный и разнополый – одни уходят, другие приходят. Жизнь такой группы минимально регламентирована, нет каких-либо четких требований, удовлетворение которым необходимо для вступления в нее. Существуют и промежуточные, и иные типы подростковых групп. Реакция группирования может объединять подростков и по интересам – занятия спортом, каким-либо хобби. В закрытых заведениях для подростков (интернаты, спортивные лагеря) реакция группирования проявляется особой силой и может быть причиной серьезных нарушений режима. В этих условиях, а также при семейно-педагогической запущенности реакция группирования может стать главным регулятором поведения подростков. Реакцией группирования может быть объяснен известный факт, что подавляющее большинство правонарушений у подростков совершается в группе. Практика показывает, что в любой неконтролируемой родителями группе подростков рано или поздно может появиться новый участник, способный вовлечь других членов группы в пьянство. Этому возрасту вообще свойственна подверженность чужому влиянию, причем с большей легкостью подростки поддаются отрицательному влиянию, чем положительному. 9. Реакция увлечения (хобби-реакция) Хобби – какое-либо увлечение, любимое занятие на досуге. Хобби у взрослых могут быть, а могут и отсутствовать. Для подросткового возраста увлечения составляют важнейшую черту. Подростковой возраст без увлечений подобен – детству без игр. К сожалению, проблема увлечений, остается еще мало освященной в современной литературе. В отличие интересов и наклонностей, увлечения всегда окрашены «эмоционально» хотя и не составляют главную трудовую направленность личности. Увлечения подростков и разнообразны, и относительно ограничены. Попытка систематизации - увлечении составляет нелегкую задачу. А.Е.Личко предлагает классификацию, основанную на мотивах, толкающих на то или иное увлечение. Выделены следующие типы увлечений. - Интеллектуально-эстетические увлечения связаны с глубоким интересом к любимому делу (музыке, рисованию, древней истории, и т.п.). К этой же группе относятся любители постоянно что-либо изобретать, конструировать. Нередко подобные занятия для других, особенно взрослых, кажутся странными и ненужными. Поглощенные увлекательным для них делом, подростки иногда запускают учебу и другие дела и почти все время отдают избранному предмету. Этот вид увлечений наиболее присущ шизоидным подросткам. - Телесно - мануальные увлечения связаны с намерением укрепить свою силу, выносливость, приобрести ловкость или какие-либо искусные мануальные навыки (каратэ, ушу и др.). Здесь удовольствие нередко доставляет не столько сам процесс занятий, сколько достигнутые результаты. - Лидерские увлечения сводятся к поиску ситуаций, где можно предводительствовать, руководить или что-то организовывать, направлять других, даже если это касается случайных моментов или событий повседневной жизни. Разные увлечения, будь то кружки, спорт, общественные обязанности, легко меняются, пока не попадается сообщество, которое удается подчинить себе. Такие подростки, являются главарями в разных группах молодежи и при хорошей направленности интересов охотно занимаются полезной общественной деятельностью. - Накопительские увлечения - это прежде всего коллекционирование во всех его видах. Учитывая, что любая коллекция, достигая значительной величины, приобретает известную материальную ценность, можно допустить, что в основе этого рода увлечений лежит склонность к накоплению материальных благ. Устойчивая страсть к коллекционированию часто сочетается с особой тщательностью и аккуратностью. - Эгоцентрические увлечения, - всякого рода занятия, показная сторона которых позволяет оказаться в центре внимания окружающих (художественная самодеятельность, экстравагантная одежда). С целью привлечения к себе внимания могут избираться даже такие занятия, как изучения редких иностранных языков, литературная деятельность увлечение стариной, рисование, попытки стать знатоком в какой-либо модной области. Однако все эти занятия в подобных случаях преследуют все туже цель – демонстрацию своих успехов, привлечение внимания оригинальностью своих увлечений, желание возвыситься в глазах окружающих. - Азартные увлечения - карточные игры, ставки на матчах, различного рода пари на деньги, увлечение спортлото, тотализатор, "махнем не глядя" и т.п. Виды увлечении могут меняться, но каждое из них питается чувством азарта. - Информативно - коммуникативные увлечения проявляются жаждой получения новой легкой информации, не требующей никакой критической, интеллектуальной переработки, а также потребностью во множестве контактов, позволяющей этой информацией обмениваться. Многочасовая пустая болтовня со случайными приятелями, глазение на все происходящее вокруг, детективно-приключенческие фильмы, реже книги. Контакт и знакомства предпочитаются такие же легкие, как и сама поглощаемая информация. Полученные сведения легко забываются, в их подлинный смысл обычно не вникают и каких-либо выводов из них не делается. Обычно, если сам подросток заявляет, что у него никаких увлечений нет, речь идет на самом деле о подобном информативно-коммуникативном хобби. Увлечения у подростков могут лежать в основе нарушений поведения: это происходит или в силу чрезмерной интенсивности хобби, когда ради него забрасываются учеба, работа, все дела и даже ставится в опасность собственное благополучие или в силу необычности, странности и даже асоциального содержания самих увлечений. Подростковые хобби имеют не только, диагностическое, но и реабилитационное значение. Увлечения могут служить ключом для первого контакта при индивидуальной работе. 10. Реакции, обусловленные сексуальным влечением Эти поведенческие реакции составляют важную, но пока еще мало изученную область. Сюда могут быть непосредственные проявления сексуальной активности, групповой секс, гомосексуализм и раннее начало половой жизни, беспорядочные половые связи, например в подростковой группе. Вовлечение подростка в группу может быть вызвано именно рано пробудившимся сексуальным влечением, реализовать которое в иных условиях подросток не может. Доступность девочек — членов группы — может показаться весьма привлекательной для подростка, и именно по этой причине он стремится в такую группу. Формирующееся сексуальное влечение еще не дифференцировано, поэтому для его удовлетворения могут использоваться и сексуальные из­вращения — транзиторный подростковый гомосексуализм, фроттеризм, эксгибиционизм, педофилия, садизм и мазохизм. В действительности должны быть отнесены к рассматриваемому кругу явлений и поведения, внешне не имеющие сексуальной окраски, избирательная агрессия, демонстративные суицидальные действия. Сексуальное поведение подростков отличается чрезвычайной неустойчивостью и легко может приближаться к патологическим формам.
«Условия социализации в семье и детские поведенческие реакции» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot